Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы психологии мотивации трудовой деятельности и проблемы психологии стимулированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мотивация – совокупность факторов, которые обуславливают, направляют, поддерживают усилия, затраченные на поведенческие факторы. Мотивация (Ильин) – процесс построения мотива. Мотив (Ильин) – сложное психическое образование, побуждающее к сознательной деятельности и служащее для них основанием. Мотив (Карпов) - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Общие характеристики мотивации: динамический образования (энергетический аспект) и содержательная сторона мотивации. Соотношение энергетической и содержательной сторон. В зарубежной психологии м-ция – энергетический аспект опыта и реакции. В отечественной психологии (Рубинштейн) рассматривается единство этих аспектов. Под содержательным аспектом подразумевается опред-е структ-е образования: идеалы потребности, мотивационная сфера личности. Содержательный аспект = мотивац-я сфера личности + личностные черты (дисциплина ответственность) + динамические аспекты (эмоции, воля). Мотивационная сфера – вся имеющаяся у данного чела совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, поведенческих паттернов и интересов, влечений, убеждений, установок, норм, стереотипов и т.д. Характеристики мотивационной сферы: широта, гибкость, иерархизированность. Структура мотивации – Сидоренко – в м-ции 2 группы явлений: - индивидуальная система мотивов (осознанные и неосознанные мотивы) - мотивационный менеджмент (осознанные и неосознанные действия) Задача – расширить зону осознаваемых действий в активизации конкретных мотивов того или иного человека. 3 группы мотивов: 1) на себя (эгоист) 2) на других (альтруист) 3) на задачу (трудоголик) - на процесс (параиемики) - на результат (темик) – достижение успеха и избегание неудач Характеристика мотивов: выделяют 2 группы характеристик мотивов 1. Динамические (энергетические) - сила мотива - устойчивость мотива 2. Содержательные – осознанность или полнота его осознания. - направленность мотива – личностная, общественная - уверенность в правильности выбора цели - ориентация на внешние и внутренние факторы при объяснении своего поведения (локус-контроля) - направленность на потребность - связь с деятельностью Определение потребности, соотношение потребности и мотива. Потребность – субъективное отношение личности (к явлениям и объектам окружающей среды), в которой переживается противоречие, выступающее источником активности. Сама по себе потребность часто еще не является побуждением к деятельности. Для того, чтобы потребность заработала необходимо наличие пускового механизма – мотива. Он опредемечивает потребность, находит для нее объект, пригодный для употребления. Существую различные взгляды на мотив и потребность: отождествление мотива и потребности, наделение личности самостоятельной побуждающей силой, мотив как только одно из побуждений, наряду с потребностями или целями или эмоциями, вместо мотивов можно говорить о потребностях или установках. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными мотивами; в то же время несколько различных потребностей можно решить через один мотив; потребности – явление S-O, они заданы челу социальными отношениями, а мотив явление чисто S-е.; потребностей у всех людей одинаково, ограничивается лишь уровнем развития базовых, а мотивов множество. Разными авторами потребность понимается по-разному – как нужда, как предмет удовлетворения нужды, как ценность, как необходимость, как состояние, как системная реакция. Мотивационные образования: мотивационные состояния; мотивационная установка, влечение, желание, интерес, склонность, направленность личности, уровень притязания личности. 33. Психологическая теория принятия решений: содержание, связь с психологией мышления и психологией деятельности. Анализ содержания процесса принятия решения включает 2 основных взаимосвязанных аспекта – организационный и психологический. В настоящее время в теории принятия решений существует 2 основных подхода – нормативный и дескриптивный. Главные отличия дескриптивных концепций от нормативных: 1. Если нормативные концепции абстрагируются от роли субъективных факторов, то дескрипт. в качестве своей цели используют попытку выяснить, как эти субъективные факторы влияют на ППР 2. По ориентации: нормативн. концепции направлены на разработку оптимальных процедур и способов реализации ПР. Он не раскрывает механизмы ПР, а предписывает и регламентирует поведение в ППР. Дескрипт. подход направлен на установление реальных закономерностей. 3. Дескрипт. подход развит в гораздо меньшей степени. 4. По способу протекания: Нормативн. – аксиоматический, дескрипт – эмпирический путь. 5. нормативные концепции человеческий дескриптивные концепции -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- теория рационального выбора фактор собственно психологич-е реш-е Теория «ограниченной рациональности». Реальное содержание ППР обуславливается комплексом ограниченных факторов – потолок рациональности – ограниченная рациональность => Теория ограниченной рациональности (ТОР). Основные положения: указываются основные категории причин, которые определяют ограниченность возможностей и способностей человека. 1. Ограниченность когнитивных возможностей (ограниченность объемных характеристик психических пр-в, нр., принцип одноканальности мышления). 2. Скоростные ограничения 3. Ограничения, обусловленные влиянием эмоциональных процессов на когнитивные. 4. Целенаправленность человеческого поведения, деятельности, любого осмысленного поведенческого акта. Выделение ограничений – основное положение теории Саймона. Масштаб сложности любой ситуации и масштаб возможности совершенно разный. умм Ситуация ПР → психика →ПР УмМ - упрощенная модель мира Любая объективная ситуация является бесконечно сложной, если подходить строго рационалистически. Челк не на столько иррационален, чтобы поступать рационально. УММ – то, как ситуация представляется субъектом. УММ хар-ся: упрощенность, схематизированность. В УММ отражается то, чтобы выйти из ситуации. В д-ти происходит радикальное упрощение ситуации по типу схематизации. Мы взаимодействуем не с ситуацией, а с моделью, которую построили. Т.о. понятие УММ одно из основных положений. Саймон вводит понятие «плоского оптимума». Человек выбирает не лучшую альтернативу, а ту, которая находится в середине – между плохим и хорошим. Челу свойственно стремится не к лучшему, а к удовлетворительному варианту выбора. Выбор обладает «отрицательной валентностью», т.е. челу свойственно негативно относится к необходимости ПР-я и избегать его. Процессуальное направление Является самым ранним. Смысл: существуют ли стабильные этапы в пр-се ПР и существует ли закономерная последовательность? Выделяется несколько подходов. 1. Дифференцируется на 3 макроэтапа а) стадия информационной подготовки б) стадия собственно выбора в) стадия реализации принятого решения - главное отличие от решения задач 2. Выделяются 5 макроэтапов а) информационная подготовка решения б) собственно выбор в) реализация ПР-я г) получение обратной связи о результатах ПР-я д) компенсация неэффективного или неправильного решения. 3. Козелецкий а) создание субъективного представления о задаче ПР-я б) этап создания множества альтернатив (из вне – навязывание; сами – добровольные) в) оценка последствий альтернатив г) выбор максимизированной альтернативы. 4. ELMA Эдвардс – выделяет 10 этапов. 1) создание субъективных представлений о задаче выбора 2) формирование исходного множества альтернатив 3) формулировка критерия элиминации альтернатив (устранение, сокращение) 4) этап элиминации или этап формирования конечного множества EL - элиминация 5) формулировка критериев максимизации альтернатив 6) ранжирование альтернатив 7) транспонирование матрицы ранговых мест (чем выше вес, тем больше значимость – весовые значения). 8) определение интегрального (общего) веса альтернатив 9) выбор максимизированной альтернативы МА - максимизация 10) этап компенсации Эта схема поддерживает поликритериальность, если критерии равнозначны, для снятия введены поправочные коэффициенты к критериям. Типологический подход исследуются основные типы ситуации выбора. Задача: показать как ППР зависят от специфики ситуации выбора: 1) Разделение всех ситуаций ПР: - открытые (плохо определенные) - закрытые (хорошо определенные) Качество решения открытых задач ниже; время, затраченное в ППР в открытой больше; при открытых значительно больше стратегий; уровень напряженности субъекта у открытых больше. 2) – навязанного выбора и добровольного выбора 3) – ситуации прозрачного или просчитываемого выбора и ситуации непрозрачного или непросчитываемого выбора 4) 3х-мерная классификация – куб Говарда – все ситуации выбора можно разделить по трем основным параметрам: неопределенность, сложность, динамичность ситуации. 5) – индивидуальные и групповые а) паритетные – группа состоит из равностатусных членов б) иерархические или субординационные
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.52 (0.007 с.) |