Тема: степная империя тюрков. Раннесредневековые государства на территории Казахстана. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: степная империя тюрков. Раннесредневековые государства на территории Казахстана.



Цель: Продолжая освещать исторические события показать студентам, что во втором первом тысячелетии до н.э. древним населением Казахстана начинается освоение железа. На смену родовой общины приходят народы, объединенные в союзы племен.

Рассказать, что на основе многочисленных археологических памятников и пись-менных источников (китайских. Персидских, индийских), на территории нашей страны проживали саки, усуни, канглы, хунну, являющиеся праотцами нашего народа.

Ключевые слова: саки, усуни, канглы, гунны, гуньмо,, звериный стиль.

Вопросы:

1. Этнополитическая история тюрков.

2. Образование древнетюркского государства.

3. Тюргеши, их расселение и политическая организация.

4. Движение арабов в Южный Казахстан.

5. Распад тюргешского каганата.

С начала 2 тыс. до н.э. на территории Казахстана жили арийские племена, которые относились к индоевропейской языковой и культурной общности. В 1 тыс. до н.э. их преемниками стали саки.

В эпоху раннего железа с археологическими памятниками – курганами. Могильниками, поселениями появились письменные источники о древних насельниках Казахстана. Это персидские источники и прежде всего Авеста-проповеди Заратустры, основоположника зороастризма – древнейшей религии мира с верой в единого Бога, самой древней из мировых религий откровения, религий, полученных пророком от Бога. Зороастризм во многом повлиял на иудаизм, буддизм, христианство, ислам и был господствующей религией величайших цивилизаций древности и средневековья. Заратустра – арий из рода Спитамы жил между 1500-1200 г.г. до н.э., по другим данным – в начале 1 тыс. до н.э., или в промежутке 8-9 веков до н.э. или более неопределенно – в конце 2 – нач. 1 тыс. до н.э. в степях Казахстана к востоку от Волги.

В Авесте кочевые племена, населявшие степные просторы севернее бактрийцев, со-глианцев, хоремийцев, т.е. Казахстана именовались «туры с быстрыми конями». В древне-персидских текстах те же племена назывались именем сака, или саки. Например, две с по-ловиной тысячи лет назад была сделана Бехистунская надпись иранского царя Дария 1, где народы жившие к северу от Сырдарьи названы саки. В персидских источниках назывались имена сакских племен и групп племен. В их числе саки: парадарайя – заречные (заморские) саки; тиграхауда – носящие остроконечные шапки, обитавшие в низовье Сырдарьи и Амударьи; хаомоварга – изготавливавшие напиток хаома, обитавшие в Прибалхашье; аримаспы – стерегущие золото грифов, расположившиеся на Алтае и в Восточном Казахстане.

Сведения о древних насельниках Казахстана содержатся в античных источниках, в трудах древнегреческих и римских летописцев. И прежде всего в «Истории» «отца исто-рии» Геродота, написанной в конце 40-х, начале 30 –х годов 5 века до н.э., состоявшей из 9-ти книг, где в 4-ой книге описывались племена Евразии в том числе и Казахстана. Так же сведения по истории Казахстана содержатся в работах Полибия, Плиния, Птолемея, Стра-бона. Древнегреческие и латинские источники саков называли скифами, упоминали имена племен: массагеты в междуречье Сырдарьи и Амударьи; савроматы (позднее сарматы) – на западе Казахстана; а также исседоны, аргипейи, саракаулы и другие. Это были племена одной культурной общности, которая сложилась на степных просторах от Хуанхэ до Дуная, они составляли единый, родственный по языку и этнокультурному складу массив племен и родоплеменных подразделений. Саки были достойными соперниками таких могучих держав, как персидское государство Ахеменидов, Ассирия. Урарту Сведения о саках содержатся в Библии. Имеются сведения о сакской царице Зарине, успешно сражавшейся с мидянами за первенство над Парфией. О походе персидского царя Кира в 530 году до н.э. против саков за Амударью, когда персы потерпели сокрушительное поражение от массагетов под руководством царицы Томирис, сам Кир погиб в сражении. Преемником Кира стал Дарий 1, который в 519 году до н.э. совершил поход против саков, «носящих остроконечные шапки». Известно имя вождя саков Скунха, который оказывал сопротивление персам. В 518 году до н.э. Дарий 1 опять совершил поход против саков. По сведениям древнегрече-ского историка Полиена во время похода сак по имени Ширак изуродовал сам себя, пред-ставился обиженным соплеменников, вошел в доверие к персам и завел их в безводную пустыню, где большинство участников похода погибло.

Саки древнего Казахстана играли важную роль в мировой политике того времени, были активными участниками исторических событий. Так в составе персидского войска Кира саки участвовали в войне с мидийским царем Крезом. При Дарии 1 саки входили в его могучую гвардию в число так называемых «десяти тысяч бессмертных». Они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах. В битве при Марафоне в 490 году до н.э. саки находились в центре боевого построения персов. В битве при Фермопилах в 480 году до н.э. саки в составе войска Ксеркса сражались против спартанцев царя Леонида.

В 331 году до н.э. в битве при Гавгамелах Александр Македонский (Искандер Зуль-Карнайн-Двурогий) ученик древнегреческого философа Аристотеля окончательно разбил войско Дария 3 и стал владыкой Азии. Но на завоевание Средней Азии – территории саков понадобилось три года с 331 по 327 г.г. до н.э., т.е. столько же времени, сколько он потра-тил на завоевание всей империи Ахеменидов от эллады до Индии. Известно имя вождя са-ков Спитамена, который три года вел партизанскую войну с македонянами. Не смотря на все усилия Александра Македонского, саки, жившие за Сырдарьей, сохранили свою неза-висимость и фактически остановили продвижение македонян на восток. Часть саков стали союзниками Александра в его походе на Индию.

В эпоху саков окончательно происходит становление скотоводческого хозяйства. Сакское общество не было однородным, на его высшей ступени были «цари», обладавшие немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов, заключали союзы, возглавляли войска. Существовал «царский» род, из которого были наследственные правители. Важную роль в сакском обществе играла военно-племенная аристократия. В эпоху саков сформировались особенности номадов Великой Степи, отличавшие их от других народов Востока. Здесь не было чиновников, характерных для земледельческих цивилизаций, основную роль в управлении общества играли родовые предводители, каждый сакский мужчина был свободным и полноправным человеком.

Скопления сакских могильников обнаружены на берегах Таласа, Чу, Или, в пред-горьях Кыргызского, Заилийского, Джунгарского Алатау, в долинах Кегеня и Нарынкола. Наиболее известный памятник – Курган Иссык, расположенный в 50 км. Восточнее Алматы в предгорьях заилийского Алатау. Его открытие было сделано в 1969 году. В кургане диаметром 60 метров, высотой более 7 метров было обнаружено погребение «Золотого человека», датированное 5 веком до н.э.

Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в искус-стве саков был «звериный стиль», сложившийся в 7-6 в.в. до н.э. и получивший распро-странение среди племен Сибири, Казахстана, Средней Азии, юга Восточной Европы. Это образы различных животных, которыми оформлялись предметы быта, одежда, посуда, оружие. Многие элементы материальной культуры саков стали достоянием народов. От саков заимствованы длинные штаны и короткий кафтан, к которым восходят брюки и пи-джак, составляющие основу современной мужской и женской одежды. К сакам восходят также мягкие кожаные сапоги и войлочная островерхая шапка – прообраз казахского кол-пака.

Ярким представителем сакской культуры является Анахарсис – философ, живший в 6 веке до н.э. На Анахарсиса «скифа» сына Гжура и брата Кадуифа, скифского царя, по мате-ри же эллина и оттого владевшего двумя языками, ссылался в «Никомаховой этике» Аристотель. Анахарсису посвящен специальный раздел в книге Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Он был другом афинского архонта Солона. Известно его письмо царю Лидии Крезу.

Эпоха саков показывает, что Великая Степь – степная часть Центральной Азии пред-ставляла собой самостоятельный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем. Этот очаг цивилизации Великой Степи синтезировал в себе особенности различных вариантов возникновения цивилизаций. С одной стороны, он возник в регионе, где протекают великие реки Центральной Азии Амударья и Сырдарья и семь южно-казахских рек, подобно тому, как возникли цивилизации в долинах Нила, Тигра и Ефрата, Инда, Хуанхэ. С другой стороны он расположен на стыке Европы и Азии, подобно тому, как возникли цивилизационные очаги на континентальных перекрестках – в Греции, Малой Азии, Восточном Средиземноморье, Северной Месопотамии. Этот очаг цивилизации с момента возникновения изначально отличался этнокультурной подвижностью своих элементов, но вместе с тем устойчивостью изначальной цивилизационной константы, ее способностью к адаптации с другими элементами.

Усуни и канлы

В 3 веке до н.э. племена, населявшие Казахстан образовали устойчивые объединения с зачатками государственной власти. Это были племена усуней и кангюй – этнокультурных приемников саков.

Племена усуней пришли в Казахстан из Центральной Азии. Территория государства усуней была обширной, северные его границы доходили до Балхаша, западные – до Таласа. Центром усуньских владений были Илийская долина в Семиречье, ставка правителей находилась в Чигучене, «городе красной долины» на берегу Иссык-Куля.

Во 2 веке до н.э. в Семиречье побывало китайское посольство во главе с Чжан Цянем, который сообщил важные сведения об усунях. Об усунях говорилось «усуньго», т.е. государство усуней. Среди них были племена сэ (саков) и юэчжей. Численность населения государства составляла 630 тыс. человек, войско 188 тыс., в состав которого входила дружина усуньского правителя – 30 тыс. конников. Верховный правитель усуней носил титул гуньмо. Государство усуней играло важную роль в экономическом и политическом развитии всего региона. Со 2–го века до н.э. стал формироваться «Великий Шелковый путь», как регулярная торговая и дипломатическая артерия, связывающая Китай со Средней Азией и Европой. О силе и мощи государства усуней говорит тот факт, что принцессы Древнего Китая и сюнну часто становились женами усуньских гуньмо и наоборот. В китайских источниках подробно освещается история усуней до 3 века н.э., имеются упоминания и в более позднее время до начала 5 века.

Западнее усуней в среднем течении Сырдарьи образовалось племенное объединение канглы, ставка правителей была в Битяне. Это тоже были центральноазиатские племена, их численность составляла 600 тыс. человек, они имели войско 120 тысяч.

У усуней и канглы кочевое скотоводство сочеталось с земледелием. Расслоение общества на бедных и богатых было более выраженным, чем у саков. Усуни были больше ско-товодами. Китайский историк 1 века Сыма цянь писал: «В Усунь много коней. Их самые богатые люди имеют до 4-5 тыс. голов лошадей». Канглы же в основном занимались земледелием, они жили в поселениях с крепостными стенами и рвами, здания возводились из кирпича, в том числе и сложные дворцовые комплексы. У усуней и канглы существовало рабство, рабами были в основном пленные, главным образом они, использовались в домашнем хозяйстве.

 

Гунны

В 4-3 веках до н.э. у северных границ Китая в Центральной Азии сложилась консоли-дация племен сюнну, они же хунну, они же гунны. Это были прототюркские племена, именно с ними связаны кардинальные изменения в этнополитическом развитии всего Евразийского континента. В 109 году до н.э. шаньюй сюнну Модэ провел реформы по укреплению своего государства. О сюнну, их завоеваниях имеются сведения у китайского «отца истории» Сыма цянь. Верховным правителем сюнну были был шаньюй, которого избирал совет старейшин, управлял он своими владениями через наместников из числа близ-ких родственников. Войско сюнну, по подсчетам китайцев насчитывало от 300 до 400 тыс. воинов. Организация войска строилась по десятичной системе, дисциплина была строгой. Сюнну разгромили духну, часть усуней, Саяно-Алтайскийские племена, успешно воевали против Китая, который платил им дань. В результате они владели огромной территорией от Забайкалья до среднего течения реки Хуанхэ. Однако держава сюнну была непрочной в 1 веке до н.э. она начала распадаться под давлением извне и внутренних междоусобиц.

В 47 году до н.э. сюнну распались на южных и северных. Южные приняли подданство Китая, а северные, вступив в союз со среднеазиатскими племенами, откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китая и вынуждены были перейти Тянь-Шань, войти в контакт с кангюй. Это была первая волна переселения сюнну на территорию Казахстана и Средней Азии.

Вторая волна началась в 1 веке н.э., когда северные сюнну теснимые китайцами снова двинулись на запад, одни племена они втягивали в союз, других оттесняли. Под давлением сюнну началось движение племен в Центральном Казахстане, на севере от Сырдарьи, а также в районе Аральского моря, Каспия. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет со 2 по 5 века, это было «Великое переселение народов», когда массы кочевников, пестрых по этническому составу двигались из Центральной Азии на запад через территорию Казахстан. Под предводительством Аттилы они нанесли сокрушительный удар Римской империи. Сюнну внесли изменения в состав и расселение жителей этого региона, все это привело к тому, что здесь стали преобладать тюркские племена.

Известно также, что в Западном и Центральном Казахстане в 5-6 веках существовал Аварский каганат, предполагается, что авары потомки жуань-жуаней, создавших в 4-5 ве-ках каганат в Монголии. В 552 году авары были разгромлены племенами тюрок и под их натиском они ушли в Европу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.252.87 (0.023 с.)