ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.



Структура нормы права – идеальная логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, отражающая стремление людей создать универсальные, долговременные «инструменты» познания и освоения правовой действительности. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть абсолютно-определённой (исчерпывающее правило поведения), относительно-определённой (диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой) и бланкетной (содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам).

Санкцияуказывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф), кумулятивные санкции (допускают или обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания ещё и дополнительную. Взятка – лишение свободы и права занимать должности).

С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических элементов, сколько этого требует данное общественное отношение. Структура имущественных отношений индивидов обусловливает наличие в правовой норме таких элементов, как гипотеза, диспозиция (одна или две), санкция, мера поощрения, указание на каждого из субъектов. Большинству уголовных отношений соответствует двучленная структура нормы. Для массовых, политических отношений, требующих конституционного оформления, зачастую достаточно констатации в праве их наличия. В структуре многих конституционных норм реально проявляется обычно один элемент.

Механизм образования структуры правовой нормы можно представить следующим образом. Законодатель, предполагая урегулировать то или иное общественное отношение, «примеряет» к нему a priori логическую модель нормы, выработанную на основе человеческой практики, достижений науки, опыта правового регулирования. При этом он стремится направить развитие общественного отношения в нужном для него направлении, пытается установить его временные, пространственные характеристики, получить наибольшую эффективность от его правового урегулирования. Однако общественное отношение соответствует идеальной модели (логической структуре нормы) лишь в принципе. Оно вносит в модель коррективы, избирает в потенциальной логической структуре нормы те элементы и связи между ними, которые соответствуют его собственным элементам и связям. Иными словами, законодатель вынужден одновременно и приспосабливать логическую структуру к соответствующему виду общественных отношений, и учитывать необходимость внутренней и внешней логической согласованности юридических норм, используя все правовые средства, свойства права как системы. Результатом же выступает реальная структура нормы, всегда включенная в ее логическую структуру и структуры более высокого порядка (института, отрасли, права в целом).

Структура сама по себе есть выражение устойчивости в различных процессах. Она относительно независима и от изменения элементов в целом. Данное свойство позволяет норме права сохранить статус единого и целостного государственно-властного веления во всех упомянутых случаях. Практика подтверждает, что выделение того или иного структурного элемента нормы происходит только при самостоятельном его функционировании в виде особого правила. Причем качество самостоятельного правила сохраняют и «усеченные нормы», и нетипичные нормативные положения

Таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Как известно, норма права получает закрепление и внешнее оформление в статьях НПА. При этом норма чаще всего не совпадает со статьёй акта. Иначе говоря, статья не всегда воспроизводит все элементы логической структуры.

Существует несколько способов изложения норм права в статьях НПА: прямой, отсылочный и бланкетный.

Отсылочный – статья акта содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта.

Бланкетный – в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определённых правил, а те правила, которые нарушены, в статье не изложены.При отсылочном указывается конкретная статья, содержащаяся в том же акте, при бланкетном – в другом акте.

В зависимости от уровня нормативной обобщённости выделяют абстрактный и казуистический способы изложения норм.

Абстрактный способ – норма моделирует те или иные действия в виде абстрактного понятия.

Казуистический способ – моделируемые действия излагаются путём перечисления или указания на их индивидуальные признаки.

 

 

11. Понятие и виды форм (источников права).

(Л.А. Морозова)

В юридической науке используется 2 понятия – форма права и источник права. Большинство учёных отождествляют эти понятия. Однако, существуют позиции, согласно которым понятия формы права и источника права хотя и тесно связаны, но не совпадают.

Форма права –показывает как организовано право, как выражено вовне его содержание. Под формой права понимается официальное закрепление содержания норм права в целях придания конкретным явлениям официальной юридической силы, качества общеобязательности как государственно-властных велений, иерархичности.

Источник права – система факторов, предопределяющих содержание права и формы его выражения. Источник права – это то, из чего оно создаётся, возникает.

В настоящее время источник права чаще обозначается в юридическом смысле. Червонюк В.И. – официально-документальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придание им общеобязательного юридического значения.

Различным государствам известны следующие виды источников права: правовой обычай, судебный прецедент, религиозные нормы, принципы права, судебная практика, НПА. Иногда в качестве самостоятельного источника права называют принципы и нормы международного права и договоры между государствами.

Правовой обычай –исторически первый источник права, поскольку обычаи возникли раньше позитивного права, а первые законы представляли собой санкционированные государство обычаи. Таким образом, правовой обычай – обычай, признаваемый государством.

Иными словами, обычай приобретает правовой характер после одобрения и признания его государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Примеры – Русская Правда, Салическая Правда, Законы Ману и др. представляют собой сборники правовых обычаев.

Правовыми обычаями становятся лишь те обычаи, что отвечают интересам государства. Правовые обычаи существуют и сегодня – ГК ст. 5 – обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (о периодах поставки товаров).

Обычаи признаны государствами в торговой практике, морских и иных перевозках. Традиции общинной жизни распространены в современных государствах Африки, Латинской Америки, Японии и Китае. Особенно это касается семейных, наследственных и земельных отношений.

Судебный прецедент – это решение судебных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Данное решение приобретает значение своеобразного образца для последующих решений, т.е. играет роль нормы права. В переводе с латинского прецедент – предшествующий. Судебный прецедент – правоположение, оформленное надлежащим образом, на котором основывается решение суда в соответствии с установленными фактами, которому обязаны следовать нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел.

Судебный прецедент обладает общеобязательной юридической силой; результат правотворческой деятельности судов; находится в подчинённом отношении к закону положении (законом может быть отменено действие судебного прецедента, суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом; после принятия закона прецедент прекращает своё действие).

Важно отметить, что для нижестоящих судов обязательно не всё судебное решение или приговор, а лишь правовая позиция судьи, на основе которой выносится решение. Главная часть судебного решения – мотивировочная часть (основные правовые принципы решения). При прецедентной форме права – прецедент имеет ведущее значение среди других источников права. Характерно для Великобритании, Новой Зеландии, Австралии, Канаде и др.

В России в результате правоприменительной практики вырабатываются некоторые правоположения, обобщающие юридическую практику и способные в силу отставания правотворчества от развития общественных отношений, от возникающих потребностей выступать средством устранения противоречий между действующим законом и развитием общественных отношений.

Правовая доктрина –во многих правовых системах признаётся источником права. (Древний Рим – Труды наиболее известных римских юристов Ульпиана, Гая, Павла, Модестина. В английских судах также при создании судебного прецедента возможны ссылки на труды известных юристов. Что касается мусульманских стран, то труды известных юристов-богословов, знатоков ислама и вовсе считаются там единственным источником права.

Много точек зрения, теорией государства и права отсутствует общепризнанное определение. Правовая доктрина обладает следующими признаками: это результат профессиональной научной деятельности; способ выражения позиций учёных по различным проблемам правового содержания; особая форма выражения – научное исследование текстового изложения каких-либо правоположений, правовых принципов и т.д.; обладает общезначимостью, отражает потребности социально-экономического, политического и духовного развития государства и общества.

Правовая доктрина бывает общеправовая, отдельной отрасли права, отдельного правового института.

Правовая доктрина служит источником права в двух основных сферах: правотворчестве и правоприменении.

Юридическая доктрина находит своё воплощение в правотворчестве при разработке законопроектов (привлекаются научные центры), при проведении юридической экспертизы законопроектов, при влиянии на правосознание законодателя.

В правоприменительной деятельности правовая доктрина используется как источник при обнаружении пробелов в праве, коллизионности норм и при толковании юридических актов. Правоприменительные органы не создают новой нормы права, а воспроизводят её содержание.

Некоторые учёные называют в качестве ещё одной формы реализации правовой доктрины в правоприменительной деятельности судебное усмотрение. Судебное усмотрение –предоставленное судье законом полномочие выбора одного из нескольких закреплённыхв правовой норме альтернативных, но в равной мере законных решений по делу.

Нормативные договоры –представляют собой соглашение двух или более субъектов, в результате чего устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Нормативный договор служит результатом волеизъявления его сторон, на основе которого происходит взаимный учёт и согласование интересов субъектов.

К договорам нормативного характера принято относить различные международные акты – конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры.

В ТГП выделяют два вида договоров нормативного характера: 1) о компетенции – Федеративный договор от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов ведения между РФ и органами власти субъектов РФ»; 2) о взаимодействии – многочисленные межрегиональные договоры о дружбе и сотрудничестве между субъектами Федерации, о совместной деятельности, о подготовке комплексных социально-экономических и экологических программ и др. Это касается внутрифедеративных отношений в РФ. Международные договоры подразделяют на нормоустанавливающие (договор о нераспространении ядерного оружия) и учредительные (Соглашение о создании Содружества Независимых Государств).

Договорная форма распространена и в договорном праве в виде коллективных договоров и соглашений.

Религиозные нормы –играют важную роль в некоторых государствах, а принимаемые государством законы не могут быть противоречить религиозным нормам (теократические государства). Мусульманское, индусское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных деятелей и религиозных органов, некоторых догматах теологической теории. Например, мусульманских странах – Коран священная книга, Сунна – жизнеописание пророка Мухаммеда, Иджма – согласие мусульманского общества относительно обязанностей мусульманина; Кияс – суждение по аналогии.

Применение религиозных норм обусловлено тем, что религия составляет важную часть культуры того или иного народа.

Принципы права –источники права практически во всех правовых системах. В романо-германской правовой системе допускается обоснование судебного решения в случае пробелов в праве общими правовыми принципами.

Принципы права – основополагающие идеи, закреплённые в официальных источниках права или получившие признание в юридической практике и отражающие закономерности развития общественных отношений.

Судебная практика- это единство судебной деятельности по осуществлению правосудия и опыта этой деятельности, объективированного в форме судебных решений, вступивших в законную силу. Термин "судебная практика" в настоящее время часто встречается в литературе по общей теории права и по отраслевым юридическим наукам, и, кроме того, активно используется законодателем. Так, согласно ст.126 Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В ст.127 Конституции установлено, что Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Эти конституционные положения воспроизводятся в федеральных законах, регулирующих деятельность судебной системы в Российской Федерации. В частности, согласно п.5 ст.19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. Аналогичное положение содержится в п.5 ст.23 названного Закона относительно Высшего Арбитражного Суда РФ. Соответственно, в ст.39 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено правило, в силу которого Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум ВАС РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

В указанных нормативных положениях термин "судебная практика" не имеет какой-либо специальной дефиниции, т.е. рассматривается законодателем как общеизвестный и в определении не нуждающийся.

Вместе с тем в приведенных нормах используется формула разъяснения по вопросам судебной практики, из буквального толкования которой следует, что постановления высших судов могут и не являться судебной практикой - это лишь ее обобщение, основанное на требованиях закона и представляющее собой важный ориентир для судебной системы, подлежащий учету при вынесении судебных актов. Иными словами, в такой формуле законодателем заложена возможная раздельная трактовка: с одной стороны, судебная практика, с другой - разъяснения по ее вопросам.

Международное право также приобретает значение важнейшего источника права в силу укрепления сотрудничества между различными государствами. Конституции большинства стран закрепляют, что общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры между государствами являются источниками внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет над последними. В РФ гарантируются права коренных и малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 69 Конституции). Нормы международного права применимы к сфере не только частного права, но и публичного.

НПА –главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему. Для НПА характерны: письменная форма; содержание составляют нормы права; исходят от государства; принимаются в особом порядке « правотворческий процесс»; иерархическая подчинённость актов. НПА – пирамида, верхушку которой занимает Конституция, далее законы разнообразного вида, в том числе конституционные. Более низкую ступень занимают подзаконные акты – указы Президента и постановления Правительства, акты министерств и ведомств.

В Федеративных государствах выделяют Конституции и уставы субъектов, законы субъектов, акты глав администрации и др. Правом принимать НА по вопросам местного значения государство наделяет также органы МСУ. Такие акты являются подзаконными и действуют в пределах конкретного муниципального образования.

Нормативные акты следует отличать от ненормативных, или индивидуальных актов. Последние обращены к определённым лицам, коллективам и организациям (указы Президента о назначении министров, послов, присвоении почётного звания). Индивидуальные акты – приговоры суда, судебные решения, приказы руководителей управленческих органов. Ненормативные акты принимаются на основе НПА, адресуются конкретным лицам или органам и решают, как правило, оперативные вопросы и прекращают сво действие в связи с исполнением данного индивидуального акта.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.66.86 (0.01 с.)