Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические концепции профессионального становления личности.⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Профессиональное становление (Сьюпер)– процесс, который определяется созданием образа как профессионала, длительный процесс. Главная движущая сила – противоречие между идеальным и реальным. Профессиональное становление (Кудрявцев) - целостный процесс, в ходе которого субъект приобретает профессиональную зрелость. Личность (внутренние факторы) – Профессиональная среда (внешние факторы) => 2 группы подходов: 1. Непсихологические (теория случайного выбора, экономические концепции, социологические). 2. Психологические, которые можно разделить на 2 большие группы: - личность ничего не приобретает в процессе своего профессионального пути и никак не изменяется. Личность изначально профессиональна. - личность изменяется в ходе профессионального становления. I. 1. Концепция Фрэнка Парсонса – феноменологическая концепция, теория черт и факторов. Начало 20 века. Создана на основе практических работ. Положения: 1) для того, чтобы человек правильно выбрал профессиональный путь, он должен иметь ясное представление о себе. 2) для того, чтобы человек правильно выбрал профессиональный путь, он должен иметь ясное представление о профессии. 3) для того, чтобы человек правильно выбрал профессиональный путь, он должен совместить эти два положения. Профессия – сумма заданных функций. Надо каждой функции подобрать черту. «-» - личность пассивна, процесс профессионального становления дискретен – это все точки во времени. 2. Концепция Голланда – теория профессионального выбора. Основные положения: 1) Большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов: реалистическому (Р-типу), исследовательскому (И-типу), артистическому (А-типу), социальному (С-типу), предпринимательскому (П-типу) и конвенциональному (К-типу). 2) Существует 6 видов окружения, в которых действует личность: реалистическое, исследовательское, артистическое, социальное, предпринимательское и конвенциональное. 3) Люди ищут такое окружение, которое бы позволило им упражнять свои навыки и способности, выражать свои установки и убеждения, решать волнующие их проблем и брать на себя соответствующие запросам роли. 4) Поведение личности определяется взаимодействием между ее личностными особенностями и характеристиками ее окружения.
Голланд не описывает личность одним типом, а комбинацией. Взаимодействие между шестью типами описывается гексагоном (Р-И-А-С-П-К). На основе шестиугольной модели Холланд постулировал 4 дополнительных понятия расширяющих объяснительную силу его теории. 1. Однородность - Чем ближе друг к другу на гексагене расположены типы, составляющие содержание конкретной личности, тем она более однородна; 2. Дифференцированность - Некоторые личности или окружения более «чистые», т.е. они демонстрируют большую принадлежность к одному типу и меньшую к другим; 3. Конгруэнтность - разные типы личности требуют соответствующего окружения; 4.Рассчитываемость - уровень взаимодействия как между типами личностей, так и между личностью и окружением может быть определено как расстояние на пространстве шестиугольника. «-» - личность пассивна, человек изначально профессионален. II. 1. Структурные концепции профессионального становления А) Теории стадий жизни – попытка найти корреляцию между возрастным развитием и профессиональным становлением. Лазерсфельд и Бюллер – нужно изучать не «почему» челк выбрал ту или иную профессию, а «как». Эдвард Гинсберг проводил интервью у школьников и в результате вывел постулаты: - профессиональное становление – процесс, который начинается в раннем детстве и протекает всю жизнь. Сам этап выбора профессии – процесс, который начинается в 10 лет. - процесс профессионального становления необратим – с возрастом челу труднее менять проф-е предпочтения. - взаимод-е между личностью и профессией своеобразный компонент. Б) Теории типов карьер. 4 типа построения карьер. - стабильный тип – челк изначально ставит себе цель и идет к ней вперед - обычный тип – тип с прохождением всех стадий - нестабильный тип – челк делает выбор, но в стадию стабилизации он не входит - крайне нестабильный – проба В) Теории продуктивности – Леман исследовал связь между возрастом и пиками творчества у профессионалов. Самые известные оды были написаны в возр – 21-22 года, сатирические – 30-33, трагедии – 40-42, новеллы – 46-50 лет. В 70-е годы советские исследования – разница между возрастом и производительностью научных профессий (физики, математики, историки и психологи) – показатели: первая научная статья, кандидатская, докторская.
Мотивационные концепции. Концепцию Маслоу преобразовал А. Ро. Все потребности делятся на высшие и низшие. Высшие появляются быстрее. Реализация челом высших потребностей приносит больше удовлетворения. В каждый момент времени у чела сущ-т доминирующая мотивация, которая хар-ся конкретной ситуацией и конкретными психическими особенностями личности. Профессион6альная д-ть – фокус человеческой жизни, где удовлетворяются все потребности, но способы их удовлетворения могут быть разными. На разных этапах профессионализации разные мотивы оказываются доминирующими. Главное нужно знать доминирующую м-цию в конкретный момент времени. В пр-се овладения профессии возрастает роль внутренней м-ции, связанной с самоутверждением себя как профессионала. Также оказывают большое влияние внешние факторы (социальная среда).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.005 с.) |