ТОП 10:

Материалы для изготовления силуэтных кукол



Традиционно для изготовления фи­гур теневого театра выбирают тём­ный картон или фанеру. Поэтому теневая фигурка довольно часто ассоциируется с жёсткой чёрной формой. Но на самом деле цвет в данном случае не имеет большого значения, поскольку для образо­вания тени на экране важна лишь непрозрачность материала.

Картон и фанера дают на эк­ране густую, чёрную тень.

Картон для работы надо брать достаточно плотный и тонкий. Если он слишком тонок, можно склеить два-три слоя. Не рекомендуется использовать очень толстый и рых­лый картон, поскольку края фигур из такого картона быстро обтреп­лются и дадут на экране неряшли­вые, неприятные силуэты.

Фанерная фигура значительно прочнее картонной и, кроме того, позволяет использовать более сложный и точный механизм управ­ления. Но при выпиливании теневой


 


ГЛАВА II



фигуры с помощью лобзика нужно иметь умение, терпение и желание работать ещё аккуратнее, чем с кар­тоном. При умелой работе милли­метровая фанера, близкая по своей толщине к картону, позволяет соз­дать точный силуэт. При желании и сноровке некоторые фигуры можно делать, сочетая фанеру с картоном.

Бумагу и ткани используют, если нужна менее интенсивная, сероватая или имеющая какой-то цветовой оттенок тень. Силуэты можно вырезать из раскрашенной цветными пятнами чертёжной или акварельной бумаги - тогда во время спектакля фигурки будут выглядеть на просвет светлыми и слегка тонированными.

Теневые фигуры могут быть совершенно непрозрачными (в полном смысле слова теневыми) или же просвечивающимися, транспарантными. Обычно такие фигуры из цветных кусочков фольги или целлофана применяют для цветных теневых постановок. Могут быть и комбинированные фигуры, у которых одни части непрозрач­ные, другие же транспарантные.

Силуэты для теневого театра могут быть лёгкими, тонкими, с


мелкими деталями. Лица следует вырезать по контуру волос, платка или шапки, а в образовавшуюся пустоту наклеивать кальку или очень тонкую бумагу. При желании и умении можно прорисовать лицо по кальке тушью и пером. В этом случае прорезать можно не только черты лица, но и кисти рук (как это делают на окладах икон) и закрыть калькой. Ещё можно прорезать узоры на одежде персонажей или декорациях и закрыть их разным количеством слоев кальки. Сами фигуры нужно надежно приклеить к тонкой прочной палочке - для удобства управления.

Предельная выразительность силуэта составляет основную пре­лесть теневого театра. Можно на­учиться видеть и умело изобра­жать тени предметов, но для этого


 



ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


важно понимать, в каком ракурсе они наиболее выразительны. Точ­ная - до миллиметра - линия, ко­торая очерчивает силуэт, может передавать мельчайшие детали. Образ, характер и динамика пер­сонажа создаются самыми неза­метными на первый взгляд изги­бами этой линии. Возьмите ка­кой-нибудь бумажный силуэт и просмотрите его в виде тени на экране. Вы сразу увидите подроб­ности, которых не замечали рань­ше. Ваша фантазия придаст па­дающей на экран тени то, что в бумажной фигуре при обычном восприятии и увидеть невозможно, даже объём и цвет.


Силуэт может быть вырезан в каком-то неожиданном ракурсе и в то же время характерном, легко узнаваемом, так что тень от плос­кого силуэта скорее даст вам пред­ставление о предмете, чем тень от самого предмета. Попробуйте повертеть за экраном какой-либо объёмный предмет, и вы увидите, что в ряде положений он будет от­брасывать на экран совершенно непонятную тень. Когда показы­вают предмет неодушевленный, это не так важно, К примеру, для ветки или вазы можно легко найти ракурсы, при которых их тень будет достаточно характерной. Но тень - человеческий профиль - при ма­лейшем повороте головы стано­вится на экране совершенно не­узнаваемой. Поэтому при создании декораций и теневых фигуры важно всё время проверять, как они вы­глядят на экране. Художественное чутьё и практика помогут вам по-


 


ГЛАВА II



 


нять основные принципы построе­ния силуэта для теневого театра.

Приведём несколько советов, полученных нами от опытных кук­ловодов и художников-силуэти­стов, поскольку создание сцени­ческого образа при помощи си­луэта имеет свои специфические особенности.

Прежде всего, не рекоменду­ется делать фигуру абсолютно ста-


тичной, полагая, что динамическую выразительность ей придадут ме­ханические движения на экране. Вместе с тем, теневую фигуру нуж­но заранее рассчитать на какое-то определенное количество дви­жений (чем меньше, тем лучше!) и в самой конфигурации силуэта за­ложить потенциальную возмож­ность выполнения этих функций.

Предположим, вы хотите сделать персонаж «сказочный слуга», кото­рый в одной картине несёт поднос с грудой золотых вещей, а в другой картине должен низко поклониться своему господину. Вы не сможете добиться, чтобы одна и та же фигура «умела» и кланяться, и держать пе­ред собой на вытянутых руках тя­жёлый груз. Придётся для первой картины нарисовать фигуру, в ко­торой чувствуется стремление со­хранить равновесие (откинутая на­зад голова, выпрямленная или слег­ка отведенная назад спина). Но для второй картины эта фигура уже не подойдёт, так как она не сумеет сделать убедительный поклон, и вам придется для второй сцены вы­резать другую фигуру. Вместе с тем было бы ошибкой придавать каждой фигуре слишком уж «готовую» позу. Задача художника - вместе с ре­жиссёром (в любительских условиях обе эти функции нередко совме­щаются в одном лице) внимательно изучить характер и возможные дей­ствия конкретного персонажа с тем, чтобы создать одну или несколько дублирующих фигур, которые имели бы полное внешнее сходство, но от­личались бы позой или способом управления. Каждая из таких фигур


64 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР



сможет точно и выразительно со­вершать действия и поступки, по­лагающиеся ей по сюжету.

 

«Живые фигуры» - способы управления

 

Для управления самой простой те­невой фигурой к основной части фигуры (туловищу) прикрепляют проволоку или деревянную планку - так, чтобы нижняя её часть опус­калась ниже фигуры на 10-15 см и позволяла вам незаметно дер­жать её на ширме или на экране. Если фигурка достаточно высокая, её нужно опоясать прочной ниткой и управляющую проволоку (или планку) пропустить под ней.

ГЛАВА II 65


Обычно кукловод сидит справа (левши слева) от демонстрацион­ной рамы и двигает фигуру правой рукой (левши соответственно - ле­вой), а управляет её движениями свободной рукой. Если в представ­лении задействованы два кукло­вода, они садятся по обеим сто­ронам экрана.

Наиболее распространены два способа управления фигурами:

• снизу при помощи ниток (ев­
ропейский способ);

• сзади при помощи тростей (ки­
тайский способ).

Для управления куклами лучше брать не нитки, а рыболовную лес­ку. Каждое движение может про­изводиться либо с помощью одной нитки (тогда обратное движение будет вызвано действием проти­вовеса), либо двух ниток, каждая из которых вращает деталь (ногу, лапу, хвост) в противоположном направлении. Двумя нитками мож­но наклонять голову персонажа.

Движение ног у теневых пер­сонажей ограничено. Обычно те­невая фигура перемещается, не перебирая ногами, будто скользит, и с этой условностью даже самые маленькие зрители свыкаются бы­стро и легко. Иногда режиссёр весь спектакль строит таким образом, чтобы ноги персонажей не были видны и движение наблюдалось только по верхней части фигур. Приёмы, позволяющие скрыть ноги, бывают самые разные: дви­жение фигуры по лугу с высокой травой, маскировка ног длинным платьем, показ фигур из окна, из-за забора.


Управление куклой так назы­ваемым китайским способом, т.е. при помощи тростей, отходящих назад, имеет большое преимуще­ство. В этом случае теневая фигура получает неограниченный спектр движений. Она может передвигать ноги, отрываться от края экрана (от «пола», «земли») и даже летать по воздуху. При этом способе управления фигура не прикреп­ляется жёстко к рейке, и все её части двигаются свободно. Но для управления такой фигурой нужна большая тренировка. Часто для управления одной фигурой тре­буются два кукловода. Работая очень близко друг от друга, иногда переплетая руки и прикасаясь плечами, они должны действовать предельно слаженно и чётко.

В китайском теневом театре трости не всегда прикрепляются к теневой фигуре, а по мере необхо­димости актер с ловкостью жонг­лёра вставляет конец трости в со­ответствующее углубление и пе­ремещает фигуру.

В «Московском театре теней» (худ. руководитель Г. Крупенин) при китайском способе управления пользуются тростями, прикреплен­ными к фигуре. К тростям приде­лывают небольшие крючки, на обратной стороне фигуры имеются петли, в которые продеваются эти крючки, и таким образом теневоды управляют фигурой. Трости, при­крепленные к петлям, кукловод держит перпендикулярно к плос­кости экрана. Если для управления фигурой в данный момент требу­ется три трости, то на помощь


приходит второй кукловод. Напом­ним, что при этом способе источ­ник света должен быть размещен так, чтобы тени от тростей не па­дали на экран. Чтобы действия происходили слаженно, их нужно хорошо отрепетировать.

Во время представления ис­полнители - куклы или люди - дви­гаются у самого экрана на одной линии или же удаляются от него, если нужно изменить размер тени. Важно тщательно отрепетировать движения и жесты, чтобы во время представления они были чёткими, выразительными, понятными. Если в спектакле задействовано не­сколько исполнителей, желательно продумать их взаимное размеще­ние: когда тени накладываются друг на друга, на экран проециру­ется бесформенный силуэт.

В теневых спектаклях лучше из­бегать встречных движений или же проводить одну фигуру мимо дру­гой очень быстро, чтобы зрители - особенно самые маленькие и неискушённые - не успели заме-


 


66ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


 


тить искажение теней. Жестику­лирует, как правило, одна фигура - та, которая в данный момент действует и разговаривает. Если по ходу действия нужно повернуть куклу в другую сторону, нужно до­вести её до конца сцены и поворот совершить вне экрана или же вос­пользоваться декорацией.

Многочисленные фигурки не­обходимо держать в строгом по­рядке: лучше всего сложить их в стопочки «покадрово» - тогда сверху окажется фигурка, которая требуется для очередной подмены. Такой способ оживления кукол мож­но назвать ручной мультипликаци­ей. Теневая фигура имеет точные, скупые движения, количество ко­торых сравнительно невелико. По­этому их тщательно продумывают и отбирают. Полезно, чтобы актер сам проверял характерность фи­гуры, наблюдая ее тень на экране.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.23.15 (0.006 с.)