Лингвистические и психолингвистические основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лингвистические и психолингвистические основы



Язык — это исторически сложившаяся система звуковых, словесных, грамматических средств, служащих основой общения и взаимопонимания людей. Именно поэтому язык — необходимое условие функционирования и совершенствования мышления, существования и развития общества.

При л и н г в и с т и ч е с к о м подходе язык рассматривается как системно-структурное образование, которому присущи такие признаки, как целостность, наличие элементов (единиц), а также существование связей и отношений между ними. К числу главных единиц относятся фонема, морфема, слово и предложение. Подсистемы языка, представленные наборами фонем, морфем, слов и предложений, принято называть уровнями языка. В языке выделяют фонетико-фонологический, морфологический, лексический, синтаксический ярусы уровни. Составляя сложное диалектическое единство, язык представляет собой систему знаков, а речь — процесс их использования. Язык существует и реализуется через речь.

Сурдопедагогика опирается на следующие положения.

-Речь представляет собой сложную форму психической деятельности человека, назначением которой является общение между людьми.

-Речевая деятельность — неотъемлемая часть самых многообразных видов деятельности людей, и поэтому на ее основе возможно решение разносторонних задач — коммуникативных, познавательных, трудовых и др. -Речь неразрывно связана с мышлением и обеспечивает формулирование мысли посредством языка.

Как особый вид деятельности речь проходит четыре фазы.

1.возникновение речевой потребности: сказать что-либо кому-либо с какой- либо целью. Л. С. Выготский, отмечал, что лишь при возникновении потребности в общечеловеческой речи может появиться и сама речь

2. ориентировка говорящего в условиях общения, в речевой ситуации.

3.реализация деятельности в конкретных действиях и операциях в соответствии с ситуацией общения при соблюдении правильности, точности и выразительности речи.

4.фаза контроля и оценки соответствия того, что сказано, и того, что предполагалось сказать (осуществляется в процессе порождения речи и после речевого акта).

Слышащий ребенок усваивает устную речь на основе общения с окружающими в связи с различными видами практической деятельности. Устная речь ребенка формируется в процессе речевого общения на основе контроля со стороны слухового восприятия за звукопроизношением. Вместе с тем для овладения устной речью важна также деятельность речедвигательного анализатора, с помощью которого вырабатывается комплекс речевых движений, необходимых для воспроизведения звуков. Именно сочетание деятельности этих анализаторов предопределяет сначала восприятие обращенной речи, затем переход к подражанию речевым образцам и, наконец, к порождению собственной речи.

Выделяют три основные ступени речевого развития ребенка:

к концу 1 -го года жизни- однословное предложение;

к середине 2-го года неоформленное многословное предложение, появление отдельных слов;

3-й год оформленное многословное предложение с относительно сложным синтаксическим составом, но многочисленными смешениями грамматических морфем).

В 4 года становление устной речи ребенка в основном завершается: уменьшается ее грамматическое своеобразие, вариативнее становятся синтаксические конструкции, увеличивается объем словаря.

Перечисленные особенности обусловлены характером мыслительной деятельности детей и развитием мыслительных операций, из которых ведущей является обобщение.

Закономерность развития речи — формирование грамматических и семантических обобщений и на их основе языковой способности правил их функционального использования. Устная речь, речь звучащая, произносимая и слышимая, рассчитана на слуховое восприятие. Она характеризуется такими показателями, как правильность произношения звуков и звукосочетаний, громкость, темп, паузы, ритмико-интона-ционные особенности, эмоциональная окраска. Их знание и учет позволяют выявить возможности формирования и развития этой формы словесной речи у людей со слуховой недостаточностью. Для того чтобы устная речь являлась полноценным средством общения, необходимо соответствие ее физических признаков общепринятым нормам. Артикуляционная характеристика устной речи обусловливает особенности работы речевых органов при произнесении звуков. Правильное понимание всех этих аспектов чрезвычайно важно для определения задач, содержания, методов и приемов работы по обучению детей с нарушениями слуха произносительной стороне речи.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

Проблемой трудовой деятельности занимались: Дьячков, Новоселов, Гузова, Пенин.

Принципы построения системы

Связь трудового обучения с общеобразовательным обучением (уч-ся овладевают знаниями и на их основе получают трудовые навыки).

Учет особенностей развития учащихся с н\с.

Вся система трудового обучения должна готовить глухих к самост-ной трудовой деят-сти.

Задачи трудового обучения:

Воспитание честного отношения к труду.

Развитие потребностей в труде.

Расширение и закрепление умений (пракитике в труде).

Коррекция недостатков физического развития. Участие в трудовой деятельности помагает преодолеть глухим недостаточную быстроту, ловккость, скоординированность движений ит.д.

Нравственное воспитание в труде.

Подготовка к самостоятельной трудовой деятельности (профориентация, профподготовка).

Развитие речи учащихся в процессе трудовой деятельности.

ППО как учебный предмет ведется с подготовительного по 12 класс

В школе глухих оно осуществляется в 3 этапа:

I этап —ППО и выращивание растений в подготовительном, 1—4 классах. Основной формой организации ППО является урок, который имеет свою специфическую структуру, включающую основные этапы работы над изделием, в том числе ознакомление с видом и объектом деятельности, планирование деятельности, подготовку материалов и инструментов, изготовление изделия и отчет о работе.

II этап — общетрудовая подготовка в 5—8 классах с дифференцированным обучением мальчиков и девочек.Этот этап предусматривает раздельное обучение мальчиков по техническому труду, девочки изучают обслуживающий труд. Обучение школьников элементарным приемам обработки материалов, изучение элементов техники и технологии, ознакомление с элементами организации труда и основ производства. знакомство с различными профилями труда, включая сельскохозяйственный.

слесарное, столярное и швейное дело. Большое внимание в процессе трудового обучения уделяется развитию речи. В программе по каждой теме определены словарь и фразеология, которые должны быть усвоены учащимися в процессе трудовой деятельности.

III этап — общетрудовая, профильная и профессиональная подготовка в 8—11 классах. Обучение на этом этапе проводится на базе учебно-производственных комбинатов, учебных цехов, участков промышленных предприятий Общества глухих.

Программа по трудовому обучению предусматривает развитие речи в связи с разными видами труда на уроках трудового обучения используется речевой материал программы по языку и другим предметам, обогащение речи новой (соответствующей содержанию занятий трудом) лексикой; совершенствование навыков построения некоторых типов высказываний (просьба, отчет, рассказ, объяснение и др.) В процессе трудового обучения широко используются различные формы работы: фронтальная, групповая (бригадная) и индивидуальная.

Содержание трудового обучения в начальной школе слабослышащих имеет свои особенности. На I этапе в программе выделяются следующие виды деятельности: технический труд, бытовой труд, основы художественной обработки различных материалов, сельскохозяйственный труд.

При организации учебной деятельности на уроках трудового обучения учитываются и особые задачи, которые определяются специфичностью состава учащихся специальной образовательной школы II вида, ограниченностью речевого развития слабослышащих учащихся. Все этапы урока максимально насыщены речевым общением, при этом учитель стимулирует детей к активному пользованию речью, создавая специальные педагогические ситуации. На уроках трудового обучения, в процессе общественно полезного труда, внеклассной работы по техническому творчеству предусматриваются меры для обеспечения безопасности труда, личной гигиены учащихся. С этой целью перед выполнением практических работ, началом общественно полезного труда необходимо проводить дополнительный инструктаж учащихся.

Для расширения технического кругозора младших школьников, закрепления знаний, полученных на уроках математики, ознакомления с окружающим миром и природоведения, изобразительного искусства, занятия организуют таким образом, чтобы дети принимали активное участие в планировании предстоящей трудовой деятельности, организации рабочего места, проводили в процессе работы необходимые измерения, расчеты, пользовались техническими рисунками, чертежами, инструкционными картами, самостоятельно контролировали свои действия.

В задачу II этапа (общетехническая подготовка учащихся 5—7 классов) входит:

• обучение элементарным приемам обработки материала (главным образом металла, древесины и текстиля);

• изучение элементарных сведений о технологии;

• знакомство с различными профилями труда, включая сельскохозяйственный.

На данном этапе учащиеся последовательно изучают слесарное, столярное и швейное дело. Ход обучения позволяет создать условия для переноса знаний и умений, которые сформировались в процессе овладения одним видом труда, на другой. Занятия трудом на II этапе обучения призваны помочь в дальнейшем сознательном выборе профессии.

Программа III этапа трудового обучения предусматривает профилирующую подготовку, включающую ознакомление школьников с работой на механических станках и обучение важнейшим производственным операциям. На этом этапе учащиеся выполняют комплексные работы (при обеспечении производственного характера труда), проходят практику на местных предприятиях, имеющих достаточно хорошее оборудование и условия для ее проведения.

В ходе трудового обучения необходим инструктаж учащихся по технике безопасности (в связи с особенностями производственных операций и типом оборудования в мастерских и на предприятиях). По окончании трудового обучения проводят квалификационные экзамены в установленном порядке.

При основных требованиях, обеспечивающих приобретение учащимися соответствующих знаний и навыков по трудовому обучению, программа предусматривает на производственно-трудовую подготовку учащихся старших классов 1-го отделения меньшее количество часов, чем во 2-м отделении. Школам предоставляется возможность расширить профиль трудовой подготовки учащихся старших классов 1-го отделения; в этом случае можно использовать программу массовой школы для 10—11 классов (трудовые политехнические практикумы по электротехнике, техническому черчению, машинописи, плодоводству, овощеводству, животноводству).

Программа по трудовому обучению предусматривает развитие речи в связи с разными видами труда в двух направлениях:

• обогащение речи новой (соответствующей содержанию занятий трудом) лексикой;

• совершенствование навыков построения некоторых типов высказываний (просьба, отчет, рассказ, объяснение и др.).

При этом имеется в виду, что на уроках трудового обучения используется речевой материал программы по языку и другим предметам. При всем многообразии форм (фронтальная работа, индивидуальная, индивидуализированная, парная, бригадная и др.)> применяемых в специальной школе, для обновления профессионального обучения и производительного труда важна прежде всего бригадная (звеньевая) форма.

Такая организация работы с одновременным разделением трудовых функций между школьниками-исполнителями помогает установлению важных с педагогической и экономической точек зрения отношений взаимной зависимости и взаимного контроля, будит творческую мысль детей, воспитывает у них чувство ответственности за качество изделий, сроки изготовления, экономию материала, дисциплинирует их.

 

 

.

 

КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В настоящее время в качестве одного из наиболее перспективных направлений реабилитации людей с нарушениями слуха и прежде всего детей с большими потерями слуха и их интеграции в среду слышащих можно рассматривать кохлеарную имплантацию.

Кохлеарная имплантация – это операция, в процессе которой во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. Кохлеарная имплантация является разновидностью слухопротезирования, однако, в отличие от обычного слухового аппарата, который усиливает акустические сигналы, кохлеарный имплант преобразует их в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв.

 

Кохлеарная имплантация проводится во всё более раннем возрасте, и уже имеется опыт имплантации у детей в возрасте до года. Известно, что хорошие результаты реабилитации глухих детей могут быть достигнуты и при раннем слухопротезировании обычным слуховым аппаратом с применением адекватных сурдопедагогических методик. Однако кохлеарный имплант обеспечивает принципиально новые возможности слухового восприятия благодаря тому, что даёт возможность услышать те звуковые частоты, которые не могут быть услышаны с помощью обычного слухового аппарата.

Кохлеарная имплантация – это не только хирургическая операция, а система мероприятий включающая отбор пациентов, комплексное диагностическое обследование, хирургическую операцию и послеоперационную слухоречевую реабилитацию пациентов. Решение всех этих задач требует согласованной работы различных специалистов, поэтому сегодня во многих странах существуют специальные центры кохлеарной имплантации, в том числе и детские.

Наиболее важный этап кохлеарной имплантации послеоперационная слухоречевая реабилитация, содержание и длительность которой зависят от того, потерял пациент слух до овладения речью или после этого.

Главным направлением последующей работы для пациентов является развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта. Кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать, но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи – это значительно более сложные процессы, которые включают также умение различать сигналы, выделять в них важные для их узнавания признаки, узнавать изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума и др. Если ребёнок был глухим до операции, то эти навыки у него или не сформированы, или развиты недостаточно. Поэтому реабилитационные занятия после кохлеарной имплантации включают следующие ступени развития способностей восприятия акустической информации:

обнаружение наличия-отсутствия акустических сигналов; обнаружение различий между акустическими сигналами (одинаковые-разные);

отличие голоса человека от других бытовых сигналов; опознавание бытовых сигналов;

определение различных характеристик звуков (интенсивность, длительность, высота и др.);

различие и опознавание отдельных звуков речи, надсегментных характеристик речи (интонация, ритм), фонемных признаков (назализованность, твёрдость-мягкость, место артикуляции);опознавание изолированных слов, предложений;понимание слитной речи;понимание речи и распознавание бытовых звуков в условиях помех.

У долингвально оглохших пациентов, кроме того, проводятся занятия по развитию устной речи и языковых навыков. Реабилитация долингвально оглохших пациентов – это длительный и сложный процесс, который занимает 3-5 лет, и её результаты в значительной мере зависят от возраста, в котором произведена операция.

У пациентов с постлингвальной глухотой отдельные этапы слуховой тренировки могут быть очень кратковременными, поскольку наращивание слухового опыта у них активно происходит естественным образом вне занятий.

Реабилитация пациентов с кохлеарными имплантами – это работа целой команды специалистов, включающей аудиолога, сурдопедагога, логопеда, специального педагога, фонопеда, музыкального педагога, психолога. При кохлеарной имплантации детей принципиально важным является также активное участие родителей в этом процессе.

 

Кохлеарная имплантация является эффективным средством реабилитации детей и взрослых с глубокой степенью тугоухости и полной глухотой. Кохлеарная имплантация с помощью современных моделей кохлеарных имплантов обеспечивает хорошее восприятие устной речи и тем самым полную социальную реабилитацию позднооглохших больных. Для пациентов, потерявших слух в период до овладения речью, требуется продолжительная слухоречевая реабилитация. Все долингвальные пациенты с имплантами способны воспринимать звуки нормальной громкости и ориентироваться в звуковой среде. Результаты речевой реабилитации зависят от возраста, в котором произведена операция, и индивидуальных особенностей пациента. Наиболее перспективно использование кохлеарных имплантов у маленьких детей.

СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОНО-РАЗВИВАЮЩЕГО, РЕАБИЛИТАЦИОННОГО, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Значение средств: обеспечивают доступность и посильность процесса обучения, усвоение знаний в определенной системе, формируют навыки самостоятельного приобретения знаний. Реализует индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению, обеспечивает коррекционно-компенсаторную направленность, общее развитие.

Выбор средств зависит: - Содержание учебного материала. - Наличие опыта, ЗУН у учащихся.Учет возможностей восприятия информации.

Специфические средства организации образовательной среды.

Средства сурдотехники: приборы и установки для исследования слуха; для проведения аудиометрии, основанной на кожной, зрачковой, мигательной, двигательной и сосудистой реакции; тональные аудиометры, речевые аудиометры; АМ1, установки игровой аудиометрии, электроакустическая аппаратура коллективного назначения, стационарные электроакустический приборы индивидуального пользования (С-:, марс1, РСР и т. д.), слуховые аппараты различных моделей, приборы визуального контроля и тактильно-вибрационные устройства.

Вспомогат-ные сурдотехнич-ие приборы и устр-ва: сигнализаторы голоса, усилители звукового сопровождения, установки для параллельного сопровождения кинофильмов субтитрами, сл\речевые тренажеры.

Электроакустическая аппаратура, как основа организации слухоречевой среды. ЗУА (звукоусиливающая аппаратура). 2 типа аппаратуры коллективного пользования:

Проводная. Помогает подобрать режим усиления для каждого через изменение частотных и динамических характеристик звукового сигнала; дополняется вибраторами для восприятия ритмико-интонационной структуры речи. Качество восприятия зависит от удаленности от источника звука.

Беспроводная. Работает на радио-принципе и инфракрасном излучении. Производится не в нашей стране.

Для точности и полноты восприятия учебной информации и достижения речевого взаимодействия м\д субъектами учебной деят-ти исп-ся различные формы словесной речи:устная, письм., дактильная, кот. формируются у обучае­мых в тесном взаимодействии друг с другом и в определенной последовательности.

Предъявляются собые требования к речи сурдопедагога - внятность речи, отчетливость и естественность, умение прогнозировать содержание вы­сказываний и строить краткие и емкие фразы.

Применяемые в обучении средства наглядности условно можно разделить:

на предметно-образные (натуральные объекты, их плоскостные и объемные изображения) - служат для компенсации недостаточно­го чувственного опыта и призвана помочь формированию четких образов рассматриваемых предметов и явлений, актуализации об­разов, сложившихся в прошлом опыте обучаемых;

на знаковые, или условные ( схемы, опорные сигналы, черте­жи, карты, графики, таблицы, опорные конспекты и др.) - направлены на развитие мыслительной деятельности (переход от наглядного уровня познания на уровень конкретно- и абстрактно-понятийный);

на динамические в комбинации со средствами первых двух групп (диафильмы и киноматериалы, информационные средства) — созда­ют возможность восприятия предмета или явления в действии. Выбор средств наглядности зависит от содержания, целей и задач обучения, от уровня подготовленности обучаемых.

В учебном процессе специального образования многопланово задействованы технические средства предъявления информации: кинопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, оборудованные досками, соединенные с компьютером или с передвижными зеркалами, позволяющие следить за артикуляцией преподавателя. Получают распространение персональные компьютеры, оснащенные специализированными программно-методическими ком­плексами, разработанными в лаборатории компьютерных техно­логий Института коррекц. педагогики РАО.

Потеря слуха может быть скорригирована с помощью инди­видуальных слуховых аппаратов различного типа: внутриушных, внутриканальных, внутриканальных глубокого погру­жения, заушных, карманных; аппаратов, обладающих автомати­ческой регулировкой, программируемых, цифровых.

Сурдопедагоги Е. П. Кузьмичева, Т. В. Пелымская, Н.Д. Шматко обращают особое внимание на необходимость использования индивидуальных слуховых аппаратов с первого дня обучения ре­бенка при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению. Индивидуальные СА позволяют детям с н.сл. не только воспринимать речь окружающих при общении, но и контролировать качество собственного произношения. Постоянное пользование ими значительно расширяет представления о звуках окружающего мира.

Использование в образовательном процессе различных средств коррекционно-развивающей, реабилитационной направленности является объективной предпосылкой успешности развития и обучения людей со слуховой недостаточностью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.033 с.)