ТОП 10:

Государства раннего средневековья VI-X вв.



В первом тысячелетии происходит изменение этнической среды в Евразийском реги-оне, здесь все более и более преобладают тюрки язычные племена. Первые упоминания имя «тюрк» относится к 542 году в китайских источниках, где описывались набеги туцзюе (тю-рок) на Китай с северо-запада. В VI веке термин тюрк получил широкое распространение, он означал союз племен, сложившийся на Алтае.

VI век – это время начала тюркских империй, чередовались сближения общетюркских культурных компонентов и формирование самостоятельности.

Ранее тюркское государство – Тюркский каганат возникло в 552 году (552-603 годы), когда вождь тюрок Бумын принял титул кагана. Оно занимало обширную территорию на востоке от Корейского полуострова, на западе до Крымского полуострова, от верховий Ени-сея на севере, до верховья Амударьи на юге.

Господствующим в центральной Азии это государство стало при кагане Мугане (553-572 годы), оно входило в систему отношений с крупнейшими государствами того времени, такими как Иран, Византия, Китай был данником каганата. Давление извне, междоусобицы, социальное противоречие ослабило его, и в 603 году он разделился н два самостоятельных государства – Восточный и Западный каганаты.

Ядром Западно-Тюркского каганата (603-704 годы) стали «десять племен», самоназвание Он Ок эли – государство десяти стрел, занимавшие земли усуней от гор Каратау до Джунгарии, а также оседло-земледельческие оазисы Восточного Туркестана и Средней Азии. В Согде, Бухаре находились наместники кагана, здесь их владения доходили до верховий Амударьи Гиндукуша от Исфиджаба и Чача до южного Афганистана и северо-западного Пакистана.

Западно-Тюркский каганат был государством с развитой городской и земледельческой культурой, развитой торговлей по Великому Шелковому пути. В VI-VII веках в долинах рек Талас, Чу, Или возникли десятки городов и укрепленных крепостей. Это были большие го-рода, не уступавшие по размерам городам средневековой Азии, состоящие из цитадели, шахристана, рабада. Только в Чуйской долине существовало около 18 крупных городов и большое количество мелких поселений. Первым лицом в государстве западных тюрок был каган – верховный владыка, правитель, военачальник.

Власть кагана передавалась по наследству, он руководил всеми внутри и внешнеполитическими делами государства, был распорядителем всех земель. Он опирался на знать из династийного рода, представители которого занимали высшие должности в государстве и были наместниками кагана над вассальными племенами. Существовало семейное рабство. Основная масса населения состояла из свободных общинников – скотоводов. Столицей и зимней ставкой кагана был г. Суяб в Чуйской долине (близ г. Токмака), а летней резиденцией Мингбулак (близ г. Туркестана).

В 603-634 годах каганат утратил свои среднеазиатские владения к западу от Сырдарьи, государств вступило в полосу кризиса, главной причиной которого было давление извне и борьба за власть племенных союзов. В Семиречье вторглись китайские войска, в 657 году ополчение «десяти стрел» потерпело поражение, управление каганом стало осуществляться через китайского ставленника.

В 669 году вождь тюргешей Уч-элиг устранил ставленника китайского императора в Западно-Тюркском каганате и установил свою власть. Тюргеши – многочисленное племя, населявшее западную часть каганата на территории Чу - Илийского Междуречья и контро-лировавшее большую часть караванных путей Семиречья. Уч-элиг-каган основал государ-ство Тюргешский каганат (704-756 годы). Главная ставка тюргешей находилась в г. Суябе, а затем была перенесена в г. Тараз. Тюргеши вели постоянную борьбу с китайцами и арабами, которые стремились установить свое влияние в этом регионе. К этому времени арабы завое-вали Иран, Ирак, Сирию, Палестину и не смотря на сопротивление Западно-Тюркского каганата им удалось захватить его нижнюю часть и включить в состав арабского халифата. С проникновением сюда арабов, здесь постепенно распространяется ислам.

В середине VIII века в этом регионе необычно остро столкнулись интересы китайцев и арабов за свое влияние, что привело к тому, что в июле 751 года на реке Талас, недалеко от Тараза состоялась Таласская битва. Войска арабов, посланные сюда наместником аббасид-ских халифов в Хорасане Абу Муслимом нанесли сокрушительное поражение китайцам, ко-торых возглавлял Танский губернатор в Куче, генерал Гао Сянь Чжи. Решающую роль в раз-громе китайцев сыграли карлуки, которые неожиданно нанесли им удар в тыл. Это сражение сыграло огромную роль, оно надолго положило конец попыткам Китая вмешиваться в дела этого региона с другой стороны, это усилило влияние здесь арабов. В 756 году Тюргешский каганат пал.

Его сменило государство карлуков – Карлукский каганат (756-940 годы) со ставкой в Суябе. Карлуки – это тюркские племена, населявшие территорию между Западным Алтаем и Тарбагатаем, в VIII веке, теснимые уйгурами переселились в Семиречье и далее на запад, в Казахстане ни постепенно расселились на территории от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, между озерами Балхаш и Иссык-Куль. Вожди их носили титул эль-тебер, верховный правитель джабгу. А с 840 года – каган. В Карлукскую конфедерацию входили различные кочевые и полукочевые тюркоязычные племена, а также согдийцы, подвергшиеся тюркизации.

В сороковые годы Х века произошло падение державы карлуков и установление госу-дарства тюркской династии Караханидов, возникло государство Караханидов (942-1210 го-ды). Родоначальником династии был Сатук Богра-хан (915-955 годы), который в 942 году объявил себя каганом. Это государство тюркских племен занимало территорию Семиречья, ее центром был в Чуйской долине, а ставка в Баласагуне. Со временем их владения расширились от Амударьи и Сырдарьи до Кашгара. Затем они распались на две части – восточную, включающую Семиречье и Восточный Туркестан с центром в Баласагуне и западную – Мавераннахр с центром сначала в Таразе, а потом в Самарканде. В XI-XII веках это государство приходит в упадок и попадает под власть киданей, которые образовали свое государство в Семиречье.

Важным событием при караханидах было принятие династий ислама, это связано с именем кагана Сатук Богра-хана, который в 955 году объявил об этом, а в 960 году во внут-ренних областях государства Караханидов, скорее всего. В Семиречье ислам приняли 200 тысяч шатров (арабское имя Сатук Бора-хана Абд-аль-Керим).

Обширную территорию Казахстана по Иргизу, Уралу, Эмбе, в Приаралье, долину Сыр-дарьи, Предгорья Каратау, Чуйскую долину занимали племена огузов. Наиболее компактно они жили в Приаралье, северном Прикаспии, в низовьях Сырдарьи. В IX- начале Х века в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкавших к нему степях западного Казахстана сложилось государство огузов. Столицей огузского государства стал г. Янгикент, находившийся н важном караванном пути. По этническому составу огузское государство было пестрым в него входили многочисленные тюркоязычные и ираноязычные племена. Главой государства был джабгу. Известно, что в 965 году огузский джабгу в союзе с киевским князем Святославом разгромили хазарский каганат. В 985 году огузы в союзе с русскими князьями нанесли поражение Волжской Булгарии. В 1041 году во время правления джабгу Шахмалика огузы захватили Хорезм. Однако в XI веке государство огузов стало приходить в упадок, начались междоусобицы, волнения, усилилось внешнее давление сельджуков. К середине XI века огузское государство перестало существовать, часть огузов под давлением кыпчаков ушла в Восточную Европу и Малую Азию, часть к караханидам Мавераннахра и к Сельджукам Хорасана, часть растворилась среди племен Дешт-и-Кыпчака.

В Северном, Восточном и Центральном Казахстане жили тюркские племена кимаков и кыпчаков. В IX веке здесь образовалось государство кимаков, в его состав вошли многочис-ленные тюркские племена, часть из них переселилась сюда из Центральной Азии, правил государством джабгу, который с конца IX века принял титул кагана (хакана). Государство кимаков (IX – начало XI веков) имело ставку с государствами саманидов, огузов, карлуков.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите социальную структуру древнетюркского государства.

2. Особенности культуры древнетюркского государства.

Рекомендуемая литература

  1. Древний Казахстан: арии, саки, гунны, тюрки [Текст] : научно-популярное издание/ авт.-сост. Т. Жумаханов и др..- Алматы :Аруна, 2011.- 224 c. : ил.
  2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней : в 5-и т. Т.1 [Текст] : научное издание/ гл.ред. К. Козыбаев .- Алматы : Атамура, 2010.- 544 c. : ил.
  3. История Казахстана [Текст] : учебное пособие/ под ред. К.С. Каражана .- Алматы : Заң әдебиеті,, 2009.- 432 c.
  4. История Казахстана с древнейших времен до наших дней : в 5-и т. Т.5 [Текст] : научное издание/ отв. ред. Ж.Б. Абылхожин .- Алматы : Атамура, 2010.- 672 c. : ил.

 

 

Тема: Казахстан в период монгольского завоевания (XIII в). Средневековые государства в XIV-XV вв.

Цель: Показать, что образование монгольской империи в начале 13 века оказывало ог-ромное влияние на исторические судьбы народов и государств Центральной и Средней Азии, Казахстана и Восточной Европы. Монгольское завоевание нарушило смирившиеся в евразийском регионе отношения и взаимосвязи населявших его народов, изменило ход их этнического и хозяйственного развития, прервало процесс складывания казахской народности и казахской государственности.

Ключевые понятия: нойон, бахадур, Золотая Орда, Кок Орда, Ногайская Орда, ханство Абулхаира, Мавераннахр, Могулистан, курултай, джучиды, чингизиды, диван, везирем, баскаки, даруги.

Вопросы:

1.Образование империи Чингизхана.

2.Завоевание территории Казахстана и Средней Азии монголами.

3.Образование улусов Джучи, Чагантая, Угедея и Тулуя. Образование Золотой Орды.

4.Последствия монгольского нашествия.

Образование империи Чингисхана

Во втором десятилетии 13 века Казахстан подвергался нашествию татаро-монгольских племен, которые по своему социально-экономическому развитию стояли значительно ниже, посягавших на Казахстан народов.

Монгольские племена делились на такие народы, как «лесные народы» и степняков-кочевников. Одни занимались охотой, другие скотоводством. Общество делилось на два класса: на нойонов и угнетенных аратов.

В начале 13 века образовалось монгольское феодальное государство, основателем которого явился Темучин.

В основу государства был положен военный принцип. Территория делилась на три во-енно-административных округа: правое крыло (барунгар), левое крыло (джунгар) и центр (гол). Округа делились по десятичной системе (тумены, тысячи, сотки и десятки).

Воцарение на каждого монарха, официально считавшегося главой династии, обо-значал собой перемену в жизни страны. Но был в истории средневековья человек, приход к власти которого оказал огромное влияние на судьбы многих народов, в том числе и на судьбы народов Средней Азии и Казахстана, и которому средневековые историки уделили пристальное внимание. Имя этого человека Темучин.

Темучин – будущий Чингизхан, родился по одним сведениям в 1162 г., а по другим в 1155 г., в семье богатого нойона Есугей-бахадура. Согласно монгольскому преданию, Те-мучин происходил из рода кият, мать его была из племени конграт. Он рано осиротел. Сподвижники Есугей-бахадура, после его смерти, дружно покинули его маленьких детей, и в молодости Темучин пережил немало унижений и нужды (по некоторым сведениям был даже в рабстве). Но причудливы зигзаги судьбы.

Возмужав Темучин, выделявшийся среди своих сверстников хитростью и умом, су-мел сплотить вокруг себя преданную ему дружину нукеров, возвратить угнанные стада и рядом удачных набегов искать себе славу отважного бахадура, и к концу 12 века стать од-ним из предводителей в монгольских степях.

Известность его возросла в войнах хана кереитов с найманами, меркитами и татарами, в которых Темучин, выступая в качестве вассала кереитского хана, принял столь деятельное участие, что был пожалован почетным титулом. Но вассальное отношение продолжалось недолго, могущество Темучина все более возрастало, в 1203 году он разграмил кереитов, а в следующем году его 45-ти тысячное войско выступило в поход на найманов и мер-китов. В результате военных столкновений часть меркитов и найманов подчинились Тему-чину, а другие переправившись через Иртыш, бежали на Запад, в просторы современного Казахстана.

Покорив в ходе военной компании в 1204-1205 г.г. своих главных противников, Темучин завершил объединение под своей властью всех главных племен Монголии.

Весной 1206 г. у истоков реки Онана состоялся курултай монгольской знати – сторон-ников Темучина, на котором он торжественно, под развевающимся священным знаменем с девятью хвостами, был провозглашен повелителем монголов. Курултай утвердил за Тему-чином титул Чингиз-хана, который в дальнейшем совершенно вытеснил его личное имя.

Значение титула Чингиз-хана до сих пор точно не установлено. По мнению ряда во-стоковедов, титул Чингиз происходит от тюркского слова – тенгиз (море, океан) и словосо-четание Чингиз-хан соответственно означает (океан-хан), т.е. владыка океана, всемирный хан.

Когда Чингиз-хан, уверенный в том, что покончив с царьками меркитских, кереит-ских и найманских племен, стал уже единодержавцем народов, заявил: «Я направил на путь истинный всеязычное государство и ввел народы под единые бразды свои», он не знал еще на какую высоту он будет вознесен походами в дальние западные страны по пятам бежавших остатком меркитов и найманов, вторично разбитых Чингиз-ханом в 1208 г. на берегу Иртыша.

Вытеснение из окрестностей Байкала, а затем и берегов Иртыша, группы меркитов и найманов, действовавшие сообща, были разбиты в 1209 г. (уйгурским идикутом) уйгурами при попытке пройти через их земли. В результате они разделились, меркиты подались к кипчакам в тепершние казахские степи, а найманы во главе с Кучлуком (ханом) направи-лись в Семиречье, во владение Кара-хытаев.

Последствием этих событий стало то, что в 1211 г. в Семиречье впервые появилось монгольское войско под предводительством Хубелай-найона, одного из полководцев Чин-гиз-хана.

Глава карлуков Арслан-хан велел убить Кара-хытайского наместника в Киялыке и добровольно подчинился монголам. Правитель Алмалыка (в долине реки Или) мусульман Бузар также признал себя вассалом Чингиз-хана, за него была выдана дочь Джучи, старше-го сына Чингиз-хана.

Однако корпус Хубелая в этом же году отбыл на Восток, поскольку Чингиз-хан начал войну с Китаем и все свои наличные вооруженные силы направил туда. Лишь в 1216 г., после завершения успешной военной компании на юге, Чингиз-хан поручил Джучи добить бежавших на Запад меркитов. Давние противники встретились около Иргиза в степных просторах Тургайского края Казахстана. Меркиты потерпели полное поражение, рассея-лись в разные стороны, Джучи со своими воинами праздновал победу над поверженным врагом. Но тут произошло неожиданное. На рассвете следующего дня, перед монголами вдруг появилось 60-ти тысячное войско хорезмшаха Муххамада Султана, который из Дженда с нижнего течения Сырдарьи, в свою очередь, вышел в поход против кипчаков. Монголы решили не вступать в бой с хорезмшахом, и объявили, что они посланы Чингиз-ханом только против меркитов, и что у них нет разрешения на войну с хорезмшахом. Но султан вынудил Джучи начать сражение. В течении дня не одной из сторон не удалось до-биться успеха. С наступлением сумерек, оба войска отошли на исходные позиции с тем, чтобы на следующий день продолжить сражение. Но ночью под прикрытием горящих ко-стров, монголы покинули свой лагерь, и их невозможно было догнать. Султан вернулся в Самарканд.

Это было случайное столкновение двух войск, монгольского и мусульманского, оно не выявило победителя, но оно имело далеко идущее последствие.

По словам Ан-Насави, личного секретаря Джала Ад-Дина – сына хорезмшаха, храб-рость монголов произвела на султана сильное впечатление, когда упоминали о них, он го-ворил: «Не видано подобных тем мужам по отваге и стойкости в страданиях битвы и по опытности в правилах нанесения колючих и рубящих ударов». По мнению В.В. Бартольда именно тягостное впечатление хорезмшаха от первого боя с монголами было одной из причин, почему он впоследствии не решился встретить их в открытом поле.

В дальнейшем отношения между хорезмшахом Мухамадом и Чингиз-ханом складыва-лись таким образом, что привели к так называемой «отрарской катастрофе», послужившей монголам формальным поводом для объявления войны хорезмшаху. Кратко конфликт и начало военных действий развивались следующим образом.

Весть о победах, одержанных Чингиз-ханом в Китае, породило массу толков в Средней Азии. Хорезмшах, желая проверить слухи и получить полное сведение о нем, отправил в Монголию посольство. Чингиз-хан, со своей стороны, также отправил на Запад посольство.

Весной в 1218 г. хорезмшах принимает это посольство. Послы вручают ему богатые редкие подарки и письмо от монгольского владыки, в котором сообщается о завоевании монголами Северного Китая и стран тюрков, и предлагает заключить мирный договор с га-рантиями безопасности торговых отношений между обоими государствами.

Хорезмшах Мухамад выразил свое согласие на мирный договор с Чингиз-ханом.

После возвращение послов Чингиз-хан отправил в Среднюю Азию торговый караван: 500 верблюдов с золотом, серебром, шелком, мехами и другими предметами, 400 человек сопровождения, включая и монголов-лазутчиков. Этот многоликий караван в середине 1218 года прибыл в г. Отрар. Правитель Отрара наместник хорезмшаха Мухамада Гайр-хан Йинальчук, вероятно обеспокоенный странным для торговцев поведением людей этого каравана, объявил, что это не купцы. Он задержал купцов, затем перебил их. Караван был разграблен, все богатство перешло к Гайр-хану. Удалось спастись только одному человеку из состава каравана, который и доставил Чингиз-хану весть о отрарской резне.

Реакция Чингиз-хана была молниеносной. Он посылает к хорезмшаху посольство с требованием выдать Гайр-хана, обещая в этом случае сохранить мир. Хорезмшах вероятно, считая войну неизбежной или уповая на свою силу, приказал убить послов. Так ли это? Попытаемся объективно проанализировать ситуацию. Да, действительно, войны избежать было нельзя, и причины ее коренились не в отрарской трагедии или казни послов, хотя эти поступки и не характеризовали положительно хорезмшаха и его подчиненных. Дело совсем в другом:

1.для крупных скотоводческих хозяйств, необходимы обширные пастбища и стремление кочевой знати, приобрести новые пастбища, неизбежно порождало завоевательные вой-ны;

2.война, приносившая наряду с завоеваниями новых земель и богатств, в виде военной добычи, являлась как бы частью производственной деятельности;

3.кроме того, она служила для знати средством, хотя бы временно, ослабить социальные противоречия в монгольском обществе, посулив зависимым кочевникам часть военной добычи.

Чингиз-хан понимал, что только завоевательная политика может обеспечить ему вер-ность монгольской междоусобицы, а созданную империю от быстрого развала.

В этой политике, которую монгольские феодалы осуществляли на протяжении десяти-летий, поход на земли Казахстана и средней Азии был лишь одним звеном в общей цепи, запланированных обширных завоеваний.

Как показывают данные источников, Чингиз-хан и не думал ограничиваться захватом империи хорезмшаха; в его планы входили завоевания всей Западной Азии и Восточной Европы, он заранее отдал в удел своему старшему сыну Джучи, еще не покоренные страны к западу от Иртыша и Аральского моря.

Чингиз-хан придавал походу на мусульманские страны большое значение и готовился к нему особенно тщательно: сбор информации о враге и подготовка глубоко-продуманного плана действий. Чингиз-хан сумел подготовить войну, что даже в глазах мусульман сумел возложить вину на хорезмшаха.

К началу боевых действий войско Чингиз-хана было огромно: общая численность ко-лебалась от 150-200 тысяч.

Поход начался в сентябре 1219 г. с берегов Иртыша где Чингиз-хан провел лето. Он повел свои орды от Иртыша до Сырдарьи тем же путем, что и прежние завоеватели, т.е. че-рез Семиречье к югу от озера Балхаш. При подходе к г. Отрару, Чингиз-хан разделил свои силы: часть сил, во главе с сыновьями Чагатаем и Угедеем – он оставил для осады Отрара, другую часть, во главе с Джучи, - отправил вниз по Сырдарье на Дженд и Янгикент, третий отряд был назначен для покорения городов по верхнему течению Сырдарьи, сам Чингиз-хан с младшим сыном Тулуем, с главными силами пошел на Бухару.

Защита Отрара явилась славной страницей борьбы с завоевателями. Гайр-хан, знав-ший, что от монголов ему не ждать пощады, энергично готовился к обороне.

Под его началом согласно ан-Насави было 20 тысяч воинов. По- Джувайни, хо-резмшах дал ему 50 тысяч внешнего войска. На исходе 5-го месяца героической обороны Отрара Караджа Хаджиб, незадолго перед осадой, посланный на подмогу к Гайр-хану с 10-ти тысячным отрядом, пал духом и покинув город ночью, когда главные ворота охранял его отряд, сдался со своим войском монголам; по приговору царевичей Чагатая и Угедея, он был казнен вместе с приближенными за измену. Монголы через открытые ворота смогли ворваться в город, и выгнав из него жителей «словно стадо баранов», начал повальный грабеж. Но Гайир-хан с 20-ю тысячами воинов укрепился в цитадели для взятия которой монголам понадобился еще месяц. Гайир-хан с двумя товарищами отбивались до последней возможности. Наконец Гайир-хан остался один и отбивался от врагов кирпичами, но был взят в плен. Крепость была разрушена и сровнена с землей. Сыновья Чингиз-хана с толпами пленных жителей Отрара и окрестных сел в феврале 1220 г. присоединились к Чингиз-хану, когда тот находился на пути между Бухарой и Самаркандом, оставив ему живого Гайир-хана. Чингиз-хан приказал расплавить серебро и влить ему в уши и глаза в наказание за его безобразное деяние и мерзкий поступок.

Джучи старший сын Чингиз-хана, выделенный для покорения городов по нижнему те-чению Сырдарьи, прежде всего подошел к Сыгнаку, с жителями которого начал перегово-ры. Жители убили парламентера мусульманского купца Хасан-ходжу и приняли бой, через семь дней непрерывной осады город был взят штурмом.

Все население было перебито, а город разграблен. Управляющим этой местности был назначен сын убитого горожанами Хасан-хаджи.

В дальнейшем монголы захватили Узгенд, Барчылыгкент. Только по тому, что жители этих городов не оказали сильного сопротивления, всеобщей резни не было.

Упорное сопротивление оказал город Ашназ, но пал в неравной борьбе, большая часть населения была перебита.

Сравнительно легко и без потерь были захвачены города Дженд, покинутый войсками хорезмшаха и сдавшийся по существу без боя и Шерке (Янгикент), в котором монголы также назначили своего шихнэ – блюстителя порядка. Все это произошло в течении зимы 1219-1220 г.г. и весны 1220 года.

Успешно действовали и главные силы войска во главе с Чингиз-ханом. К маю 1220 года весь Мавераннарх (междуречье Сырдарьи и Амударьи) был в руках завоевателей. Летом и осенью 1220 года монголы взяли Мерв, Тус и другие города Харасана. В ре-зультате зимней компании, в 1220-1221 г.г. был завоеван Хорезм, и завершились военные действия монголов в Средней Азии. Весной 1221 года Чингиз-хан переправил свое войско через Амударью и вошел на территорию Харасана, Афганистана и Северной Индии. 30-ти-тысячное войско под командованием военачальников Джэбэнойона и Субэдэй-нойона, выступив из Северного Ирана в 1220 году, вторглось в Кавказские страны и, разгромив аланов, кипчаков и русских на реке Калка, проник в степи нынешнего Казахстана с северо-запада.

В Южном Приаралье Джучи-хан оставался весь 1220 год в Дженде; от туда с берегов Сыра в следующем году он повел свой корпус на Хорезм. Чингиз-хан отправил ему на под-могу из Бухары, Чагатая и Угедея со значительными силами. Передовые отряды монголь-ского войска подступили к Гургенчжу (город у Амударьи в северной части Хорезма), воен-ной хитростью заманили хорезмийцев в западню, перебили до тысячи человек и следом за беглецами ворвались в город, но под напором горожан вынуждены были отступить. Тем временем подоспели основные войска монголов (50 тыс. человек), обложили город со всех сторон и начали осаду. Жители города не только защищались, но и переходили в контрата-ку, нанося монголам большие потери.

Рашид-ад-Дин в начале 14 века писал что Холмы, которые собрали тогда из костей убитых, еще и теперь стоят в окрестностях старого города Хорезма.

Главной причиной неудач монголов были, по мнению мусульманских авторов раздоры между братьями Джучи и Чагатаем. Первый старался спасти от разрушения цветущий го-род, а второй желал быстрой победы любой ценой. Когда эта весть дошла до Чингиз-хана, он рассердился на старших сыновей и назначил начальником всего войска Угедея, который был их младшим братом. После этого штурм пошел успешно, через семь дней город был захвачен. Жителей выгнали в степь, отделили от них ремесленников, малолетних детей и молодых женщин, чтобы угнать с собой, а остальных изрубили. После этого город подвергся грабежу и разрушению.

Завершив операцию на берегах нижнего течению Амударьи, Чагатай и Угедей верну-лись к своему отцу Чингиз-хану, а Джучи с верным ему консулом, со всеми чадами и домо-чадцами остался в Приаралье.

Зиму 1222-1223 г.г. Чингиз-хан провел в Самарканде. В начале 1223 года он выступил оттуда с намерением устроить весеннюю охоту в степях при Сырдарье. Недалеко от города Сайрама Чингиз-хан встретил своего старшего сына Джучи. Состоялся курултай, после не-го грандиозная облавная охота с участием всех царевичей и все лето 1223 года они провели вместе в тех пределах. Затем медленными переходами отправились к Иртышу. Там они провели лето 1224 года, осенью 1224 года Чингиз-хан снялся со стоянки и с войском, слугами и челядью отправился на Восток.

Чингиз-хан возвращался из западного похода в Монголию триумфатором, достигнув пика своего могущества и славы. Орды Чингиз-хана с всесокрушающей лавиной про-неслись по степям, городам и весям. Война - всегда крайность. Убиты и покалечены судьбы сотен тысяч людей. Развеяны в прах плоды созидательного труда многих поколений, попраны святыни, поруганы святые. Великая степь потрясена до основания и находится в страхе. Вот что писал современник Чингиз-хана, мусульманский историк Ибн ал-Асира: «Если бы кто сказал, что с тех пор как Аллах Всемогущий и Всевышний создал человека по настоящее время, мир не испытывал ничего подобного, то он был бы прав: действительно летописи не содержат ничего сколько-нибудь сходного и подходящего. Из событий, которые они описывают, самое ужасное то, что сделал Навуходоносор с израильтянами по части избиения их и разрушения Иерусалима. Но, что такое Иерусалим в сравнении с теми странами, которые опустошили эти проклятые, где каждый город вдвое больше Иерусалима! И что такое израильтяне, в сравнении с теми, которых они перебили! Ведь в одном отдельно взятом городе жители которых они избили было больше чем всех израильтян. Может быть, род людской не увидит ничего подобного этому событию до представления света и исчезновения мира. Что касается антихриста, то он ведь сжалится над теми, которые последовали за ним и погубит лишь тех, которые станут сопротивляться ему; эти же монголы не над кем не сжалились, избивали женщин, мужчин, младенцев, распарывали утробы беременных и умерщвляли зародышей.»

Поистине монгольское нашествие явилось величайшим военно-политическим и мораль-ным потрясением средневековья в целом. Но настал час и отступило зло перед добром; на огромном пространстве пожар большой войны потушен, но угли тлели долго. Оно явилось величайшим бедствием для Казахстана, так же как и для других завоеванных стран. Мон-гольское завоевание отрицательно сказалось на состоянии оседлого и кочевого хозяйства Казахстана. Захват лучших пастбищ неизбежно вел к вытеснению коренного населения, а раздел монгольской знатью захваченной территории на улусы, после распада империи Чингиз-хана, на ставшие независимые друг от друга государства – Золотую Орду и империю Чингизитов – нередко разобщал этнически родственные группы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.206.226.77 (0.016 с.)