Сосредоточение на гипнагогических образах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сосредоточение на гипнагогических образах



 

Наиболее рас­п­рос­т­ра­нен­ная стра­те­гия ОСИСБ зак­лю­ча­ет­ся в сос­ре­до­то­че­нии в про­цес­се за­сы­па­ния на воз­ни­ка­ющих в это вре­мя гип­на­го­ги­чес­ких ви­де­ни­ях. Вна­ча­ле вы, ско­рее все­го, бу­де­те ви­деть от­но­си­тель­но прос­тые об­ра­зы, вспыш­ки све­та, ге­омет­ри­чес­кие узо­ры и то­му по­доб­ное. Пос­те­пен­но по­яв­ля­ют­ся бо­лее слож­ные фор­мы: ли­ца, лю­ди, и, в кон­це кон­цов, це­лые сце­ны. Сле­ду­ющий при­мер «сос­то­яния по­лус­на», как его на­зы­вал рус­ский фи­ло­соф П.Д.Успен­с­кий, да­ет жи­вое пред­с­тав­ле­ние о том, на что по­хо­жи гип­на­го­ги­чес­кие ви­де­ния:

Я за­сы­паю. Пе­ре­до мной воз­ни­ка­ют и ис­че­за­ют зо­ло­тые точ­ки, ис­к­ры и звез­доч­ки. Эти ис­к­ры и звез­доч­ки пос­те­пен­но пог­ру­жа­ют­ся в зо­ло­тую сеть с ди­аго­наль­ны­ми ячей­ка­ми, ко­то­рые мед­лен­но дви­жут­ся в такт уда­рам мо­его сер­д­ца. Я слы­шу их со­вер­шен­но от­чет­ли­во. В сле­ду­ющее мгно­ве­ние зо­ло­тая сеть прев­ра­ща­ет­ся в мед­ные шле­мы рим­с­ких сол­дат, стро­ем мар­ши­ру­ющих вни­зу. Я слы­шу их мер­ную пос­тупь и наб­лю­даю из ок­на вы­со­ко­го до­ма в Га­ла­те, в Кон­с­тан­ти­но­по­ле, как они ша­га­ют по уз­кой ули­це, вы­хо­дя­щей на ста­рую верфь и Зо­ло­той Рог, с его па­рус­ни­ка­ми и па­ро­хо­да­ми; за ним вид­ны ми­на­ре­ты Стам­бу­ла. Рим­с­кие сол­да­ты тес­ны­ми ря­да­ми про­дол­жа­ют мар­ши­ро­вать впе­ред и впе­ред. Я слы­шу их тя­же­лые, мер­ные ша­ги, ви­жу си­яние сол­н­ца на их шле­мах. Вне­зап­но я от­ры­ва­юсь от по­до­кон­ни­ка, на ко­то­ром ле­жу, и в том же скло­нен­ном по­ло­же­нии мед­лен­но про­ле­таю над ули­цей, над до­ма­ми, над Зо­ло­тым Ро­гом, по нап­рав­ле­нию к Стам­бу­лу. Я ощу­щаю за­пах мо­ря, ве­тер, теп­лое сол­н­це. Этот по­лет мне не­ве­ро­ят­но нра­вит­ся, я не мо­гу удер­жать­ся - и от­к­ры­ваю гла­за.

Состояния по­лус­на Ус­пен­с­ко­го яви­лись ре­зуль­та­том при­выч­ки со­зер­цать со­дер­жи­мое сво­его ума при вхож­де­нии в сон и в по­лу­сон­ном сос­то­янии пос­ле про­буж­де­ния. Он от­ме­ча­ет, что де­лать это зна­чи­тель­но лег­че ут­ром пос­ле про­буж­де­ния, чем ночью пе­ред сном и что «без оп­ре­де­лен­ных уси­лий» та­кие сос­то­яния во­об­ще не воз­ни­ка­ют.

Доктор На­тан Рап­порт, аме­ри­кан­с­кий пси­хи­атр, вы­ра­бо­тал ме­тод вхож­де­ния в осоз­нан­ное сно­ви­де­ние, очень близ­кий ме­то­ду Ус­пен­с­ко­го: «На­хо­дясь в пос­те­ли пе­ред сном, эк­с­пе­ри­мен­та­тор каж­дые нес­коль­ко ми­нут пре­ры­ва­ет по­ток мыс­лей и вспо­ми­на­ет их со­дер­жа­ние, ко­то­рое стре­мит­ся ис­чез­нуть пе­ред каж­дым втор­же­ни­ем его на­вяз­чи­во­го вни­ма­ния». Эта при­выч­ка пе­ре­но­сит­ся и в сон, при­во­дя к ре­зуль­та­там, по­доб­ным сле­ду­ющим:

«Вспыхнул ос­ле­пи­тель­ный свет, и ми­ри­ады бли­ков брыз­ну­ли от изу­ми­тель­ной хрус­таль­ной люс­т­ры. Мно­жес­т­во ори­ги­наль­но вы­пол­нен­ных ста­ту­эток на ка­ми­не нап­ро­тив даль­ней сте­ны, об­ши­той па­не­ля­ми в сти­ле ро­ко­ко, прив­ле­ка­ли к се­бе вни­ма­ние, как и все эк­с­т­ра­ва­ган­т­ное. Спра­ва ве­се­лая груп­па прек­рас­ных дам с ка­ва­ле­ра­ми в са­мых эле­ган­т­ных на­ря­дах вик­то­ри­ан­с­кой эпо­хи лю­без­ни­ча­ли друг с дру­гом. Ка­кое-то вре­мя я бес­соз­на­тель­но наб­лю­дал эти сце­ны, по­ка, на­ко­нец, не по­нял, что это не ре­аль­ность, а иг­ра мо­его ума. Мгно­вен­но кар­ти­на ста­ла ска­зоч­но кра­си­вой. С ве­ли­чай­шей ос­то­рож­нос­тью мой по­луп­рос­нув­ший­ся ум стал ее рас­смат­ри­вать: я знал, что это за­ме­ча­тель­ное ви­де­ние мож­но раз­ру­шить гру­бым втор­же­ни­ем.

«Действительно ли эта мыс­лен­ная кар­ти­на не­под­виж­на?» - по­ду­мал я. Как бы в от­вет, од­на из юных ле­ди гра­ци­оз­но про­валь­си­ро­ва­ла по ком­на­те. За­тем она вер­ну­лась в свою груп­пу и, обер­нув­шись ко мне че­рез пле­чо, зас­ты­ла с ос­ле­пи­тель­ной улыб­кой на ми­лом ли­чи­ке. В це­лом, цве­то­вая гам­ма кар­ти­ны бы­ла скром­ной, нес­мот­ря на ка­лей­дос­ко­пи­чес­кие бли­ки от люс­т­ры, изыс­кан­ные го­лу­бые и кре­мо­во-ро­зо­вые то­на бо­га­тых де­ко­ра­ций и кос­тю­мов. Я по­чув­с­т­во­вал, что мое вни­ма­ние пе­реш­ло на то един­с­т­вен­ное, что ме­ня ин­те­ре­су­ет в сно­ви­де­ни­ях - на крас­ки: изыс­кан­ные, но в то же вре­мя жи­вые, как бы све­тя­щи­еся из­нут­ри».

 

ТЕХНИКА ГИПНАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

 

Полностью расслабьтесь

 

Лежа на кро­ва­ти, прик­рой­те гла­за и рас­слабь­те го­ло­ву, шею, пле­чи, спи­ну, ру­ки и но­ги. Ус­т­ра­ни­те все ум­с­т­вен­ные и мы­шеч­ные за­жи­мы, ды­ши­те мед­лен­но и спо­кой­но. По­лу­чи­те удо­воль­с­т­вие от рас­слаб­ле­ния, дай­те уй­ти всем сво­им мыс­лям, за­бо­там и пла­нам. Ес­ли вы толь­ко что прос­ну­лись, это­го дол­ж­но быть дос­та­точ­но для рас­слаб­ле­ния. Ес­ли нет - поп­ро­буй­те при­ме­нить пос­ле­до­ва­тель­ную ре­лак­са­цию (стр. 27) или 61-то­чеч­ную ре­лак­са­цию (стр. 27). Пус­кай все ути­ха­ет, ста­но­вит­ся все мед­лен­нее, все рас­слаб­лен­нее, по­ка ваш ум не ста­нет спо­кой­ным, как мо­ре в без­вет­рен­ную по­го­ду.

 

Наблюдайте за видениями

 

Осторожно сфо­ку­си­руй­те вни­ма­ние на об­ра­зах, ко­то­рые пос­те­пен­но бу­дут по­яв­лять­ся пе­ред ва­шим мыс­лен­ным взгля­дом. Смот­ри­те, как они рож­да­ют­ся и ис­че­за­ют. Ста­рай­тесь наб­лю­дать за ни­ми как мож­но бо­лее пас­сив­но, что­бы они от­ра­жа­лись в ва­шем уме та­ки­ми, как есть. Не пы­тай­тесь их ос­та­но­вить, а прос­то наб­лю­дай­те, не­за­ви­си­мо и бе­зу­час­т­но. По­на­ча­лу вы бу­де­те ви­деть пос­ле­до­ва­тель­ность нес­вяз­ных ми­мо­лет­ных ви­де­ний. Пос­те­пен­но они прев­ра­тят­ся в сце­ны, ста­но­вя­щи­еся все бо­лее слож­ны­ми, и, в кон­це кон­цов, объ­еди­нят­ся в связ­ные сю­же­ты.

 

Войдите в сновидение

 

Когда ви­де­ния прев­ра­тят­ся в под­виж­ный, жи­вой сце­на­рий, поз­воль­те се­бе быть пас­сив­но «втя­ну­тым» в мир сна. Не де­лай­те для это­го уси­лий, прос­то про­дол­жай­те бес­п­рис­т­рас­т­но наб­лю­дать за об­ра­за­ми. Пусть ваш ин­те­рес к про­ис­хо­дя­ще­му втя­нет вас в сон. Но сле­ди­те за тем, что­бы этот ин­те­рес не при­ту­пил ва­ше вни­ма­ние. Не за­бы­вай­те, что те­перь вы спи­те!

 

Комментарий

 

Наверное, са­мое слож­ное в этой тех­ни­ке - на­учить­ся вхо­дить в сон на 3-м эта­пе. Труд­ность сос­то­ит в вы­ра­бот­ке утон­чен­ной бди­тель­нос­ти, по­зи­ции бес­п­рис­т­рас­т­но­го наб­лю­да­те­ля, с ко­то­рой вы да­ете втя­нуть се­бя в сон. Как под­чер­ки­вал Поль То­ли: «Не сто­ит про­яв­лять ак­тив­ность при внед­ре­нии в сю­жет, пос­коль­ку это, как пра­ви­ло, при­во­дит к его ис­чез­но­ве­нию». Здесь тре­бу­ет­ся пас­сив­ное же­ла­ние, сход­ное с тем, что опи­са­но в пре­ды­ду­щей гла­ве в раз­де­ле о са­мов­ну­ше­нии. По сло­вам То­ли: «Вмес­то ак­тив­но­го же­ла­ния внед­рить­ся в сю­жет, сле­ду­ет по­пы­тать­ся пас­сив­но дать пе­ре­нес­ти се­бя ту­да». Ти­бет­с­кий учи­тель да­ет по­хо­жий со­вет: «Осто­рож­но наб­лю­дая за сво­им умом, мяг­ко ве­ди­те его в сно­ви­де­ние, как ес­ли бы вы ве­ли за ру­ку ре­бен­ка».

Другая опас­ность под­с­те­ре­га­ет вас уже в сос­то­янии сна - его мир мо­жет по­ка­зать­ся та­ким ре­алис­тич­ным, что лег­ко по­те­рять осоз­нан­ность, как слу­чи­лось в на­ча­ле опи­сан­но­го вы­ше ОСИСБ На­та­на Рап­пор­та. На этот слу­чай То­ли ре­ко­мен­ду­ет иметь на­ме­ре­ние вы­пол­нить во сне ка­кое-ли­бо дей­с­т­вие; тог­да, ес­ли вы вдруг ут­ра­ти­те осоз­нан­ность, то, вспом­нив, что на­до что-то сде­лать, вы мо­же­те ее вос­ста­но­вить.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.007 с.)