Педагогическая система Э.И. Леонгард и её особенности. (Метод материнской школы.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая система Э.И. Леонгард и её особенности. (Метод материнской школы.)



Метод направлен на воспитание полноценной личности, способной к речевому общению с окружающими людьми без помощи посредников, к проявлению инициативы в речевом взаимодействии в любой жизненной ситуации, к самостоятельному решению жизненных проблем, к адекватной оценке собственных возможностей и оказанию помощи другим людям.

Ведущие условия эффективности воспитания и обучения детей с нарушенным слухом – ранняя диагностика (с первых дней и недель жизни) и раннее слухопротезирование. Успешность абилитации и последующей реабилитации ребёнка в общении слышащих зависит от адекватного подбора СА и его режима.

Сразу же после определения диагноза- целенаправленное домашнее воспитание, которое проводится под руководством специалистов, объясняющих родителям приёмы создания речевой среды и организации речевого общения, содействующие нормализации жизни семьи.

Воспитание неслышащих детей предполагает с ранних лет расширение пространства общения за пределы семьи. Вся жизнь ребёнка проходит при постоянном пользовании СА; во время специальных занятий может подключаться и усилитель звука.

Важнейшей составляющей системы материнской школы является отношение к ребёнку с нарушенным слухом как к полноценному человеку, а не как к инвалиду.

Методика оказания педагогической помощи детям, воспитывающимся в семье, основывается на поэтапном характере доречевого развития устной речи в норме. (формирование слухоречевых связей и развитие речевого слуха, появление звукоподражания, тренировку голоса и артикуляционного аппарата и их подстройку к образцам речи взрослого человека по интонации, темпу, ритму, фонетике)

Этапы овладения словесной речью:

1. Важно, чтобы повседневная жизнь малыша была насыщена разнообразными звучаниями, побуждающими к сопряжённому и отражённому воспроизведению изолированных слогов, слогосочетаний, небольшого количества слов в лепетной и усечённой формах.

2. Начинается постепенная актуализация накопленных в течение предыдущего периода представлений об окр. мире и звуковых впечатлений, что отражается в появлении самостоятельных устных высказываний с переходом от изолированных слов к 2-3сложным фразам.

3. Достижение ребёнком определённой полноты взаимоотношений в диалоге, когда общение уже становится для него естественным проявлением.

4. Овладение родным языком в объёме, позволяющем успешно учиться в общеобразовательной среде совместно со слышащими детьми.

В ходе обучения у детей формируется слухозрительное восприятие словесной речи, что обеспечивает им достаточно высокий уровень понимания речи окружающих.

Педагогическая система реализуется в разных организационных формах: в семьях, имеющих детей с НС, специальных группах детских садов общего типа, специальных дошкольных учреждениях, специальных классах массовых школ, специальных школах, сурдологических кабинетах (центрах), посёлках и деревнях России.(Совр. пед.системы отличаются толерантностью, открытостью, гуманистической направленностью.)

Коммуникативно-деятельностная система ориентирована на усвоение глухими родного языка как средства общения.

Овладение им зависит от:

Состояния слуха; Уровня развития речи; Антиципации (встречная речевая активность в общении); Использ.качественной электро-акустич.аппаратуры; Технологии спец.обучения Мастерство сурдопедагогов

Компоненты системы:

На этапах обучения представлены все направления, но приоритеты между ними, содержание и методы обучения меняются.

А) Развитие языковой способности. Проявляется в желании и умении вступать в контакт с окружающими людьми с использованием словесной речи. Умение соотносить предметные и речевые действия, действовать с предметами по подражанию и подражать речи сурдопедагога. Сначала учат реагировать на обращенную речь в условиях ППдеятельности. Так формируется догадка, понимание речи.

Б) Развитие языкового процесса связано с овладением различными видами Реч.Деят.-ти, которые формируются в условиях специального обучения. Существуют специфические виды РД: чтение с губ, слухо-зрит.восприятие, слуховое восприятие в условиях наруш.слуха., УД.восприятие и говорение, письмо.. Детей обучают артикуляции при говорении, движениям пальцев при дактилировании.

В) Ознакомление с языковым стандартом – овладение системой языка с опорой на формирующийся речевой опыт.

Принципы системы:

1. Г енетический. Учет закономерностей форм-я речи на этапах филогенеза и онтогенеза. (учитывает индив.развитие ребенка).

2. Деятельностный. Реч.деятельность возникает лишь в практической деятельности, которая занимает ведущее место. Предполагает сближение процесса усвоения языка с различными видами деятельности: игра, предм-практич.д-ть, бытовая.

3. Структурно-семантический ориентирует на взаимосвязь значения и формы, семантики и структуры и уточняет последовательность ввода речевого материала. Связан с рассмотрением языка как системы структурного образования, где все его единицы (фонемы, морфемы и т.п.) находятся в определенных связях и отношениях.

Организация реч.среды для успешного овладения словесной речью:

- введение речевого режима (единство требований к речи со стороны педагогов, родителей)

- расширение круга общения: общение с гл.уч-ся др.классов, с род-ми; за пределы школы. (Усиление внимания к восп-ю потребности в общении через систему внешних стимулов: - фишка (сказал – получил)

- прогнозируемые реч.ситуациии. Необходимость узнать, уточнить.

- овладение словесными формами общения.

Факторы системы:

1) Психолого-педагогический. Учет возрастных и психо-физич. возможностей для определения доступности реч.средств. Индив.возможности влияют на выбор формы и видов речи.

2) Лингвистический. Система реализуется на этапах обучения, где представлены все направления

1.. Первоначал.период (ДОУ, 0 класс). Формирование первонач.навыков речевого общения. Разделы русского языка. Обучения дакт.речи, обуч.устной речи и обуч.грамоте.

2. С 1 по 3(4) класс. Развитие разговорной речи, начало обуч.диалогу, навыки чтения. Развитие речи, практич.овладение грамм.строем.

3.5-7 (Зыков), 4-7 класс. Введение пропедевтики и грамматики, совершенств.навыков монолога и диалога. Чтение и развитие речи. Литер.чтение, сведения по грамматике.

4.Систематический курс русского языка. 8-12 или 8-10 классы. Коррекция наруш.речевого развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.232.160 (0.009 с.)