ТОП 10:

Тематика контрольных работ по курсу «Методология и методика психолого-педагогического исследования»



Тематика контрольных работ по курсу «Методология и методика психолого-педагогического исследования»

 

III курс, 6-й семестр

Тема 1

Наблюдение как научный метод

Психолого-педагогических исследований

Вопросы теоретической части

 

  1. Понятие о наблюдении как научном методе, его характеристики
  2. Виды научных наблюдений
  3. Методика проведения наблюдения и специфика его применения в психолого-педагогическом исследовании в дошкольном образовании

Основные понятия: наблюдение как метод и как методика (техника); основные характеристики наблюдения (обусловленность идеей, познавательной целью; планомерность и систематичность; объективность, естественность); единицы и категории наблюдения; виды наблюдений: свободное и целенаправленное, сплошное и выборочное, внешнее и включенное, скрытое и открытое, эвристическое и неэвристическое, полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях, лонгитюдное, периодическое и единичное), кратковременное и долговременное, стандартизированное и нестандартизированное, непосредственное и опосредованное, монографическое и узкоспециальное, наблюдение-поиск; возможности и границы применения; формы фиксирования записей (протокол, дневник и отдельные записи) и требования к их ведению; подготовка и реализация наблюдения; особенности организации наблюдения в детском возрасте.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Сформулировать цель, объект, предмет, гипотезу (описательную), задачи исследования к следующей теме.

Тема 2

Общая характеристика эксперимента

Как метода исследования

Вопросы теоретической части

 

  1. Понятие об эксперименте
  2. Модели и этапы проведения эксперимента
  3. Специфика организации психолого-педагогического эксперимента в детском возрасте

Основные понятия: эксперимент, его преимущества, независимая и зависимая переменные; виды эксперимента: констатирующий, формирующий, естественный, лабораторный, реальный, мысленный, эксперимент с проверкой одной гипотезы, критический, демонстрационный; типы эксперимента (классический, многофакторный, poste factum); модели проведения эксперимента (с участием экспериментальной и контрольной групп, без участия контрольной группы; использование эксперимента для изучения психики ребенка.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Сформулировать цель, объект, предмет, гипотезу (описательную), задачи исследования к следующей теме.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Задание 2.Разграничить объект, предмет и тему исследования.

 

1). Психологического

 

А) Общевозрастные и специфические особенности общей способности к учению в изобразительной деятельности у старших дошкольников в зависимости от организации обучающего процесса

Б) Изобразительная деятельность у дошкольников как разновидность специфической учебной деятельности в традиционных и специально организованных условиях

В) Формирование общей способности к учению у детей 5-7 лет средствами изобразительной деятельности

· объект – это ответ …

· предмет – это ответ …

· тема – это ответ …

 

2). Педагогического

 

А) Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми

Б) Разработка программы развития детей старшего дошкольного возраста как субъектов общения со взрослыми

В) Сфера деятельности общения ребенка со взрослым

· объект – это ответ …

· предмет – это ответ …

· тема – это ответ …

Задание 3. Определить тип гипотезы.

 

Оптимизация отношений между детьми 5-6 лет будет проходить эффективно при соблюдении следующих условий:

1) создание эмоционально-положительной атмосферы сотрудничества;

2) формирование доброжелательного отношения друг к другу у дошкольников;

3) воспитание гуманных отношений в процессе совместной деятельности.

Задание 4. Проранжировать структурные компоненты исследования (расположить в правильной последовательности, согласно логике исследования). Разместить структурные элементы исследования по этапам исследования (Приложение 2)

 

Структурные компоненты исследования:

1) внедрение результатов исследования в практику

2) определение практической значимости исследования

3) организация и проведение констатирующего этапа эксперимента

4) организация и проведение формирующего этапа эксперимента

5) выбор и модификация методов

6) количественный анализ данных

7) обобщение результатов

8) формулирование гипотезы

9) проведение поисковых экспериментов

10) формулирование задач исследования

11) качественный анализ результатов

12) определение теоретической значимости исследования

13) формулирование цели исследования

14) изучение истории вопроса

15) нахождение и организация базы исследования

16) выбор объекта исследования

17) проведение контрольного этапа эксперимента

18) подготовка инструментария для исследования

19) определение предмета исследования

20) определение структуры исследования

Рекомендации по оформлению задания.

Внимание!!! В образце допущены ошибки.

Ранжирование структурных элементов студентом 8, 10, 14, ...
Распределение структурных элементов по этапам исследования постановочный этап 8, 10, 14 ...
собственно исследовательский этап 9, 17 ...
оформительско-внедренческий этап 20, 1, ...

 

Задание 5. Оформить в таблице и рисунке нижеприведенные цифровые данные в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001, сформулировать пояснение к представленным данным.

 

Сравнительные результаты изучения типов взаимоотношений родителей с детьми в различных коммуникативных ситуациях

(цифровые данные отражены в %)

 

Родители детей младшего дошкольного возраста

 

Тип отношения с ребенком   1-я ситуация 2-я ситуация 3-я ситуация 4-я ситуация 5-я ситуация
По типу совместной деятельности
Доминирование активности ребенка
Доминирование активности родителя

 

 

Родители детей старшего дошкольного возраста

 

Тип отношения с ребенком   1-я ситуация 2-я ситуация 3-я ситуация 4-я ситуация 5-я ситуация
По типу совместной деятельности
Доминирование активности ребенка
Доминирование активности родителя

 

Задание 6. Оформить список литературы из 10 источников в соответствии с предъявленными требованиями (по любой проблеме на выбор студента)

В список обязательно должны быть включены:

1) издания одного автора

2) издания двух и более авторов

3) издания под редакцией какого-либо автора

4) глава (раздел, статья) из издания под редакцией какого-либо автора

5) статьи из журнала

6) статья из сборника научных трудов (научных статей)

7) авторефераты диссертаций (если имеются в наличии по данной проблеме)

8) материалы, размещенные в сети интернет


Тема 3

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Сформулировать цель, объект, предмет, гипотезу (описательную), задачи исследования к следующей теме.

Тема 4

Опросные методы

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Сформулировать цель, объект, предмет, гипотезу (описательную), задачи исследования к следующей теме.

Контрольная группа

уровень   Констатирующий срез Контрольный срез
Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
низкий

 

Экспериментальная группа

уровень   Констатирующий срез Контрольный срез
Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
низкий

 

Задание 6. Оформить список литературы из 10 источников в соответствии с предъявленными требованиями (по любой проблеме на выбор студента)

 

В список обязательно должны быть включены:

1) издания одного автора

2) издания двух и более авторов

3) издания под редакцией какого-либо автора

4) глава (раздел, статья) из издания под редакцией какого-либо автора

5) статьи из журнала

6) статья из сборника научных трудов (научных статей)

7) авторефераты диссертаций (если имеются в наличии по данной проблеме)

8) материалы, размещенные в сети интернет

 


Тема 5

Проективные методы

Вопросы теоретической части

 

  1. Общая характеристика проективных методов, их отличие от тестов
  2. Основные виды проективных техник
  3. Особенности применения проективных методов в исследованиях детей дошкольного возраста

Основные понятия:проективные методы,вербальное и визуальное стимулирование, виды проективных техник: структурирования, конструирования, ассоциирования, интерпретации, дополнения, катарсиса, импрессии, графические методики, ролевой метод, возможности применения для изучения детей.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Сформулировать цель, объект, предмет, гипотезу (описательную), задачи исследования к следующей теме.

Тема 6

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1. Сформулировать цель, объект, предмет, гипотезу (описательную), задачи исследования к следующей теме.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Задание 2.Разграничить объект, предмет и тему исследования.

 

1). Психологического

 

А) Особенности поисковой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Б) Индивидуально-типические и индивидуальные особенности поисковой деятельности старших дошкольников в аспекте ее компонентов.

В) Поисковая деятельность детей дошкольного возраста.

· объект – это ответ …

· предмет – это ответ …

· тема – это ответ …

 

2). Педагогического

 

А) Система профессиональной подготовки будущих воспитателей в педагогическом вузе.

Б) Подготовка будущих воспитателей к организации поисковой деятельности детей.

В) Педагогические условия, обеспечивающие эффективную подготовку будущих воспитателей к организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.

· объект – это ответ …

· предмет – это ответ …

· тема – это ответ …

 

 

Задание 3. Определить тип гипотезы.

 

Подготовка будущих воспитателей к организации поисковой деятельности дошкольников будет эффективна при реализации следующих условий:

1) введение в образовательный процесс спецкурса «Поисковая деятельность дошкольников: особенности и технологии развития»;

2) организация практической деятельности студентов по освоению методики доступных в дошкольном возрасте элементарных опытов;

3) подготовка студентов к организации предметной среды, способствующей развитию поисковой деятельности дошкольников.

Задание 4. Проранжировать структурные компоненты исследования (расположить в правильной последовательности, согласно логике исследования). Разместить структурные элементы исследования по этапам исследования (Приложение 2)

 

Структурные компоненты исследования:

1) внедрение результатов исследования в практику

2) определение практической значимости исследования

3) организация и проведение констатирующего этапа эксперимента

4) организация и проведение формирующего этапа эксперимента

5) выбор и модификация методов

6) количественный анализ данных

7) обобщение результатов

8) формулирование гипотезы

9) проведение поисковых экспериментов

10) формулирование задач исследования

11) качественный анализ результатов

12) определение теоретической значимости исследования

13) формулирование цели исследования

14) изучение истории вопроса

15) нахождение и организация базы исследования

16) выбор объекта исследования

17) проведение контрольного этапа эксперимента

18) подготовка инструментария для исследования

19) определение предмета исследования

20) определение структуры исследования

Рекомендации по оформлению задания.

Внимание!!! В образце допущены ошибки.

Ранжирование структурных элементов студентом 8, 10, 14, ...
Распределение структурных элементов по этапам исследования постановочный этап 8, 10, 14 ...
собственно исследовательский этап 9, 17 ...
оформительско-внедренческий этап 20, 1, ...

 

Задание 5. Оформить в таблице и рисунке нижеприведенные цифровые данные в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001, сформулировать пояснение к представленным данным.

 

Сведения об уровне сформированности компонентов мнемической деятельности у детей 5-6 лет (данные приведены в абсолютных показателях)

компонент Данные
мотивационный очень высокий уровень – 3 испытуемых высокий уровень – 5 исп. средний уровень – 12 исп. низкий уровень – 2 исп.
целевой очень высокий уровень – 0 исп. высокий уровень – 1 средний уровень – 14 исп. низкий уровень – 7 исп.
операционно-действенный очень высокий уровень – 0 исп. высокий уровень – 0 исп. средний уровень – 12 исп. низкий уровень – 10 исп.

 

Задание 6. Оформить список литературы из 10 источников в соответствии с предъявленными требованиями (по любой проблеме на выбор студента)

 

В список обязательно должны быть включены:

1) издания одного автора

2) издания двух и более авторов

3) издания под редакцией какого-либо автора

4) глава (раздел, статья) из издания под редакцией какого-либо автора

5) статьи из журнала

6) статья из сборника научных трудов (научных статей)

7) авторефераты диссертаций (если имеются в наличии по данной проблеме)

8) материалы, размещенные в сети интернет


Тема 7

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

 

Задание 1. Сформулировать цель, объект, предмет, гипотезу (описательную), задачи исследования к следующей теме.

Тема 8

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

Задание 1. Сформулировать цель, объект, предмет, гипотезу (описательную), задачи исследования к следующей теме.

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

«МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

1. Баранова, Э. А. Психолого-педагогическое исследование в схемах и таблицах : учеб. пособие / Э. А. Баранова. – Чебоксары : Чув. гос. пед. ун-т, 2011. – 144 с.

2. Баранова, Э. А. Технология выполнения выпускной квалификационной работы по психологии / Э. А. Баранова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. – 116 с.

3. Баранова, Э. А. Оформление студенческой исследовательской работы : учебно-методическое пособие / Э. А. Баранова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. – 55 с.

4. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для вузов по спец. 050706 (031000) – Педагогика и психология; 050711 (0313000 – Социал. педагогика; 050701 (033400) – Педагогика / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 320 с.

5. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. – 6-е изд., испр. и доп.. – М. : Акад. проект, 2010. – 382 с.

6. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : учеб. для вузов по направлению и спец. психологии / В. Н. Дружинин. – 2-е изд., доп. – СПб. : Питер, 2012. – 318 с.

7. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога : [учеб. пособие для вузов по спец. 033400 (050701) – Педагогика] / В. И. Загвязинский. – 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2010. – 174 с. – (Профессионализм педагога).

8. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для вузов по спец. 050706 (031000) – педагогика и психология; 050701 (0033400) – педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 207 с.

9. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учеб. [для вузов по направлению подгот. 050400 "Психол.-пед. образование" (уровень бакалавра) / В. И. Загвязинский и др.] ; под ред. В. И. Загвязинского. – Москва : Академия, 2013. – 238 с. – (Высшее профессиональное образование. Психолого-педагогическое образование. Бакалавриат).

10. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии : учеб. пособие для вузов по направлению и спец. психологии / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. – СПб. : Питер, 2008. – 316 с.

11. Руденко, А. М. Экспериментальная психология : учеб. пособие для вузов по направлению подгот. 030300 "Психология" (квалификация (степень) "бакалавр") / А. М. Руденко. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 285 с.

12. Шипилина, Л. А. Методология психолого-педагогических исследований : учеб. пособие [для вузов по направлению 540600 (050700) Педагогика] / Л. А. Шипилина. – 6-е изд., стер. – Москва : Флинта : Наука, 2013. – 203 с.

Тематика контрольных работ по курсу «Методология и методика психолого-педагогического исследования»

 

III курс, 6-й семестр

Тема 1







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.194.83 (0.033 с.)