Исторический обзор развития земельных отношений в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторический обзор развития земельных отношений в России



Земельная собственность в России складывается в IX веке в двух основных формах: княжеский домен и вотчинное землевладение (рисунок 4.5).

 

Рисунок 4.5 – Основные формы земельной собственности,сложившиеся в России в IX веке

 

Правовыми основаниями для владения землей становятся:

æ пожалование;

æ наследование;

æ купля.

Помимо этого, изначально имел место захват пустующих и населенных земель.

Позднее отношения по поводу владения землей были частично регламентированы Русской Правдой (1054 г.) Ярослава Мудрого через обозначение сделок с недвижимостью-наследование, купля-продажа и порядок обращения по обязательствам.

Более детальное рассмотрение этого вопроса было осуществлено в Соборном Уложении 1649 г. Субъектом собственности на землю являлось государство, кроме случаев вотчинного землевладения - фактической собственности.

Пожалование земли в поместье означало приобретение помещиком права пожизненного владения землей. Кроме вышеуказанных случаев имела место приобретательная давность, которая устанавливалась в 40 лет.

При этом документальное оформление прав на землю представляло со-

бой сложный комплекс юридических действий, так пожалование земли заключалось в выдаче пожалованной грамоты, составлении справки, то есть записи в приказной книге определенных сведений о наделяемом лице, на которых обосновывалось его право на землю, обыске, проводимом по просьбе наделяемого землей и заключавшемся в установлении факта действительной незанятости передаваемой земли, вводе во владение, заключавшемся в публичном обмере земли, проводимом в присутствии местных жителей и сторонних людей.

Помимо поместья и вотчины, земля находила своего владельца и через договор, выраженный договорной грамотой. Ее подписывали продавец и покупатель, но приобретала она законную силу только после заверения в официальной инстанции, что выражалось в постановлении на ней печати. В некоторых случаях и этого было недостаточно. Иногда для обеспечения законности требовались дополнительные юридические действия, непосредственно не связанные с содержанием основного обязательства. К ним относились, например, передаточная запись на договоре («кабале»), переводящая обязательство на третье лицо; составление справки и др.

Далее права не землю то расширялись, то вновь ограничивались.

Так, Указом «О единонаследии» 1714 г. был существенно ограничен оборот земли - запрещался заклад земли, а также существенно ограничивалось право отчуждать землю через продажу, кроме как по «нужде», то есть при чрезвычайных обстоятельствах. Право наследования земли принадлежало сыновьям, при отсутствии завещания землю наследовал старший сын (по принципу майората).

Значительно расширился круг субъектов землепользования в 1861 г., когда право пользования землей получают крестьяне, причем государственные и удельные включительно. Крестьянин мог после заключения договора с помещиком выкупить полевой надел и стать собственником земли.

Важной чертой Крестьянской реформы является то сопутствующее ей обстоятельство, что она вводила кадастровую дифференциацию категорий земель. Земля в 34 губерниях делилась на три категории: нечерноземная; черноземная и степная.

Каждая группа делилась на несколько местностей с учетом качества почвы, численности населения, уровня торгово-промышленного и транспортного развития. Для каждой местности устанавливались свои нормы земельных наделов.

В России во времена реформ 1861 и 1906 годов общество не пришло к согласию в главном вопросе- в вопросе о правах собственности на землю. Общественная мысль России была разделена на сторонников и противников общинной формы владения землей.

Сторонники общинной формы (Чернышевский, Герцен, Толстой, Плеханов и др.) утверждали, что именно на ней покоится быт народный, что русская община не договорная, а бытовая, не один контракт, не сделка, а проявление народной мысли, народного духа.

Вернадский, Витте, Столыпин, другие противники общины говорили, что она - устройство правительственное, что общинная земельная собственность или общинное землепользование - только остатки кочевого состояния племени, когда нет побуждений для личной заинтересованности. Вернадский верил в творческую силу личной самостоятельности и видел в общине величайшую помеху для проведения самостоятельности. Он отмечал, что только то владение даст полное направление труда, где человек пользуется один отдельно и работает на самого себя.

Пиком детализации правоотношений, складывающихся по поводу земли, является Аграрная реформа 1906 г., идейным вдохновителем которой был П.А. Столыпин, а также его указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» от 09 ноября 1906 г.

Оставив в стороне все положения этой реформы, ибо они объемны и существенного интереса для рассматриваемой темы не представляют, следует, однако, отметить основную ее цель – реформа была направлена против общины и ее общинного владения землей. Крестьянин мог выйти из общины, но без земли. Реформа же устраняла этот пункт, и выделяющийся крестьянин сохранял за собой право пользования общинными угодьями. Интересна процессуальная форма выделения крестьянина из общины. Заявление о выделе земли доводилось через старосту до сельского общества, которое простым большинством голосов и в месячный срок было обязано определить крестьянину его участок. В противном случае это осуществлял земский начальник. Уездный съезд был аппеляционной инстанцией в спорах о выделении.

В начале XX века вопрос о землевладении - общинном или единоличном (частном) - снова стал водоразделом, образовал арену общественных споров. Одним из направлений переустройства земельных отношений в период Столыпинской реформы была ликвидация до того тщательно оберегаемой правительством сельской общины и расширение частной земельной собственности за счет надельных земель. Закон 1906 г. предоставил крестьянам право выделяться из общины, даже без согласия последней, и требовать отвода причитающейся домохозяину земли в его личную собственность.

Например, за три года до принятия Манифеста об отмене крепостного права в 1858 году повсеместно были организованы губернские комитеты, которые готовили свои версии проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости. Из губерний поступали проекты предложений, которые обобщались в центре. Был организован специальный (земский) отдел центрального статистического комитета, осуществлялся сбор и изучение губернских материалов, проводилась корректировка первоначальных предложений.

В мае 1911 года был принят закон «О землеустройстве», подробно регламентирующий порядок землеустройства. В нем предусматривался порядок образования землеустроительных комиссий под руководством предводи-

телей дворянства.

По этому закону, чересполосица крестьянских наделов могла быть ликвидирована «по необходимости». Разверстанию не подлежали: усадебные земли, земли с жилыми постройками, фабриками и мельницами, искусственные леса и торфяники. Арендаторы земель не имели права возражать против их разверстания. Отсутствие соглашения о разверстании вело к выделению «действительно используемых участков», при этом выдела мог требовать любой хозяин. Чересполосица могла быть устранена и без согласия хозяев.

Земским начальникам поручалось и вести собрания, решающие вопросы о разверстке земель, споры решались в уездной комиссии (аппиляция в губернской комиссии). Обжаловать их решения мог Сенат.

Закон «О землеустройстве» фактически подвел черту первому этапу становления законодательства о земле и процессуальных формах его осуществления. Вторым этапом была Октябрьская революция 1917 г. и ее законы.

Одним из первых законов Советской власти был Декрет «О земле», подписанный В.И. Лениным в ночь с 26 на 27 октября (с 8 на 9 ноября). По нему все помещичьи, царские, церковные и монастырские земли конфисковывались вместе с инвентарем и постройками и передавались крестьянским комитетам и Советам для распределения между крестьянами.

Позже Конституция РСФСР 1918 г. закрепила исключительную государственную собственность на землю, оставив гражданам право пользования землей. Остальные конституции ничуть не изменили право государственной собственности на землю, а еще более упрочили его положение как «генерального» собственника всех ресурсов (земельных включительно). Помимо конституций, имели место ряд реформ, произведенных Советской властью в Средней Азии и Казахстане в 1921-1922 и 1925-1929 гг., они отражали положения Декрета «О земле».

Что касается нормативных актов чисто земельной направленности, то среди них следует отметить Земельный кодекс РСФСР 1922 г., а также Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых в 1968 г., а также соответствующие земельные кодексы союзных республик.

Земельные кодексы подтверждали право собственности на землю за государством, наделяя граждан, правом постоянного (бессрочного) пользования или временного пользования землей; регламентируя порядок наделения землей, устанавливали сроки наделения землей, процессуальный порядок, органы, полномочные на осуществление этой деятельности, порядок рассмотрения споров, связанных с землей. В целом, они детально регулировали порядок земельных правоотношений, складывающийся в условиях государственной собственности на землю, правда при этом интересы государства, зачастую ставились над интересами субъектов права на землю.

Но времена меняются. СССР сменяет СНГ, участником которого является уже Российская Федераций (Россия), а не Российская Советская Федеративная Социалистическая республика. Исключительность государственной формы собственности сменяет многообразие форм собственности, приоритетом среди которых пользуется частная собственность граждан. Но вопрос о земле продолжает быть открытым.

В настоящее время наша страна располагает огромным национальным земельным богатством.

Как показывает опыт многих стран, никакая экономическая реформа и, особенно, в рыночных условиях, не дает ожидаемых результатов без решения социально-экономических и правовых аспектов земельных отношений и их государственного регулирования. Земельный вопрос благодаря своей социальной остроте всегда был, есть и будет основой экономической политики государства.

И сегодня в России самые острые проблемы сфокусированы на земельной политике, земельных отношениях – земельно-имущественных отношениях.

И это справедливо. Ведь земельное хозяйство России многофункциональное и очень сложное. Наряду с сельскохозяйственными предприятиями, фермерскими хозяйствами, другими землепользователями, имеющими небольшие земельные участки, а их более 50 миллионов, на территории России функционирует более 150 тысяч населенных пунктов, около 2 тыс. крупных и средних городов, более 400 тысяч несельскохозяйственных предприятий и организаций.

А если к этому добавить еще протяженность и неравномерное размещение обжитых территорий России, пестроту и большие различия в качестве земель, наличие множества народностей и их национальные особенности, можно с уверенностью сказать, что от того, как развиваются земельные отношения - во многом зависит не только экономическая, но и социально-политическая обстановка в стране.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.013 с.)