ТОП 10:

Понятие типологии государства. Подходы в типологии государства.



Типология государств, т.е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет распределить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование. Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.

В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств – формационный и цивилизационный.

1) Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации.

Для определения типа государства при таком подходе учитываются:

• соответствие государства определенной общественно—экономической формации, типу производственных отношений;

• класс, инструментом политической власти которого является государство;

• социальное назначение государства.

При формационный подходе выделяются пять формаций: первобытнообщинная (безгосударственная); рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; социалистическая. Каждая из них (кроме первобытнообщинной) имеет определённый тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй государства, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимости классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.

Маркситская теория различает четыре типа государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства. (К.Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин). Представители данной теории считают, что основным критерием классификации государств являются их социально-экономические признаки. Общественно-экономическая формация включает в себя 2 основных компонента: экономический базис – состоит из системы производственных отношений и прежде всего отношений собственности; 2-й элемент представляет собой некую «надстройку», т.е. общественное сознание, мораль, право, религию и науку. В общественно-экономических формациях действуют законы, определяющие роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису. Экономика первична – остальное вторично. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

 

Первобытнообщинная формация - первая форма бытия человеч. общества и соответственно первая стадия его историч. развития. Характеризуется коллективизмом в производстве и распределении и социальным равенством членов общества.

 

Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы.( Греция ( VIII –VI вв. до н.э.) и Рим (VI в. до н.э.)).

Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников – рабов. Основные классы рабовладельческого общества – рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия.

Гос. аппарат – армия, части гос.аппарата – полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Феодальное государство.На основе феодальных производственных отношений возникли Англия, Франция, Германия и Россия, Чехия и Польша, скандинавские страны, Япония и др.

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т.е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. В государственный аппарат феодального государства входили войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.

 

Буржуазное (капиталистическое) государство. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство, братство».

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов – буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения.

Этапы развития:

Первый этап - становление и развитие капиталистического государства. (Государство не вмешивается в экономику. Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии появились буржуазная демократия, парламентаризм, законность. )

Второй этап - начало и углубление кризиса буржуазной государственности (конец XIX в. – первая половина XX в.). (Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения – тресты, синдикаты, корпорации и т.п.; усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров). Следствие = периодические кризисы и депрессии, банкротство предприятий, рост безработицы, обострение классовой борьбы. Государство начинает отказываться от демократии и законности. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата.

Третий этап (современный) является переходным к более высокому типу государства. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям. Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют «средний» класс – основной стабилизатор общественных отношений.

Социалистическое государство. (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.

 

Достоинствами формационного подхода являются:

•логичность и обоснованность деления государств на основе социально—экономических факторов;

•объяснение поэтапности, естественно—исторического характера развития государства.

Недостатки:

•рассмотрение государств только с одной стороны;

•недооценка духовных факторов, иных аспектов жизни государства.

2) Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества с точки зрения качественных изменений в социально-культурной среде общества, духовной культуре народа, его религии и права. (У. Ростоу, А. Тойнби, Вебер, Сорокин)

Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития.

В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации:

1. Локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (индская, шумерская);

2. Особенные цивилизации ( китайская, заподноевропейская);

3. Всемирная цивилизация, охватывающая все человечество.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Для государств первичной цивилизации характерно, что они играют ключевуб роль в развитии социально-экономической сферы, обеспечивают не только политическое, но и хозяйственное и социальное функционирование общества. Государство вторичной цивилизации не так всесильно, оно не составляет элемента базиса, но здесь устанавливается различие между государственной властью и культурно-реглигиозным комплексом.

 

Достоинства цивилизационного подхода:

•выделение культурных факторов, комплексность подхода;

•наличие более четкой типологии государств.

Недостатки:

•недооценка социально—экономических факторов;

•преобладание типологии общества, а не государства.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.237.183.249 (0.014 с.)