Экономический цикл: причины, типы. «Длинные волны». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический цикл: причины, типы. «Длинные волны».



Экономические циклы – регулярные колебания в движении общественного производства, повторяющиеся за определенный промежуток времени.

Рис.Фазы экономического цикла.

 

В движении экономического цикла наблюдаются четыре последовательно проходящие фазы:

1. Кризис – это нарушение равновесия в экономике, вызывающее снижение и приостановку производства. Для рыночной экономики характерен кризис перепроизводства, вследствие чего происходит резкое падение цен (в 1929-1933 гг. в США цены упали на 54%). Затем снижается объем производства, что ведет к росту безработицы, а, следовательно, к снижению доходов населения, что в свою очередь сокращает платежеспособный спрос.

2. Депрессия – период, в течение которого постепенно расходится избыток товаров (часть по низким ценам, часть портится). Реализация товаров возобновляется, падение цен прекращается. Объем производства несколько увеличивается, но торговля идет вяло. Поэтому капитал, не найдя применения в промышленности и торговле, стекается в банки, что увеличивает предложение денег и снижает норму ссудного процента.

3. Оживление – период восстановления предкризисного объема промышленного производства, в течение которого растут цены, прибыль, заработная плата, вследствие чего уровни производства и занятости постепенно возрастают вплоть до полной занятости и полной загрузки мощностей, т.е. до пика.

4. Пик – характеризуется полной загруженностью производственных мощностей, высокой занятостью, очень высоким уровнем цен, зарплаты и процента.

Современной науке известны более 1380 типов цикличности, из которых наиболее часто упоминаются четыре:

Краткосрочные (3-4 года) – циклы Китчина, связаны с колебаниями мировых запасов золота и закономерностями денежного обращения.

Среднесрочные (10-20 лет) – промышленные циклы Жуглара, связанные с изменениями в кредитной сфере, влияющей на инвестиционные процессы, и строительные циклы Кузнеца – с периодическим обновлением производственных сооружений.

Долгосрочные (45-60 лет) – «длинные волны» Н.Д. Кондратьева, связанные с динамикой использования нововведений.

Впервые внимание к подобным колебаниям привлек английский экономист Х. Кларк, считавший, что большой промежуток времени между экономическими кризисами не является случайностью. Особый вклад в разработку этой проблемы внес русский ученый Н.Д. Кондратьев.Исследовав динамику развития стран Европы за 150 лет по ряду показателей (динамика индексов цен, процентных ставок, ренты, зарплаты, производства важнейших видов продукции), он пришел к следующим выводам. Каждый цикл состоит из двух больших фаз – подъема (повышательная волна 20-30 лет) и спада (понижательная волна 20-30 лет). Материальной основой периодичности долгосрочных колебаний является обновление основного капитала с длительными сроками службы, само же обновление связано с внедрением в производство новых технологий, материалов, источников сырья и энергии, работников новых технологий.

Н.Д. Кондратьев выделил следующие «длинные волны»:

Период подъема (годы) Технические нововведения Период спада (годы)
  1778-1813 Паровой двигатель, текстильная и угольная промышленность   1814-1842
  1843-1869 Пароход, железная дорога, сталелитейная промышленность   1870-1895
  1895-1920 Электротехнические и химические нововведения, двигатель внутреннего сгорания, дизельный двигатель   1920-1940

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое экономические потребности дать их структуру.

2. Что такое экономический кругооборот. Дать понятие кругооборота спроса и предложения.

3. Потребности общества. Факторы, формирующие потребности.

4. Производство. Факторы производства. Ограниченность ресурсов.

5. Спрос. Закон спроса. Факторы спроса.

6. Предложение. Закон предложения. Факторы предложения.

7. Рыночное равновесие. Нарушение равновесия.

8. Конкуренция. Функции конкуренции. Методы конкурентной борьбы.

9. Рынок. Функции рынка. Виды рынков.

10. Рыночная экономика. Основные черты. Плюсы и минусы рыночной экономики.

11. Объём производства. Показатели объёма производства. Изокванта.

12. Издержки производства.

13. Прибыль. Бухгалтерская прибыль. Нормальная прибыль. Экономическая прибыль.

14. Доход фирмы. Показатели дохода фирмы.

15. Оптимальный объём производства.

16. Спрос на ресурсы.

17. Рынок труда.

18. Рынок земли.

19. ВВП, ВНП. Методы расчёта.

 

20. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия.

21. Смешанная экономика.

22. Функции государства в рыночной экономике.

23. Государственное регулирование экономики.

24. Бюджетный дефицит.

25. Фискальная политика.

26. Инструменты денежно-кредитной политики.

27. Экономический рост. Типы экономического роста.

30. Цикличность экономического роста.

Тема № 2. Общая теория управления и основные понятия менеджмента.

План

1. Определение менеджмента.

2. Методологические основы менеджмента.

3. Основные понятия менеджмента.

4. Роли и труд менеджера.

5. Эволюция управленческой мысли (краткий обзор школ и концепций менеджмента). 6. Закономерности управления различными системами.

7. Инфраструктура менеджмента.

8. Социофакторы и этика менеджмента.

9. Природа и состав функций менеджмента.

10. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

11. Управление человеком и управление группой.

12. Стиль менеджмента и имидж менеджера.

13. Конфликтность в менеджменте.

14. Факторы эффективности менеджмента.

Определение менеджмента.

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд,

интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленный на оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации. Менеджмент – это система научных знаний, рекомендаций, основанных на практике

управления. Менеджмент – это наука + опыт, приумноженные управленческим искусством.

Методологические основы менеджмента.

Общими основами методологии менеджмента являются 1) диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; 2) абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Конкретными основами методологии менеджмента являются:

- экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие;

- системный подход, который является методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;

- кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде; выявления прямых связей (по которым к объекту управления передается входная командная информация от управляющей системы) и обратных связей (по которым к управляющей системе передается информация о состоянии объекта управления): изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков» (систем, которые в силу своей чрезвычайной сложности не могут получить конкретного определения; их поведение изучается путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией, доступной исследователю, а внутреннее устройство может быть и неизвестно);

- ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют;

- исследование операций – это методология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации. Оптимальным решением (управлением) согласно исследованию операций является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения;

- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. К различным типам прогнозов относятся: определение будущих значений величин на основе имеющихся данных, определение различных сценариев развития ситуации, определение тенденций развития каких-либо сфер деятельности человека, целеполагание, т.е. определение желательных будущих состояний организации, планирование деятельности организации для достижения поставленных целей и др.;

- теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений, помогающих обосновать выбор альтернативы из нескольких возможных при различных ситуациях неопределенности и риска;

- теория организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются; изучает влияние, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов;

- психология, которая изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека: обучение, тренировка, мотивация, реализация личности, восприятие окружающего мира, удовлетворенность работой, оценка действий, отношение к труду, формы поведения;

- социология, которая изучает общество как целостный социальный организм; социальные общности и взаимоотношения между ними; социальные процессы, социальные организации; взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения людей; групповую динамику; нормы, роли, вопросы статуса и власти, конфликты, бюрократию, организационную культуру, социализацию и др.;

- социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности: поведения человека в социальной организации; взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности; развития нравственно-психологического климата в коллективе; возникновения и развития коллективных и личностных установок, мотивов, побуждений; возникновения и разрешения межличностных конфликтов; лидерства и индивидуального стиля деятельности; поведения и социально-психологической адаптации людей в стрессовых ситуациях и т.д.;

- антропология, которая исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды; этнические особенности, сравнительные ценности, нормы и др.,

- юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право;

В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.

Основными общими методами проведения исследований в менеджменте являются: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.

Основные понятия менеджмента.

Методология менеджмента основывается на определении следующих понятий или

категории: цели и задачи управления; объекты и субъекты управления; функции управления; виды менеджмента; методы менеджмента; принципы управления.

Основная цель менеджмента – обеспечение прибыльности и доходности фирмы

путем рациональной организации производственного процесса, эффективного

использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность

обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации затрат.

 

Реализация цели организации обеспечивается выполнением следующих задач менеджмента: оценка состояния объекта управления; определение конкретных целей развития организации и их приоритетности; разработка стратегии развития организации; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; распределение и координация полномочий и ответственности; совершенствование структуры организации; определение очередности и последовательности принятия решений; выработка системы мероприятий по времени; подбор, подготовка кадров, стимулирование их труда; установление учета и контроля при решении поставленных задач.

Объектом управления (то, на что направлено управление) является организация –

группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей. Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты объекта управления зависят от вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности.

Субъектом управления (тот, кто осуществляет управление) являются менеджеры,

весь руководящий состав организации. Менеджеры – это руководители, т.е.сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников, они занимают постоянную должность в организации, наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Уровни управления. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от его

иерархического уровня: высшего, среднего или низового. Всякая организация представляет собой пирамиду, основанную на вертикальном и горизонтальном разделении труда. Горизонтальное разделение труда происходит по принципу специализации, сосредоточения на выполнении определенной функции в организации (функциональной области предприятия), разделение управления по уровням основано на вертикальном разделении труда по принципу власти, субординации и разделения полномочий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.036 с.)