Специфические принципы обучения в специальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфические принципы обучения в специальной школе



Коррекционно-развивающая система обучения неслышащих, имеет значительный опыт в разработке путей специального педагогического воздействия на ребенка, обеспечивающих возможность сглаживания последствий слухового дефекта при условии компенсаторно-коррекционной работы. Особая роль принадлежит специфическим педагогическим принципам и их значение в обучении глухих детей.

А.И. Дьячков, выделив важнейшие из них

Принцип усвоения основ наук в единстве с усвоением родного языка- Большую роль в реализации принципа играет деятельностно-коммуникативная системаобучения языку (С.А. Зыков, М.П. Носкова), которая включает в себя конкретные пути развития целого ряда умственных способностей, необходимых неслышащему ребенку, особенно в первоначальный период обучения. Обусловлен уровнем языкового развития, возможностью воспринимать информацию в словесном оформлении, адекватно пользоваться ей, уровня сформированности словесно-логического (понятийного) мышления. Реализация принципа направлена на развитие всех форм восприятия, на создание условий для практики речевого общения при постоянном пользовании электроакустическом аппаратурой, на развитие мотивов и способов использования разных видов речевой деятельности: слухозрительного и слухового восприятия речи, устного, письменного, устно дактильного воспроизведения: ее, на развитие навыков планирования и прогнозирования практической и речевой деятельности как на уроках, так и во внеурочное время. Положительный успех реализации данного принципа обеспечивается оригинальным содержанием программ, специальными методами обучения, специфическими организационными формами.

Принцип интенсификации развития слухового восприятия в единстве с развитием произносительной стороны устной речи- Реализация принципа предусматривает развитие слуховой функции и произносительной стороны устной речи не только в единстве, но и при обязательном условии постоянного использования электроакустической аппаратуры коллективного и индивидуального назначения в ходе всего учебно-воспитательного процесса и вне его, в разных организационных формах (фронтальные занятия в слуховом кабинете, групповые и индивидуальные занятия, музыкально-ритмические, свободная деятельность детей).Состоит в том, чтобы развить у неслышащего школьника способность достаточно свободно понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, внятно для окружающих, развить у неслышащих школьников способность воспринимать речевой материал как на слухозрительной, так и на слуховой основе, исключая зрение, создание слухо-зрительной основы для восприятия учащимися словесной речи, совершенствования навыков активной речевой деятельности глухих. Результативность принципа определяется положительной динамикой развития слухового восприятия, наличием качественных изменений слуховой функции неслышащих как следствия целенаправленной слуховой тренировки, а также уровнем сформированности навыков устной речи.

Принцип активизации речевого общения обусловливается необходимостью реализации психолого-педагогических подходов к организации совместной деятельности неслышащих учащихся и предполагает моделирование ситуаций, называющих потребность в общении на основе словесной речи. Специальное обучение школьников формированию различных способов общения осуществляется с учетом форм социального поведения во всей учебно-воспитательной работе, и прежде всего на уроках ППО. Реализация принципа требует активной деятельности учащихся — выражения ими в словесной форме своих коммуникативных намеренийя,умения отвечать на вопросы, формулировать вопрос, сообщать о своих желаниях, состоянии, деятельности, докладывать о выполнении поручения, способность обратиться с просьбой или поручением к учителю, товарищу и др.Успешной реализации принципа будет содействовать соблюдение требований единого речевого режима в школе, единство требований к речи учащихся со стороны педагогического коллектива и родителей, установление контактов со слышащими сверстниками путем организации и проведения интегрированных мероприятий (театрализованных, интеллектуальных, спортивных и других видов творческой деятельности) на основе равноценного сотрудничества.

Принцип деятельностного подхода -отражает основную направленность современной системы обучения неслышащих учащихся, в которой деятельность рассматривается как процесс формирования знаний, умений и навыков и как условие, обеспечивающее коррекционно-развивающую направленность формирования личности неслышащего школьника. Особое место в реализации принципа отводится предметно-практической деятельности, которая рассматривается в сурдопедагогике как средство коррекции и компенсации всех сторон психики глухого школьника. В первоначальный период обучения использование игровой формы учебной деятельности будет создавать положительные эмоции, развивать интерес к учебной деятельности и к преодолению трудностей. Организация учебной деятельности неразрывно связана с формированием мотивации учения, которая, в свою очередь, формируется через различные формы коллективной деятельности. В условиях коллективных форм учебной работы ученик часто проводит переоценку ценностей. Тем самым это способствует его активной деятельности, а учебная работа становится его потребностью. Включение неслышащих учащихся в разнообразную деятельность способствует преодолению отклонений в развитии, побуждает к преодолению возникающих трудностей, связанных с осуществлением познавательной деятельности, развивает у них стремление самостоятельно добывать знания, необходимые для получения образования и овладения перспективными профессиями.

Принцип пропедевтики и концентричности - в специальной школе для глухих сложилась особая образовательная система, которая подразделяется на четыре этапа: первоначальный (подготовительный класс), начальная школа (1—3 классы), первая основная (1 классы), вторая основная (8—10 классы). Многоступенчатость, или поэтапность, образовательной системы характеризуется последовательным развитием и усложнением содержания учебного материала по всем учебным предметам. Данный принцип обеспечивает решение задач пропедевтического характера, направленных на практическое овладение содержанием образования. Принцип пропедевтики и концентричности обеспечивает возможность целенаправленной организации процесса обучения, своевременного выявления динамики и недочетов в коррекционной работе, поиска дополнительных средств.Преодоления недостатков в учебно-познавательной деятельности неслышащих. Принцип пропедевтики и концентричности обеспечивает особое структурирование содержания общих с массовой школой учебных предметов. Так, например, родной язык и литература как учебный предмет в I период представлен набором специальных учебных предметов: обучение дактильной речи, обучение устной речи, обучение грамоте; во II периоде — развитием речи, чтением и развитием речи, формированием грамматических обобщений и т. д. Этот принцип содействует увеличению информационной насыщенности всех уроков за счет ранее приобретенных практических умений и навыков, установлению межпредметных связей, развитию познавательных интересов.

Для программ I, II, III этапов обучения характерно концентрическое расположение материала, и лишь на IV этапе оно становится линейно-ступенчатым, т. е. глухие школьники пользуются теми же учебниками, что и их сверстники в массовой школе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.006 с.)