ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, признаки и виды законов и подзаконных актов.



(Л.А. Морозова)

Закон –НПА, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Закон имеет ряд преимуществ по сравнению с другими НПА:

  • Закон занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает высшей юридической силой. другие акты не могу противоречить закону.
  • Закон первичным образом регулирует общественные отношения, т.е. базовые, фундаментальные общественные отношения (отношения собственности, земельные);
  • Действует прямо, непосредственно, без посредующих актов;
  • Обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения;
  • Эффективный механизм обеспечения;
  • Подготовка закона и его прохождение в законодательном органе происходит в более строгих условиях (строгие требования).

В РФ правовой системе следующие виды:

1) Конституция РФ. Занимает верховное место в иерархии системы законодательства, абсолютно все акты государства не могут противоречить Конституции РФ.

2) ФКЗ. 1. Они являются продолжением действия конституционных норм,принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции РФ. 2. Обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие законы. 3. Регулируют основополагающие, достигшие определённой степени зрелости устойчивые общественные отношения. 4. Имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами. 5. Имеют чётко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в Конституции. 6. Принимаются в первоочерёдном порядке после втсупления в силу новой Конституции в особом порядке (отсутствие вето Преидента РФ, квалифицированное большинство в палатах Федерального Собрания): при принятии они должны получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и ¾ в Совете Федерации).

3) К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции РФ. Этот вид закона выделен решением КС от 31 октября 1995 г. о толковании 136 ст. Конституции. Этот закон обладает особой юридической силой и принимается в порядке, предусмотренном для ФКЗ, т.е. не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД и ¾ от общего числа членов Совета Федерации. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу: необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов Федерации. Вступивший в законную силу закон о поправке подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию.

4) Кодекс – самая распространённая форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Федерации, принимая законы в виде кодексов. Кодексы содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений, либо если накоплен большой нормативный материал, требующий способов структурирования. Кодексы не имеют более высокой юридической силы, чем другие законы того же уровня.

5) Основы законодательства в наибольшей мере соответствуют принципам разграничения компетенции по предметам ведения между РФ и её субъектами. Основы – форма законов, которые характерны исключительно для федерального государства. Они призваны установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную базу для принятия субъектами Федерации конкретных законов по предметам совместного ведения РФ и субъектов.

6) Законы о ратификации и денонсации международных договоров выделяются в литературе в качестве разновидности законов. В пользу существования данного вида законов приводятся следующие аргументы: 1. В них точно определён предмет правового регулирования. 2. Особая процедура принятия, так как представляются документы, содержащие оценку соответствующего договора

7) Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов – обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные законы носят рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств – членов СНГ при регулировании определённых сфер общественных отношений. Но модельные законы могут быть полезными и для внутренних отношений федеративного государства, поскольку призваны гармонизировать правовое регулирование в масштабах всей страны.

8) Делегированное законодательство – новый вид для России и на федеральном уровне не используется. Но в региональном законодательстве этот вид законов предусмотрен. Причём делегирование полномочий возможно не только внутри данного субъекта, но и органами республики и федеральными органами. В нашей стране их нет, но есть во Франции, Швеции, Австралии, Италии и Швейцарии. Их суть состоит в том, что законодательные (представительные) органы государства делегируют исполнительным органам (например, правительству) право принимать акты в форме законов. Это делается в целях оперативного решения некоторых важных проблем, например защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку, как известно, прохождение законы в представительных органах довольно длительный процесс и нет никакой гарантии, что данный закон будет принят. Однако, делегируя исполнительному органу законодательные полномочия, законодатель предусмотрел определённые гарантии, с тем, чтобы не былозлоупотребления этими полномочиями.

9) В качестве ещё одного из видов закона называют законы, принимаемые в порядке референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом.

 

К подзаконным актам чаще всего относят НА, принимаемые органами исполнительной власти. Они не могу противоречить законам. Это указы Президента, акты Правительства, министерств, ведомств, акты исполнительных органов субъектов Федерации.

  1. Указы Президента, предусмотренные конституцией обязательны для исполнения на всей территории страны. Они не должны противоречить конституции и ФЗ. Помимо нормативных указов Президент вправе принимать указы ненормативного характера, а также распоряжения по оперативным вопросам. Все акты Президента должны приниматься в пределах его компетенции, закреплённой в Конституции.
  2. Постановления Правительства издаются на основании и во исполнение Конституции, ФЗ, нормативных указов президента. Эти акты также носят подзаконный характер, не должны противоречить указам Президента нормативного характера, обязательны к исполнению РФ, а в случае противоречия правительственных актов Конституции РФ, ФЗ, указам могут быть отменены Президентом.
  3. Ведомственные акты издаются министерствами и иными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и регулируют внутриведомственные отношения. В некоторых случаях отдельные ведомства вправе принимать акты межведомственного характера, затрагивающие права и обязанности граждан и организаций, не подчинённых данному ведомству. Это относится к таким ведомствам как МВД, Минфин, Министерство транспорта, налоговая служба и т.д. Чаще всего такие акты принимаются в форме приказов, инструкций положений, инструктивных писем и др. Акты межведомственного характера подлежат гос.регистрации в Минюсте и должны быть опубликованы для всеобщего сведения.
  4. Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации носят подзаконный характер, издаются компетентными органами государственной власти в процессе осуществления своей деятельности и в пределах компетенции, возложенной на них, действуют на территории конкретного субъекта Федерации, находятся в строгой иерархии по отношению друг к другу. К числу таких актов относятся: нормативные указы (постановления) глав субъектов Федерации; постановления правительства; нормативные правовые акты министерств и других органов исполнительной власти; акты органов местного самоуправления; акты руководителей предприятий и учреждений. Названные акты не могут противоречить федеральному законодательству, конституции (уставу) субъекта Федерации, его законодательству и издаются во исполнение законов, актов высших должностных лиц и правительств субъектов Федерации.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.66.86 (0.007 с.)