ТОП 10:

Понятие, стадии законотворческого процесса.



(Алекссеев)

В теории правотворчества признано, что процесс создания права не носит одномоментного характера, а «растянут» во времени. В связи с этим выделяют, как правило, два этапа правотворческого (законодательного) процесса.

Основная часть учёных, рассматривая законодательный процесс, который в нашей стране регулируется Конституцией РФ, Регламентами палат Федерального Собрания и действующим законодательством, выделяют 4 главные стадии:

1) Законодательная инициатива;

2) Обсуждение законопроекта в ГД и СФ;

3) Принятие закона;

4) Промульгация и вступление закона в силу.

 

Первая стадия представляет собой официальное внесение в парламент (в нашей стране в ГД) уполномоченным субъектом законопроекта или законопредложения. Законопроект – текст будущего закона со всеми необходимыми атрибутами (преамбулой, разделами, главами, формулировкой статей и др.), законопредложение – идея будущего закона.

Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы различен в разных странах. (ФРГ – федеральное правительство, группа членов нижней палаты – Бундестаг, составляющей фракцию, и верхняя палата – Бундесрат). Во многих странах с двухпалатным парламентом законопроекты могут вноситься как в нижнюю, так и в верхнюю палату (Германия).

Вторая стадиявключает в себя работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в специальных комитетах или комиссиях. Обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях часто проходит в форме чтений. Как правило закон принимается в форме 3х чтений. В каждой стране чтения имеют специфику и общие черты.

На первом чтениирешается вопрос о целесообразности представленного законопроекта, насколько необходимо его рассмотрение. Обычно заслушивается доклад инициатора законопроекта. Депутаты же оценивают его основную идею и делают замечания и предложения по усовершенствованию текста. Если закон считается принятым в первом чтении, то он передаётся для дальнейшей работы над ним в комитеты (комиссии).

Во время второго чтения законопроект обсуждается в целом, а по существу и постатейно – по докладу комитета, проводившего его доработку. На этом этапе обсуждаются предложения депутатов и их групп по принципиальным вопросам. Если законопроект отклонён, прекращается всякая работа над ним. Если не отклонён, то обсуждаются и голосуются заранее внесённые поправки. В случае серьёзных разногласий по поправка законопроект может быть возвращён на доработку в комитет. Принятый во втором чтении законопроект передаётся в комитет для редакционной доработки.

В третьем чтении законопроект обсуждается со всеми поправками, включая редакционные. На этой стадии законопроект также может быть отклонён, если не набрал необходимого количества голосов.

Прекращение обсуждения законопроекта оформляется специальным разрешением палаты, и тогда законодательный процесс переходит на стадию принятия закона.

Третья стадия проходит в форме голосования. В однопалатных парламентах эта стадия служит завершением последнего чтения. В двухпалатных парламентах законопроект подлежит одобрению верхней палатой.

Четвёртая стадия предполагает официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она включает подписание закона, принятого парламентом. Она включает подписание главой государства в установленные сроки и опубликование его в официальном источнике, после чего закон вступает в силу.

 

Законодательный процесс связанный с принятием ФЗ.

В соотв. с Конституцией (ст. 104, 105, 106) и регламентом ГД. Законодательный процесс начинается с внесения законопроекта в ГД. Правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены СФ, депутаты ГД, Правительство РФ, конституционный Суд РФ, ВС РФ, ВАС РФ по вопросам своего ведения и субъекты Федерации в лице их законодательных представительных органов.

2 стадия - обсуждение законопроекта в ГД.

3 стадия - принятие законопроекта в ГД. ФЗ принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов ГД, т.е. 50% +1 голос от 450 депутатов ГД. При этом обязательному одобрению подлежат законы по вопросам ст. 106 конституции (федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты гос. границы РФ; войны и мира).

4 стадия - обсуждение и одобрение (неодобрение) принятого ГД ФЗ в СФ. Принятый ГД ФЗ в течение 5 дней передается на рассмотрение СФ. В течение 14 дней СФ должен обсудить принятый ГД ФЗ и одобрить (отклонить) его. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты (178), либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ.

5 стадия - в случае отклонения ФЗ СФ, ГД и СФ могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению ГД. В случае несогласия ГД с решением СФ ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него (в прежней редакции) проголосовало 2/3 от общего числа депутатов ГД. В этом случае ФЗ уже не передается для рассмотрения в СФ.

6 стадия - подписание и обнародование ФЗ. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает ФЗ и обнародует его.

7 стадия - в случае отклонения ФЗ Президентом РФ (право отлагательного вето) в течение 14 дней с момента поступления ФЗ - тогда ГД и СФ, в установленном К. порядке, вновь рассм. данный закон. Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен (в прежней редакции) квалифицированным большинством (2/3 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД), он подлежит обязательному подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию (без права вето).

8 стадия - опубликование и вступление в силу ФЗ.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.237.183.249 (0.007 с.)