Тема: введение в историю Казахстана. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: введение в историю Казахстана.



Костанайский филиал

Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры СГЕНД

Протокол №__от «__» ________ 20__г.

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «История Казахстана»

 

Костанай 2016 г.

Краткий конспект лекций по дисциплине «История Казахстана» составлен:

Нуртазеновым ТК, канд. ист. наук, профессором кафедры СГЕНД _____________

 

 

Краткий конспект лекций по дисциплине «История Казахстана» обсужден на заседании методической комиссии кафедры СГЕНД

Протокол № от «» _________ 20__г.

 

Председатель метод. комиссии __________________ Волошина И.А.

 

 

Связь истории и других наук

При изучении Истории РК необходимо использовать данные различных наук. Для правильного воссоздания условий существования человека в ту или иную эпоху необходимо знать окружавшую его географическую среду. Геология, палеонтология, палеоботаника и палеозоология, оснащенные в настоящее время точными методами исследования, дают возможность историку определить характер географической среды и ее изменения и датировать продолжительность отдаленных эпох в истории человечества.

нтропология дает сведения о развитии физического облика человека, о возникнове-нии и расселении различных рас.

Одним из важнейших разделов исторической науки является археология. Она вскрывает стоянки первобытных охотников и рыбаков с их орудиями труда, погребения простых людей и вождей, оросительные системы, крепости, города, разделяет границы исторического познания, позволяя создать историю народов, их семейный быт, обычаи и обряды.

Фольклор и народное изобразительное искусство, также помогают исследованию истории народов.

Важным источников являются данные истории языка. Лингвистика очень важный компонент изучения истории.

История РК связана с историями других народов СНГ и дальнего зарубежья, позволяет раскрыть роль народов нашей страны во всемирно-историческом процессе.

 

Вопросы для самоконтроля:

1 Для чего надо изучать дисциплину «История Казахстана»?

2 Каковы актуальные проблемы истории Казахстана?

3 Пригодятся ли знания основ данной дисциплины в будущей профессии? Мотивируйте ответ.

 

Рекомендуемая литература

  1. Древний Казахстан: арии, саки, гунны, тюрки [Текст]: научно-популярное издание/ авт.-сост. Т. Жумаханов и др..- Алматы:Аруна, 2011.- 224 c.: ил.
  2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в 5-и т. Т.1 [Текст]: научное издание/ гл.ред. К. Козыбаев.- Алматы: Атамура, 2010.- 544 c.: ил.
  3. История Казахстана [Текст]: учебное пособие/ под ред. К.С. Каражана.- Алматы: Заң әдебиеті,, 2009.- 432 c.
  4. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в 5-и т. Т.5 [Текст]: научное издание/ отв. ред. Ж.Б. Абылхожин.- Алматы: Атамура, 2010.- 672 c.: ил.

 

Усуни и канлы

В 3 веке до н.э. племена, населявшие Казахстан образовали устойчивые объединения с зачатками государственной власти. Это были племена усуней и кангюй – этнокультурных приемников саков.

Племена усуней пришли в Казахстан из Центральной Азии. Территория государства усуней была обширной, северные его границы доходили до Балхаша, западные – до Таласа. Центром усуньских владений были Илийская долина в Семиречье, ставка правителей находилась в Чигучене, «городе красной долины» на берегу Иссык-Куля.

Во 2 веке до н.э. в Семиречье побывало китайское посольство во главе с Чжан Цянем, который сообщил важные сведения об усунях. Об усунях говорилось «усуньго», т.е. государство усуней. Среди них были племена сэ (саков) и юэчжей. Численность населения государства составляла 630 тыс. человек, войско 188 тыс., в состав которого входила дружина усуньского правителя – 30 тыс. конников. Верховный правитель усуней носил титул гуньмо. Государство усуней играло важную роль в экономическом и политическом развитии всего региона. Со 2–го века до н.э. стал формироваться «Великий Шелковый путь», как регулярная торговая и дипломатическая артерия, связывающая Китай со Средней Азией и Европой. О силе и мощи государства усуней говорит тот факт, что принцессы Древнего Китая и сюнну часто становились женами усуньских гуньмо и наоборот. В китайских источниках подробно освещается история усуней до 3 века н.э., имеются упоминания и в более позднее время до начала 5 века.

Западнее усуней в среднем течении Сырдарьи образовалось племенное объединение канглы, ставка правителей была в Битяне. Это тоже были центральноазиатские племена, их численность составляла 600 тыс. человек, они имели войско 120 тысяч.

У усуней и канглы кочевое скотоводство сочеталось с земледелием. Расслоение общества на бедных и богатых было более выраженным, чем у саков. Усуни были больше ско-товодами. Китайский историк 1 века Сыма цянь писал: «В Усунь много коней. Их самые богатые люди имеют до 4-5 тыс. голов лошадей». Канглы же в основном занимались земледелием, они жили в поселениях с крепостными стенами и рвами, здания возводились из кирпича, в том числе и сложные дворцовые комплексы. У усуней и канглы существовало рабство, рабами были в основном пленные, главным образом они, использовались в домашнем хозяйстве.

 

Гунны

В 4-3 веках до н.э. у северных границ Китая в Центральной Азии сложилась консоли-дация племен сюнну, они же хунну, они же гунны. Это были прототюркские племена, именно с ними связаны кардинальные изменения в этнополитическом развитии всего Евразийского континента. В 109 году до н.э. шаньюй сюнну Модэ провел реформы по укреплению своего государства. О сюнну, их завоеваниях имеются сведения у китайского «отца истории» Сыма цянь. Верховным правителем сюнну были был шаньюй, которого избирал совет старейшин, управлял он своими владениями через наместников из числа близ-ких родственников. Войско сюнну, по подсчетам китайцев насчитывало от 300 до 400 тыс. воинов. Организация войска строилась по десятичной системе, дисциплина была строгой. Сюнну разгромили духну, часть усуней, Саяно-Алтайскийские племена, успешно воевали против Китая, который платил им дань. В результате они владели огромной территорией от Забайкалья до среднего течения реки Хуанхэ. Однако держава сюнну была непрочной в 1 веке до н.э. она начала распадаться под давлением извне и внутренних междоусобиц.

В 47 году до н.э. сюнну распались на южных и северных. Южные приняли подданство Китая, а северные, вступив в союз со среднеазиатскими племенами, откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китая и вынуждены были перейти Тянь-Шань, войти в контакт с кангюй. Это была первая волна переселения сюнну на территорию Казахстана и Средней Азии.

Вторая волна началась в 1 веке н.э., когда северные сюнну теснимые китайцами снова двинулись на запад, одни племена они втягивали в союз, других оттесняли. Под давлением сюнну началось движение племен в Центральном Казахстане, на севере от Сырдарьи, а также в районе Аральского моря, Каспия. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет со 2 по 5 века, это было «Великое переселение народов», когда массы кочевников, пестрых по этническому составу двигались из Центральной Азии на запад через территорию Казахстан. Под предводительством Аттилы они нанесли сокрушительный удар Римской империи. Сюнну внесли изменения в состав и расселение жителей этого региона, все это привело к тому, что здесь стали преобладать тюркские племена.

Известно также, что в Западном и Центральном Казахстане в 5-6 веках существовал Аварский каганат, предполагается, что авары потомки жуань-жуаней, создавших в 4-5 ве-ках каганат в Монголии. В 552 году авары были разгромлены племенами тюрок и под их натиском они ушли в Европу.

Образование империи Чингисхана

Во втором десятилетии 13 века Казахстан подвергался нашествию татаро-монгольских племен, которые по своему социально-экономическому развитию стояли значительно ниже, посягавших на Казахстан народов.

Монгольские племена делились на такие народы, как «лесные народы» и степняков-кочевников. Одни занимались охотой, другие скотоводством. Общество делилось на два класса: на нойонов и угнетенных аратов.

В начале 13 века образовалось монгольское феодальное государство, основателем которого явился Темучин.

В основу государства был положен военный принцип. Территория делилась на три во-енно-административных округа: правое крыло (барунгар), левое крыло (джунгар) и центр (гол). Округа делились по десятичной системе (тумены, тысячи, сотки и десятки).

Воцарение на каждого монарха, официально считавшегося главой династии, обо-значал собой перемену в жизни страны. Но был в истории средневековья человек, приход к власти которого оказал огромное влияние на судьбы многих народов, в том числе и на судьбы народов Средней Азии и Казахстана, и которому средневековые историки уделили пристальное внимание. Имя этого человека Темучин.

Темучин – будущий Чингизхан, родился по одним сведениям в 1162 г., а по другим в 1155 г., в семье богатого нойона Есугей-бахадура. Согласно монгольскому преданию, Те-мучин происходил из рода кият, мать его была из племени конграт. Он рано осиротел. Сподвижники Есугей-бахадура, после его смерти, дружно покинули его маленьких детей, и в молодости Темучин пережил немало унижений и нужды (по некоторым сведениям был даже в рабстве). Но причудливы зигзаги судьбы.

Возмужав Темучин, выделявшийся среди своих сверстников хитростью и умом, су-мел сплотить вокруг себя преданную ему дружину нукеров, возвратить угнанные стада и рядом удачных набегов искать себе славу отважного бахадура, и к концу 12 века стать од-ним из предводителей в монгольских степях.

Известность его возросла в войнах хана кереитов с найманами, меркитами и татарами, в которых Темучин, выступая в качестве вассала кереитского хана, принял столь деятельное участие, что был пожалован почетным титулом. Но вассальное отношение продолжалось недолго, могущество Темучина все более возрастало, в 1203 году он разграмил кереитов, а в следующем году его 45-ти тысячное войско выступило в поход на найманов и мер-китов. В результате военных столкновений часть меркитов и найманов подчинились Тему-чину, а другие переправившись через Иртыш, бежали на Запад, в просторы современного Казахстана.

Покорив в ходе военной компании в 1204-1205 г.г. своих главных противников, Темучин завершил объединение под своей властью всех главных племен Монголии.

Весной 1206 г. у истоков реки Онана состоялся курултай монгольской знати – сторон-ников Темучина, на котором он торжественно, под развевающимся священным знаменем с девятью хвостами, был провозглашен повелителем монголов. Курултай утвердил за Тему-чином титул Чингиз-хана, который в дальнейшем совершенно вытеснил его личное имя.

Значение титула Чингиз-хана до сих пор точно не установлено. По мнению ряда во-стоковедов, титул Чингиз происходит от тюркского слова – тенгиз (море, океан) и словосо-четание Чингиз-хан соответственно означает (океан-хан), т.е. владыка океана, всемирный хан.

Когда Чингиз-хан, уверенный в том, что покончив с царьками меркитских, кереит-ских и найманских племен, стал уже единодержавцем народов, заявил: «Я направил на путь истинный всеязычное государство и ввел народы под единые бразды свои», он не знал еще на какую высоту он будет вознесен походами в дальние западные страны по пятам бежавших остатком меркитов и найманов, вторично разбитых Чингиз-ханом в 1208 г. на берегу Иртыша.

Вытеснение из окрестностей Байкала, а затем и берегов Иртыша, группы меркитов и найманов, действовавшие сообща, были разбиты в 1209 г. (уйгурским идикутом) уйгурами при попытке пройти через их земли. В результате они разделились, меркиты подались к кипчакам в тепершние казахские степи, а найманы во главе с Кучлуком (ханом) направи-лись в Семиречье, во владение Кара-хытаев.

Последствием этих событий стало то, что в 1211 г. в Семиречье впервые появилось монгольское войско под предводительством Хубелай-найона, одного из полководцев Чин-гиз-хана.

Глава карлуков Арслан-хан велел убить Кара-хытайского наместника в Киялыке и добровольно подчинился монголам. Правитель Алмалыка (в долине реки Или) мусульман Бузар также признал себя вассалом Чингиз-хана, за него была выдана дочь Джучи, старше-го сына Чингиз-хана.

Однако корпус Хубелая в этом же году отбыл на Восток, поскольку Чингиз-хан начал войну с Китаем и все свои наличные вооруженные силы направил туда. Лишь в 1216 г., после завершения успешной военной компании на юге, Чингиз-хан поручил Джучи добить бежавших на Запад меркитов. Давние противники встретились около Иргиза в степных просторах Тургайского края Казахстана. Меркиты потерпели полное поражение, рассея-лись в разные стороны, Джучи со своими воинами праздновал победу над поверженным врагом. Но тут произошло неожиданное. На рассвете следующего дня, перед монголами вдруг появилось 60-ти тысячное войско хорезмшаха Муххамада Султана, который из Дженда с нижнего течения Сырдарьи, в свою очередь, вышел в поход против кипчаков. Монголы решили не вступать в бой с хорезмшахом, и объявили, что они посланы Чингиз-ханом только против меркитов, и что у них нет разрешения на войну с хорезмшахом. Но султан вынудил Джучи начать сражение. В течении дня не одной из сторон не удалось до-биться успеха. С наступлением сумерек, оба войска отошли на исходные позиции с тем, чтобы на следующий день продолжить сражение. Но ночью под прикрытием горящих ко-стров, монголы покинули свой лагерь, и их невозможно было догнать. Султан вернулся в Самарканд.

Это было случайное столкновение двух войск, монгольского и мусульманского, оно не выявило победителя, но оно имело далеко идущее последствие.

По словам Ан-Насави, личного секретаря Джала Ад-Дина – сына хорезмшаха, храб-рость монголов произвела на султана сильное впечатление, когда упоминали о них, он го-ворил: «Не видано подобных тем мужам по отваге и стойкости в страданиях битвы и по опытности в правилах нанесения колючих и рубящих ударов». По мнению В.В. Бартольда именно тягостное впечатление хорезмшаха от первого боя с монголами было одной из причин, почему он впоследствии не решился встретить их в открытом поле.

В дальнейшем отношения между хорезмшахом Мухамадом и Чингиз-ханом складыва-лись таким образом, что привели к так называемой «отрарской катастрофе», послужившей монголам формальным поводом для объявления войны хорезмшаху. Кратко конфликт и начало военных действий развивались следующим образом.

Весть о победах, одержанных Чингиз-ханом в Китае, породило массу толков в Средней Азии. Хорезмшах, желая проверить слухи и получить полное сведение о нем, отправил в Монголию посольство. Чингиз-хан, со своей стороны, также отправил на Запад посольство.

Весной в 1218 г. хорезмшах принимает это посольство. Послы вручают ему богатые редкие подарки и письмо от монгольского владыки, в котором сообщается о завоевании монголами Северного Китая и стран тюрков, и предлагает заключить мирный договор с га-рантиями безопасности торговых отношений между обоими государствами.

Хорезмшах Мухамад выразил свое согласие на мирный договор с Чингиз-ханом.

После возвращение послов Чингиз-хан отправил в Среднюю Азию торговый караван: 500 верблюдов с золотом, серебром, шелком, мехами и другими предметами, 400 человек сопровождения, включая и монголов-лазутчиков. Этот многоликий караван в середине 1218 года прибыл в г. Отрар. Правитель Отрара наместник хорезмшаха Мухамада Гайр-хан Йинальчук, вероятно обеспокоенный странным для торговцев поведением людей этого каравана, объявил, что это не купцы. Он задержал купцов, затем перебил их. Караван был разграблен, все богатство перешло к Гайр-хану. Удалось спастись только одному человеку из состава каравана, который и доставил Чингиз-хану весть о отрарской резне.

Реакция Чингиз-хана была молниеносной. Он посылает к хорезмшаху посольство с требованием выдать Гайр-хана, обещая в этом случае сохранить мир. Хорезмшах вероятно, считая войну неизбежной или уповая на свою силу, приказал убить послов. Так ли это? Попытаемся объективно проанализировать ситуацию. Да, действительно, войны избежать было нельзя, и причины ее коренились не в отрарской трагедии или казни послов, хотя эти поступки и не характеризовали положительно хорезмшаха и его подчиненных. Дело совсем в другом:

1.для крупных скотоводческих хозяйств, необходимы обширные пастбища и стремление кочевой знати, приобрести новые пастбища, неизбежно порождало завоевательные вой-ны;

2.война, приносившая наряду с завоеваниями новых земель и богатств, в виде военной добычи, являлась как бы частью производственной деятельности;

3.кроме того, она служила для знати средством, хотя бы временно, ослабить социальные противоречия в монгольском обществе, посулив зависимым кочевникам часть военной добычи.

Чингиз-хан понимал, что только завоевательная политика может обеспечить ему вер-ность монгольской междоусобицы, а созданную империю от быстрого развала.

В этой политике, которую монгольские феодалы осуществляли на протяжении десяти-летий, поход на земли Казахстана и средней Азии был лишь одним звеном в общей цепи, запланированных обширных завоеваний.

Как показывают данные источников, Чингиз-хан и не думал ограничиваться захватом империи хорезмшаха; в его планы входили завоевания всей Западной Азии и Восточной Европы, он заранее отдал в удел своему старшему сыну Джучи, еще не покоренные страны к западу от Иртыша и Аральского моря.

Чингиз-хан придавал походу на мусульманские страны большое значение и готовился к нему особенно тщательно: сбор информации о враге и подготовка глубоко-продуманного плана действий. Чингиз-хан сумел подготовить войну, что даже в глазах мусульман сумел возложить вину на хорезмшаха.

К началу боевых действий войско Чингиз-хана было огромно: общая численность ко-лебалась от 150-200 тысяч.

Поход начался в сентябре 1219 г. с берегов Иртыша где Чингиз-хан провел лето. Он повел свои орды от Иртыша до Сырдарьи тем же путем, что и прежние завоеватели, т.е. че-рез Семиречье к югу от озера Балхаш. При подходе к г. Отрару, Чингиз-хан разделил свои силы: часть сил, во главе с сыновьями Чагатаем и Угедеем – он оставил для осады Отрара, другую часть, во главе с Джучи, - отправил вниз по Сырдарье на Дженд и Янгикент, третий отряд был назначен для покорения городов по верхнему течению Сырдарьи, сам Чингиз-хан с младшим сыном Тулуем, с главными силами пошел на Бухару.

Защита Отрара явилась славной страницей борьбы с завоевателями. Гайр-хан, знав-ший, что от монголов ему не ждать пощады, энергично готовился к обороне.

Под его началом согласно ан-Насави было 20 тысяч воинов. По- Джувайни, хо-резмшах дал ему 50 тысяч внешнего войска. На исходе 5-го месяца героической обороны Отрара Караджа Хаджиб, незадолго перед осадой, посланный на подмогу к Гайр-хану с 10-ти тысячным отрядом, пал духом и покинув город ночью, когда главные ворота охранял его отряд, сдался со своим войском монголам; по приговору царевичей Чагатая и Угедея, он был казнен вместе с приближенными за измену. Монголы через открытые ворота смогли ворваться в город, и выгнав из него жителей «словно стадо баранов», начал повальный грабеж. Но Гайир-хан с 20-ю тысячами воинов укрепился в цитадели для взятия которой монголам понадобился еще месяц. Гайир-хан с двумя товарищами отбивались до последней возможности. Наконец Гайир-хан остался один и отбивался от врагов кирпичами, но был взят в плен. Крепость была разрушена и сровнена с землей. Сыновья Чингиз-хана с толпами пленных жителей Отрара и окрестных сел в феврале 1220 г. присоединились к Чингиз-хану, когда тот находился на пути между Бухарой и Самаркандом, оставив ему живого Гайир-хана. Чингиз-хан приказал расплавить серебро и влить ему в уши и глаза в наказание за его безобразное деяние и мерзкий поступок.

Джучи старший сын Чингиз-хана, выделенный для покорения городов по нижнему те-чению Сырдарьи, прежде всего подошел к Сыгнаку, с жителями которого начал перегово-ры. Жители убили парламентера мусульманского купца Хасан-ходжу и приняли бой, через семь дней непрерывной осады город был взят штурмом.

Все население было перебито, а город разграблен. Управляющим этой местности был назначен сын убитого горожанами Хасан-хаджи.

В дальнейшем монголы захватили Узгенд, Барчылыгкент. Только по тому, что жители этих городов не оказали сильного сопротивления, всеобщей резни не было.

Упорное сопротивление оказал город Ашназ, но пал в неравной борьбе, большая часть населения была перебита.

Сравнительно легко и без потерь были захвачены города Дженд, покинутый войсками хорезмшаха и сдавшийся по существу без боя и Шерке (Янгикент), в котором монголы также назначили своего шихнэ – блюстителя порядка. Все это произошло в течении зимы 1219-1220 г.г. и весны 1220 года.

Успешно действовали и главные силы войска во главе с Чингиз-ханом. К маю 1220 года весь Мавераннарх (междуречье Сырдарьи и Амударьи) был в руках завоевателей. Летом и осенью 1220 года монголы взяли Мерв, Тус и другие города Харасана. В ре-зультате зимней компании, в 1220-1221 г.г. был завоеван Хорезм, и завершились военные действия монголов в Средней Азии. Весной 1221 года Чингиз-хан переправил свое войско через Амударью и вошел на территорию Харасана, Афганистана и Северной Индии. 30-ти-тысячное войско под командованием военачальников Джэбэнойона и Субэдэй-нойона, выступив из Северного Ирана в 1220 году, вторглось в Кавказские страны и, разгромив аланов, кипчаков и русских на реке Калка, проник в степи нынешнего Казахстана с северо-запада.

В Южном Приаралье Джучи-хан оставался весь 1220 год в Дженде; от туда с берегов Сыра в следующем году он повел свой корпус на Хорезм. Чингиз-хан отправил ему на под-могу из Бухары, Чагатая и Угедея со значительными силами. Передовые отряды монголь-ского войска подступили к Гургенчжу (город у Амударьи в северной части Хорезма), воен-ной хитростью заманили хорезмийцев в западню, перебили до тысячи человек и следом за беглецами ворвались в город, но под напором горожан вынуждены были отступить. Тем временем подоспели основные войска монголов (50 тыс. человек), обложили город со всех сторон и начали осаду. Жители города не только защищались, но и переходили в контрата-ку, нанося монголам большие потери.

Рашид-ад-Дин в начале 14 века писал что Холмы, которые собрали тогда из костей убитых, еще и теперь стоят в окрестностях старого города Хорезма.

Главной причиной неудач монголов были, по мнению мусульманских авторов раздоры между братьями Джучи и Чагатаем. Первый старался спасти от разрушения цветущий го-род, а второй желал быстрой победы любой ценой. Когда эта весть дошла до Чингиз-хана, он рассердился на старших сыновей и назначил начальником всего войска Угедея, который был их младшим братом. После этого штурм пошел успешно, через семь дней город был захвачен. Жителей выгнали в степь, отделили от них ремесленников, малолетних детей и молодых женщин, чтобы угнать с собой, а остальных изрубили. После этого город подвергся грабежу и разрушению.

Завершив операцию на берегах нижнего течению Амударьи, Чагатай и Угедей верну-лись к своему отцу Чингиз-хану, а Джучи с верным ему консулом, со всеми чадами и домо-чадцами остался в Приаралье.

Зиму 1222-1223 г.г. Чингиз-хан провел в Самарканде. В начале 1223 года он выступил оттуда с намерением устроить весеннюю охоту в степях при Сырдарье. Недалеко от города Сайрама Чингиз-хан встретил своего старшего сына Джучи. Состоялся курултай, после не-го грандиозная облавная охота с участием всех царевичей и все лето 1223 года они провели вместе в тех пределах. Затем медленными переходами отправились к Иртышу. Там они провели лето 1224 года, осенью 1224 года Чингиз-хан снялся со стоянки и с войском, слугами и челядью отправился на Восток.

Чингиз-хан возвращался из западного похода в Монголию триумфатором, достигнув пика своего могущества и славы. Орды Чингиз-хана с всесокрушающей лавиной про-неслись по степям, городам и весям. Война - всегда крайность. Убиты и покалечены судьбы сотен тысяч людей. Развеяны в прах плоды созидательного труда многих поколений, попраны святыни, поруганы святые. Великая степь потрясена до основания и находится в страхе. Вот что писал современник Чингиз-хана, мусульманский историк Ибн ал-Асира: «Если бы кто сказал, что с тех пор как Аллах Всемогущий и Всевышний создал человека по настоящее время, мир не испытывал ничего подобного, то он был бы прав: действительно летописи не содержат ничего сколько-нибудь сходного и подходящего. Из событий, которые они описывают, самое ужасное то, что сделал Навуходоносор с израильтянами по части избиения их и разрушения Иерусалима. Но, что такое Иерусалим в сравнении с теми странами, которые опустошили эти проклятые, где каждый город вдвое больше Иерусалима! И что такое израильтяне, в сравнении с теми, которых они перебили! Ведь в одном отдельно взятом городе жители которых они избили было больше чем всех израильтян. Может быть, род людской не увидит ничего подобного этому событию до представления света и исчезновения мира. Что касается антихриста, то он ведь сжалится над теми, которые последовали за ним и погубит лишь тех, которые станут сопротивляться ему; эти же монголы не над кем не сжалились, избивали женщин, мужчин, младенцев, распарывали утробы беременных и умерщвляли зародышей.»

Поистине монгольское нашествие явилось величайшим военно-политическим и мораль-ным потрясением средневековья в целом. Но настал час и отступило зло перед добром; на огромном пространстве пожар большой войны потушен, но угли тлели долго. Оно явилось величайшим бедствием для Казахстана, так же как и для других завоеванных стран. Мон-гольское завоевание отрицательно сказалось на состоянии оседлого и кочевого хозяйства Казахстана. Захват лучших пастбищ неизбежно вел к вытеснению коренного населения, а раздел монгольской знатью захваченной территории на улусы, после распада империи Чингиз-хана, на ставшие независимые друг от друга государства – Золотую Орду и империю Чингизитов – нередко разобщал этнически родственные группы.

ЗОЛОТАЯ ОРДА

Образование Золотой Орды.

С 60-х годов 13 века Золотая Орда выделилась в самостоятельное ханство. Столицей ханства стал город Сарай, на реке Волге. Затем столица была перенесена в местечко близ нынешнего города Волгограда, на притоке Ахтуба.

Стремление к политической независимости из-за феодальной раздробленности и междо-усобицы восточных династий Золотая Орда постепенно стала терять свое былое могуще-ство.

Это было государство, созданное силой оружия. И языки, и религии, и традиции, и обычаи были разными.

Крупные феодалы и члены династий ханов, правителей улусов стремились к политиче-ской самостоятельности. Усиливались феодальные междоусобицы. Эти обстоятельства привели в 13 веке к постепенному отделению Хорезма, Крыма, Волжской Булгарии от Зо-лотой Орды.

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ

В 1238 году в Бухаре вспыхнуло восстание под предводительством ремесленника Ма-хмуда Тараби. Восставшие захватили город, изгнали чиновников. Горожан поддержали крестьяне. Было уничтожено 10 тыс. монгольских воинов. Тем не менее это восстание было жестоко подавлено.

Продолжалась освободительная борьба и на других, захваченных монголами территори-ях.

На Руси национально-освободительное движение возглавил московский князь Д. Дон-ской. 8 сентября 1380 года в сражении на Куликовском поле были разбиты войска Мамая. Эта победа имела важное значение в борьбе против монгольского гнета.

Культура казахов

Культура Казахского ханства в 16-17 в.в. была культурой сложившейся казахской народности, вобравшей в себя культурные ценности предков. В силу особенностей кочевого образа жизни, было развито прикладное искусство в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, в оформлении войлока, ковров – текемет, тускииз, сырмак и других. Орна-мент и узоры сохранили преемственность от древних скотоводческих племен. В основном это были космогонические мотивы: айшик-гуль-лунный цветок, жулдыз-гуль-звездный цве-ток, шыккан кун – восход солнца; зооморфные мотивы: кошкар муюз – рог барана, марал муюз – рог оленя, контуры животных; растительные мотивы: стебли, листья, цветы, геомет-рические фигуры. Орнамент обычно симметричен. Цвета имели свой символ: синий – небо, красный – солнце, огонь, белый – истина, радость, счастье, желтый – разлука, печаль, черный – символ земли, зеленый – молодость, весна.

Согласно казахским обычаям, праздновались такие события, как рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздниках устраи-вали игры: скачки – байга, борьба – курес, борьба двух всадников – сайыс, борьба за тушу козла – кокпар. Праздники сопровождались музыкой, айтысами – состязаниями акынов им-провизаторов. Важное место отводилось празднованию нового года – Наурыз, который от-мечался в день весеннего равноденствия – 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг дру-га с праздником, готовили специальное блюдо – наурыз коже, символ изобилия. На торже-ствах за дастарханом строго соблюдался традиционный порядок. Люди садились на строго определенные места с учетом возраста и положения в обществе, соответственно распределя-лось угощение в виде определенных частей туши животного (голова, грудина и т.п.).

Казахи пользовались традиционным календарем. Годы объединялись в 12 летние цик-лы, как у многих народов Азии, они имели названия определенных животных. Были люди, занимавшиеся счетом времени и предсказанием погоды – есепши. Казахи имели знания о небесных светилах, звездах, созвездиях, планетах. Они выделяли Полярную звезду, созвез-дие Большой Медведицы, Венеру, Марс, Млечный путь и другие. Например, созвездие Большой Медведицы называлось Жетыген – семерка, Жеты карт – семь старцев и т.п. Это созвездие служило астрономическими часами, по нему менялись сторожа стад.

В 16-17 в.в. казахи официально исповедовали ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба – Тенгри. Казахи почитали дух земли – Жер ана, воды – Су ана, им посвящали горы, утесы, камни причудливых форм, пещеры, рощи, одинокие деревья, родники. Святым местам приносили жертвы. Сохранялся культ покровителей скота. Большую роль играл культ огня.

В 16-17 в.в. в Казахстане развивалось устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество представлено поэтами–импровизаторами – акынами, сказителями – жырау. Известны имена таких жырау, как Шалкииз-жырау (15 век), Доспамбет-жырау (16 век), жиембет-жырау (17 век). В эпических произведениях того времени рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев: «Ер-Таргын», «Кам-бар», «Алпамыс», «Кобланды». К социально-бытовым поэмам относятся «Козы-Корпеш и Баян-Слу» - степная «Ромео и Джульета». Не менее известны «Кыз-Жибек», «Кульше кыз», «Макпал», «Слу шаш». В 15 веке жтл и творил, по словам Ч. Валиханова «кочевой философ» Асан-Кайгы, Асан-горемычный, печальный, скорбный, мечтавший «о земле обетованной».

Казахи использовали арабский алфавит, образование носило религиозный характер. Письменная литература была в виде религиозных и исторических книг. Существовали исто-рические сочинения и генеалогии –шежре. Наиболее важным памятником является книга «Джамид ат-таварих» (сборник летописей), который посвящен истории казахов 15-16 веков. Автор книги бий из рода Жалаир Кадыргали. В 16 веке жил и творил историк Мухаммед Хайдар Дулати, его произведение «Тарих-и-Рашиди» содержит бесценные факты из жизни Казахского ханства.

В жизни кочевников большую роль играло музыкальное искусство, вокальное и ин-струментальное. Распространенными музыкальными инструментами были домбра, кобыз, сыбызгы. Струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты. Музыканты создавали инструментальные произведения – кюи на разные темы.

В период позднего средневековья в 16-17 веках сложились и закрепились главные элементы культуры казахов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что вы можете сказать о политике ханства?

2. Расскажите о принципах и нормах «Жеты Жаргы».

3. Что было характерно для культуры Казахского ханства в 16-17 в.в.?

Рекомендуемая литература

1. Древний Казахстан: арии, саки, гунны, тюрки [Текст]: научно-популярное издание/ авт.-сост. Т. Жумаханов и др..- Алматы:Аруна, 2011.- 224 c.: ил.

2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в 5-и т. Т.1 [Текст]: научное издание/ гл.ред. К. Козыбаев.- Алматы: Атамура, 2010.- 544 c.: ил.

3. История Казахстана [Текст]: учебное пособие/ под ред. К.С. Каражана.- Алматы: Заң әдебиеті,, 2009.- 432 c.

4. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в 5-и т. Т.5 [Текст]: научное издание/ отв. ред. Ж.Б. Абылхожин.- Алматы: Атамура, 2010.- 672 c.: ил.

 

Джунгаро-казахские войны

Джунгарско-казахские войны, угроза разорения подтолкнули казахских правителей на союз с Россией. Корни казахско-русских отношений имеют давнюю историю. Они стали углубляться после присоединения к России Казанского (1552 год), Астраханского (1556 год) ханств и народов Поволжья. Русское государство было заинтересовано в отношениях с Казахстаном, с целью безопасности традиционных путей через Казахское ханство в Среднюю Азию. В свою очередь Казахское ханство искало в лице России союзника в борьбе со Средне-Азиатскими ханствами и джунгари. Большую роль в налаживании контактов играли посольские связи. В 1573 году в Казахскую степь было направлено Русское посольство во главе с Третьяком Чебуковым, но оно не дошло до Казахстана, так как было истреблено Си-бирскими татарами.

Известна грамота Ивана 4 Грозного купцам братьям Строгановым от 30 мая 1574 года, где разрешалось им строить крепости на Тоболе и торговать с народами Казахстана и Средней Азии «беспошлино». В 1594 году в Москву прибыло Казахское посольство от хана Таваккула во главе с Кул-Мухаммедом.

В начале 17 века в Западном Казахстане, в пограничных районах стали возникать русские поселения. В 1620 году был заложен Яицкий городок, в 1640 году – город Гурьев. Начало 18 века для России ознаменовались реформами Петра 1, прорывом блокады со стороны Швеции и Турции, присоединением Сибири, поиском связей с Востоком, и здесь важная роль отводилась Казахстану, соединявшему Россию с восточными государствами. При Петре 1 предпринимались попытки закрепиться в Казахстане. В 1715 году из Тобольска по Иртышу была направлена экспедиция из 3 тысяч человек во главе с подполковником И. Бухгольцом, в 1716 году она заложила Ямышевскую и Омскую крепости. В 1717 году была организована экспедиция во главе с полковником И. Ступиным, она заложила крепости Железинскую – 1717 год, в 1718 году – Семипалатинскую. В 1719-1720 г.г. состоялась экспедиция И. Лихарева, в 1720 году были сооружены кепости Усть-Каменогорская, Коря-ковская. Эти военно-оборонительные пункты составили Верхне-Иртышскую линию и сыграли важную роль в защите от набегов джунгар.

Известна запись переводчика А. Тевкелева по поводу высказывания Петра 1 о привлече-нии казахов в российское государство, по возвращению его из персидского похода в 1722 году, где он говорил: «Несмотря на великие издержки хотя бы до миллиона держать, но токмо чтоб только одним листом под протекцию Российской империи, ибо оная Киргиз-Кайсацкая орда всем азиатским странам ключ и врата».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.06 с.)