Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие типологии государства. Подходы в типологии государства.Стр 1 из 14Следующая ⇒
Типология государств, т.е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет распределить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование. Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства. В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств – формационный и цивилизационный. 1) Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Для определения типа государства при таком подходе учитываются: • соответствие государства определенной общественно—экономической формации, типу производственных отношений; • класс, инструментом политической власти которого является государство; • социальное назначение государства. При формационный подходе выделяются пять формаций: первобытнообщинная (безгосударственная); рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; социалистическая. Каждая из них (кроме первобытнообщинной) имеет определённый тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй государства, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимости классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации. Маркситская теория различает четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства. (К.Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин). Представители данной теории считают, что основным критерием классификации государств являются их социально-экономические признаки. Общественно-экономическая формация включает в себя 2 основных компонента: экономический базис – состоит из системы производственных отношений и прежде всего отношений собственности; 2-й элемент представляет собой некую «надстройку», т.е. общественное сознание, мораль, право, религию и науку. В общественно-экономических формациях действуют законы, определяющие роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису. Экономика первична – остальное вторично. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Первобытнообщинная формация - первая форма бытия человеч. общества и соответственно первая стадия его историч. развития. Характеризуется коллективизмом в производстве и распределении и социальным равенством членов общества.
Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы.(Греция (VIII –VI вв. до н.э.) и Рим (VI в. до н.э.)). Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников – рабов. Основные классы рабовладельческого общества – рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия. Гос. аппарат – армия, части гос.аппарата – полиция, суды, административно-чиновничьи органы. Феодальное государство. На основе феодальных производственных отношений возникли Англия, Франция, Германия и Россия, Чехия и Польша, скандинавские страны, Япония и др. Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др. Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т.е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. В государственный аппарат феодального государства входили войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.
Буржуазное (капиталистическое) государство. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов – буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения. Этапы развития: Первый этап - становление и развитие капиталистического государства. (Государство не вмешивается в экономику. Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии появились буржуазная демократия, парламентаризм, законность.) Второй этап - начало и углубление кризиса буржуазной государственности (конец XIX в. – первая половина XX в.). (Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения – тресты, синдикаты, корпорации и т.п.; усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров). Следствие = периодические кризисы и депрессии, банкротство предприятий, рост безработицы, обострение классовой борьбы. Государство начинает отказываться от демократии и законности. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Третий этап (современный) является переходным к более высокому типу государства. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям. Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют «средний» класс – основной стабилизатор общественных отношений. Социалистическое государство. (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.
Достоинствами формационного подхода являются: •логичность и обоснованность деления государств на основе социально—экономических факторов; •объяснение поэтапности, естественно—исторического характера развития государства. Недостатки: •рассмотрение государств только с одной стороны; •недооценка духовных факторов, иных аспектов жизни государства. 2) Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества с точки зрения качественных изменений в социально-культурной среде общества, духовной культуре народа, его религии и права. (У. Ростоу, А. Тойнби, Вебер, Сорокин) Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития.
В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации: 1. Локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (индская, шумерская); 2. Особенные цивилизации (китайская, заподноевропейская); 3. Всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Для государств первичной цивилизации характерно, что они играют ключевуб роль в развитии социально-экономической сферы, обеспечивают не только политическое, но и хозяйственное и социальное функционирование общества. Государство вторичной цивилизации не так всесильно, оно не составляет элемента базиса, но здесь устанавливается различие между государственной властью и культурно-реглигиозным комплексом.
Достоинства цивилизационного подхода: •выделение культурных факторов, комплексность подхода; •наличие более четкой типологии государств. Недостатки: •недооценка социально—экономических факторов; •преобладание типологии общества, а не государства.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.47 (0.013 с.) |