Подвиг казахстанцев в период вов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подвиг казахстанцев в период вов



С самого начала войны казахстанцы проявили подлинный патриотизм на ее фронтах. Одним из первых удар фашистов приняли на себя защитники легендарной Бресткой крепости казахстанцы В.Фрусов и К.Турдиев. неувядаемой славой покрыли себя воины – казахстанцы в битве за Москву. Отличившаяся в боях 316-я стрелковая дивизия, сформированная в Алма – Ате, была преобразована в 8-ю Гвардейскую Панфиловскую. Исключительную стойкость здесь проявили П.Б.Вихрев, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза Т.Тохтаро, М.Габдуллин и другие.

В обороне и прорыве блокады Ленинграда активно участвовали 310-я и 314-я дивизии из Казахстана, а всего под Ленинградом воевало треть казахстанских формирований. Здесь ка-захстанцы воевали не только на суше, но и на море, и только на крейсере «Киров» их было 156 человек. В боях за Ленинград совершил свой подвиг Герой Советского Союза С.Баймагамбетов, закрыв грудью амбразуру дзота.

В период сталинградской битвы осенью 1942 года Западно – Казахстанская область стала прифронтовой. Здесь были размещены личный состав и службы более 120 частей Сталинрадского фронта. В сталинградской операции участвовали пять стрелковых, а также кавалерийская дивизии, морская стрелковая бригада, минометный полк и отдельный мотостроельный батальон, сформированный в Казахстане. Ценой собственной жизни совершили здесь подвиги Герои Советского Союза летчик – карагандинец Н.Абдиров и минометчик К.Спатаев, лейтенант Г.Рамаев. в период сталинградской битвы фашисткая авиация бомбила станции Сахан, Шунгай, Джанибек, расположенные на территории Казахстана.

Тысячи казахстанцев сложили свои головы, покрыв себя ратной славой под Курском, в боях за освобождение Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии. Героизм и отвагу они проявили при форсировании Днепра, Десны, Припяти, Двины, при освобождении Польши, Венгрии, Чехословакии, Вены. В боях за Берлин одним из первых водрузил знамя Победы над рейхстагом Р.Кошкарбаев. тысячи казахстанцев были активными участниками партизанского движения и движения сопротивления. В частности, в партизанских соединениях и отрядах на Украине воевало более 1 500 казахстанцев, в Ленинградской области-220, на Смоленщине-270. Более 1 500 казахстанцев находились в составе 65 партизанских бригад и отрядов в Белоруссии. Широко известны имена героев-партизан Г.Ахмедьярова, С.Тулешева, В. Уразбаева и других.

Активное участие принимали посланники Казахстана в войне на Дальнем Востоке против Японии. Свыше 2 тыс. казахстанцев были удостоены орденов «За освобождение Кореи», «За победу над Японией».

За подвиги в В.О.В. около 500 казахстанцев были удостоены звания Героя Советского Союза. Дважды такое звание получили летчики-штурмовики Т.Я.Бегельдинов, Л.И.Беда, И.Ф.Павлов и летчик-истребитель С.Д.Луганский. Высокого звания Героя Советского Союза удостоены и подвиги девушек-казашек М.Маметовой, А.Молдагуловой. 110 казах-станцев награждены орденом Славы трех степеней. Примерно 410 тыс. казахстанцев не вернулись с войны.

В годы В.О.в. фашисты предпринимали попытки создать из числа российских эмигрантов- противников советской власти и военнопленных специальные организации и воинские по-здравления для борьбы против СССР. В частности, в 1942 году был образован Туркестан-ский комитет национального единства (ТНК), поскольку согласно планам фашистских за-хватчиков из тюркских, исламских народов СССР после его захвата предполагалось образо-вать государство «Гростуркестана», а Западный Казахстан – в государство «Идель- Урал».

Из советских военнопленных не славян были созданы «восточные легионы». Как известно, с самого начала войны в отношении военнопленных Советское правительство избрало позицию, суть которой состояла в следующем: «В СССР нет военнопленных, есть предатели». По некоторым данным, в «восточных легионах» состояло до 250 тыс. человек, в том числе 181 402 – из Туркестана. С мая 1942 года «восточные легионы» Верхмата подчинялись командующему 162-й пехотной дивизией. Части формировались по национальному признаку. Но легионеры поднимали восстания против фашистов, переходили на сторону советской Армии, например, в антифашистском подполье в легионе «Идель-Урал» боролся Муса Джалиль, впоследствии удостоенный звания Героя Советского Союза. За антифашистскую деятельность были расстреляны казахи Г.Курмашев, А.Андашев и другие.

Победа советского народа в В.О.в. - это всемирное – историческое событие, спасшее человечество от распространения фашизма.

В период массовых политических репрессий необоснованные карательные меры применялись не только по отношению к отдельным лицам, к представителям социальных групп, классов, религий, но и к отдельным народам по принципу коллективной ответственности за национальную принадлежность. В отношении отдельных народов тоталитарный режим применяет такой вид политических репрессий, как депортация - массовое насильственное выселение. Депортированные народы испытали на себе совокупность репрессий, в частности, это различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам в виде лишения свободы, выселения из мест проживания, направление в ссылку, высылка на спец поселение, привлечение к принудительному труду в условиях ограничения свободы, лишение и ограничение прав и свобод, определение народов по национальному признаку опасными для государства.

Например, в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1937 года о переселении дальневосточных корейцев говорилось, что это осуществляется «в целях пресечения проникновения японского шпионажа в край», то есть автоматически все корейцы Дальнего Востока по принципу национальной принадлежности признавались потенциально японским шпионам и потому социально-опасными. А в Указе Президиума Верховного Совета СССР от28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» говорится, что из числа немцев «имеются тысячи диверсантов и шпионов, которые по сигналу из Германии должны произвести взрывы», то есть действия против СССР.

Всего СССР в годы массовых репрессий было депортировано более 3 млн. человек. Местами их спец поселении стали районы Севера, Сибири, Урала, Средней Азии и Казахстана. Но территория Казахстана оказалось наиболее заселенной спец поселенцами и в данном случае она сравнима только с Сибирью. В докладе Президента республики Казахстана Н. Назарбаева на 4 сессии Ассамблеи народов Казахстана названа цифра 1 млн. 200 тыс. депортирован-ных. Так, в Казахстане было насильственно переселено и размещено 38% немцев, 83% чеченцев и ингушей, 59% корейцев, 58% карачаевцев, 55% балкарцев, 76 %греков,62% курдов и других. Депортированных вселяли практически во все области Казахстана, при этом соблюдалась следующая установка НКВД: «Неблагонадежные народы», согласно секретным распоряжениям, предписывалось «не селить в приграничные районы с целью исключения возможных контактов с агентами зарубежных разведок»; «селить компактными группами для организации контроля». Спец поселенцы должны были систематически отмечаться в комендатурах.

Неизмеримы страдания тех, кто пережил стресс насильственного переселения. На местах прежнего жительства ими было брошено все. Сотни тысяч представителей так называемых «неблагонадежных народов», включая стариков, женщин и детей, везли в скотных, товарных вагонах. Заподозренных в малейшем несогласии с чем-либо репрессировали на местах выселения, в поездах в пути следования, в местах прибытия. В Казахстане переселенцев размещали в клубах, брошенных мечетях, конюшнях, свинарниках, сараях, складах, а оставленные под открытым небом рыли для себя землянки. Среди спец переселенцев свирепствовали эпидемические заболевания: брюшной и сыпной тиф, дизентерия, корь, широкое распространение получила цинга, завшивленность, наблюдались вспышки чумы и холеры.

Резкая смена климата, ужасные жилищно - бытовые условия, скудное питание, антисанитария несли новые и новые потери среди депортированных. В этих условиях стресса насильственного переселения народов с ярлыком «неблагонадежных», под давлением колоссального прессинга репрессированной политики тоталитарного режима, его оголтелой пропаганды депортированные народы, прибывшие в Казахстан без существования, могли выжить только благодаря братской помощи казахского народа. Казахский народ, сам переживший величайшую трагедию голода в своей истории, все тяготы массовых политических репрессий, жертвуя последним, подвергая себя опасности, оказал неоценимую помощь этим народам в самый критический момент их жизни. Депортированные народы нашли в Казахстане не только место, где можно было пережить лихую годину, но и обрели вторую родину для себя и своих потомков. Они не только выжили, сохранили как этносы, но и заняли достойное место в сообществе многонационального Казахстана.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как влияла ВОВ на экономику Казахстана?

2. Как проявил себя казахский народ в период ВОВ?

Рекомендуемая литература:

  1. Древний Казахстан: арии, саки, гунны, тюрки [Текст]: научно-популярное издание/ авт.-сост. Т. Жумаханов и др..- Алматы:Аруна, 2011.- 224 c.: ил.
  2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в 5-и т. Т.1 [Текст]: научное издание/ гл.ред. К. Козыбаев.- Алматы: Атамура, 2010.- 544 c.: ил.
  3. История Казахстана [Текст]: учебное пособие/ под ред. К.С. Каражана.- Алматы: Заң әдебиеті,, 2009.- 432 c.
  4. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в 5-и т. Т.5 [Текст]: научное издание/ отв. ред. Ж.Б. Абылхожин.- Алматы: Атамура, 2010.- 672 c.: ил.

 

Тема: Казахстан в период становления независимости и на современном этапе

Цель: Ознакомить студентов с особенностями становления Независимого Казахстана, а также с социально- экономическими процессами, происходившими в указанный период.

Ключевые слова: Независимость, демократия, символы государства, парламент, национальная валюта, внешнеполитические приоритеты.

1. Политические процессы

2. Социально – экономическое развитие

3. Национально-демографическая ситуация

1. Политические процессы.

Сразу после объявления 16 декабря 1991 г. государственной неза­висимости Республики Казахстан, начался процесс формирования но­вой политической системы, характеризующейся сильной президентс­кой властью и основанной на принципах демократии и уважения основ­ных прав и свобод человека.

Формирование внешнеполитических приоритетов. 1992 г.-стал годом активного выхода Казахстана на международную арену. 3 марта республика стала членом ООН, позже вошла в другие международные организации. Тогда же разрабатывается и государственная символика. 4 июня 1992 г. были утверждены Государственный Герб и Флаг Ка­захстана, 11 декабря - его Государственный Гимн. Вместе с тем фор­мальные атрибуты государственности еще не гарантировали его дей­ствительного признания мировым сообществом в качестве равноправ­ного партнера. Для этого необходимо было выработать самостоятель­ную внешнеполитическую стратегию и систему национальной безопас­ности.

Основные направления системы национальной безопасности Казах­стана были обнародованы в 1992 году и включали в себя такие положе­ния, как отказ от войны или угрозы применения силы как средства достижения политических, экономических и иных целей, стремления к обретению статуса безъядерного государства, признания принципа не­рушимости сложившихся границ и невмешательства во внутренние дела других государств.

В рамках реализации этих принципов Казахстан подписал в мае 1992 года Договор о коллективной безопасности стран СНГ, а в декабре 1993 года - Меморандум по охране внешних границ.

В целях активизации интеграционных процессов с ближайшими со­седями Казахстан в 1994 году заключил с Узбекистаном и Кыргызста­ном Договор о создании Единого экономического пространства, на базе которого был создан Центральноазиатский союз. Целый ряд дого­воренностей был заключен с Российской Федерацией. Важной инициа­тивой стало предложение Н.Назарбаева о создании Евразийского Со юза, обнародованное в 1994 год. Результатом ее реализации стало со­здание Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) - орга­низации экономического сотрудничества стран Евразии по модели ЕЭС.

Еще один важный рычаг осуществления внешнеполитических задач независимого Казахстана ~ Шанхайская организация сотрудниче­ства, в которую входило пять стран, имеющих общие границы - Рос­сия, Китай, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Инициативой Казахстана было и создание СВМДА - Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии по модели СБСЕ. В 1999 году была принята декларация о принципах, регулирующая взаимоотноше­ния между государствами - членами СВМДА, позволяющая проводить эффективную работу по обеспечению национальной безопасности Ка­захстана.

В последнее время в Центральной Азии наблюдается вытеснение России с основных позиций и активное расширение влияния США и государств - членов НАТО, связанное с проведением ряда «антитерро­ристических» операций - вторжения в Афганистан и Ирак.

Важной составляющей внешней безопасности стала реформа воо­руженных сил, основой которых стали части Советской Армии, дис­лоцированные на территории Казахстана. В их числе были тактические и стратегические ядерные силы, от которых Казахстан был вынужден официально отказаться в 1992 году, в обмен на гарантии безопасности со стороны основных ядерных держав. Объявив себя безъядерным го­сударством, Казахстан сосредоточил усилия на совершенствовании обычных вооруженных сил. 8 мая 1992 года был принят указ Прези­дента о создании в республике собственных Вооруженных Сил. Был значительно обновлен офицерский состав, налажена подготовка кад­ров для армии, начался переход на контрактную систему комплектова­ния, начиная с 2000 года создано четыре военных округа.

Таким образом, Казахстану удалось за короткий срок создать в ре­гионе систему коллективной безопасности и занять свое место в систе­ме международных отношений. Вместе с тем, остается напряженной обстановка на южных рубежах, где даже после делимитации границы с Узбекистаном периодически возникают пограничные конфликты.

Формирование внутренней политики. После объявления госу­дарственной независимости были предприняты меры по разделению функций законодательной и исполнительной власти, начата работа по парламентской реформе и преобразованию местных органов власти. В январе 1993 г. была принята Конституция Казахстана, объявившая его унитарным, светским и демократическим государством. Продол­жение реформ политической системы привело к принятию второй Конституции 30 августа 1995 г., по которой высшая законодательная власть была передана двухпалатному Парламенту, состоящему из Сената и Мажилиса.

29 апреля 1995 г. в республике состоялся референдум, продливший срок полномочий Президента Н. Назарбаева до 1 декабря 2000 г. В 1997 г. произошло важное событие в жизни Казахстана - перенос сто­лицы в Астану, что было продиктовано целым рядом экономических и политических причин, имеющих стратегическое значение.

Ухудшение макроэкономических показателей и угроза нового витка кризиса привели к тому, что Президент пошел на беспрецедентный шаг - объявил о срочном сложении с себя полномочий и новых выборах. Прошедшие 10 января 1999 г. выборы показали, что большая часть народа Казахстана поддерживает нынешнюю политику главы государ­ства и курс на реформы. Впервые в истории Казахстана выборы Прези­дента прошли на альтернативной основе.

Осень 1999 г. ознаменовалась еще одним важным политическим событием. На парламентских выборах впервые принимают участие по­литические партии, получившие возможность бороться за 10 мандатов из 77 по пропорциональной системе. Таким образом, процесс рефор­мирования политической системы Казахстана получил новый импульс.

Важным показателем демократизации политической жизни в Казахста­не стало развитие системы политических партий. В мае 1996 года был принят Закон «Об общественных объединения», а в июле 1996 года -закон «О политических партиях», обеспечившие правовую базу деятель­ности политических партий. 13 февраля 1997 было подписано соглашение 55 политических партий, общественных объединений и национально-куль­турных центров республики о сотрудничестве с органами государствен­ной власти с целью преодоления социально-экономических проблем.

В 2006 году в Казахстане действует 12 политических партий, которые имеют отделения во всех регионах и ведут активную работу по вовлече­нию населения в процессы принятия важных политических решений. Это Аграрная партия, Ак жол, Ауыл, Асар, Гражданская партия, Демократи­ческая партия, Коммунистическая партия, Коммунистическая народная партия, Настоящий Ак жол, Отан, Партия патриотов, Руханият. Прошед­шие 19 сентября 2004 года парламентские выборы показали влияние партий на политическую жизнь страны; на этих выборах лидерами стала партия Отан, набравшая 42,72 процента голосов избирателей, вторую позицию заняла партия Асар с 19,47 процента, на третьей позиции - Ак жол с результатом 16,12 процента. Остальные партии получили менее 10 про­цента голосов. 19 августа 2005 года состоялись выборы депутатов Сена­та Парламента Республики Казахстан. Важным событием в политической жизни.страны стали выборы Пре­зидента, прошедшие 4 декабря 2005 года. На высший пост в государ­стве претендовали пять кандидатов, в том числе Н. Назарбаев, Ж. Туяк-бай, А. Байменов, Е. Абылкасымов, М. Елеусизов. В результате откры­той предвыборной компании, при активной явке избирателей с боль­шим перевесом на выборах победил Н. Назарбаев, получивший 6 млн. 147,5 тыс. голосов, или 91% участвовавших в выборах.

Политические реформы не завершены и предполагают дальнейшее совершенствование структуры правительства, исполнительных властей, реформирование законодательства, административно политического деления государства, партийного строительства.

Угрозы безопасности Казахстана. В последнее время междуна­родное сообщество испытывает все возрастающий натиск терроризма, ставшего основной угрозой безопасности для всех центральноазиатс-ких государств, включая Казахстан. На сегодняшний день в Казахстане нет внутренних причин для появления "активной" деятельности терро­ристических организаций, однако геополитическое положение нашей страны и отсутствие необходимого опыта и навыков у государственных органов, призванных вести борьбу с терроризмом делают ее удобным плацдармом для деятельности международных террористов.

Главным очагом нестабильности на границах Казахстана является Ферганская долина Узбекистана, отделенная от остальной части рес­публики горами и экономически более связанная с Таджикистаном и Кыргызстаном. В XVIII-XIX вв. Ферганская долина была центром Ко-кандского ханства, до сих пор сохраняется определенная обособлен­ность этой части Узбекистана от остальной страны. Здесь самая высо­кая Центральной Азии плотность населения и дефицит орошаемой зем­ли. Именно земельный спор стал причиной кровавых событий в Ошс-кой области Кыргызстана, также расположенной в Ферганской долине, в 1990 году. Именно здесь в начале 90-х годов возникла террористи­ческая организация Исламское движение Узбекистана. Среди бое­виков ИДУ были и граждане Казахстана. Учитывая протяженную об­щую границу Казахстана и Узбекистана, а также значительное узбекс­кое население в Казахстане и казахское в Узбекистане, деятельность подобных террористических организаций может серьезно угрожать бе­зопасности южных регионов нашей страны.

Обострение политической борьбы в Кыргызстане также может ос­ложнить ситуацию в приграничных районах Казахстана. Массовые бес­порядки в Джалал-Абадской области весной 2002 года, вызванные про­тестом против ареста депутата кыргызского парламента А. Бекназарова связаны с проблемой делимитации границы между двумя государ ствами. В частности, организаторы беспорядков обвиняли кыргызские власти в необоснованной, на их взгляд, передаче части земель Казах­стану и Китаю. Такие настроения среди части граждан Кыргызстана могут создать потенциальную угрозу безопасности в Алматинской и Жамбылской областях нашей страны.

Правоохранительные органы Казахстана уже столкнулись с терро­ристами из Синьцзянь-Уйгурской автономной республики (СУАР) Китайской Народной Республики. Первоначально это было чисто сепа­ратистское движение, но уже в конце 90-х годов оно стало приобретать ярко выраженную религиозную окраску.

Еще один аспект террористической деятельности синьцзянских се­паратистов в Казахстане и Кыргызстане -транзит оружия, литературы и финансовых средств. Для этой цели может использоваться активизи­ровавшаяся в последнее время "челночная" торговля, часть литерату­ры, особенно листовки и брошюры печатаются на территории стран Центральной Азии.

С конца 90-х годов XX века серьезной проблемой для политической стабильности в регионе стала деятельность партии Хизб-ат Тахрир (Партия освобождения). Данная партия не является религиозным объе­динением, это исключительно политическая организация, пользующая­ся исламской идеологией и религиозными лозунгами.

Эта радикальная организация запрещена в большинстве мусульман­ских государств, но в то же время легально действует в ряде стран Европы, в частности в Великобритании, где проводятся ежегодные кон­грессы. Ячейки Хизб-ат Тахрир активно действуют в Узбекистане, Кыргызстане, факты их деятельности зафиксированы и в Казахстане. В частности, в 2000 году была раскрыта незаконная деятельность общи­ны Хизб-ат Тахрир в Туркестане, ежегодно в южных регионах задер­живается по нескольку десятков членов данной партии. Тем не менее, активизация этой организации представляет собой серьезную угрозу демократическим процессам в Центральной Азии.

Нельзя забывать также и о потенциальной опасности активизации в нашей стране и других видов терроризма, в первую очередь левора­дикального (революционного) и националистического (в том числе и праворадикального), тем более, что в соседней России идеологи этих направлений действуют легально.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.022 с.)