Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы психологии мотивации трудовой деятельности и проблемы психологии стимулирования

Поиск

Мотивация – совокупность факторов, которые обуславливают, направляют, поддерживают усилия, затраченные на поведенческие факторы.

Мотивация (Ильин) – процесс построения мотива.

Мотив (Ильин) – сложное психическое образование, побуждающее к сознательной деятельности и служащее для них основанием.

Мотив (Карпов) - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.

Общие характеристики мотивации: динамический образования (энергетический аспект) и содержательная сторона мотивации.

Соотношение энергетической и содержательной сторон.

В зарубежной психологии м-ция – энергетический аспект опыта и реакции. В отечественной психологии (Рубинштейн) рассматривается единство этих аспектов. Под содержательным аспектом подразумевается опред-е структ-е образования: идеалы потребности, мотивационная сфера личности.

Содержательный аспект = мотивац-я сфера личности + личностные черты (дисциплина ответственность) + динамические аспекты (эмоции, воля). Мотивационная сфера – вся имеющаяся у данного чела совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, поведенческих паттернов и интересов, влечений, убеждений, установок, норм, стереотипов и т.д.

Характеристики мотивационной сферы: широта, гибкость, иерархизированность.

Структура мотивации – Сидоренко – в м-ции 2 группы явлений:

- индивидуальная система мотивов (осознанные и неосознанные мотивы)

- мотивационный менеджмент (осознанные и неосознанные действия)

Задача – расширить зону осознаваемых действий в активизации конкретных мотивов того или иного человека.

3 группы мотивов:

1) на себя (эгоист)

2) на других (альтруист)

3) на задачу (трудоголик)

- на процесс (параиемики)

- на результат (темик) – достижение успеха и избегание неудач

Характеристика мотивов: выделяют 2 группы характеристик мотивов

1. Динамические (энергетические)

- сила мотива

- устойчивость мотива

2. Содержательные – осознанность или полнота его осознания.

- направленность мотива – личностная, общественная

- уверенность в правильности выбора цели

- ориентация на внешние и внутренние факторы при объяснении своего поведения (локус-контроля)

- направленность на потребность

- связь с деятельностью

Определение потребности, соотношение потребности и мотива.

Потребность – субъективное отношение личности (к явлениям и объектам окружающей среды), в которой переживается противоречие, выступающее источником активности.

Сама по себе потребность часто еще не является побуждением к деятельности. Для того, чтобы потребность заработала необходимо наличие пускового механизма – мотива. Он опредемечивает потребность, находит для нее объект, пригодный для употребления.

Существую различные взгляды на мотив и потребность: отождествление мотива и потребности, наделение личности самостоятельной побуждающей силой, мотив как только одно из побуждений, наряду с потребностями или целями или эмоциями, вместо мотивов можно говорить о потребностях или установках.

Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными мотивами; в то же время несколько различных потребностей можно решить через один мотив; потребности – явление S-O, они заданы челу социальными отношениями, а мотив явление чисто S-е.; потребностей у всех людей одинаково, ограничивается лишь уровнем развития базовых, а мотивов множество.

Разными авторами потребность понимается по-разному – как нужда, как предмет удовлетворения нужды, как ценность, как необходимость, как состояние, как системная реакция.

Мотивационные образования: мотивационные состояния; мотивационная установка, влечение, желание, интерес, склонность, направленность личности, уровень притязания личности.

33. Психологическая теория принятия решений: содержание, связь с психологией мышления и психологией деятельности.

Анализ содержания процесса принятия решения включает 2 основных взаимосвязанных аспекта – организационный и психологический. В настоящее время в теории принятия решений существует 2 основных подхода – нормативный и дескриптивный.

Главные отличия дескриптивных концепций от нормативных:

1. Если нормативные концепции абстрагируются от роли субъективных факторов, то дескрипт. в качестве своей цели используют попытку выяснить, как эти субъективные факторы влияют на ППР

2. По ориентации: нормативн. концепции направлены на разработку оптимальных процедур и способов реализации ПР. Он не раскрывает механизмы ПР, а предписывает и регламентирует поведение в ППР. Дескрипт. подход направлен на установление реальных закономерностей.

3. Дескрипт. подход развит в гораздо меньшей степени.

4. По способу протекания: Нормативн. – аксиоматический, дескрипт – эмпирический путь.

5.

нормативные концепции человеческий дескриптивные концепции

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

теория рационального выбора фактор собственно психологич-е реш-е

Теория «ограниченной рациональности». Реальное содержание ППР обуславливается комплексом ограниченных факторов – потолок рациональности – ограниченная рациональность => Теория ограниченной рациональности (ТОР).

Основные положения: указываются основные категории причин, которые определяют ограниченность возможностей и способностей человека.

1. Ограниченность когнитивных возможностей (ограниченность объемных характеристик психических пр-в, нр., принцип одноканальности мышления).

2. Скоростные ограничения

3. Ограничения, обусловленные влиянием эмоциональных процессов на когнитивные.

4. Целенаправленность человеческого поведения, деятельности, любого осмысленного поведенческого акта.

Выделение ограничений – основное положение теории Саймона.

Масштаб сложности любой ситуации и масштаб возможности совершенно разный.

умм

Ситуация ПР → психика →ПР УмМ - упрощенная модель мира

Любая объективная ситуация является бесконечно сложной, если подходить строго рационалистически. Челк не на столько иррационален, чтобы поступать рационально.

УММ – то, как ситуация представляется субъектом. УММ хар-ся: упрощенность, схематизированность. В УММ отражается то, чтобы выйти из ситуации.

В д-ти происходит радикальное упрощение ситуации по типу схематизации. Мы взаимодействуем не с ситуацией, а с моделью, которую построили. Т.о. понятие УММ одно из основных положений.

Саймон вводит понятие «плоского оптимума». Человек выбирает не лучшую альтернативу, а ту, которая находится в середине – между плохим и хорошим. Челу свойственно стремится не к лучшему, а к удовлетворительному варианту выбора. Выбор обладает «отрицательной валентностью», т.е. челу свойственно негативно относится к необходимости ПР-я и избегать его.

Процессуальное направление

Является самым ранним. Смысл: существуют ли стабильные этапы в пр-се ПР и существует ли закономерная последовательность? Выделяется несколько подходов.

1. Дифференцируется на 3 макроэтапа

а) стадия информационной подготовки

б) стадия собственно выбора

в) стадия реализации принятого решения - главное отличие от решения задач

2. Выделяются 5 макроэтапов

а) информационная подготовка решения

б) собственно выбор

в) реализация ПР-я

г) получение обратной связи о результатах ПР-я

д) компенсация неэффективного или неправильного решения.

3. Козелецкий

а) создание субъективного представления о задаче ПР-я

б) этап создания множества альтернатив (из вне – навязывание; сами – добровольные)

в) оценка последствий альтернатив

г) выбор максимизированной альтернативы.

4. ELMA Эдвардс – выделяет 10 этапов.

1) создание субъективных представлений о задаче выбора

2) формирование исходного множества альтернатив

3) формулировка критерия элиминации альтернатив (устранение, сокращение)

4) этап элиминации или этап формирования конечного множества EL - элиминация

5) формулировка критериев максимизации альтернатив

6) ранжирование альтернатив

7) транспонирование матрицы ранговых мест (чем выше вес, тем больше значимость – весовые значения).

8) определение интегрального (общего) веса альтернатив

9) выбор максимизированной альтернативы МА - максимизация

10) этап компенсации

Эта схема поддерживает поликритериальность, если критерии равнозначны, для снятия введены поправочные коэффициенты к критериям.

Типологический подход исследуются основные типы ситуации выбора. Задача: показать как ППР зависят от специфики ситуации выбора:

1) Разделение всех ситуаций ПР:

- открытые (плохо определенные)

- закрытые (хорошо определенные)

Качество решения открытых задач ниже; время, затраченное в ППР в открытой больше; при открытых значительно больше стратегий; уровень напряженности субъекта у открытых больше.

2) – навязанного выбора и добровольного выбора

3) – ситуации прозрачного или просчитываемого выбора и ситуации непрозрачного или непросчитываемого выбора

4) 3х-мерная классификация – куб Говарда – все ситуации выбора можно разделить по трем основным параметрам: неопределенность, сложность, динамичность ситуации.

5) – индивидуальные и групповые

а) паритетные – группа состоит из равностатусных членов

б) иерархические или субординационные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.52 (0.007 с.)