Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Адаптация и социализация как напарвления кадровой работы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Роль и место профконсультирования в структуре работы с персоналом организации. Персонал является одним из основных ресурсов, за счет которых возможно продуктивное функционирование организации как системы. В последнее время в отечественной психологии организаций используется термин «человеческий капитал», означающий сформированный в результате инвестиций и накоплений человеком запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, который целесообразно используется в рамках организации, содействует повышению производительности труда и благосостоянию работников. Управление персоналом как ресурсом реализуется в рамках кадровой политики организации. Кадровая политика представляет собой деятельность, связанную с отношениями между субъектами организации (социальными и профессиональными группами, личностями и организацией в целом). Функциональный состав кадровой политики достаточно широк и включает такие элементы, как анализ содержания труда персонала, планирование и прогнозирование потребностей Как правило, кадровая политика организации реализуется в форме различных программ работы с персоналом. Такие программы могут составляться как «внутренними», так и «внешними», нанятыми специально для этой цели психологами — организационными консультантами. Наиболее важными программами работы с персоналом, реализуемыми на многих крупных предприятиях, являются программы развития персонала. Разработку и осуществление таких программ проводит психолог-профконсультант. Направления его работы могут быть следующими. Профессиональная адаптация — система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих профессиональных качеств, освоению элементов организационной культуры, принятию новой социальной роли и статуса. Планированеи карьеры предполагает комплекс мероприятий по проф. ориентации работников. Психодиагностическое сопровождение профессионального пути личности – оказание психологической помощи отдельным работникам при возникновении нарушений адаптации в организации, коррекцию девиантного поведения в связи с кризисами карьеры. Начало работы в новой организации или переход сотрудника на новую для него должность практически для любого человека являются достаточно непростым периодом. Человек, начинающий осваивать новую для себя деятельность, начинающий привыкать к особенностям работы в конкретной организации, к ее целям и ценностям, всегда проходит период адаптации. В зависимости от того, насколько успешно ему удастся преодолеть этот период, зависит эффективность его работы и стабильность положения на данном предприятии. Как правило, профессиональный уровень новичка предприятия, даже обладающего высоким образовательным уровнем, не полностью соответствует требованиям организации. Любое профессиональное образование носит достаточно общий характер и необходима «притирка» имеющихся знаний, умений и навыков к требованиям и особенностям работы конкретной организации. Новичок, пришедший на работу, может ощутить чувство собственной некомпетентности и неумелости в конкретных областях своей работы. Это ощущение может привести к развитию так называемого «адаптационного шока», симптомы которого связаны с утратой трудовой мотивации и в целом желания находиться в рамках данной организации. В период адаптации человек наиболее остро ощущает необходимость поддержки себя и своей деятельности внутри организации. В случае отсутствия такой поддержки его доверие к организации снижается, ухудшается эффективность деятельности и повышается риск ухода сотрудника с данного места работы. Традиционно выделяют два вида адаптации: профессиональную (освоение содержания работы) и социально-психологическую (вхождение в коллектив, в систему отношений в организации в целом и в конкретном подразделении). Как правило, в рамках профессиональной адаптации новичкам необходима «профессиональная доводка», которая может проходить в виде адаптационной стажировки (щадящий режим работы, прикрепление к новичку кураторов-специалистов, постепенное возрастание сложности выполняемых заданий, и т.п.). В целях успешной социальной адаптации нового сотрудника с самого начала его работы в организации необходимо познакомить с ее философией и стратегией, традициями и стандартами поведения, официальными и неофициальными нормами и правилами. Способы профилактики: профессиональная доводка (доучивание для работы в организации), адаптационная стажировка (щадящий режим работы, прикрепление куратора, постепенное возрастание сложности заданий). Социально-психологическая адаптация – адаптация сотрудников к коллективу, организации, орг. культуре и т.д. Может включать в себя использование психологических приемов адаптации к новой социальной микросреде, ее законам, нормам и ценностям. Молодые сотрудники адаптируются быстрее и длительнее., чем проф. адаптация у взрослых. В некоторых организациях практикуется проведение адаптационных тренингов с вновь принятыми на работу сотрудниками. В ходе проведения такого тренинга могут рассматриваться следующие вопросы: - история организации, ее традиции, ценности, миссия, правила и т.п.; - структура организации, система взаимоотношений и взаимосвязей между подразделениями и сотрудниками, каналы передачи информации; - описание смысла деятельности организации; - политика в области работы с поставщиками и клиентами; - критерии качества работы; - система охраны труда в организации. Во время проведения данного тренинга могут использоваться приемы снятия нервно-психического напряжения, различные релаксационные и медитативные техники, психогимнастические упражнения. В течение всего периода адаптации служба персонала организации должна осуществлять постоянный контроль за процессом вхождения нового сотрудника в работу организации. Процесс адаптации может заканчиваться аттестационным собеседованием и формально
12. Основные принципы в организации проф. обучения. Методы проф. обучения. Активные методы обучения в проф.подготовке личности, их психологическое содержание. Проблемы проф. обучения и проф. подготовки стан-ся все более актуальными из-за: - динамика мира профессий. с кажд. годом стан-ся больше разл. профессий и специализаций; - динамика проф. знаний. последние десятилетия хар-ся усилением динамики проф. знаний. Требуются все более разнообразные и постоянно обновляющиеся знания и навыки даже в рамках конкр. специальностей; - изменение материальной базы конкр. профессий. Особ-тью современности явл. быстрое моральное, техническое и технологическое старение производственной базы. Все чаще от специалистов требуется освоение нового оборудования, технологий, проф. понятий. Эти и др. факторы приводят к повышению роли проф. подготовки в обществе. Проф. обучение – это социальная система обучения конкр. профессии. Осн. задачи научного анализа проф. обучения: 1. выявление специфики и закономерностей формирования трудовых навыков в зависимости от их характера 2. исследование психол. особенностей организации трудовой д-ти. 3. обеспечение формирования обобщенных трудовых навыков 4. изучение мотивации проф. обучения и проф. д-ти. 5. изучение влияния состояний человека на эффективность проф. обучения и способы их диагностики. 6. исследование изменений в личности в процессе проф. подготовки и их влияния на возможности самореализации в труде. 7. разработка основ психол. оптимизации системы проф. обучения. В процессе проф. обучения постоянно происходит общение, посредством которого усваивается проф. информация, приобретается проф. опыт. В организации учебного процесса обязательно присутствуют составляющие: - предмет обучения – собственно те знания, умения и навыки, кот. надо освоить - субъект обучения (ученик) – чел, кот. желает освоить новые знания и имеет опр. предпосылки для этого освоения. - способы обучения – те ср-ва, с помощью кот. передаются необх. знания и навыки - учитель (организатор учебного процесса) – чел, кот. осущ. управление, координацию и регуляцию д-ти ученика, пока последний не сможет делать это самостоятельно. В процессе обучения формир-ся элементы индивидуального опыта, кот. закрепляются в форме знаний (это информация в виде понятий, поступающая из вне и позволяющая сформировать абстрактную модель действ-ти), умений (промежуточный этап овладения новым способом д-ти), навыков (автоматизированный компонент сознательного действия, кот выраб-ся в ходе его выполнения) Главная прагматическая цель проф. обучения направлена на усвоение опр. совокупности навыков, умений и алгоритмов проф. поведения. Современный подход к анализу проф. обучения строится на понятии информации. Требование эффективной передачи информации обычно сводится к выбору наиболее адекватного метода обучения: - вербальный метод: обеспечивает передачу ученику абстрактной информации; эффективен для начальной ориентации - демонстрационный метод: показ правильных знаний, действий, далее отработка на практике. Эффективен для взрослых учащихся - имитационный метод: позволяет учащемуся попрактиковаться в выполнении задания в специально созданных условиях. - визуальные указания: наглядно демонстрируются верный и неверный пути решения задачи или исполнения действия, затем предлагается выполнить задание самому, сверяя с демонстрацией правильного исполнения. Эффективен при проф. переподготовке лиц среднего и старшего возраста. - мысленная практика: ученику предлагается мысленно выполнять осваиваемое действие, многократно повторяя его. - метод анализа конкретных ситуаций. Эффективен при решении проблем, связанных с орг. вопросами трудовой д-ти, проблемой конфликтных отношений, межличностным взаимодействием. - социально-психол. тренинг (метод Т-группы): групповая дискуссия. Основная цель – научиться слушатьи понимать др. др. Эффективен для целей соц. адаптации и формирования и коррекции системы трудовых отношений. - метод игрового моделирования (ролевая игра). Цель – сформировать навыки личностного поведения в разл. проф. ситуациях. В ходе проф. обучения активизируются все основные психол. механизмы и закономерности проф. научения. В результате обучения происходит построение ПСД.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.226 (0.008 с.) |