Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация финансовых инструментов

Поиск

Понятие и классификация финансовых инструментов

Определение финансового инструмента содержится в международном стандарте бухгалтерского учета IAS 32. Согласно стандарту под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одной компании и финансовых обязательств долгового или долевого характера другой компании.

Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные (или производные). К первичным инструментам относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, долевые ценные бумаги. К вторичным, или производным, относятся финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, свопы. Производный финансовый инструмент (дериватив) имеет 2 основных признака «производности». Во-первых. В его основе всегда лежит базисный актив – товар, акция, облигация, вексель, валюта, фондовый индекс. Во-вторых, его цена определяется на основе цены базисного актива.

В основе многих финансовых инструментов лежат ценные бумаги, более того, большинство финансовых инструментов представляют собой ценные бумаги. Согласно ГК РФ ценная бумага – это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. При передаче ценной бумаги к новому владельцу автоматически переходят все удостоверяемые ею права в совокупности, в том числе и неимущественного характера, если таковые подразумеваются исходя из сущности данной ценной бумаги (например, право голоса).

Ценные бумаги обладают рядом фундаментальных качеств. Это предъявляемость, обращаемость, доступность для гражданского оборота, стандартность и серийность, ликвидность, риск.

Предъявляемость – отличительная особенность ценных бумаг от других объектов гражданских прав, поскольку по общему правилу при исполнении гражданско-правовой сделки не требуется предъявление документа, подтверждающего заключение данной сделки.

Обращаемость означает способность быть объектом купли-продажи на рынке.

Доступность для гражданского оборота выражает способность ценной бумаги быть объектом других гражданских отношений, включая отношения займа, наследования, дарения и др.

Стандартность подразумевает наличие некоторого типового набора реквизитов, их содержания, способов выпуска, обмена и т. п., что и обеспечивает возможность ценной бумаги выступать в качестве товара на фондовом рынке.

Свойство ликвидности отражает рыночность ценной бумаги, означая, что при желании ее владелец может конвертировать в деньги.

Риск означает, что любые операции с ценными бумагами не являются безрисковыми, т. е. ожидаемый доход не может быть предопределен.

 

Основными показателями, характеризующими ценные бумаги, являются: курс, дивиденды и проценты, доходность, объем эмиссии, объем сделок, срочность. Курсы ценных бумаг отражаются серией показателей – курс на момент открытия и закрытия биржи; нижнее и верхнее значение курса в течение дня; курс, предлагаемый продавцом и покупателем.

В следующих главах рассматриваются основные инструменты, обращающиеся на финансовом рынке.

Пример.

Выручка от реализации на будущий год 1800 тыс. руб. при переменных издержках 1200 тыс. руб. и постоянных 140 тыс. руб. Плановая прибыль составит 100 тыс. руб.

Сила воздействия производственного рычага равна:

(1800 – 1200)/ 100 = 6.

Если выручка от реализации вырастет на 5%, тогда прибыль увеличится на 30 % (6 * 5%).

Методы спекуляции


Часто говорят, что методов спекуляции столько же, сколько и спекулянтов. Хотя в этом высказывании и содержится зерно истины, методы спекуляции, применяемые для анализа цен, в основном можно разделить на две большие группы, называемые фундаментальным анализом (fundamental analysis) и техническим анализом (technical analysis). Эти две группы методов не являются взаимоисключающими. Тем не менее те, кто пользуется одними методами, обычно не очень любят пользоваться другими.
Фундаментальные аналитики изучают всю информацию, которая касается фундаментальных экономических взаимосвязей — спроса и предложения, — в конечном счете определяющих все цены. Они собирают информацию о внутреннем и внешнем производстве, читают правительственные отчеты, пытаются понять суть федеральной резервной политики, оценивают оптовые цены и нормы потребления, следят за технологическими открытиями и т. д. Из этой информации они и пытаются определить, какими будут рыночные равновесные цены. Если текущая цена актива ниже рыночной равновесной цены, то говорят о недооцененном (undervalued) активе, а если текущая це-
на актива выше рыночной равновесной цены, то говорят о переоцененном (overvalued) активе. Недооцененные активы покупаются, а переоцененные активы продаются.
Тот же подход применяется и к товарам, акциям, долговым ценным бумагам и валютам. В случае с акциями при фундаментальном анализе изучаются источники доходов фирмы и перспективы их изменения. Доходы фирмы и платежи акционерам являются фактором, определяющим цену акций. Если в настоящий момент акции продаются по цене ниже их текущей (приведенной) стоимости (называемой также справедливой ценой и являющейся аналогом рыночной равновесной цены), то это значит, что они недооценены, и их нужно покупать. Если же в настоящий момент акции продаются по цене выше их текущей стоимости, то это значит, что они переоценены, и их нужно продавать.
Методы фундаментального анализа ранжируются от методов простого интуитивного анализа информации до весьма разработанных эконометрических моделей с серьезной информационной поддержкой. Как правило, при использовании метода прогнозирования спекулянтами осуществляется длительное наблюдение за динамикой рынка. Можно сказать, что они готовы ждать достаточно долго, пока рыночные цены не приблизятся к своим справедливым значениям. Это контрастирует с техническим подходом, при котором обычно ограничиваются более короткими интервалами времени.
При техническом анализе применяется совершенно иной подход к предсказанию будущих цен. Технические аналитики обычно соглашаются, что фундаментальный подход покоится на серьезном и прочном фундаменте, однако при этом они убеждены, что этот подход весьма трудно, если не невозможно, использовать на практике. Эти технические аналитики утверждают, что фундаменталисты просто не в состоянии собирать частную информацию в количестве, достаточном для того, чтобы постоянно переигрывать рынок. Вместо этого технические аналитики сосредоточивают свое внимание на информации специального типа, называемой данными по сделкам (transaction data). Под «данными по сделкам» понимается любая информация, связанная с зарегистрированными прошлыми сделками (включая и самые последние). Данными по сделкам являются цены торгов, объемы торгов и открытых контрактов, объемы незакрытых «коротких» позиций, позиции специалистов (около 400 членов Нью- Йоркской фондовой биржи. — Примеч. пер.), объемы нестандартных сделок и т. д.
Технические аналитики изучают данные по сделкам для выявления определенных закономерностей. Имеется в виду, что технические аналитики пытаются в длинных рядах исторических данных по сделкам обнаружить события (характерные особенности), которые имели обыкновение повторяться в прошлом и за которыми часто следовали определенные движения на рынке. Тогда, наблюдая за поведением цен за последнее время (включая и текущие цены), технические аналитики пытаются найти аналоги такому поведению в прошлом и использовать позиции в расчете на такое будущее поведение цен, которое было характерно для прошлой динамики цен в аналогичных ситуациях.
Вера технических аналитиков в существование закономерностей динамики рынка основывается на их вере в наличие определенных трендов в изменении цен. Вовсе не очевидно, что такие тренды должны существовать, но в поддержку этого мнения приводилось немало разумных аргументов. Среди них: 1) постепенное, а не быстрое распространение информации (как в случае распространения засухи или выпуска фирмой неудачной продукции, что может привести к дорогостоящей рекламации); 2) консерватизм рыночной психологии, затрудняющий резкое изменение направления движения; 3) феномен «стадного чувства», доминирующий в психологии инвесторов, и 4) доступ к информации сначала некоторых участников рынка и лишь затем всего рынка.
Технические аналитики используют в своей работе разные методы и разные временные горизонты. Некоторые ограничиваются чисто визуальным подходом, изучая графики и схемы с точками, стрелками и фигурами. Другие применяют компьютерные оптимизационные модели, в основе которых лежат регулярные процедуры поиска. Третьи реагируют на любое движение рынка — покупают при первом сигнале о движении рынка вверх и продают при первом сигнале о движении рынка вниз. Некоторые технические аналитики применяют методы долгосрочного характера, пытаясь выявить и использовать долгосрочные или основные тренды рынка. Однако большая часть технических аналитиков ограничивает свой анализ более короткими интервалами времени и пытается уловить на рынке кратко- и среднесрочные тренды.
Арбитраж
Арбитраж состоит в открытии позиций на двух или более рынках с целью использования расхождений на этих рынках оценок стоимости активов. Таким образом, в отличие от спекуляции, при которой выгоду пытаются получить за счет изменения уровня цен, при арбитраже ищут выгоду за счет расхождения в соотношении цен. (Одну форму арбитража, названную покрытым процентным арбитражем, мы уже рассмотрели в главе 8.)
В академических кругах арбитражем часто называют попытки одновременными действиями на многих рынках заработать безриско-
вую прибыль без инвестирования. Этот академический, или чистый (как его также называют), арбитраж, иногда возможен, но чаще при реальном арбитраже риск не устраняется полностью, а к тому же он требует хотя бы небольшого инвестирования..
Первыми формами арбитража были арбитраж по пространству, называемый пространственным (spacial), или географическим (geographic), арбитражем, и арбитраж по времени, иногда называемый временным (temporal) арбитражем. В пространственном арбитраже арбитражер пытается продать актив на рынке, на котором он относительно дорог, и одновременно купить его на рынке, на котором он относительно дешев. Средства, получаемые от продажи на дорогом рынке, используются для финансирования покупки на дешевом рынке, и поэтому такой арбитраж осуществляется без инвестирования. Поскольку обе сделки происходят одновременно, такой арбитраж является еще и безрисковым. Однако на практике средства от продажи не оказываются в наличии немедленно, и поэтому часто возникает необходимость некоторого промежуточного инвестирования с очень небольшим сроком. Кроме того, цены, по которым фактически осуществляются сделки, могут слегка измениться по сравнению с теми, которые превалировали в начале арбитражной операции. Это порождает некоторый риск, хотя этот риск совсем невелик по сравнению с риском, которому подвергаются спекулянты.
Пространственный арбитраж принесет прибыль в том случае, если разница между ценой продажи актива и ценой покупки актива достаточно велика, чтобы покрыть любые транспортные издержки, связанные с перемещением актива между рынками, любые расходы по осуществлению сделки и любые расходы, связанные с преобразованием товара из стандартов одного рынка в стандарты другого рынка (если эти стандарты различаются).


Временной арбитраж предполагает покупку (или продажу) актива в настоящий момент времени и одновременное заключение соглашения о продаже (или покупке) актива в некоторый будущий момент времени. Например, владельцы элеватора могут купить зерно на спотовом рынке (оплачивая его заемными средствами) и одновременно продать форвардный контракт на поставку зерна спустя три месяца. В оговоренное время зерно извлекается из хранилища и поставляется. Поступления от его продажи затем используются для погашения задолженности вместе с процентами. Если форвардная цена и спотовая цена различаются настолько, чтобы покрыть стоимость 3-месячного хранения и 3-месячные процентные выплаты, то арбитраж будет выгоден. Сумма стоимости хранения и процентных расходов называется издержками по поддержанию инвестиционной позиции, или cost of carry. Таким образом, если разность между форвардной ценой и спотовой ценой превышает cost of carry, то временной арбитраж будет выгоден. Временной арбитраж в случае подобного его применения иногда называют арбитражем на стоимости хранения (carrying charge arbitrage).
Выгодные арбитражные возможности иногда сочетают в себе элементы пространственного арбитража с элементами временного арбитража, а также иногда связаны со многими валютами. Последнее возникает в ситуациях, когда рынки, на которых покупают и на которых продают, находятся в разных странах. Общая связь двух цен, к тому же допускающая многовалютный случай, может быть описана следующим простым и естественным соотношением:
Р.(Т) = Pj(t) • Е.. + G (t,T) + Z., (9.1)
где -W..lt; Z lt; W...
Соотношение 9.1 утверждает, что форвардная цена актива на рынке / (в валюте /) равна спотовой цене актива на рынке j (в валюте j), умноженной на спотовый курс обмена валюты / на валюту j, плюс издержки по поддержанию позиции (cost of carry) в интервале от настоящего момента до момента поставки, обозначаемые через G (t,T), плюс стохастическая компонента, обозначаемая через Z, которая должна находиться в пределах, определяемых суммой стоимостей транспортировки, сделки и преобразования, обозначаемой здесь через IV. И величина W, и величина G(t,T) задаются в терминах валюты /. Соотношение 9.1 позволяет понять суть многих арбитражных операций, осуществляемых финансовыми инженерами. Это соотношение представляет собой всеобъемлющую версию закона одной цены, который мы обсуждали в главе 8. (Мы вернемся к соотношению 9.1 в главе 23, когда будем рассматривать подробно современные формы арбитража.) Графическая иллюстрация соотношения представлена на рис. 9.4.
Другие формы арбитража связаны с использованием расхождения цен по рискам, по инструментам и по срокам действия инструментов. Мы очень коротко рассмотрим каждую из этих форм. Страхование, суть которого состоит в получении прибыли посредством диверсификации портфеля, представляет собой пример арбитража по рискам. В этой форме арбитража участник сделки продает собственные низкорисковые долговые обязательства для получения средств на приобретение высокорисковых активов. Отдельные активы могут являться высокорисковыми, но если их подходящим образом объединить в портфель, то они приобретут низкорисковый характер. Таким образом, страховщик может требовать за полисы значительные премии и финансировать свои собственные операции посредством низкорисковых долговых обязательств. Он получает высокие доходы по высокорисковым активам, но ему самому при этом собственное фи-

Цена

нансирование достается по низкой стоимости. Другим примером служит избыточное обеспечение — сверхобеспечение (overcollateralization) — портфелей высокорисковых «мусорных» облигаций для придания им низкорискового характера, а также возникновение в последнее время индустрии перестраховочных услуг, используемых страховщиками для передачи другим своего собственного риска.
Арбитраж по инструментам является наиболее интересной формой арбитража последних лет. При этой форме арбитража несколько активов или инструментов комбинируются между собой и получается инструмент, мало похожий на оригинал. Это процесс создания синтетических инструментов. Процесс может протекать и в обратном направлении. Это значит, что один инструмент может быть разложен на составные части — несколько инструментов, свойства каждого из которых отличны от свойств оригинала. Существует большое количество примеров арбитража такого типа. Примером подобного инструмента с долгой историей служит инвестиционный пул (pooled investment). При этом организуется некоторая посредническая единица, такая, как взаимный фонд. Взаимный фонд продает свои паи инвесторам. Затем он собирает средства инвесторов и покупает диверсифицированный портфель активов, обеспечивающий инвесторам такую степень диверсификации и профессионального менеджмента, которую инвестор не в состоянии обеспечить себе сам.

Из более поздних примеров арбитража по инструментам можно сослаться на ценные бумаги, выпущенные под обеспечение пула ипотек (pooled mortgage securities), такие, как переходные («пропускающие») ипотечные облигации (mortgage passthroughs); получение облигаций с нулевым купоном из обычных купонных облигаций с помощью техники «стрип» (strip) — разделения облигаций; эмиссии облигаций, обеспеченных пулом ипотек (collateralized mortgage obligations (СМО), с помощью транширования (tranching) пула ипотек. В качестве других примеров можно привести создание синтетических фьючерсов из опционов, а также синтетических пут-опционов из колл- опционов. Все эти примеры основаны на построении синтетических инструментов, которыми можно торговать против реальных инструментов.
Последней формой арбитража, которую мы обсудим, является арбитраж по срокам действия. Эту форму имеет смысл использовать при работе с долговыми ценными бумагами. В этом отношении особенно полезны свопы и форвардные соглашения о ставке процента. Например, предположим, что фирма может привлечь средства, продавая краткосрочные коммерческие бумаги (скажем, 182-дневные). Каждые шесть месяцев выпуск этих бумаг возобновляется на следующие 182 дня. При каждом таком возобновлении новая бумага продается по превалирующей для бумаг на тот момент 182-дневной ставке. Это придает стоимости (ставке) финансирования плавающий характер. Фирма теперь может использовать средства для покупки долгосрочных долговых обязательств другого эмитента. Эта стратегия будет себя оправдывать до тех пор, пока кривая доходности остается стационарной и с наклоном вверх. Однако если произойдет сдвиг кривой доходности, то фирма может оказаться в ситуации, когда ей приходится финансировать активы, приносящие ей невысокий доход, дорогими обязательствами. Выход из этой ситуации состоит в превращении обязательств с плавающей ставкой в обязательства с фиксированной ставкой с помощью процентного свопа. Если свопо- вый контракт заключается на момент покупки актива с фиксированной ставкой, то фирма может обеспечить фиксирование разности между доходами по активам с фиксированной ставкой и трансформированной, теперь уже фиксированной, стоимостью обязательств. Если разность положительна, то арбитраж выгоден.
Финансовые инженеры проявляют значительную активность во всех формах арбитража. Самыми важными факторами, определяющими их деятельность, являются фундаментальные взаимоотношения между ценами на активы, имеющие разные риски, разные сроки действия, разные временные и пространственные характеристики.

Генерация идей

Идеи новых продуктов витают повсюду — в умах торговых представителей, клиентов, дистрибьюторов, менеджеров, секретарей, внештатных разработчиков идеи продукта, акционеров, поставщиков и т. д. Ученые и инженеры часто объединяются в отделы с конкретной целью — для генерации, развития и реализации идей новых продуктов.

В дополнение к системам генерации идей новых продуктов в равной степени важно иметь четко определенные и всем понятные процедуры накопления идей нового продукта. Потенциальные источники могут предлагать свои идеи в процессе разработки нового продукта лишь в том случае, если они знакомы с характером процесса. Кроме того, наличие таких систем накопления может способствовать развитию идей новых продуктов.

 

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Методы маркетинговых исследований и источники информации для них

 

Система накопления идей новых продуктов предполагает наличие опытного, хорошо информированного сбытового персонала, который отслеживает появление идей у клиентов и дистрибьюторов, и существование четкой процедуры передачи этих идей в соответствующий пункт сбора информации в фирме. Такие процедуры должны обеспечивать обратную связь с источниками идей.

Направляемый пользователем процесс разработки нового продукта — яркий пример взаимозависимости покупателя и продавца, характерной для промышленных рынков. В ходе этого процесса клиент «изобретает» продукт, разрабатывает прототип и демонстрирует его удобство в использовании, а затем отправляется к поставщикам оборудования и просит их о создании нескольких единиц нового продукта.

Фон Хиппель подтвердил, что такой процесс действительно имеет место в отрасли научного приборостроения и в отрасли полупроводникового и электронного технологического оборудования, а также предоставил данные, свидетельствующие о его существовании во многих других областях, включая разработку компьютерного программного обеспечения и медицинских товаров.

Генерация идеи — это очень серьезный этап в процессе разработки нового продукта. На промышленных рынках клиент может быть важным источником идей, особенно если он получает серьезные экономические выгоды от внедрения этих идей, а поставщик не контролирует технологию производственного процесса.

 

Отбор идей

Эффективная система генерации и накопления идей предоставляет гораздо больше идей новых продуктов, чем может использовать фирма. Поэтому необходимо разработать критерии и процедуры отсеивания идей новых продуктов в этом потоке. Окончательные решения не обязательно должны быть категоричными — от твердого отклонения идеи до решения разрабатывать новый продукт как можно быстрее, используя все доступные ресурсы.

Процедуры отсеивания идей новых продуктов могут быть как в высшей степени организованными и формализованными, так и довольно беспорядочными. При работе с высокоформализованной системой могут использоваться специальные бланки, регулярные собрания комитета и оговоренные коэффициенты значимости, которые присваиваются нескольким четко установленным критериям отбора.

Главное при отборе идей нового продукта — ответить на вопрос: «Осуществима ли эта идея и в достаточной ли степени она интересна, чтобы заслуживать более тщательного анализа?» Задача компании на стадии отбора — не принять или отклонить идею как проект для разработки, а определить, обладает ли идея достаточными достоинствами, чтобы оправдать расходы на бизнес-анализ.

Отсеивание идей новых продуктов требует прежде всего наличия у компании заявления о ее стратегических и маркетинговых задачах в бизнесе, которым компания хочет заниматься, и на рынках, которые компания хочет обслуживать. Проверка любой идеи нового продукта должна проводиться в первую очередь на ее соответствие стратегии компании.

Как ни удивительно, сделать этот шаг бывает очень тяжело — из-за того, что отсутствует ощущение четкой стратегической направленности. Разработка такого заявления о стратегических задачах может стать для менеджеров нелегким делом, но его наличие поможет избавиться он неуверенности при оценке идеи нового продукта.

При отборе перспективных идей необходимо также ответить на ряд вопросов и рассмотреть набор критериев, которые связаны с наличием ресурсов, необходимых для разработки и осуществления идеи. Характер этой части анализа можно понять по вопросам, которые наводят на размышления, но не являются исчерпывающими:

  • Имеете ли вы доступ к необходимому сырью?
  • Позволяет ли ваше текущее финансовое положение осуществить проект такого масштаба?
  • Обеспечивает ли новый продукт синергетический эффект в сочетании с нашей нынешней товарной линией?
  • Являются ли ваши нынешние клиенты потенциальным рынком, или вам предстоит осваивать совершенно новые рынки?
  • Можно ли продавать новый продукт силами имеющихся продавцов и дистрибьюторов?
  • Соответствует ли идея возможностям вашего отдела разработки продуктов?
  • Окажет ли успешная разработка этого продукта положительное/ отрицательное влияние на ваши существующие продукты, рынки и систему маркетинга?
  • Позволят ли ваши производственные мощности и опыт производить данный продукт?

 

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Как сохранить конкурентное преимущество с помощью наступательных стратегий

 

 

Отрицательные ответы на некоторые из этих вопросов или признание того, что реализация идеи требует значительных финансовых, управленческих, маркетинговых или производственных затрат, очевидно, сделают идею менее привлекательной.

 

Бизнес-анализ

Бизнес-анализ — это более детальная оценка идеи нового продукта с точки зрения требующихся инвестиций, ожидаемых объемов продаж, цен, затрат, размеров прибылей и планируемого возврата на инвестиции. Он включает также анализ рынка и прогноз продаж. Цель анализа — оценить существующих и потенциальных конкурентов, изучить существующие конкурентные условия, а также сильные и слабые стороны главных конкурентов. Чем более сильные позиции на рынке занимают известные фирмы, тем менее привлекательны шансы выхода на этот рынок с идеей нового продукта.

Правильно проведенный бизнес-анализ требует затрат времени и денег на работу опытных аналитиков, которые должны иметь опыт и знания в финансовой, маркетинговой, инженерно-конструкторской и производственной областях, а также в стратегическом планировании. Конечная цель бизнес-анализа — дать аргументированную, доскональную и взвешенную оценку прибыльности предлагаемого нового продукта.

Такой анализ включает изучение сегментов рынка, оценку потенциала рынка; прогноз продаж и планируемых затрат на разработку продукта; примерные оценки необходимых объемов инвестиций в производственное оборудование, текущие активы и освоение рынка; оценку расходов на производство и маркетинг продукта; определение вероятного уровня цен, прибыльности и окупаемости инвестиций на протяжении жизненного цикла продукта.

Чрезмерный оптимизм представляет серьезную опасность для бизнес-анализа. Те, кто отстаивает идею, легко могут преувеличить преимущества продукта перед клиентом, недооценить затраты на разработку и производство и преуменьшить силу нынешних и будущих конкурентов. Обычно люди, финансово заинтересованные в успехе нового продукта, либо испытывающие воодушевление, подобное родительскому чувству, строят свои прогнозы на оценке объемов, необходимых для достижения окупаемости инвестиций, исходя из определенных предположений (часто оптимистических) об уровне цен и о затратах на производство.

 

Разработка

Разработка — это часть процесса, в ходе которого ученые, инженеры и специалисты создают желаемый продукт. В компании, где непрерывно ведется научно-исследовательская деятельность, сама служба НИОКР может быть главным источником идей новых продуктов. Эта стратегия подразумевает более высокие риски и приводит к тому, что компания сама будет способствовать устареванию собственных продуктов.

Поэтому компания, стремящаяся к усовершенствованию технологий, должна грамотно управлять продуктовым портфелем и иметь проработанные стратегии использования и зрелых продуктов, и новых. В такой ситуации научно-исследовательская группа становится либо слабой, либо сильной стороной компании, поскольку ее успешность во многом зависит от ее способности, в случае необходимости, разработать новые технологии.

В компаниях, стремящихся совершенствовать технологии, отдел маркетинга играет жизненно важную роль, он должен гарантировать, что результаты работы научно-исследовательского отдела соответствуют потребностям рынка. Без притока в научно-исследовательский отдел качественной информации о потребностях рынка и о реакции его участников на пробные образцы продукта высок риск того, что разработанные продукты не понравятся клиентам.

Идеи новых продуктов, предложенные научно-исследовательской группой, должны подвергаться такому же тщательному отбору и бизнес-анализу, что и идеи, полученные из других источников. Ошибочные идеи, доведенные до стадии разработки, становятся впустую потраченными усилиями службы НИОКР.

Регулярный пересмотр продуктового портфеля должен включать анализ разрабатываемых проектов и переоценку приоритетов, отражающую потребность в новых продуктах, а также первые результаты полевых испытаний. Позитивный отклик часто является причиной того, чтобы продвигать разрабатываемый проект с максимальной скоростью.

 

ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Как повысить отдачу от рекламы: 14 основных проблем и способы их решения

 

Не будет лишним сказать, что поступающая с рынка информация о потребностях клиентов и реакции торговых представителей, дистрибьюторов и клиентов на концепцию продукта (при этом на разных стадиях разработки) чрезвычайно важна для эффективности и продуктивности процесса разработки.

 

Тестирование

Тестирование — это часть процесса разработки нового продукта, относящаяся к сбору информации. Оно начинается с тестирования идей или концепций новых продуктов и предполагает дальнейшую оценку различных вариантов продукта в лабораторных и полевых условиях. Когда продукт приобретает пригодный для реализации на рынке вид, происходят испытания пилотной партии продукта.

Результаты этих испытаний следует внимательно изучить, чтобы сделать выводы относительно качества, цены продукта и других моментов. И наконец, продукт тестируют на рынке. Условия тестирования предусматривают ограниченный охват рынка, тщательный контроль над элементами маркетинг-микса (цена, стимулирование сбыта, дистрибуция) и объективную оценку результатов.

Существуют семь методов маркетинговых исследований, представляющих потенциальную ценность для процесса разработки нового продукта. Перечислим их в порядке затратности, начиная с наименее дорогостоящего:

1. вторичное исследование;

2. фокус-группы;

3. опросы по почте;

4. телефонные опросы;

5. личные интервью;

6. Product Placement;

7. пробный маркетинг.

 

Тестирование продукта на рынке, если оно осуществимо, может способствовать получению следующих данных:

  • информация о реакции пользователей на сам продукт и некоторые его характеристики;
  • определение подходящих сфер применения продукта и планируемых режимов эксплуатации;
  • выявление ключевых рынков со значительным потенциалом;
  • выявление основных факторов, влияющих на принятие решения о закупке;
  • оценка рыночного потенциала и прибыльности при разных ценах;
  • выявление возможных причин недостаточного спроса;
  • определение покупательских привычек и схем совершения закупок, их влияния на каналы распределения;
  • тестирование альтернативных методов продаж и стимулирования сбыта;
  • оценка реакции пользователей на разные цены;
  • оценка реакции пользователей на различные программы гарантийного и технического обслуживания.

 

Прямой метод

 

Прямой метод анализа движения денежных средств заключается в рассмотрении данных о положительных и отрицательных денежных потоках организации, сформированных на основе кассового метода путем включения в отчет хозяйственных оборотов, связанных с денежными операциями.

Методической основой прямого метода анализа ДП-ов является балансовый метод, особенностями которого является следующее:

· не учитывает временной ценности денег;

· расчет остатка денежных средств ведется на основе выражения:

 

ДСнп+ДПп-ДПо=ДСкп (2.1.1)

 

где ДСнп; ДСкп -остаток денежных средств на начало и конец периода соответственно; ДПп - поступление денежных средств за период; ДПо - выбытие денежных средств за период.

Этот метод основан на сравнении показателей, содержащихся в отчете "О движении денежных средств" (см. приложение 1), исчислении и оценке необходимых величин (абсолютных и относительных отклонений, темпов роста и прироста, удельного веса отдельных показателей (элементов) притока и оттока денежных средств в общем объеме положительных и отрицательных денежных потоков) за отчетный период, а также оценке динамики исследуемых показателей.

Положительная динамика чистого денежного потока по текущей деятельности характеризует масштабы роста финансового потенциала организации.

По данным отчетов о движении денежных средств составляется следующая таблица (см. приложение 2).

В ней содержатся показатели, отражающие движение денежных средств организации в абсолютном выражении и относительные показатели, характеризующие структуру денежных потоков по видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой.

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет делать выводы об изменении объема денежной массы в анализируемом периоде по сравнению с предыдущим как в части поступления средств, так и в части их оттока, делать выводы относительно развития того или иного вида деятельности, их доходности или убыточности, а также рациональности управления организацией денежными потоками.

Рассматривая показатели денежных потоков по видам деятельности, следует отметить, что наибольший объем денежной массы обеспечивает основную текущую деятельность организации.

Необходимым условием финансовой стабильности является такое соотношение притоков и оттоков средств в рамках текущей деятельности, которое обеспечило бы увеличение финансовых ресурсов, достаточное для осуществления операций по инвестиционной и финансовой деятельности организации.

Дальнейший, более детальный анализ структуры притоков и оттоков денежных средств позволяет оценить структуру поступления и выбытия денежных средств организации. Показатели, характеризующие отдельные элементы положительных денежных потоков, объединены в три группы. В первую группу включены показатели денежных поступлений, непосредственно участвующих в формировании финансового результата от основной деятельности организации. В состав второй группы вошли показатели денежных поступлений, участвующих в формировании финансовых результатов лишь косвенно (кредиты, займы и прочие заемные средства, полученные организацией на возвратной основе). Третья группа показателей включает поступления денежных средств в виде доходов от финансовых, внереализационных операций, а также доходов от продажи внеоборотных активов.

Показатели, отражающие структуру отрицательных денежных потоков, объединены в группы исходя из их экономического содержания и сущности хозяйственных операций, связанных с оттоком денежных средств.

Значительное внимание в процессе анализа денежных потоков должно быть уделено анализу равномерности распределения объемов притока и оттока денежных средств по отдельным временным промежуткам. Это позволит выявить характер колебаний абсолютных и относительных величин денежных потоков под воздействием различных факторов, в частности сезонности производства и реализации, определить максимальные значения так называемых "пиков" отклонений от средних величин, а также разработать предложения по сглаживанию колебаний.

По данным квартальной бухгалтерской отчетности составляется таблица, в которой представлены денежные потоки по кварталам за анализируемый период (см. приложение 3).

Для характеристики равномерности распределения денежных потоков по кварталам за текущий и базисный год необходимо пользоваться относительными величинами коэффициентов равномерности.

Коэффициент равномерности характеризует относительную величину среднеквадратических отклонений фактических значений показателей от их среднеарифметического значения и рассчитывается по формуле:

 

Кравн=1 - s: х (2.1.4)

 

где s -среднеквадратическое отклонение фактических значений i-тых показателей от среднеарифметического з



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.38 (0.014 с.)