Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Надо быть в самом деле идиотом, чтобыСтр 1 из 16Следующая ⇒
Давно я приметил и успел уже плюнуть на это, но написать — такой мыслимне еще никогда не приходило, потому что идиотизм мне кажется темой весьманеприятной, особенно в том случае, когда кого-то выставляют идиотом. Бытьможет, слово «идиот» звучит слишком категорично, но я не стесняюсь взять ибрякнуть им о стол — хотя мои друзья считают это слово несколькопреувеличенным, — вместо того чтобы ласкать слух другими, такими как,например, дурак, глупец или тормоз, и пускай потом те же самые друзьяговорят, что ты и сам недалеко от этого ушел. На самом деле ничего здесь нетособенного, но быть идиотом — это значит целиком и полностью отдалиться отних, и хотя в этом есть свои плюсы, но, понятное дело, временами так и береттоска и хочется переступить черту, что отделяет тебя от друзей иродственников, давно пришедших к взаимопониманию и согласию, и потеретьсянемного возле них, чтобы почувствовать: ничем-то ты от них не отличаешься ивсе идет benissimo[163]. Самое печальное, что, если ты идиот, то все идетmalissimo[164], ну вот взять хотя бы, к примеру, театр: я иду в театр с женойи с кем-то из друзей на чешскую пантомиму или таиландский балет, и что выдумаете: едва начинается представление, как я нахожу все просто чудесным. Явеселюсь от души или же слова не могу вымолвить от потрясения: диалоги,жесты или танцы для меня словно сверхъестественные видения, и я отбиваю себеладони, а порою реву в три ручья или же от смеха чуть не писаюсь в штаны, и,что бы ни происходило, я радуюсь жизни, радуюсь, что мне посчастливилосьэтим вечером попасть в театр, или в кино, или на выставку картин, да кудаугодно, где столь необыкновенные люди творят такое, чего раньше ипредставить-то себе было нельзя, они создают пространство, где происходятвстречи, где случаются откровения, и все это рождается из моментов, вкоторых происходит лишь то, что происходит каждый день. И я ошеломлен и чувствую в себе такую радость, что, едва наступаетперерыв, вскакиваю в восхищении с места и аплодирую актерам и говорю жене,что чешские мимы просто чудо, а та сцена, где рыбак забрасывает удочку ивытаскивает блестящую рыбку, абсолютно неподражаема. Моей жене представлениетоже доставило удовольствие, и она тоже хлопает в ладони, но тут я вдругпонимаю (и миг этот для меня словно сквозная рана в груди, влажная ихрипящая), что ее радость и ее аплодисменты совсем не такие, как мои, а ковсему прочему рядом с нами почти всегда кто-то из друзей, он тожеразвеселился и тоже стал хлопать в ладони, но опять-таки не как я, и мнеприходится выслушивать умные-разумные речи, что, мол, в общем-то спектакльпремиленький и актеры неплохие, но вот, понятное дело, нет свежести врешении и идея не нова, не говоря уже о том, что костюмы невыразительны да ипостановка посредственна и так далее и тому подобное. Когда моя жена илидруг говорят такое — а говорят они это ласково и совершенно беззлобно, — японимаю: я идиот, но беда в том, что ты ежеминутно забываешь: удивлятьсявсякой ерунде, на что и внимания-то не стоит обращать, — твой конек, такчто внезапное низвержение в идиотизм — это как история с пробкой, которая вподвале годами соприкасалась с вином, будучи вогнанной в горлышко бутылки, апотом вдруг — хлоп, и все, и теперь это не больше чем просто пробка. Мневзять бы да и вступиться за чешских мимов или таиландских танцовщиц, ведьони мне показались восхитительными, и я, глядя на них, был так бесконечносчастлив, что умные-разумные слова моих друзей или жены, словно чьи-тоострые ногти, больно впились в меня, хотя я и прекрасно понимаю: они правы испектакль, должно быть, не так хорош, как мне то казалось (но на самом делемне нисколечки не казалось, что он хорош, просто-напросто я был в восторгеот увиденного, совсем как идиот, каковым я и являюсь, и этой малости мнехватает, чтобы приходить сюда, и я с удовольствием прихожу сюда всякий раз,как случается такая возможность, а случается она нечасто). Но я никогда неспорю с моей женой или друзьями, потому что знаю: они правы, и они верносделали, что прохладно отнеслись к зрелищу, ведь наслаждения для ума ичувства должны рождаться от трезвого рассудка и прежде всего от пониманиятого, что все познается в сравнении, то есть следует опираться, как говорилЭпиктет[165], на известное ранее, чтобы судить о текущем, ведь именно это, иничто иное, и есть культура и софросиния[166]. И ни в коем случае я не собираюсьспорить с ними и в лучшем случае ограничиваюсь тем, что отхожу на несколькометров, чтобы не выслушивать их последние суждения и эпитеты, и пытаюсьудержать в себе образ блестящей рыбки, плавающей посреди сцены, хотя сейчасмое воспоминание уже необратимо изменено разумнейшими критическимизамечаниями, которые я только что услышал, и мне не остается ничего иного,как восхищаться посредственностью недавно виденного мной зрелища, приведшегоменя в восторг, потому что меня радует всякая пустяковина, лишь бы она быланаделена какой-никакой формой и цветом. И на меня снова наваливаетсясознание того, что я — идиот, что любой ерунды достаточно, чтобы потешитьменя в этой жизни в полосочку, и вот воспоминание о том, что я полюбил и чемнаслаждался в этот вечер, мутнеет и путается, творение других идиотов,которые удили рыбу или неважно танцевали — да еще при невыразительныхкостюмах и посредственной хореографии, — для меня почти что утешение,правда весьма сомнительное: ведь вон сколько нас, таких идиотов, собралосьэтим вечером в этом зале поудить рыбу, потанцевать и похлопать в ладоши.Самое скверное, что через пару дней я открываю газету и читаю критическуюзаметку про этот спектакль и почти всегда и почти дословно критика совпадаетс тем, что так умно-разумно вещали мои друзья или жена. Сегодня я уверен: небыть идиотом — одна из наиважнейших вещей в жизни человека, правда, всякийраз на меня потихоньку нападает забывчивость, и вот беда, наступает момент,когда я это забываю окончательно, вот, к примеру, сейчас я увидел утку,которая плавает в одном из озер Булонского леса[167], ее красота так меняпоразила, что я не удержался и присел на корточки возле воды и Бог знаетсколько времени любуюсь ее красотой, надменной радостью ее глаз, этойизящной двойной волной, что взрезается ее грудью и что, разбегаясь встороны, гаснет вдали. Но утка не единственный источник моего восхищения;так случилось, что сейчас мне понравилась утка, но на ее месте можетоказаться все что угодно: сухой листик, качающийся на краю скамейки,оранжевый подъемный кран, огромный и изящный, на фоне синего вечернего неба,запах вагона, когда ты входишь в него, и в руках у тебя билет, и ехать тебедалеко, и все пройдет просто великолепно: станции за окном, бутерброд светчиной, кнопки выключателя (одна белая, другая фиолетовая), регулируемаявентиляция — все это мне кажется таким прекрасным и в то же время такимневозможным, что иметь это здесь, рядышком, — да это почти то же самое, какесли бы на меня вдруг хлынул освежающий дождь наслаждений, которому несуждено никогда прекратиться. Но мне все говорят: твой восторг —доказательство твоей незрелости (они хотят сказать, что я идиот, но выбираютвыражения), и нельзя же так восторгаться сверкающей на солнце паутинкой,поскольку, если ты так распаляешься из-за какой-то там паутинки с капелькамиросы, то что от тебя останется, на сегодняшний вечер, когда будут давать«Короля Лира»? И это меня слегка удивляет, потому что, если ты и вправдуидиот, то, что ни делай, восторга в тебе не убавится, а вот если у тебя умапалата и ты знаешь, что к чему и что почем, вот тогда-то способностивосторгаться в тебе кот наплакал и расходуется она крайне быстро, и поэтому,хотя я и ношусь вокруг озера по Булонскому лесу, чтобы получше разглядетьутку, мне это нисколько не помешает сегодня же вечером выплеснуть моревосхищения, если мне вдруг понравится, как поет Фишер-Дискау[168]. И ныне яподумываю, что идиотизм — должно быть, умение все время восторгаться любоймелочью, которая тебе нравится, и при этом рисуночек на стене не станетказаться тебе ущербным при воспоминании о фресках Джотто[169] в Падуе. И отидиотизма нельзя избавиться, он присутствует в тебе всегда: вот мне нравитсяэтот желтый камушек, а сейчас мне нравится «Прошлым летом в Мариенбаде»[170], асейчас нравишься ты, солнечный зайчик, а сейчас — этот фыркающий у перронаЛионского вокзала локомотив, а сейчас — грязный оборванный листок. А сейчасмне нравится, мне столько всего нравится, и я — опять я и снова я —становлюсь идиотом, совершенным в своем идиотизме, который не помнит, что онидиот и упивается весельем, пока первая умная-разумная фразочка не вернетего к осознанию собственного идиотизма и не заставит поспешно искатьнеловкими пальцами сигарету, глядя в пол, все понимая, а порою и одобряя,ведь идиоту помимо всего как-то надо включаться в жизнь, понятное дело, дотех пор пока он снова не увидит утку или листок, и так всегда.
[Пер. М.Петрова]
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.004 с.) |