ТОП 10:

МАСТЕР-КЛАСС XIII. ПОСЛЕДНИЙ. ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ



• Перечислите и запишите любые мифы, сказки, ле­генды или духовные рассказы, которые вызывают у вас ассоциации с каким-нибудь вашим архетипом и имеют для вас особое значение. Затем определите параллели этих историй с вашей жизнью. Напри­мер, вы можете ощутить себя Золушкой или Магом, Одухотворяющим Архитектором или Художником.

• Просмотрите свой альбом с любимыми фотогра­фиями, на которых запечатлены разные события из вашей жизни. Сопоставьте эти фотографии с вы­бранными архетипами (субличностями). Подумай­те, чему научили вас эти архетипы и какие уроки вы еще проходите.


Глава 22. Учебный класс Колдуньи-ведуньи для специалистов 281

• Выполните упражнения, рекомендуемые Дж. Каме­
рой [15]:

- Включите веселую, игривую мелодию, зажгите ароматизированную свечу или благовоние. Вам необходимо добиться сочетания звука и запаха, которое изменит привычную обстановку и позво­лит вам помечтать.

- Назовите пять-семь своих тайных личностей. Сопро­тивление может проявляться в виде таких мыслей: «Если я о них знаю, как они могут быть тайными?» Не нужно понимать все так буквально. Вам всего лишь надо постараться увидеть самих себя в таком виде, в котором вы редко появляетесь на людях. Если вам трудно, обратитесь к истории своей жизни. Возмож­но, ваши тайные личности со школьных лет остают­ся с вами. А возможно, они проявились у вас после двадцати. Понять это вам поможет упражнение 1.

- Если у вас ничего не получается, составьте список того, что вам нравится, из двадцати пунктов и спро­сите себя, какая часть вас предложила каждый из них. Этого должно быть достаточно, чтобы обна­ружить ваши тайные личности.

• Назовите, что лежит в шкафу каждой тайной лич­
ности. Выполняя это задание, представьте себе, что
открываете шкаф каждой из ваших тайных лично­
стей. Подробно опишите пять вещей, которые на­
шли в каждом из них. Например:

- Принцесса Трусиха: строгие туфли-лодочки (ба­летки), скромное платье с черным поясом и т. д.


282 Часть 3. Венец творческого преображения женщины...

- Арабский Музыкант-целитель: простые хлопча­тобумажные одежды, шерстяной свитер и т. д.

- Мужчина с телевидения: черная шелковая рубаш­ка, два костюма (темно-синий и коричневый), пурпурный галстук, строгие и «гламурные» бо­тинки и т. д.

• Представьте, какой была бы ваша жизнь, если бы какая-либо из ваших тайных личностей была в ней главной. По очереди представьте в роли главной каждую из своих тайных личностей. Можно начать с самого скучного персонажа, который всячески ме­шает вам развлекаться. На пять минут представь­те себе, как бы вы жили под его руководством. Не очень-то весело, правда? Затем попробуйте предста­вить в роли главного — самого веселого, творческо­го персонажа.

• Поработайте с теми личностями, что оказались на противоположных полюсах. Пусть каждая из них попробует побыть главной. Вы заметите, что у каж­дой есть свои достоинства и недостатки.


Часть 4

ХРАНИТЕЛИ МУДРОСТИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ


ГЛОССАРИЙ

Алхимия— древнейшая наука, совмещающая в себе экспериментальную химию с образно-интуитив­ным, отчасти религиозным, мировоззрением и воспри­ятием природы и человека. Для нее характерен язык символов, призванный передавать природу жизни и не-познанность души [33]. В аналитической психологии рассматривается как средневековая предтеча исследова­ний бессознательного и, в частности, изучения транс­формации личности [12].

Арт-терапия— метод психологической работы, использующий возможности визуального искусства: живописи, графики, скульптуры, дизайна либо таких форм творчества, в которых визуальный канал комму­никации играет ведущую роль (кинематограф, видео-арт, компьютерное творчество, перформанс и др.) для достижения положительных изменений на пути разви­тия личности.

Архетипы(от греч. archetypos — «первообраз») — суть, форма и способ связи образов, наследуемых бес­сознательных первичных человеческих первообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведе­ния, структурирование личности, понимание мира, вну­треннее единство и взаимосвязь человеческой культуры и взаимопонимания людей. Универсальные образы или


Глоссарий



символы, содержащиеся в коллективном бессознатель­ном, отражают определенные чувства или мысли че­ловека, которые он испытывает относительно данно­го объекта или ситуации. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когни­тивно и поведенчески на конкретные ситуации. Архе­типы пробуждают к жизни эмоции, заслоняющие собой реальность. Наиболее очевидным образом влияние ар­хетипов сказывается во времена кризисов, когда сфера «Я» отличается наибольшей ранимостью [12,13]. «Сле­дует, наконец, освободиться от иллюзий, будто архети­пы возможно объяснить и тем самым с ним покончить. Всякая попытка объяснить окажется не чем иным, как более или менее удачным переводом на какой-то другой язык» [36, с. 461].

Бессознательное— аспект психики, содержащий социально неприемлемые конфликты и желания.

— «зоркий, видящий») —

Дракон(от греч. метафорическое обозначение семи образцов личностных страхов, представляющих собой препятствие на пути к счастью и порождающих человеческие страдания. Каж­дый дракон имеет уязвимое место, и для избавления от него необходимо встретиться с ним лицом к лицу. Есть драконы личностных страхов, препятствующие вдох­новению: самоуничижение и высокомерие; драконы, препятствующие конструктивной деятельности: муче­ничество и нетерпеливость; драконы, препятствующие самовыражению: саморазрушение и жадность; драконы, сужающие сферу человеческого влияния: мученичество,



Часть 4. Хранители мудрости преображения


самоуничижение и саморазрушение; драконы, обладаю­щие мощным разрушающим воздействием на все окру­жающее: жадность, нетерпеливость и высокомерие; дракон, препятствующий прохождению информации: упрямство; дракон, порождающий жгучее желание или, наоборот, отказ от предмета желаний вследствие силь­нейшего страха перед отсутствием или недостаточно­стью чего-либо: жадность.

Герой— архетипический мотив, в основе которо­го лежит преодоление препятствий и трудностей и до­стижение определенных целей. Мифологический мотив Героя соотносится с бессознательной самостью челове­ка, а сам Герой выступает как «квазичеловеческое суще­ство», символизирующее идеи, формы и силы, которые созидают или захватывают душу. Целью Героя является обретение сокровища, принцессы, кольца, эликсира жиз­ни и т. д. Психологически все эти обретения выступают метафорами подлинных чувств и уникального челове­ческого потенциала. В женской психологии путешествие Героя проживается путем земных подвигов Анимуса или с помощью проекции через партнера-мужчину [12].

Мандала(от инд. madala — «круг», «диск») — жи­вописное или графическое изображение схемы Вселен­ной в буддизме, символические изображения, которые принято считать либо священными, либо способствую­щими медитации, в психологии — магический круг (ар­хетипический образ самости). Мандалы могут обнару­живаться в сновидениях или различных изображениях (рисунке, пластике, архитектуре).


Глоссарий



Медитативное состояние— умственное состоя­ние внутреннего осознания, в котором Эго следует вну­тренней динамике самораскрытия [13].

Медитация— древняя эффективная методика успокоения сознания и освобождения его от всех по­сторонних шумов. Практика медитации необходима для очищения своего сознания от воздействия драко­нов-страхов.

Метафора— образное выражение понятия или си­туации в переносном смысле, определение и изучение одного путем обращения к образу другого. Метафора пря­мо или косвенно соотносится с действительным миром, углубляет понимание реальности и ее свойств. Может использоваться как сознательный литературный прием.

Путешествие— переживание интеграции внутрен­него развития и осознавания индивида. Путешествие сопровождается внешним развитием и может являться смыслом жизни, врожденной предрасположенностью или целью [13].

Развитие личности— процесс формирования личности как социального качества человека в резуль­тате его социализации и воспитания.

Самоактуализация— стремление человека к воз­можно более полному выявлению и развитию своего таланта, своих способностей. Бесконечный процесс, характеризующийся развитием личности при каждой возможности. Характеристики самоактуализирующих­ся людей: эффективное восприятие реальности и ком­фортабельные отношения с ней, принятие себя, других



Часть 4. Хранители мудрости преображения


людей и окружающей природы, спонтанность, простота и естественность, креативность и т. д.

Самооценка— оценка человеком самого себя, сво­их возможностей, качеств и места среди других людей.

Самосознание— осознание своего «Я» во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделе­ние себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Самосознание по­могает человеку сохранять себя и свое «Я», а также ре­гулировать всю сложную систему внутреннего психиче­ского мира.

Символ— наилучшее из возможных выражение или изображение чего-либо неизвестного. Символ сле­дует отличать от знака.


БИБЛИОТЕКА КОЛДУНЬИ-ВЕДУНЬИ

Многое Колдунья-ведунья почерпнула из книг в своей библиотеке. Среди них «Психологический сло-царь», «Практикумы по искусству и творчеству», «Кни­га мудрости», «Духовный практикум», «Магический словарь», «Энциклопедия любви», «Книга сказок и о мудрости сказок» и многие другие.

1. Айриш Л. С. Большая книга драконов / Пер. с англ. Т. Ковалевой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 207 с.

2. Ардалионов Л. Сказки Волшебной страны // http://www.kniga-skazok.ru.

3. Ассаджоли Р. Психосинтез: Теория и практика. М.: Релф-бук, 1994. 314 с.

4. Афанасьев А. Н. Древо жизни. Избранные статьи. М.: Современник, 1982. 464 с.

5. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психоло­гия человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992. 399 с.

6. Бим-Бад Б. М. Искусство постигать искусство // http://bim-bad.ru.

7. Гарфилд П. Путь к блаженству. Метод мандалы сновидений / Пер. с англ. О. Цветковой. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1998. 272 с.

8. Герасимова Н. М. Фигура медиации в русской волшебной сказке // Кунсткамера: этнографические те­тради. Вып. 8-9. 1995. 241-250 с.



Часть 4. Хранители мудрости преображения


9. Тулина М. А. Терапевтическая и консультатив­ная психология. СПб.: Речь, 2001. 352 с.

10. Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей Красави­цы. Психологическая инициация женщины в волшеб­ных сказках: Монография. СПб.: Речь, 2006. 263 с.

11. Защепенков В., Лифанов В. Психология интерье­ра, или Мой интерьер как мой портрет. М.: Независи­мая фирма «Класс», 2005. 153 с.

12. Зеленский В. В. Аналитическая психология: Сло­варь. СПб.: Б. С. К., 1996. 324 с.

13. Каплан-Уильямс С. Работа со сновидениями. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1997. 192 с.

14. Криничная Н. А. Нить жизни: реминисценции образов божеств судьбы в мифологии и фольклоре, об­рядах и верованиях. Петрозаводск: ПГУ, 1995. 40 с.

15. Кэмерон Дж. Золотая жила. М.: Гаятри, 2007. 312 с.

16. Лаврова О. В. Глубинная топологическая психо­терапия: идеи о трансформации. Введение в философ­скую психологию: Монография (Серия «Новые идеи в психологии»). СПб.: Изд-во ДНК, 2001. 424 с.

17. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. «Кни­га о живописи мастера Леонардо да Винчи живопис­ца и скульптора флорентийского» / Пер. А. А. Губер и В. К. Шилейко; под общ. ред. А. Г. Габричевского и со вступительной статьей В. Н. Лазарева. М.: ОГИЗ, 1935. С. 384.

18. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: Терра; Кн. лавка, 1996. 272 с.


Библиотека Колдуньи-ведуньи



19. Маслоу А. Дальние пределы человеческой пси­хики. М.: Прогресс, 1997. 365 с.

20. Минделл А. Тело шамана. М.: ACT и др., 2004. 240 с.

21. Мисс К. Колесо судьбы, или Священные Согла­шения / Пер. с англ. С. Алукард. М.: ЭТП, 2003. 408 с.

22. Мифологический словарь // Под ред. Г. А. Стра-тановского. Л.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР. Ленинградское отделение, 1959. 226 с.

23. Москаленко В. Д. Когда любви слишком мно­го: Профилактика любовной зависимости. 2-е изд. М.: Психотерапия, 2007. 224с.

24. Павлова В. Письма в соседнюю комнату: тысяча и одно объяснение в любви. М.: ACT, 2007. 616 с.

25. Петрушин С. В. Любовь и другие человеческие отношения. Изд. 2-е, доп. СПб.: Речь, 2006.144 с.

26. Плоткин Б. Искусство души: Прикоснитесь к тайнам природы и человеческой психики / Пер. с англ. А. Осипова. М.: София, 2005. 480 с.

27. Полякова И. Ю., Панова О. И., Меньшова А. Ю. Как сохранить любовь: искусство взаимоотношений. СПб.: Речь, 2008. 399 с.

28. Потебня А. А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 622 с.

29. Пурнис Н. Е. Арт-терапия. Искусство архитекту­ры. Практикум. СПб.: Соларт, 2005. 140 с.

30. Смолова Л. В. Методы работы с воображением: Основы психосинтеза: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 87 с.



Часть 4. Хранители мудрости преображения


31. Стивенсон Дж. Приручи своих драконов. Как обратить свои недостатки в достоинства. СПб.: Питер, 1995. 212 с.

32. Танкаян В. Архитектура глазами человечества. СПб.: Стройиздат, 1999. 160 с.

33. Франц M.-JI. фон. Алхимия (введение в симво­лизм и психологию) / Пер. с англ. Ю. М. Донца // Под общ. ред. В. В. Зеленского. СПб.: Б. С. К., 1997. 291 с.

34. Франц M.-JI. фон. Толкование волшебных ска­зок. Психологический смысл мотива искупления в вол­шебной сказке / Пер. с англ. Р. Березовской и К. Буты-рина; под общ. ред. В. В. Зеленского. СПб.: Б. С. К., 1998. 360 с.

35. Юнг К.-Г. Воспоминания, сновидения, размыш­ления. М.: ACT-ЛТД; Львов: Инициатива, 1998. 480 с.

36. Юнг К.-Г. Символическая жизнь. М.: Когито-Центр, 2003. 326 с.

37. Юнг К.-Г. Конфликты детской души. М.: Канон, 1997.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ АВТОРЕ

Наталья Пурнис — кандидат психологических наук, автор практических пособий и статей по арт-терапии. Ведет семинары, частные консультации и групповые тренинги. Применяет возможности арт-технологий в работе с персоналом, в обучении архитекторов, руко­водителей и тех, кто хочет стать успешным. Работает в Европе, России и СНГ.

Сказка, живопись, любимая архитектура, веселый рассказ являются ее инструментами, которыми она де­лится с вами. Она сторонник того, чтобы репродукции шедевров мировой живописи окружали людей, работа­ющих на предприятиях, пациентов в больницах, детей в школах и детских домах. И верит в то, что творческий подход, искусство, духовный рост и общественная дея­тельность помогают быть бизнесу стабильным.

Наталья Пурнис приглашает вас на семинары и тре­нинги в «Арт-терапевтическую Мастерскую». Адрес в Интернете: www.triart-spb.ru, адрес группы на сайте «Вконтакте.ру»: http://vkontakte.ru/clubll516258.

Вы можете пройти путь от Уставшей Женщины к Лучезарной Женщине, посетив ряд тренингов, автором которых является Наталья Пурнис или ее коллеги.



Часть 4. Хранители мудрости преображения


ТРЕНИНГИ «АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ»

Тренинг личностного роста







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.219 (0.011 с.)