Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Верование, разум и Элвис ПреслиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Разговор о «веровании» приводит еще к одной ошибке. Допустим, я утверждаю, что «верю» в существование Бога. Если под этим я понимаю только то, что существование Бога нельзя доказать, то могу считать мою веру разумной — даже более разумной, чем атеистическая альтернатива. Действительно, теист, провозглашающий свою простую и истинную «веру», редко считает, что его вера неразумна. Она, например, отличается от веры в то, что Элвис Пресли жив: смерть Элвиса была ненастоящей, и он продолжает жить в каком-то укромном месте. Очень немногие теисты согласились бы с тем, что их вера в Бога не более разумна, чем вера в то, что Элвис жив. Теист, без сомнения, указал бы на то. что вторая вера очевидно иррациональна и абсурдна, ибо нет никаких свидетельств в ее пользу и очень многое свидетельствует о противоположном.
Однако является ли вера в Бога менее иррациональной и абсурдной? Как я уже сказал, мой беглый обзор распространенных аргументов «за» и «против» существования Бога, по-видимому, указывает на то, что нет, не является. Тем не менее с таким выводом согласились бы очень немногие верующие. Даже те, которые говорят, что они просто «веруют», часто — если все-таки вынудить их объяснить, почему же они веруют, — тихо произносят: «Но ведь мир должен был из чего-то возникнуть, правда?» Оказывается, что за провозглашением «верования» часто кроются стандартные теистические аргументы (в данном случае — причинный аргумент, см. гл.1 «Откуда появилась Вселенная?»). Быть может, эти аргументы не сформулированы явно в сознании верующего, тем не менее их присутствие чувствуется. Особенно привлекательны причинный аргумент и аргумент от целесообразности. Большинству из нас требуется затратить большие интеллектуальные усилия, чтобы понять, почему они (по крайней мере в их обычной формулировке) ошибочны. Неудивительно поэтому, что даже тот, кто говорит о «простой вере», часто считает свою веру разумной. Конечно, вера в то, что Элвис жив, легкомысленна и бессодержательна. Вера в Бога таковой не является: она способна оказывать огромное влияние на нашу жизнь. Нет никаких сомнений в том, что вопрос «Существует ли Бог?» является одним из самых серьезных и важных вопросов нашей жизни. Он доминировал в человеческом мышлении на протяжении тысяч лет. По-видимому, вера в Бога отвечает каким-то сокровенным чаяниям, с которыми большинству и s нас нелегко расстаться. Тем не менее остается вопрос: имеем ли мы больше оснований верить в Бога, чем в то, что Элвис жив? Является ли вера в Бога более оправданной? Ответ, по-видимому, должен быть отрицательным. Разговоры о «простом веровании не могут затушевать этот факт, если это, конечно, факт. Заключение Наш анализ наиболее распространенных аргументов «за» и «против» существования Бога говорит о том, что имеющиеся данные свидетельствуют о том, что Бога нет. Может быть, некоторые аргументы в пользу существования Бога можно спасти или построить более убедительные аргументы. Допустимо предполагать, что можно как-то решить проблему зла. Тогда можно обосновать рациональность веры в Бога. Однако существует очень боль. шое «если». Мой вывод говорит не о том, что ошибочно верить в Бога, ао том, что теизм гораздо труднее защищать, чем это кажется многим. Верующие вынуждены заниматься проблемой зла и искать более подходящие аргументы в защиту положения о существовании Бога. Либо они должны признать, что их вера не более рациональна, чем, скажем, вера в то, что Элвис жив. И первое, и второе отнюдь не легко сделать. Что читать дальше Гл. 1 «Откуда Посмотрите на другой 8.
дна из наиболее интригующих философских загадок связана с вопросом о других сознаниях. Как вы узнаете о том, что они существуют? Конечно, вас окружают живые организмы, которые выглядят и ведут себя почти так же, как вы. Они даже уверяют, что у них есть сознание. Но так ли это? Быть может, другие человеческие существа — это зомби, лишенные сознания: внешне они похожи на вас, однако лишены внутренней жизни, включая эмоции, мысли, чувственные впечатления и даже боль. Есть ли у вас основании предполагать, что другие человеческие существа (включая и меня) не являются такими зомби? Быть может, их меньше, чем вам кажется. У дантиста На сцене кабинет дантиста. Финнукейн распростерт в зубоврачебном кресле, его рот забит ватными тампонами. Лысый дантист с очками на носу постукивает по пломбе на его коренном зубе. Дантист: Так хорошо? А так хорошо? Финнукейн: А... аа... ааа! Дантист: Нет, это не хорошо. Она совсем раскрошилась. Очень плохая пломба. Ее надо заменить. Я дам вам обезболивающее, хотя и не верю, что вы чувствуете боль. Финнукейн не может поверить тому, что слышит. Дантист: Это правда. Я не верю, что вы чувствуете боль. На самом деле я даже не верю в то, что у вас есть сознание. Финнукейн делает большие глаза. Дантист: Почему? Потому что я рациональный дантист, вот почему. Я не похож на других дантистов. Я верю только в то, во что разумно верить. Откройте шире рот! Дантист берет с подноса длинный блестящий шприц и делает укол в десну Финнукейна. Финнукейн в страхе тара-шит глаза, лицо его покрывается крупными каплями пота. Постепенно боль слабеет. Дантист: 0, я знаю, что говорят другие дантисты. Они говорят (дантист саркастически усмехается): «Конечно, у меня есть основания считать, что мой бедный пациент обладает мышлением. Я делаю ему укол в десну и смотрю: он покрывается потом, корчится, издает крики. У меня есть все основания считать, что я имею дело с таким же сознательным существом, как я сам. Пациент даже говоритмие о том, что чувствует боль. Дантист убирает шприц и холодно смотрит на Финнукейна. Дантист: Но я не столь доверчив. Все эти так называемые свидетельства совершенно неубедительны. Личное сознание Финнукейн изумлен. Как может кто-то не верить в то, что другие люди тоже обладают сознанием? Мы сочли бы такого человека безумным, даже опасным. Однако дантист уверяет, что он всего лишь рационален. Он смотрит на Финнукейна. Дантист: Вы усмехаетесь. Позвольте я объясню. Я рассуждаю просто. Во-первых, я не могу непосредственно видеть то, что происходит в со- знании другого человека. Я могу наблюдать его внешнее поведение, но не вижу, что происходит в его мышлении, если оно у него есть. Его восприятия, верования, эмоции, болевые ощущения и так далее - все это недоступно мне. Сознание - это нечто личное, самое личное из всего, что есть. По-видимому, дантист прав. Допустим, например, вы откусили кусочек лимона и почувствовали кислый вкус. Вы прямо и непосредственно осознаете это ощущение. Другой человек может испытать такое же ощущение, но у вас нет возможности проверить это прямым путем. Вы не можете проникнуть в сознание другого человека и пережить это ощущение вместе с ним. Опыт другого человека вам недоступен. Дантист берет в руки бур. Финнукейн нервно следит за его движениями. Дантист: 0, я догадываюсь, что вы могли бы сказать, если бы во рту у ваг не было ваты: «А если бы вы могли разглядеть то, что происходит в моем мозге? Если бы у вас был такой прибор, который позволил 5ы вам разглядеть возбуждение моих нейронов боли? Тогда у вас было бы прямое свидетельство того, что я испытываю боль». Вы сказали бы это, не так ли? Финнукейн кивает, нечленораздельно мыча. Дантист: Опять ошибка! У меня не было бы прямого доказательства. Откуда мне знать, что возбуждение именно этих нейронов сопровождаемся чувством боли у другого человеческого существа? Может быть, только у меня активность мозга сопровождается активностью сознания. Откройте шире рот! Рассуждение по аналогии Дантист начинает сверлить зуб Финнукейна. Дантист: Другие дантисты согласны со всем этим. Они (опять с иронической улыбкой) говорят: «О'кей! У вас нет прямого доступа к тому, что происходит в сознании другого человека. Однако отсюда вовсе не следует, что у вас нет хороших оснований верить в то, что другие люди обладают сознанием. У вас оно есть. А их поведение дает вам надежные основания предполагать, что и у других людей оно есть. Относительно себя вы знаете, что, когда вас уколют иголкой, вы чувствуете боль. Вам известно также, что, когда вы испытываете боль, вы вздрагиваете и кричите. Вы видите, что другие люди, когда их колют иголкой, также вздрагивают и кричат. Не служит ли это достаточным основанием для предположения о том, что они также испытывают боль?» Рассуждение дантиста называется аргументом по аналогии. На первый взгляд этот аргумент кажется весьма правдоподобным. Если нас попросят обосновать наше убеждение в том, что другие люди тоже обладают сознанием, большинство из нас скажет что-то вроде этого. Однако нашему дантисту хорошо известно, что с этим аргументом по аналогии связаны серьезные затруднения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.247 (0.011 с.) |