Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая система и характеристика ее звеньев

Поиск

Финансы.Ответы.8-16.

Бюджетная система и принципы ее построения. 2.Основные направления бюджетной политики РФ на трехлетний период.

Бюджетная система и принципы ее построения.

Структура бюджетной системы государства:

§ Унитарного (Япония, Швейцария, Франция)

§ Госбюджет

§ Местный бюджеты

§ Федерального (США, Канада, Россия)

§ Госбюджет

§ Федеральные бюджеты

§ Местные бюджеты

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным Кодексом, состоит из бюджетов следующих уровней:

§ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

§ бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

§ местные бюджеты муниципальных районов, городских округов;

§ бюджеты городских и сельских поселений.

Совокупность всех бюджетов на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе.

Бюджетное устройство — это основные принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса.

Бюджетная система представляет собой регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

Бюджетный процесс — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также по контролю за исполнением.

Бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах:

§ единства;

§ разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

§ самостоятельности бюджетов;

§ полноты отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

§ сбалансированности;

§ эффективности и экономности использования бюджетных средств;

§ гласности;

§ достоверности бюджета;

§ адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы определяет единообразие:

§ правовой базы;

§ денежной системы;

§ организации бюджетного процесса;

§ санкций за нарушение бюджетного законодательства.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы обеспечивает закрепление соответствующих видов доходов и расходов за федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и местным самоуправлением.

Принцип самостоятельности бюджетов обусловливает право законодательных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; иметь собственные источники доходов; не допускать изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов исходит из того, что все доходы и расходы органов государственной власти и местного самоуправления должны полностью отражаться в их бюджетах.

Принцип сбалансированности обеспечивает равенство расходов бюджетов с доходами и поступлениями из источников покрытия бюджетного дефицита.

Принцип эффективности использования бюджетных средств определяет, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема ресурсов.

Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут быть только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность его показателей.

Принцип адресности определяет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели.

10. 2.Основные направления бюджетной политики РФ на трехлетний период. (На 3 летний период не нашла.)

Итоги

Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Так, налоговая политика на 2016–2018 годы была размещена на сайте 27 июля 2015 года. Это значит, что у юридических и физических лиц есть почти полгода для того, чтобы оценить влияние планов государства на их деятельность. Кроме того, такая предсказуемость позволяет заранее планировать доходную часть бюджетов всех уровней.

В документе о планах государства в области налоговой политики на 2016–2018 годы есть отдельный раздел (приложение 1), в котором подводятся итоги реализации налоговой политики за предыдущий год. Таким образом, можно сделать вывод, что планы Минфина России не остаются на бумаге, а проявляются в виде изменений налогового законодательства.

С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: поддержать инвестиции в новые производства, противостоять кризису и выводу прибыли через офшоры, стимулировать малое предпринимательство, самозанятых граждан и экспортеров, уравновесить бюджеты различных уровней. Кроме того, планируется принять ряд мер, которые позволят усилить контроль за недобросовестными налогоплательщиками и дать вздохнуть добросовестным.

Останутся планы Минфина России, обозначенные в последней налоговой политике, только планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Классификация ценных бумаг Классификация ценных бумаг – это деление ценных бумаг на виды по определенным признакам. Виды ценных бумаг представлены ниже: 1) по содержанию финансовых отношений: - долговые; - долевые; 2) по форме существования: - документарные; - бездокументарные; 3) по видам эмитентов: - государственные; - муниципальные; - коммерческих организаций; 4) по способу формирования: - первичные (классические); - вторичные (производные); 5) по степени связи с конкретным владельцем: - именные; - на предъявителя; 6) по периоду обращения: - краткосрочные; - среднесрочные; - долгосрочные; 7) и др.

Одной из прочих классификаций является классификация ценных бумаг на основные и производные. Основные ценные бумаги – это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив (обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др.). При этом в число активов, на которые дает право ценная бумага, не могут входить другие ценные бумаги. Основнымиценными бумагами являются: акции, облигации (за некоторыми исключениями), векселя, банковские сертификаты, чеки, коносаменты, закладные, складские свидетельства. Производные ценные бумаги можно подразделить на две группы: – это ценные бумаги, выражающие имущественное право (обязательство), возникающее в связи с изменением цены базисного актива, т.е. актива, лежащего в основе данной ценной бумаги. К этой группе относятся фьючерсные и опционные контракты, форварды. – это ценные бумаги, выпускаемые на базе основных ценных бумаг, т.е. дающие право на получение какой-либо основной ценной бумаги. К ним относятся варранты, депозитарные расписки, стрипы, а также некоторые виды облигаций (так называемые конвертируемые облигации).

Рынок ценных бумаг, его определение и структура. 2.Регулирование рынка ценных бумаг. 3.Стратегия развития финансового рынка до 2020 года. (Все с модула РЦБ)

Саморегулируемые организации

Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД). ПАРТАД, созданный в 1994 году, является саморегулируемой организацией регистраторов, депозитариев, клиринговых организаций.

Экономическая сущность, признаки и функции страхования в рыночной экономике. 2.Цели и задачи стратегии развития страховой отрасли в РФ

Финансы.Ответы.8-16.

Финансовая система и характеристика ее звеньев

Финансы, как отмечалось ранее, выражают общественные отношения, большое разнообразие которых характерно в усло­виях рынка. Однако это разнообразие не исключает наличия между ними общих черт, а именно:

1) все финансовые отношения осуществляют распределение ВВП и НД;

2) все финансовые отношения участвуют в формировании фондов и денежных средств, в использовании их;

3) все финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.

Эти общие черты создают единую финансовую категорию, включающую различные финансовые отношения, которые имеют свою специфику и выделяются из общей совокупности финансов.

Финансовая система представляет собой со­вокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, взаимосвязанных между собой и отличающихся методами и формами формирования, распределения и исполь­зования фондов денежных средств.

Финансовая система включает две сферы финансовых от­ношений: 1) децентрализованную и 2) централизованную сферы.

В свою очередь каждая сфера объединяет несколько звеньев.
Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального про­изводства, формируется преобладающая часть финансовых ре­сурсов страны.
Финансы хозяйствующих субъектов и населения условно могут включать: нефинансовые корпоративные предприятия, финансовые учреждения (центральные банковские учреждения, другие финансовые и кредитные институты), страховые предприятия, некоммерческие общественные организации, предпринимателей без образования юридического лица и домохозяйства.
Финансы предприятий (коммерческих организаций) как звено децентрализованных фи­нансов, участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства.
В условиях рыночных отношений предприятия осуществля­ют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться за счет соб­ственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.
Предприятия стали обладать реальной финансовой незави­симостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскива­ют необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его ин­струменты.
В состав децентрализованных финансов включаются и финансы некоммерческих организаций, которые, как правило, осуществляют свою деятельность не на принципах коммерческого расчета, а на условиях сметного финансирования. К ним относятся организации социально-культурной сферы, такие как учреждения культуры (театры, музеи), жилищно-коммунального хозяйства, медицинские, образовательные учреждения и т.п. Эти организации могут получать прибыль от своей деятельности, но она полностью направляется на финансирование задач, для решения которых они были созданы.
Финансы домашнего хозяйства лишь недавно включены как звено финансовой системы. Финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию имеют исключительно важное значение по регулированию пла­тежеспособного спроса страны. Определенная часть создавае­мого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее эко­номическое положение предприятия.
Централизованные финансы — вторая сфера финансовой сис­темы. Она находится в собственности государства в соответ­ствии с Бюджетным кодексом, включает бюджетную систему, внебюджетные социальные фонды и государственный кредит.
Действующая бюджетная система РФ состоит из трех звень­ев. В РФ это федеральный бюджет, региональные бюджеты (по Конституции 89, в том числе республиканские, краевые, об­ластные, автономной области, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга) и местные бюджеты (около 29 тыс., в том числе районные, городские, поселковые, сельские).
Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоя­щий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ре­сурсов составляется консолидированный бюджет — статистиче­ский сводный бюджет, который объединяет финансовые ресур­сы всех уровней бюджетной системы.
Государственные финансы, осуществляемые за счет бюдже­тов всех уровней, внебюджетных фондов и государственного кредита, должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повыше­ние эффективности производства и на этой основе рост жиз­ненного уровня народа.
За счет централизованных фондов обеспечивается расши­рение производства на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов для вырав­нивания уровней экономического и социального развития от­дельных регионов.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — расширять социальные услуги населению, стимулировать разви­тие отсталых отраслей социальной инфраструктуры. В настоящее время основным источником формирования социальных государственных внебюджетных фондов служит единый социальный налог (ЕСН), уплачиваемый работодателями за свих работников.
Важнейший среди социальных фондов — Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет части ЕСН, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Сред­ства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за вы­слугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, по­страдавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
К социальным фондам относятся также Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обяза­тельного медицинского страхования.
Государственный кредит представляет собой заемные отношения государства с юридическими и физическими лицами. При этом государство может выступать как в качестве заемщика, так и кредитора, а также предоставлять государственные гарантии юридическим лицам.
9. Финансовый рынок и его значение в финансовой системе

Финансовый рынок – составная часть финансовой системы. Процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый в системе управления финансами страны и субъектов предпринимательства, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и институтов. Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Как любой рынок, финансовый рынок складывается из спроса, предложения и уравновешивающей цены на определенные товары и услуги и сводит покупателей и продавцов.

В экономической литературе финансовый рынок в широком смысле характеризуется как организационно оформленное экономическое пространство, где осуществляется купля-продажа финансовых средств, инструментов и услуг.

Системообразующим элементом финансового рынка является рынок капитала (собственного и ссудного), а связующим элементом – рынок ценных бумаг, который обслуживает другие сегменты финансового рынка.

Сущность финансового рынка проявляется через его функции. К основным функциям финансового рынка относятся: – активная мобилизация временно свободного капитала из различных источников; – определение наиболее эффективных направлений использования капитала в инвестиционной сфере; – эффективное перераспределение аккумулированного свободного капитала между многочисленными его потребителями; – ускорение оборота капитала, способствующее активизации экономических процессов, формированию рациональной структуры экономики; – формирование рыночных цен на финансовые активы и услуги, наиболее объективно отражающих складывающееся соотношение на них спроса и предложения; – осуществление квалифицированного посредничества между продавцами и покупателями финансовых активов через специальные финансовые институты; – создание условий участникам финансового рынка для снижения различных видов рисков.

Структура финансового рынка представляет собой взаимодействие следующих рынков: валютного рынка, рынка золота, рынка капитала (рынок ссудного капитала и рынок долевых ценных бумаг), рынка денежных средств.

Валютный рынок – это рынок, на котором товаром являются объекты, имеющие валютную ценность. Рынок золота – это сфера экономических отношений, связанных с куплей-продажей золота с целью накопления и пополнения золотого запаса страны, организации бизнеса, промышленного потребления и др.

На денежном рынке основными инструментами являются казначейские векселя, банковские акцепты и депозитные сертификаты банков; на рынке капитала – долгосрочные облигации, акции и долгосрочные ссуды

Рынок капитала, в свою очередь, подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок долевых ценных бумаг.Такое деление выражает характер отношений между покупателями товаров (финансовых инструментов), продаваемых на этом рынке и эмитентами финансовых инструментов. Если в качестве финансового инструмента выступают долевые ценные бумаги, то эти отношения носят характер отношений собственности, в остальных случаях это кредитные отношения. На рынке ссудного капитала обращаются долгосрочные финансовые инструменты, предоставляемые на условиях срочности, возвратности и платности. Он подразделяется на рынок долгосрочных банковских ссуд и рынок долговых ценных бумаг. В зависимости от объемов и характера проводимых операций финансовые рынки подразделяются также на национальные, региональные и международные. Национальные финансовые рынки обеспечивают движение денежных потоков внутри страны и взаимосвязь с мировыми финансовыми центрами. Региональные финансовые рынки обслуживают определенную территорию. Страны, входящие в этот регион, координируют валютную, кредитную политику, создают региональные финансовые и валютно- кредитные организации. Международные финансовые рынки обслуживают межстрановое движение капиталов, реализуя систему финансовых, валютных и кредитных отношений между отдельными государствами, корпорациями разных стран, резидентами и нерезидентами. По уровню развития финансовые рынки делятся на развитые и развивающиеся. Для развитых финансовых рынков характерно следующее: – высокая стабильность; – развитая инфраструктура (система гарантирования, страхования и защиты прав инвесторов, система рейтинговых агентств и кредитных бюро, способствующих общему снижению финансового риска, система аудита и оценочной деятельности, обеспечивающих прозрачность субъектов рынка,биржевая система, создающая новые рыночные коммуникации, стимулирующие развитие конкуренции); – развитая законодательная база, регулирующая операции на рынке; – функционирование отлаженной информационной системы; – развитая система защиты интересов, как продавцов, так и покупателей средств; – высокая ликвидность и надежность большинства инструментов, функционирующих на рынке; – высокая надежность функционирующих на рынке финансовых посредников; – значительный объем финансовых ресурсов, предлагаемых к продаже, и большие объемы операций, осуществляемых в рамках рынка; – высокая эффективность рынка; – хорошо развитая система государственного надзора и регулирования на финансовых рынках; – свободный перелив средств с одного рынка в другой; – функционирование национальных рынков в системе единого мирового рынка; Для развивающихся рынков характерно отсутствие вышеперечисленных.

Участники финансового рынка – это юридические и физические лица, вступающие в определенные экономические отношения по поводу купли- продажи финансовых активов, их обмена или обращения.

1) Основные участники – продавцы и покупатели финансовых активов (валютных ценностей, кредитных ресурсов, ценных бумаг). 2) Финансовые посредники. Эту группу представляют различные финансово-кредитные и инвестиционные институты (банки, инвестиционные компании и фонды, трастовые компании, инвестиционные дилеры и брокеры). 3) Организации, обслуживающие финансовый рынок. 4) Органы государственного регулирования и саморегулирования на финансовом рынке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.34 (0.012 с.)