Билингвистический подход в обучении глухих детей и его особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билингвистический подход в обучении глухих детей и его особенности.



Билингвистический подход позволяет учитывать интересы и защищать гражданские права людей-членов социокультурного меньшинства глухих. Культура гл отражает особенности субкультуры их микросоциума и является составной частью общечеловеческой культуры.

Ведущий признак языковой культуры гл людей — исп-е нац-ого языка жестов в общении.

Лингвистические исследования жестового языка. В России их проводят Галина Лазаревна Зайцева и ее последователи: Горошков, Давиденко, Комарова, Куман. Исследователями доказано, что ЖЯ сопоставим со словесным.

Билингвистическая система обучения глухих – система обучения и воспитания глухих и с/сл детей, включающая обучение национальному словесному языку и нац. жестовому языку, как двум равноценным средствам образовательного процесса.

Билингвистический подход – обучение глухих детей словесному языку в письм.и уст.формах следует через «родной» ЖЯ.(Этот подход поддерживают Всемирная Федерация глухих и бо-во нац-ных ассоциаций.)

В Москве в 1992 г. открылась первая билингвистическая гимназия для гл детей. Ее деятельность по внедрению новой педагогической системы контролирует Г.Л. Зайцева.

Цель билингвистического подхода в обучении глухих — воспитание свободной личности, не испытывающей чувства неполноценности из-за слухового дефекта и несовершенства устной речи.

Цели БО:

1. Создание наиболее благоприятной среды для соц, эмоционального развития глухого ребенка.

2. Предоставление ему возможностей реализации своих потребностей и способностей, получение полноценного образования, в том числе хорошее знание нац словесного языка.

Задачи уроков ЖР

1 – образоват-ые задачи: формирование знания о структуре жеста, о морфологии, лексики, синтаксисе, выразительных средствах ЖЯ. Формируется представление о художественном жестовом исполнении песен.

2 – воспитат-ные: формирование жизненной компетенции учащихся, готовности к самостоятельной независимой жизни, воспитание чувства гордости владения двумя языками, интереса к традициям и нормам жизни социумов, совершенствование коммуникативных умений, воспитание толерантности и тд.

3 – кор.-разв-ие: разв. самосознания учащихся, стремления к самореализации, форм-е адекватной самооценки, разв. произвольной деятельности, разв. эмпатии.

+ БО: - более доверительное, тесное общение с педагогом, - более кол-во предметов, входящих в программу обучения, - сокращение времени обучения, которое при традиц. с-ме обучения очень растянуто, - более глубокие знания, больший объем знаний.

- БО: в процессе обучения происходит накладывание одной системы общения на другую – это имеет отрицательные последствия и для разв.коммуникации, и для разв. мышления.

Значимыми факторами, влияющими на успешность организации учебной среды словесно-жестового двуязычия, являются свободное владение сурдопедагогами обоими контактирующими языками и участие в образовательном процессе глухих учителей — носителей ЖЯ.

ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ. ПОНЯТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Дифферецированное обучение-это активное внимание к каждому ученику, его индивидуальности. Предполагает разработку определенной системы педагогического воздействия на ученика, вариативность учебных задач, использование разных методов, приемов,организационных форм для обеспечения коррекции и компенсации развития ребёнка с нс.По результатам ПМПО детям с нс предоставляется возможность получения доступных для них вариантов обучения.(базового, коррекционно-развивающего, компенсаторно-адаптационного). Специальные образовательные программы составляются с учетом сроков и темпов обучения для таких детей. В классе обычно выделяется несколько групп детей которым требуется дифференцированное обучение по объёму, степени сложности предполагаемых заданий, в соответствии с уровнем их общего и речевого развития.

Ведущим критерием эффективности дифф.обучения является темп и продвижение учащихся в овладении знаниями познавательной активности, самостоятельности, интеллектуальных возможностей глухих детей.

Интегрированное обучение

Интеграция детей с нс в общество всегда была в центре внимания сурдопедагогики.Интеграцией занимались:Пелымская Т.В, Шипицина Люд.Мих; Кантор;Леонгард.Э.И; Назарова Нат. Мих.; Шматко Н.Д, Е.Г.Речицкая и др.).

Интеграция - предполагает включение ребёнка с нс в социальную среду, приобщение к общественной жизни,а так же в совместный с N развивающимися сверстниками образовательный процесс на разных ступенях образования — дошкольном, школьном, профессиональном при обязательном условии создания необходимой образовательной среды. В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию детей с нс с учетом развития каждого ребёнка, выбирая возможный и целесообразный вариант интеграции.

Основная цель интегрованного обучения – Предоставление ребёнка с нс прав и возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне с другими членами общества.Ребёнок должен вести жизнь в максимальной степени приближенной к норме(посещать д/с, школу, театры и др).

Интеграция бывает

- комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, воспитываются в массовых группах или классах (по 1 - 2 человека в группе), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса);

- частичная интеграция, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в общие группы или классы лишь на часть дня (например, на его вторую половину) по 1 - 2 человека;

- временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных различных мероприятий воспитательного характера.

- полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1 - 2 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы, при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту обучения, либо в группе кратковременного пребывания специального детского сада или школы, либо в разнообразных.

Преимущества интеграции: такой ребенок постоянно находится среди слышащих сверстников, его мышление и поведение формируются в речевой среде, он не отрывается от семьи и привычных бытовых условий. Вместе с тем такая модель обучения обязательно должна предусматривать сохранение физического и психического здоровья ребенка.

Условия для интегрированного обучения детей с нс (Пелымская, Шатко, Леонгард),

- наличие специальных образовательных условий в учебном заведении (наличие возможности оказывать интегрированному ребенку квалифицированную, коррекционную помощь), - уровень психофизического и речевого развития ребенка, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;- возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;

- психологическая готовность ребенка к интегрированному обучению.- готовность родителей к оказанию помощи своему ребенку и т.д.

Формы интеграции

интернальная совместное обучение глухих и слабослышащих

экстернальная совместное учение детей с проблемами слуха и нормально слышащих

Плюсы интеграции

Ребенок учится в той школе, которая находится рядом с домом. Ребенок не исключается из семейного воспитания, находясь во внеурочное и каникулярное время дома. Повышаются его опыт общения, формируются навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей имеющие какие-либо проблемы в развитии.

Недостатки интеграции

Массовая школа не может предложить необходимую наглядность и прочее.В рамках специальных школ большое внимание уделяется формированию трудовых и профессиональных навыков. Массовая школа не ставит перед собой такую цель, не имеет материальной базы, и дети на общих основаниях будут вынуждены получать профессию.В массовой школе образовательный процесс будет осуществлять неподготовленный педагогический коллектив, зачастую лишь в общих чертах знакомый с проблемами данной категории детей. Режим специального учреждения предполагает не только проведение предметной подготовки, но и внеучебную работу, включающую в себя выполнение домашних заданий, проведение воспитательных мероприятий.

В спец школах не более 12 чел-к в классе, что позволяет осуществлять индивидуальный подход.Находясь в среде сверстников с подобными проблемами ребенку проще пережить психическую травму, связанную с его дефектом.

Инклюзия включение процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.

В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах.

Инклюзивное образование- любой ребенок независимо от типа и степени выраженности нарушения может обучаться вместе со своими нормативно развивающимися сверстниками, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Его целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовки людей с овз

Плюсы:

Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание комфортных условий обучения,Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Минусы:
Отсутствие гибких образовательных стандартов.Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.

Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех»)

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 3195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.011 с.)