Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха



Развитие всех детей происходит неравномерно это обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей.Одни психические функции формируются на основе других, ранее сформировавшихся. В 30е годы психологами под руководством Выготского была создана теория сложной структуры дефекта, которая показала, что нарушение слуха влечет за собой ряд других изменений в развитии ребенка. Такие дети испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, развитие личности и самосознания происходит у них не так, как у нормально развивающихся сверстников. Первичный дефект обуславливает вторичное отклонение, которое приводит к отклонениям 3 порядка. Ведущая роль в структуре дефекта принадлежит вторичной симптоматике – нарушению речи.

Классификация детей с нарушениями слуха.

В аудиологии разработан ряд классификаций детей с нарушениями слуха, в основу которых положены различные факторы. В сурдопедагогике в нашей стране широко пользуются классификацией Л.В. Неймана (1961). В ней учитываются степень поражения слуховой функции и возможности восприятия речи на слух. Возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот.

В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости:

1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ; разборчиво воспринимает речь разговорной громкости на расстоянии более 1—2 м, шепот около уха.

2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ; разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 м, шепот не воспринимается

3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ. речь разговорной громкости воспринимается не всегда разборчиво даже у уха.

В зависимости от диапазона воспринимаемых частот выделены четыре группы глухих:

1-я группа —воспринимающие звуки до 250 Гц;(вибрацию, гул,стук, громкий голос у уха)

2-я группа — восприятие звуков до 500 Гц; (воспринимают гл А О У и низкочастотные неречевые звуки)

3-я группа — восприятие звуков до 1000 Гц; (воспримают все гласные, часть согл и отдельные слоги, голос разговорной громкости у уха)

4-я группа —восприятие звуков до 2000 Гц и выше.(воспринимают знакомые слова, фразы, различают практически все гл и некоторые согл)

Международная классификация нарушений слуха.

В соответствии с Международной классификацией средняя потеря слуха определяется в области частот 500,1000 и 2000 Гц.

1-я степень —25—40 дБ;

2-я степень — 40—55 дБ;

3-я степень — 55—70 дБ;

4-я степень — 70—90 дБ.

Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

Педагогическая классификация.– Р.М.Боскис(1954г)

Направлена на организацию дифференцированного обучения, создание системы школ и дошкольных учреждений для детей с нс, определение критериев комплектования классов (групп), разработку путей обучения детей с различным состоянием слуха, построена на психологическом изучении взаимодействия слуха и речи.

Выделяет 2 основные категории детей с недостатками слуха — глухие и слабослышащие.

Глухие -в результате врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты не возможно самостоятельное овладение словесной речью.

1.Ранооглохшие(2,5 – 3г)

2. поздноогл (7 лет)

3. глухие+нар зрения

4.гл+нар интеллекта.

С лабослышащие- дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно самостоятельное овладение речью.

1.бладающие относи­тельно развитой речью с небольшими ее недостатками (некоторые отклонения в грамматическом построении речи, нарушения в произношении и др.);

2.с глубоким реч. недораз­витием (употребляющие отдельные искаженные слова, короткие фразы с неправильным их построением и др.).

3. сл слыш + наруш интеллекта

4. сл слыш +нар зрения

нарушения речевого развития зависит от ряда причин: степень снижения слуха; от времени потери слуха;от педагогич. условий; от индивидуальных особ.

В соответствии с выделенными категориями детей были созданы различные типы школ: специальная школа для, глухих детей и специальная школа для слабослышащих и позднооглохших детей с двумя отделениями: первое; — для детей, владеющих развернутой речью; второе — для детей с глубоким недоразвитием речи.

Дети с нс испытывают трудности во взаимодействии с окруж людьми и миром.Наблюдается снижение способности к хранению, приёму и переработки информации, трудности словесного опосредования.Также характерно замедление процесса формирования понятий так как для них характерно своеобразное употребление слов(упираются только на впечатления которые возникают от непосредованного восприятия окруж действительности.Наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления.Письменная речь в обеих формах импрессивная(чтение) и экспрессивная(письмо) приобретают большую роль по сравнению с УР.Чтение привалирует над письмом. Особенности речевогоразвития проявляются в недостатках произношения, ограниченном запасе слов, неточное понимание значение слов, недостаточном усвоении звукового состава слова, недоразвитие грамматического строя речи (неправ построение предложений, неправильное согласование предложений),ограниченное понимание устной речи.

Многие дети с нс отстают в развитии двигательной сферы.У них проявляется неустойчивость, трудности сохранения статичного и динамичного равновесия, неточная координация, низкий уровень пространственной ориентировки.Также возникаю т трудности переключения внимания, имеются специфические особенности развития зрительного восприятия, часто отличают в окружающих предметах несущественные признаки. Затрудняются в переходе от слова к соответствующему ему предмету. Реже всего пользуются опосредованным запоминанием, что отрицательно складывается на сохранении образов в памяти. Отставание в развитии словесной речи приводит к отставанию в развитии словесной памяти.

Доречевое мышление у них инертное, лишенное подвижности. Ребёнок может осмыслить предмет узко только с одной стороны, при осмыслении предмет с разных сторон у него возникают трудности. Умение решать наглядно-действенные задачи они приобретают в более старшем возрасте. В развитии наглядно-образного мышления дети в 7-10 лет опрережают своих слыш. сверстников. В развитии понятийного мышления наблюдается большое отставание. В младшем возрасте дети затрудняются от перехода текста задачи к наглядному его содержанию.В подростковом возрасте затрудняются в анализе, синтезе сведений предъявленных в словесной форме, делают неверное умозаключение по тексту.Особенности развития воображения обусловлены замедленным формированием их словесной речи и понятийного мышления.Отставание проявляется в сереотипности, шаблонности создаваемых образов их привязанности к заданным моделям действий.При чтении литер.проиизведений образы не всегда соответствуют описанию, что приводит к непониманию смысла прочитанного.Особые трудности возникают при воспроизведении обстановки, пространственных отношений между объектами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.005 с.)