Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие профессиональной деформации и ее проявления.

Поиск

 

В настоящее время изучение феномена психического выгорания личности приобретает все большее распространение, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. За последнее десятилетие было выполнено огромное количество исследований на эту тему, опубликовано большое количество работ, посвященных данной проблематике.

К настоящему времени сформировалась единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру [3, 6, 7, 8]. Согласно современным данным под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Наиболее известной является трехфакторная модель структуры выгорания, предложенная в работах С. Maslach [6,7]. С позиции данной модели выгорание включает в себя три основных составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное профессиональной деятельностью. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, обращающимся за лечением, консультацией, получением образования и других социальных услуг.

Наконец, редукция профессиональных достижений представляет собой возникновение у
работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Разработка различных аспектов проблемы выгорания требует использования надежного
психодиагностического инструментария. Среди зарубежных методик наиболее популярной является методика MBI (Maslach Burnout Inventory), разработанная С. Maslach и S. Jackson
(1982), и впоследствии, модифицированная [7].

В отечественной психологии предпринимались попытки создания оригинальных методик
диагностики выгорания, которые опирались, либо на традиционную мультифакторную структуру выгорания [2], либо на процессуальную модель [1]. К сожалению, данные о психометрической
проверке указанных методик либо весьма ограничены, либо отсутствуют совсем, что снижает
возможности их использования в практике.

В этом контексте наиболее качественной измерительной процедурой является Опросник
психического выгорания (ОПВ) для учителей, разработанный А.А. Рукавишниковым [5]. Однако, несмотря на хорошие диагностические возможности этой методики, ограничение области валидности рамками педагогической профессии несколько сужает возможности ее применения, что и послужило причиной разработки опросника психического выгорания, рассчитанного на
широкий круг профессий социального типа.

В межличностных контактах профессионал, характеризующийся наличием выгорания,
становится раздражительным, чрезмерно чувствительным к воздействиям социальной среды.
Эмоциональная черствость по отношению к окружающим людям и, прежде всего, к клиентам (пациентам, ученикам), может сопровождаться вспышками раздражительности и гнева. Это находит свои проявления и в отношении к работе в целом, порождая неудовлетворенность ей.

Высокий уровень выгорания отражается и на когнитивной сфере. Нарушается протекание мышления, появляются расстройства памяти и внимания, что проявляется в снижении концентрации внимания, забывании информации, появлении ошибок в устной и письменной речи. Профессионалу становится трудно выполнять сложные задачи в силу ригидности и схематичности мышления. Принятие решений, особенно в сложных ситуациях, затрудняется, что порождает тенденцию ухода от активного разрешения проблем.

Когнитивные проявления выгорания на уровне межличностных контактов характеризуются циничным и негуманным восприятием своих клиентов. При этом формируется представление о себе как о непогрешимой и значимой личности и убежденность в своей абсолютной правоте.

В профессиональной деятельности в целом, могут возникать аналогичные отрицательно окрашенные представления о своих коллегах и руководстве, формируется излишне критичное отношение к окружающим людям, что может привести к агрессивному поведению, направленному против коллег.

Высокий уровень выгорания приводит к снижению мотивации к работе и жизни в целом.
Это находит свое отражение в противоречии между неким романтическим образом профессии и реальностью, часто связанной с выполнением рутинной работы. Это противоречие, связанное с неоправдавшимися ожиданиями может приводить к ощущению бессмысленности выполняемой работы и ее низкой значимости для общества.

В сфере межличностных отношений, как правило, происходит потеря интереса к реципиентам (клиентам, пациентам, ученикам), возникает безразличие к их нуждам и нежелание решать их проблемы. Вследствие этого могут появляться меркантильных интересов, связанных с использованием реципиентов в своих целях.

Снижение интереса к реципиентам переносится и на отношение к работе в целом, что
связано с отсутствием желания работать, снижением роли духовных ценностей в профессии, низким уровнем морали, нежеланием брать на себя ответственность и инициативу в работе.

Указанные субъективные состояния находят свое воплощение и в поведении работника.
Субъект с высоким уровнем выгорания характеризуется неусидчивостью, гиперактивностью, неспособностью концентрироваться на чем-либо. Его поведение отличается импульсивностью, прямолинейностью, с одной стороны, и нерешительностью, склонностью откладывать дела со дня на день — с другой. Межличностный уровень характеризуется двумя формами поведения. С одной стороны, наблюдается агрессивное поведение по отношению к окружающим, что порождает конфликты, как на работе, так и в семейной жизни. С другой стороны, может иметь места тенденция к социальной изоляции, избеганию контактов с людьми.

Рабочее поведение субъекта характеризуется уменьшением продуктивности профессиональной деятельности и нарушениями трудовой дисциплины. Это может проявляться в опозданиях и преждевременном уходе с работы, увеличении количества пропущенных дней по болезни. Профессиональная активность характеризуется отсутствием творческой инициативы и нежеланием менять что-либо в своей работе, безразличием к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Другими объективными проявления высокого уровня выгорания является появление различного рода соматических нарушений (головные боли, головокружения, нарушения сна, расстройства желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистые заболевания и т.п). При этом основным физическим признаком выгорания является общая хроническая усталость.

Низкий балл Индекса Психического выгорания свидетельствует о высокой степени вовлеченности работника в свою профессию. Испытуемые с низким баллом считают, что их профессия важна для общества и стремятся помогать другим людям. Они полны сил и энергии, характеризуются оптимизмом и положительным отношением к окружающим людям. Могут работать довольно продолжительное время в условиях рабочих перегрузок. Они нацелены на контакт с людьми, стремятся понять их проблемы и трудности и оказать посильную помощь в их разрешении. Такие профессионалы характеризуются высокой степенью включенности в трудовой процесс, творческой активностью, стремлением повышать свою профессиональную компетентность. Себя рассматривают как успешных и знающих свое дело профессионалов.

 

Синдром профессионального выгорания (СПВ).

 

Перед проведением диагностики уровня профессионального выгорания, обратимся к теории вопроса.

В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания или выгорания работников.

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения (по Г. Селье).

Как отмечает П.С. Сидоров [7]СПВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома профессионального выгорания, используется термин "синдром психического выгорания" или «синдром эмоционального выгорания».

Первые работы по этой проблеме появились в США. Американский психиатр H.Frendenberger в 1974 г. описал феномен и дал ему название "burnout", для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Социальный психолог К.Maslac (1976 г.) определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам [8].

Первоначально под СПВ подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) СПВ отнесен к рубрике Z73 - "Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни" [6].

Главной причиной СПВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СПВ.

Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей.

Эти изменения расценены как результат воздействия продолжительного профессионального стресса. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию СПВ, отмечается обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти.

Стресс на рабочем месте - несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями - является ключевым компонентом СПВ.

По мнению Зимбардо Ф., Водопьяновой Н.Е., Старченковой Е.С. [5], к основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

Среди профессий, в которых СПВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов, т.е. профессии, которые предполагают работу с людьми любой направленности и уровня. В данном случае имеется в виду, что более 70% своего рабочего времени ты посвящаешь общению с людьми, а не работе с бумагами и механизмами.

Как пишет Ронгинская Т.И. [8], симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:

· чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

· ощущение эмоционального и физического истощения;

· снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

· общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

· частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

· резкая потеря или резкое увеличение веса;

· полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);

· постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

· одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

· заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;

 

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

· безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

· повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

· частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);

· постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);

· чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

· чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;

· общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).

 

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

· ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

· сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);

· вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;

· руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;

· чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

· невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

· дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

· злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств [10].

 

Развитию СПВ способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.

Среди производственных стресс-факторов можно выделить:

 

· физические (вибрация, шум, загрязненная атмосфера);

· физиологические (сменный график, отсутствие режима питания);

· социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени);

· структурно-организационные ("организационный стресс").

 

Существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму. Психическому выгоранию в большей степени подвержены трудоголики - те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс.

Елдышова О.А. [4] считает, что СПВ рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте, при этом следует отметить, что профессиональная специфика сказывается лишь на определенной степени стрессогенности отдельных факторов. Связь между производственными стресс-факторами и симптомами выгорания выявлена:

· между общим (суммарным) показателем выгорания и характеристиками работы (значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу);

между деперсонализацией и недисциплинированностью, плохими отношениями с семьей и друзьями;

· между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями, между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы и др.

 

Поскольку в муниципальном учреждении Переславского муниципального района Ярославской области «Молодежный центр» в основном работают педагоги, психологи, специалисты по социальной работе с молодежью и социальные педагоги, следует отметить, что профессиональная деятельность социального работника, вне зависимости от вида исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Она требует большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеет весьма неопределенные критерии успеха. Негативное влияние на здоровье оказывают постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает этот работник в процессе социального взаимодействия с клиентом, постоянного проникновения в суть его проблем, а также по причине личной незащищенности и других морально-психологических факторов.

Формирование СПВ в профессиональной деятельности социального работника может быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса, - риск, экстремальные условия, неопределенные ситуации. Вероятность возникновения СПВ увеличивается в следующих условиях: вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании; работа с "немотивированными" клиентами, постоянно противодействующими усилиям помочь им; недостаточность условий для самовыражения на работе; напряженность и конфликтность в профессиональной среде; неудовлетворенность своей профессией. Риск развития СЭВ оказывается более высоким для молодых специалистов, и объясняется это тем, что в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального самосохранения.

В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.10.207 (0.014 с.)