Тема занятия: Взаимоотношения врача и пациента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема занятия: Взаимоотношения врача и пациента



Тема занятия: Взаимоотношения врача и пациента

Цель занятия: Изучить основные механизмы и закономерности формирования и развития взаимоотношений врача и пациента.

Учебно-целевые вопросы занятия:

1. Предпосылки для взаимоотношений врача и пациента.

2. Теоретические основы взаимоотношений врача и пациента.

3. Основные фазы развития отношений врача и пациента. Особенности общения с пациентами врача-стоматолога.

4. Основные модели взаимоотношений врача и пациента.

5. Сложные случаи в общении врача и пациента.

6. Врач, выступающий в роли пациента.

 

Взаимоотношения врача и пациента, с одной стороны, складываются согласно общим закономерностям формирования межличностных отношений, а, с другой стороны, имеют ряд специфических особенностей.

 

Предпосылки для взаимоотношений врача и пациента.

 

Предпосылки для взаимоотношений врача и пациента складываются еще до знакомства, до того момента, когда больной входит в кабинет врача.

Первой предпосылкой является характер информации, которую пациент заранее собирает о враче, с которым ему предстоит общаться. При возможности выбора, пациент наводит справки о враче, советуется с теми больными, которые у него лечились, собирает отзывы его коллег по работе. Не без внимания остаются научная степень и должность врача, возможное наличие повышения врачебной квалификации (в том числе, зарубежных стажировок). Он пытается выяснить не только то, насколько хорошим специалистом является врач, но интересуется также его личностными, человеческими качествами. Пациенты интересуются и финансовым аспектом визита к врачу, что также зачастую определяет проблему выбора конкретного специалиста. Если больной не имеет возможности собрать необходимую информацию, он, во всяком случае, ожидая своей очереди за дверью кабинета, будет прислушиваться к разговорам других пациентов, касающихся профессиональных и личностных качеств врача.

К тому моменту, когда больной входит в кабинет врача, у него, как правило, сформировано более или менее отчетливое представление о докторе, с которым предстоит общаться.  

 

 

Второй предпосылкой для формирования будущих отношений врача и его пациента является репутация того медицинского учреждения, куда обращается больной, которая во многом зависит от его уровня: медицинский университет, НИИ, городская больница, частная клиника и т.п.

   
 
В зависимости от репутации медицинского учреждения, у больного складываются определенные ожидания и установки.

 

 

Готовность увидеть в личности врача те или иные качества, ожидания определенного уровня профессиональной подготовки врача и оказываемой медицинской помощи – все это в определенной мере зависит от репутации медицинского учреждения. В соответствии со своими установками и ожиданиями больной будет вести себя в кабинете врача.

Наконец, третьей предпосылкой является то, насколько трудной и длинной была для больного дорога к нужному специалисту. Поведение пациента будет разным и в зависимости от того, утром он взял номерок к врачу или записался на прием заранее, пришел из соседнего дома или приехал из другого города, вынужден придти на профилактический осмотр или приложил много усилий для того, чтобы встретиться с врачом. Все это будет определять состояние (раздражение, усталость, подавленность, агрессивность и т.д.) больного на момент начала общения с врачом.

   
 
Поведение пациента зависит от того, насколько трудной и длинной была дорога к специалисту.

 

 

Все три указанных фактора во многом определяют установку пациента на сотрудничество с врачом и должны учитываться последним, особенно на начальных этапах взаимодействия.

Практикум 1.

1. Чем отличается общение врач-больной от партнерского общения?

2. Во врачебной практике встречаются явления отрицательного контрпереноса и отрицательного переноса. Какой может быть продуктивная тактика врача в таком случае? Может быть это неважные явления? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Ролевая игра «Пациент на приеме у врача». Проведите беседу с пациентом таким образом, чтобы ему стало легче.

Практикум 2.

1. Какие модели врачебной деятельности Вы знаете? Обсудите в группе – чем в каждом конкретном случае должна определяться избираемая модель взаимодействия с пациентом?

2. На основе чего в общественном сознании строятся стереотипы врачей различных специальностей?

3. Каковы специфические особенности общения с разными группами больных?

Какой может быть врачебная тактика при встрече с такими «сложными типичными пациентами»:

«Неприятные» пациенты - вызывающие раздражение и неприязнь у врача.

§ Истероидные личности, ипохондрики. Для пациента каждый визит к врачу - доказательство окружающим, что он серьезно болен и вынужден постоянно лечиться.

§ Медлительный пациент.

§ Обстоятельный и дотошный пациент.

§ Словоохотливый пациент, который особенно может раздражать врача при нехватке у него времени.

§ При повторных визитах пациент заявляет, что ему не становится легче, при этом, что бы врач ни делал, он видит на лице больного унылое выражение лица и слышит жалобы, хотя речь идет не о неизлечимом заболевании, а таком, которое обычно поддается терапии.

§ Капризный пациент, претендующий на особое внимание и отношение к себе, пытающиеся диктовать врачу методы обследования и лечения.

§ Пациент, у которого стремление избавиться от болезни любой ценой, становится сверхценной идеей, он ходят к разным врачам, увлекается нетрадиционными методами лечения (голодание, сыроедение, гомеопатия, йога, уринотерапия и т.п.).

§ Озлобленный, грубый, агрессивный пациент.

§ Пациент, сопротивляющийся выписке из стационара.

 

Практикум 3.

1. Ролевая игра «Больной на приеме у врача». Продолжить закрепление эффективных способов общения с пациентами.

2. Ролевая игра «Отказ от госпитализации».

Контрольные вопросы

1. Какого рода факторы влияют на формирование взаимоотношений врача и больного?

2.Какой специфический опыт формирует отношение больного к врачу и врача к больному?

3.Какая фаза общения врача и больного наиболее информативна для врача?

 

Тема занятия: Взаимоотношения врача и пациента

Цель занятия: Изучить основные механизмы и закономерности формирования и развития взаимоотношений врача и пациента.

Учебно-целевые вопросы занятия:

1. Предпосылки для взаимоотношений врача и пациента.

2. Теоретические основы взаимоотношений врача и пациента.

3. Основные фазы развития отношений врача и пациента. Особенности общения с пациентами врача-стоматолога.

4. Основные модели взаимоотношений врача и пациента.

5. Сложные случаи в общении врача и пациента.

6. Врач, выступающий в роли пациента.

 

Взаимоотношения врача и пациента, с одной стороны, складываются согласно общим закономерностям формирования межличностных отношений, а, с другой стороны, имеют ряд специфических особенностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 1127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.37 (0.011 с.)