Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие профессиональной деформации и ее проявления.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время изучение феномена психического выгорания личности приобретает все большее распространение, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. За последнее десятилетие было выполнено огромное количество исследований на эту тему, опубликовано большое количество работ, посвященных данной проблематике. К настоящему времени сформировалась единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру [3, 6, 7, 8]. Согласно современным данным под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Наиболее известной является трехфакторная модель структуры выгорания, предложенная в работах С. Maslach [6,7]. С позиции данной модели выгорание включает в себя три основных составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное профессиональной деятельностью. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, обращающимся за лечением, консультацией, получением образования и других социальных услуг. Наконец, редукция профессиональных достижений представляет собой возникновение у Разработка различных аспектов проблемы выгорания требует использования надежного В отечественной психологии предпринимались попытки создания оригинальных методик В этом контексте наиболее качественной измерительной процедурой является Опросник В межличностных контактах профессионал, характеризующийся наличием выгорания, Высокий уровень выгорания отражается и на когнитивной сфере. Нарушается протекание мышления, появляются расстройства памяти и внимания, что проявляется в снижении концентрации внимания, забывании информации, появлении ошибок в устной и письменной речи. Профессионалу становится трудно выполнять сложные задачи в силу ригидности и схематичности мышления. Принятие решений, особенно в сложных ситуациях, затрудняется, что порождает тенденцию ухода от активного разрешения проблем. Когнитивные проявления выгорания на уровне межличностных контактов характеризуются циничным и негуманным восприятием своих клиентов. При этом формируется представление о себе как о непогрешимой и значимой личности и убежденность в своей абсолютной правоте. В профессиональной деятельности в целом, могут возникать аналогичные отрицательно окрашенные представления о своих коллегах и руководстве, формируется излишне критичное отношение к окружающим людям, что может привести к агрессивному поведению, направленному против коллег. Высокий уровень выгорания приводит к снижению мотивации к работе и жизни в целом. В сфере межличностных отношений, как правило, происходит потеря интереса к реципиентам (клиентам, пациентам, ученикам), возникает безразличие к их нуждам и нежелание решать их проблемы. Вследствие этого могут появляться меркантильных интересов, связанных с использованием реципиентов в своих целях. Снижение интереса к реципиентам переносится и на отношение к работе в целом, что Указанные субъективные состояния находят свое воплощение и в поведении работника. Рабочее поведение субъекта характеризуется уменьшением продуктивности профессиональной деятельности и нарушениями трудовой дисциплины. Это может проявляться в опозданиях и преждевременном уходе с работы, увеличении количества пропущенных дней по болезни. Профессиональная активность характеризуется отсутствием творческой инициативы и нежеланием менять что-либо в своей работе, безразличием к выполнению своих профессиональных обязанностей. Другими объективными проявления высокого уровня выгорания является появление различного рода соматических нарушений (головные боли, головокружения, нарушения сна, расстройства желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистые заболевания и т.п). При этом основным физическим признаком выгорания является общая хроническая усталость. Низкий балл Индекса Психического выгорания свидетельствует о высокой степени вовлеченности работника в свою профессию. Испытуемые с низким баллом считают, что их профессия важна для общества и стремятся помогать другим людям. Они полны сил и энергии, характеризуются оптимизмом и положительным отношением к окружающим людям. Могут работать довольно продолжительное время в условиях рабочих перегрузок. Они нацелены на контакт с людьми, стремятся понять их проблемы и трудности и оказать посильную помощь в их разрешении. Такие профессионалы характеризуются высокой степенью включенности в трудовой процесс, творческой активностью, стремлением повышать свою профессиональную компетентность. Себя рассматривают как успешных и знающих свое дело профессионалов.
Синдром профессионального выгорания (СПВ).
Перед проведением диагностики уровня профессионального выгорания, обратимся к теории вопроса. В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания или выгорания работников. Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения (по Г. Селье). Как отмечает П.С. Сидоров [7]СПВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома профессионального выгорания, используется термин "синдром психического выгорания" или «синдром эмоционального выгорания». Первые работы по этой проблеме появились в США. Американский психиатр H.Frendenberger в 1974 г. описал феномен и дал ему название "burnout", для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Социальный психолог К.Maslac (1976 г.) определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам [8]. Первоначально под СПВ подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) СПВ отнесен к рубрике Z73 - "Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни" [6]. Главной причиной СПВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СПВ. Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения расценены как результат воздействия продолжительного профессионального стресса. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию СПВ, отмечается обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти. Стресс на рабочем месте - несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями - является ключевым компонентом СПВ. По мнению Зимбардо Ф., Водопьяновой Н.Е., Старченковой Е.С. [5], к основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. Среди профессий, в которых СПВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов, т.е. профессии, которые предполагают работу с людьми любой направленности и уровня. В данном случае имеется в виду, что более 70% своего рабочего времени ты посвящаешь общению с людьми, а не работе с бумагами и механизмами. Как пишет Ронгинская Т.И. [8], симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие. К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как: · чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); · ощущение эмоционального и физического истощения; · снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); · общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); · частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; · резкая потеря или резкое увеличение веса; · полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу); · постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; · одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; · заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;
К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как: · безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); · повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; · частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»); · постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности); · чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); · чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»; · общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).
К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника: · ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее; · сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит); · вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает; · руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим; · чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; · невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; · дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; · злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств [10].
Развитию СПВ способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура. Среди производственных стресс-факторов можно выделить:
· физические (вибрация, шум, загрязненная атмосфера); · физиологические (сменный график, отсутствие режима питания); · социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени); · структурно-организационные ("организационный стресс").
Существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму. Психическому выгоранию в большей степени подвержены трудоголики - те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс. Елдышова О.А. [4] считает, что СПВ рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте, при этом следует отметить, что профессиональная специфика сказывается лишь на определенной степени стрессогенности отдельных факторов. Связь между производственными стресс-факторами и симптомами выгорания выявлена: · между общим (суммарным) показателем выгорания и характеристиками работы (значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу); между деперсонализацией и недисциплинированностью, плохими отношениями с семьей и друзьями; · между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями, между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы и др.
Поскольку в муниципальном учреждении Переславского муниципального района Ярославской области «Молодежный центр» в основном работают педагоги, психологи, специалисты по социальной работе с молодежью и социальные педагоги, следует отметить, что профессиональная деятельность социального работника, вне зависимости от вида исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Она требует большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеет весьма неопределенные критерии успеха. Негативное влияние на здоровье оказывают постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает этот работник в процессе социального взаимодействия с клиентом, постоянного проникновения в суть его проблем, а также по причине личной незащищенности и других морально-психологических факторов. Формирование СПВ в профессиональной деятельности социального работника может быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса, - риск, экстремальные условия, неопределенные ситуации. Вероятность возникновения СПВ увеличивается в следующих условиях: вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании; работа с "немотивированными" клиентами, постоянно противодействующими усилиям помочь им; недостаточность условий для самовыражения на работе; напряженность и конфликтность в профессиональной среде; неудовлетворенность своей профессией. Риск развития СЭВ оказывается более высоким для молодых специалистов, и объясняется это тем, что в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального самосохранения. В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.10.207 (0.014 с.) |