Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Общие теоретические основы

Поиск

Челябинск

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Заместитель

директора по НМРиИТ

Челябинского

монтажного колледжа

 

______________ В.М. Иус

«___»____________200__ г.

ОДОБРЕНА   Предметной (цикловой) комис­сией специальности «Водоснабжение и водоотведение» Протокол № _____ «___»_____________ 200__ г   Руководитель специальности _________ Т.М.Харченко   Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 270112 «Водоснабжение и водоотведение»

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Заведующий отделением ЭиИ

 

__________________ И.С.Жиденко

 

Заведующий заочного отделения

 

__________________ Б.М.Бряков

 

Автор: – преподаватель Д.В. Ульрих

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа учебной дисциплины «Аналитическая химия» предназначена для реализации государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 270112 «Водоснабжение и водоотведение»

Программа дисциплины определяет общий объем занятий, подлежащий обязательному усвоению студентами, и является единой для всех форм обучения

Программой предусматриваются изучение методов химического анализа и приобретение практических навыков по технике химических определений.

Учебная дисциплина «Аналитическая химия» является общепрофессиональной и ее изучение подготавливает студентов к овладению материалами специальных дисциплин «Химия воды и микробиология», «Контроль качества воды», «Водоотведение» и «Водоснабжение».

Преподавание дисциплины должно иметь практическую направленность и проводиться в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических умений программой предусматриваются лабораторные и практические занятия, которые рекомендуется проводить после изучения соответствующей темы. По инструментальным методам анализа возможны экскурсии в производственные лаборатории.

В процессе изучения дисциплины необходимо уделять внимание вопросам техники безопасности, охраны труда.

С целью диагностики выполнения требований ГОС СПО к уровню подготовки студентов по учебной дисциплине в программе проводится рекомендуемый перечень отчетных работ и примерные контрольные вопросы.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

иметь представление:

- о значении химического анализа;

- о методах качественного и количественного анализа;

 

знать:

- периодичность свойств элементов;

- аналитическую классификацию ионов;

- аппаратуру и технику выполнения анализов;

- приемы безопасной работы в лаборатории;

 

уметь:

- проводить анализ, подбирать реактивы и химическую аппаратуру по конкретной задаче;

- при помощи уравнений химических реакций записывать ход анализа;

- анализировать вещества;

- соблюдать правила техники безопасности при работе в лаборатории;

- рассчитывать концентрации растворов и уметь их приготовить;

- приготовить титрованные растворы;

- составлять систематический ход анализа смеси ионов;

- производить расчеты результатов анализа;

- пользоваться справочной литературой.

 

 

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ темы Наименование разделов и тем Максимальная учебная нагрузка студентов Количество аудиторных часов при очной форме обучения Самостоятельная работа студентов
Всего Практические занятия
           
  Введение        
  Раздел 1. Общие теоретические основы        
1.1. Основные понятия и законы химии        
1.2. Химическое равновесие. Теория электролитической диссоциации        
1.3. Химические реакции в водных растворах        
1.4. Комплексные соединения в химическом анализе. Окислительно-восстановительные реакции        
1.5. Коллоидные растворы        
  И Т О Г О:        
  Раздел 2. Качественный анализ        
2.1. Химические методы качественного анализа. Катионы        
2.2. Общая характеристика катионов 1-й аналитической группы        
2.3. Общая характеристика катионов 2-й аналитической группы        
2.4. Общая характеристика катионов 3-й аналитической группы        
2.5. Экспериментальная задача на смесь катионов 2-й и 3-й аналитических групп        
2.6. Общая характеристика катионов 4-й аналитической группы        
2.7. Общая характеристика катионов 5-й аналитической группы          
2.8. Экспериментальная задача на смесь катионов 4-й и 5-й аналитических групп        
2.9. Анионы. 1-я аналитическая группа анионов        
2.10. 2-я аналитическая группа анионов        
2.11. 3-я аналитическая группа анионов        
2.12. Анализ неизвестного вещества        
  И Т О Г О:        
  Раздел 3. Количественный анализ        
3.1. Понятие о количественном анализе        
3.2. Гравиметрия        
3.3. Титриметрический анализ        
3.4. Метод нейтрализации        
3.5. Комплексонометрия        
3.6. Перманганатометрия        
3.7. Иодометрия        
3.8. Инструментальные методы анализа        
3.9. Колориметрия        
3.10. Фотоколориметрия        
3.11. Потенциометрический метод анализа        
  И Т О Г О:        
  В С Е Г О:        

 

III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Введение

 

Аналитическая химия. Ее задачи и значение. Краткая история развития аналитической химии. Методы химического анализа, их использование в технологии очистки природных и сточных вод.

 

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление о методах разделения и концентрирования веществ (адсорбция, экстракция, перегонка, хроматографический анализ).

 

Тема 1.1. Основные понятия и законы химии

 

Анатомо-молекулярное учение в химии. Строение атомов. Валентность с точки зрения строения атомов. Степень окисления элементов. Типы химической связи, составление формул сложных веществ.

 

В результате изучения темы студент должен:

 

знать определения атома, молекулы, моля, химического эквивалента, валентности, степень окисления, типы химической связи.

 

Гидролиз солей

 

Химические реакции в водных растворах (соединения, разложения, двойного обмена, замещения). Три формы реакции между электролитами. Гидролиз солей, сущность процесса. Соли, подвергающиеся гидролизу, управление гидролизом. Теория электростатического взаимодействия Дебая и Хюккеля.

 

В результате изучения темы студент должен:

 

иметь представление: о теории электростатического взаимодействия;

знать: типы реакций (соединения, разложения, обмена, замещения). Гидролиз солей, его сущность и значение для очистки воды;

уметь: составлять уравнения реакции между электролитами в трех формах

 

Катионы

 

Основная задача качественного. Химические и физические методы анализа. Дробный и систематический анализ. Специфичность и чувствительность реакций. Качественные реакции: микрокристаллоскопические, цветные, капельные, газовые, реакции растирания, осадочные. Аналитическая классификация катионов и их связь с Периодической системой элементов Д.И.Менделеева (Система)

 

В результате изучения темы студент должен:

 

знать: отличие коллоидных растворов от истинных;

уметь: определять заряд катиона.

Тема 3.2. Гравиметрия

 

Принцип гравиметрического анализа. Техника выполнения операций в гравиметрическом анализе.

Практическое занятие 3:“Вычисления в гравиметрическом анализе”

Определение массы навески, определение массы абсолютно сухого вещества, расчет влажности, расчет кристаллизационной воды в навеске.

Лабораторное занятие 14: “Определение содержания кристаллизационной воды в хлориде бария”

Доведение навески вещества до постоянного веса. Расчет содержания кристаллизационной воды.

В результате изучения темы студент должен:

Иметь представление: о калибровке мерной посуды;

знать: технику выполнения операций в гравиметрическом анализе;

уметь: делать расчеты в гравиметрическом анализе.

 

Тема 3.5. Комплексонометрия

 

Комплексные соединения, их строение номенклатура. Назначения буферной смеси. Установление точки эквивалентности. Индикаторы метода.

Лабораторное занятие 17:“Определение общей жесткости воды”

Титрование воды раствором трилона Б, определение объема трилона Б, расчет общей жесткости воды.

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление: о прямом титрировании, титрировании заместителя о методах осадительного титрирования;

знать: сущность метода комплексонометрия, роль буферной смеси, механизма действия индикатора;

уметь: провести лабораторное определение жесткости воды.

 

Тема 3.7. Иодометрия

Сущность метода. Индикатор метода. Окислители, восстановители метода.

Лабораторное занятие 21:“Приготовление рабочего раствора тиосульфата натрия Na2S2O3

Определение навески Na2S2O3. Приготовление рабочего раствора.

Лабораторное занятие 22:“Установление титра тиосульфата натрия по перманганату калия

Приготовление раствора тиосульфата натрия для титрования. Проведение титрования.

Расчет титра тиосульфата натрия.

Лабораторное занятие 23:“Определение содержания свободного хлора в воде Составление уравнения химической реакции. Титрование. Расчет содержания свободного хлора.

В результате изучения темы студент должен:

знать: сущность метода;

уметь: писать уравнения окисления-восстановления; делать расчеты по определению концентраций растворов.

 

Тема 3.9. Колориметрия

(выполняется в виде лабораторного занятия)

 

Методы колориметрических измерений: стандартных серий, уравнения. Основной закон светопоглощения Бугера-Ламберта-Бера.

В результате изучения темы студент должен:

знать: характеристику методов, основной закон светопоглощения.

Лабораторное занятие 24: “Определение содержания ионов железа методом колориметрирования”

Знакомство с прибором колориметром. Работа на приборе по определению содержания ионов железа в растворе. Расчет концентрации ионов железа.

Тема 3.10. Фотоколориметрия

(выполняется в виде лабораторного занятия)

 

Сущность метода, точность фотометрических определений. Принципиальные схемы фотоэлектроколоримета.

Лабораторное занятие 25:“Определение концентрации ионов железа или меди в водном растворе методом фотоэлектроколориметрирования”

Знакомство с прибором фотоэлектроколориметром. Работа на приборе по определению оптической плотности вещества в растворе. Расчет концентрации ионов железа.

В результате изучения темы студент должен:

знать: принцип работы колориметра;

 

уметь: определять концентрацию ионов меди (II) или железа.

IV ПЕРЕЧЕНЬ ОТЧЕТНЫХ РАБОТ,

определяющих тип, объем самостоятельной работы студента и форму отчетности

№ раздел Наименование отчетной работы Данные по планируемому объему часов на внеаудиторную самостоятельную работу
1. Анализ индивидуального вещества.(Экспериментальная задача на смесь катионов. Самостоятельный выбор, обоснование и проведение анализа; обнаружение катионов; оформление и сдача работы). Данная отчетная работа включает в себя результаты выполнения лабораторных занятий 1-9, 13 80% объема планируется к выполнению на практических занятиях, а 20% к выполнению за счет часов на внеаудиторную самостоятельную работу
2. Анализ индивидуального вещества.(Экспериментальная задача на смесь анионов. Самостоятельный выбор, обоснование и проведение анализа; обнаружение анионов; оформление и сдача работы). Данная отчетная работа включает в себя результаты выполнения лабораторных занятий 10-13. 80% объема планируется к выполнению на практических занятиях, а 20% к выполнению за счет часов на внеаудиторную самостоятельную работу
3. Методы количественного анализа.Данная отчетная работа включает в себя результаты лабораторных занятий 14-26 90% объема планируется к выполнению на практических занятиях, а 10% к выполнению за счет часов на внеаудиторную самостоятельную работу

Перечень работ отведенных на самостоятельное изучение

№ п/п Наименование работ Количество часов
  Экспериментальная задача на смесь катионов 4-й и 5-й аналитических групп (решение задач).  
  Анализ неизвестного вещества (обработка методики).  
  Понятие о количественном анализе (реферативная форма).  
  Экспериментальная задача на смесь катионов 2-й и 3-й аналитических групп (решение задач).  

СТУДЕНТАМИ ИХ ОТЧЕТНЫХ РАБОТ

№ п/п Оцениваемые навыки Метод оценки Граничные критерии оценки
отлично удовлетворительно
  Отношение к работе Наблюдение руководителя Вся работа выполнена в срок, не требует дополнительного времени на завершение В отведенное для работы время не уложился
  Умение исполь-зовать полученные ранее знания и на-выки для решения конкретных задач Наблюдение руководителя Без дополнительных положений (указаний) использует навыки и умения, полученные ранее Не способен использовать навыки и умения, полученные ранее
  Техника выполнения работы Наблюдение руководителя Тщательность, аккуратность в работе. Выполняет все требования к проведению анализа. Непонимание необходимости тщательной и аккуратной работы в лаборатории. Требования выполняются формально
  Способность выполнять вычисления Просмотр материалов Без затруднений выполняет вычисления. Четко заполняет тетрадь записей. Не способен использовать даже простейшие арифметические действия для получения конкретного материала. Большое число ошибок в вычислениях.
  Умение отвечать на вопросы, пользоваться специальной лексикой Собеседова-ние Грамотно отвечать на поставленные вопросы, используя специальную лексику. Может обосновать свою точку зрения, объяснить результат проделанного. Показывает незнание предмета при ответе на вопросы, узкий кругозор, ограниченный запас слов. Неуверенность в ответах и действиях.
  Умение обобщать, анализировать и делать выводы Собеседова-ние Аналитический характер изложения, выводы конкретны. Анализ и выводы отсутствуют, либо поверхностны.
  Качественное выполнение работы Проверка ра-боты, наблю-дение препо-давателя Работы выполняется с пониманием происходящего, аккуратно, четко, быстро Работа выполняется формально, с большим отставанием по времени
  Оформление работы Просмотр материалов Все оформлено согласно требованиям инструкций Работа выполнена небрежно, много ошибок в записях, неточностей.

 

VI ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1.Предел обнаружения катиона Аg+ хлороводородной кислотой равен 0,1 мкг. Пре­дельное разбавление раствора равно 1:10000. Вычислить минимальный объём иссле­дуемого раствора.

2. Предельное разбавление в реакции открытия ионов Са2+ оксалатом аммония равно1:20000. Минимальный объём исследуемого раствора равен 10 см. Вычислить пре­дел обнаружения ионов кальция в данной реакции.

3. Предельное разбавление в реакции ионов Ni2+ с диметилглиоксимом составляет 1:500000. Вычислить предел обнаружения, если реакция удается с каплей объёмом 0,001см3.

4. Предел обнаружения ионов К+ с гексанитритокобальтатом (III) натрия в отсутствии мешающих ионов составляет 0,025 мкг в объёме раствора 0,20 см3. Рассчитать пре­дельное разбавление для данной реакции.

5. Найти предел обнаружения и предельное разбавление в реакции открытия ионов Аg+ в виде хромата. Реакция получается в объёме раствора 0,02 см3, полученного при разбавлении в 25 раз раствора, содержащего 1 г/дм3 серебра.

6. Вычислить ионную силу в растворах: 0,3 М хлорида бария, 0,06 М ортофосфата ка­лия, 0,02 М сульфата алюминия.

7. Рассчитать ионную силу раствора, содержащего в 1 дм3 0,01 моль сульфата натрия и 0,01 моль сульфата железа (III).

8. Рассчитать коэффициент активности и активность иона CI- в 0,015 М растворе хлорида цинка.

9. Вычислить активность ионов Na+,H+,S04 2- в растворе с концентрацией 2x10-2 моль/дм3; сульфата натрия и 5x10-4 моль/дм3 серной кислоты.

10. После растворения хлорида калия, сульфата магния и сульфата железа (III) в воде молярная концентрация этих солей равна соответственно: 0,05; 0,02 и 0,01 моль/дм3. Вычислить ионную силу раствора.

11. Рассчитать массу хромата бария в 200 см3 насыщенного раствора, если ПР этой соли равно 2,4x10-10.

12. Вычислить ПРAg2СОз если растворимость соли при 20 0С равна 3,17 х 10-2 г/дм3.

13. Рассчитать растворимость (моль/дм3, г/дм3) ионов свинца (II) и йодид-ионов, если ПРРв|2 равен 1,1 х10-9.

14. Вычислить ПР свежеприготовленного гидроксида магния, если в 500 см3 его насыщенного раствора содержится 1;55 х10-2 г этого соединения.

15. Образуется ли осадок карбоната кальция при смешивании равных объёмов 2 х1-4 моль/дм3 растворов хлорида кальция и карбоната кальция?

16. Вычислить концентрацию ионов Мg2+ в растворе, если при осаждении его в виде гидроксида рН раствора был равен 10.

17. Вычислить рН и рОН 0,001 моль/дм3 раствора хлороводородной кислоты с учётом ионной силы раствора.

18. Сколько граммов гидроксида натрия потребуется для приготовления 500 см3 рас­твора, рН которого 9?

19. Вычислить рН 0,02 моль/дм3 раствора серной кислоты, считая её диссоциацию на ионы полной.

20. Рассчитать рН раствора гидроксида калия с массовой долей 0,19%.

21. Вычислить активность гидроксид-ионов и ран+ в 0,01 моль/дм растворе гидроксида калия.

22. Вычислить концентрации ионов водорода и гидроксид-ионов в растворе хлороводородной кислоты при рН 4.

23. Рассчитать рН 0,60%-ного раствора уксусной кислоты.

24. Вычислить рН 0,1 моль/дм3 раствора фенола, если КС6Н5ОН = 1x10-10.

25. Чему равна степень диссоциации 0,01 моль/дм3 водного раствора уксусной кисло­ты, если КCH3СООН = 1,76 х10-5?

26. Вычислить рН 10%-ного раствора аммиака.

27. Вычислить рН 0,20 моль/дм3 раствора гидроксида бария, если

КВа(ОН)2= 2,3 х10-1

28. Навеску хлорида аммония массой 0,1000 г растворили в 250 см3 воды. Рассчитать рН полученного раствора.

29. Вычислить степень гидролиза и рН 0,1 моль/дм3 раствора нитрита калия

30. Какую навеску ацетата натрия следует растворить в 500 см3 воды, чтобы рН рас­твора был равен 9?

31. Вычислить рН 0,03 моль/дм3 раствора нитрата аммония и 0,05 моль/дм3 раствора хлорида аммония.

32. Рассчитать константу, степень гидролиза, рН и рОН ацетата калия в 0,1моль/дм3 растворе этой соли.

33. Вычислить рН смеси, содержащей равные объёмы 5%-ных растворов азотистой кислоты и её натриевой соли.

34. Вычислить рН буферной смеси, содержащей равные объёмы 5%-ных растворов аммиака и хлорида аммония.

35. Рассчитать рН аммиачной буферной системы, содержащей по 0,5 моль/дм3 раствора аммиака и хлорида аммония. Как изменится рН при добавлении к 1дм3 этой смеси: а) 0,1 моль/дм3 раствора хлороводородной кислоты; б) 0,1 моль/дм3 раствора гидроксида натрия; в) при разбавлении водой в 10 раз.

36. Вычислить рН буферной смеси, содержащей 0,01 моль/дм3 раствор уксусной ки­слоты и 0,1 моль/дм3 раствор ацетата натрия.

37. Вычислить рН раствора, полученного в результате смешивания равных объёмов 0,12 моль/дм3 объёмов уксусной кислоты и ацетата калия. Как изменится величина рН, если к заданному раствору добавить 0,012 моль/дм3 раствор хлороводородной кисло­ты или 0,012 моль/дм3 раствор гидроксида калия? Если раствор разбавить водой в 100 раз?

38. Вычислить равновесную концентрацию ионов комплексообразователя в растворе, содержащем 0,1 моль/дм3 нитрата ртути (II) и 1 моль/дм3 йодида калия.

39. Рассчитать равновесную концентрацию комплексообразователя в 1 моль/дм3 рас­творе тетрагидроксоцинката натрия при рН 12 (J=0) (2,2 х10-7 моль/дм3)

40. Выпадет ли осадок при смешивании 0,1 моль/дм3 раствора сульфата тетрааммин-меди (II) с равным объёмом 0,2 моль/дм3 раствора сульфида натрия?

41. Вычислить константу нестойкости комплексного иона, если в 0,1 моль/дм3 растворе его равновесная концентрация иона серебра равна 1,5 х10-3 моль/дм3, а аммиака -2,1 х10-3 моль/дм3.

42. Вычислить концентрацию ионов комплексообразователя и лигандов в

1 моль/дм3 растворе К [Аg(S2Oз)].

Раздел 6.

43. Для анализа предложена смесь хлорид-, бромид-, йодид-ионов. Можно ли обнаружить каждый из ионов, используя в качестве окислителя: а) раствор перманганата калия в кислой среде; б) раствор хлорида железа (III); в) раствор нитрита натрия в кислой среде?

44. Рассчитать константу равновесия реакции

2KI + Н2О2 + H2SO4 о 1г <-> K2SO4 +2Н20.

45. Какие реакции и в какой последовательности пойдут, если на смесь a)S2-, 6)S032-, b)S2O32-, подействовать раствором йода?

46. Определить, в каком направлении будет протекать реакция 5Сr2С72- + 6Мn2+ + 22Н+<-> 10Сг3++ 6Мn04- +11Н20 при рН=2, если ССг2o72- = СМп2+ = ССг3+ = СмпО4- = 0,1 моль/дм3.

47. Рассчитать окислительно-восстановительный потенциал системы MnO4- + 8H+ +5е- <-> Мn2+ + 4H20, если [Мп04-] = 10-5 моль/дм3, [Мn2+] = 10-2 моль/дм3, а рН = 2

48. При определении хлора в виде гравиметрической формы AgCI необходимо иметь массу осадка 0,4 — 0,6. Рассчитать навеску вещества, если массовая доля хлора в нём 30%.

49. Какую навеску фосфата кальция следует взять для анализа, чтобы получить не более 0,3 г прокаленного оксида кальция.

50. Какой объём 4%-ного раствора оксалата аммония требуется для осаждения ионовкальция из раствора хлорида кальция, содержащего 0,05 г кальция.

51. Вычислить объём раствора нитрата серебра с массовой долей 2% для осаждения бромид - ионов из 100 см3 0,0100 моль/дм3 раствора бромида калия.

52. Из навески СаС12 х 2Н2О получили 0,2020 г оксида кальция. Рассчитать массу осадка хлорида серебра, полученного из той же навески.

53. При определении кристаллизационной воды в образце хлорида бария получены данные: масса бюкса 25,6874 г; масса бюкса с навеской до высушивания 27,2594, мас­са бюкса с навеской после высушивания 27,0269 г. Вычислить массовую долю кри­сталлизационной воды в образце.

54. При гравиметрическом определении свинца из 2,0000 г сплава получено 0,6048 г сульфата свинца. Вычислить массовую долю свинца в сплаве.

55. Из навески х.ч. тетрабората натрия массой 1,2190 г получено 0,4451 г оксида бора. Рассчитать массовую долю кристаллизационной воды в образце.

56. Из 10 см3 5,23%-ного раствора серной кислоты осаждают сульфат - ионы раство­ром хлорида бария. Какой объём раствора осадителя требуется, если избыток его должен составлять 20%.

57. Вычислить гравиметрические факторы для определения ионов серебра, гидрокси­да железа (III), сульфата натрия, оксида серебра, если их гравиметрические формы соответственно имеют формулы: AgCI, Fе2О3, BaSO4, AgCI.

58. Рассчитать молярную массу эквивалента ортофосфорной кислоты в реакциях нейтрализации с гидроксидом калия с образованием: а) дигидрофосфата калия; б) гидрофосфата калия.

59. Установить факторы эквивалентности, эквиваленты и вычислить молярные массы эквивалентов в реакциях полной нейтрализации следующих веществ: тетрабората натрия, гидроксида бария, оксида калия, уксусной кислоты.

60. Уравнять ионно-электронным методом и вычислить массу моля эквивалента веществ, участвующих в окислительно-восстановительных реакциях:

а) К2 Cr2O7 + KI + H2SO4 <-> I2+ Cr2(S04)3 + K2S04 + H2O

б) FeSO4 + KMn04 + H2SO4 <-> Fe2(S04)3 + MnS04 + K2SO4 + H20

в)As2O3 + KBrO3<-> As2O5 + КВr

61. Чему равна молярная концентрация раствора дигидрата щавелевой кислоты, если в200,00 см3 раствора содержится 0,6300 г вещества.

62. Вычислить молярную концентрацию эквивалента раствора дихромата калия (УЧ l/6), если навеска вещества массой 1,2230 растворена в мерной колбе вместимостью 500 см3.

63. Рассчитать титр: а) 0,5000 моль/дм3 раствора хлороводородной кислоты;

б) 0,4000 Моль/дм3 раствора гидроксида натрия. (0,01825 г/см3; 0,0160 г/см3)

64. Вычислить массу гидроксида калия в 40,00 см3 30%-ного раствора, плотность ко­торого 1,290?

65. Рассчитать молярную концентрацию и молярную концентрацию эквивалента 2%-ного раствора перманганата калия, предназначенного для титрования в кислой сре­ди

66. Вычислить См 10%-ного раствора гидроксида натрия.

67. Определить массовую долю йодида калия в 250,00 см3 0,5000 моль/дм3 раствора его.

68. Титр раствора хлороводородной кислоты равен 0,003592 г/см3. Вычислить Сэ это­го раствора.

69. В каких весовых соотношениях следует смешать 38%-ный раствор хлороводород­ной кислоты с 10%-ным, чтобы получить 15%-ный раствор?

70. Какие объёмы 10%-ного и 90%-ного растворов азотной кислоты требуются для приготовления 1500 см3 16%-ного раствора?

71. Смешали 350,00 см3 0,2000 моль/дм3 и 50,00 см3 0,5000 моль/дм3 растворов азот­ной кислоты. Рассчитать молярную концентрацию полученного раствора.

72. Сколько г 50%-ного раствора уксусной кислоты потребуется прибавить к 250,00см3 воды, чтобы получить 12%-ный раствор?

73. Вычислить, какой объём раствора хлороводородной кислоты с плотностью 1,129г/см3 потребуется для приготовления 1500 см3 раствора с титриметрическим фактором пересчёта, равным 0,01260 г/см3.

74. Какова масса азотной кислоты, содержащаяся в 500 см3 раствора, если титр его равен 0,006300 г/см3?

75. Рассчитать объём, в котором надо растворить навеску гидроксида натрия массой 1400 г, чтобы получить раствор с молярной концентрацией 0,1079 моль/дм3

76. Какой объём раствора 0,1500 моль/дм3 раствора гидроксида натрия пойдёт на титрование: а) 21,00 см3 0,1133 моль/дм3 раствора хлороводородной кислоты: б) 21,00 см3 раствора хлороводородной кислоты с титром 0,003810 г/см3?

77.На титрование 20,00 см3 раствора азотной кислоты затрачено 16,88 см3 раствора гидроксида натрия с молярной концентрацией эквивалента 0,1200 моль/дм3. Вычис­лить массу азотной кислоты в растворе.

78. Вычислить навеску гидроксида кальция, содержащую 10% индифферентных при­месей, если на её титрование израсходовано 20,00 см3 0,1000 моль/дм3 раствора хло­роводородной кислоты с коэффициентом поправки 0,9925.

79. Навеска уксусной кислоты 1,0000 г растворена в мерной колбе вместимостью 200 см3. На титрование 20,00 см3 этого раствора израсходовали 15,50 см3 раствора гидроксида натрия с титром, равным 0,004088 г/см3. Вычислить массовую долю уксусной ки­слоты в образце.

80. К 0,1500 г известняка, содержащего индифферентные примеси, прибавлено 20,00 см3 0,2060 моль/дм3 раствора хлороводородной кислоты. Избыток кислоты оттитрован 5,60 см3 раствора гидроксида натрия, 1,00 см3 которого эквивалентен 0,0098 г раствора хлороводородной кислоты. Рассчитать массовую долю карбоната кальция в известняке.

81. Навеска 5,0000 г раствора пероксида водорода помещена в мерную колбу вмести­мостью 500 см3 и объём раствора доведён до метки. На титрование 25,00 см3 этого раствора израсходовано 38,00 см3 0,1000 моль/дм3 раствора перманганата калия с Кп=1,0050. Рассчитать массовую долю пероксида водорода в растворе.

82. Чему равен поправочный коэффициент, если для приготовления 8 дм3 раствора калия бромата с молярной концентрацией эквивалента 0,0200 моль/дм3 взята навеска массой 4,5000 г. Что нужно сделать с приготовленным раствором?

83. 2,1100 г фенола растворили в мерной колбе вместимостью 500 см3. Аликвотную часть этого разведения 10,00 см3 обработали 50,00 см3 0,0100 моль/дм3 раствора бромата калия с Кп = 0,9997 в присутствии бромида калия. При титровании выделив­шегося йода после добавления йодида калия израсходовано 35,30 см3 0,0100 моль/дм3 раствора тиосульфата натрия с

Кп = 1,0240. Определить массовую долю фенола в образце.

84. На титрование 50,00 см3 раствора щавелевой кислоты израсходовано

21,16 см3 раствора гидроксида калия с титром 0,01220 г/см3. 20,00 см3 этого же раствора кисло­ты оттитровали 19,34 см3 раствора калия перманганата. Рассчитать молярную массу эквивалента и титр раствора перманганата калия, титр этого раствора по щавелевой кислоте.

85. Рассчитать массу навески нитрита натрия для приготовления 500 см3 0,2000 моль/дм3 раствора. Какую навеску сульфаниловой кислоты нужно взять для стандар­тизации этого раствора, чтобы на неё израсходовалось 15,00 см3 приготовленного раствора нитрита натрия.

86. Вычислить содержание стрептоцида в образце, если на его титрование расходует­ся 12,40 см3 раствора нитрита натрия с титром 0,006900 г/см3.

87. Рассчитать молярную концентрацию, молярную концентрацию эквивалента, титр и поправочный коэффициент раствора перманганата калия, полученного растворением 10,0000 его в мерной колбе вместимостью 500 см3.

88. Рассчитать массовую долю меди (II) в растворе сульфата меди, если к 10,00 см3 этого раствора прибавили йодид калия и выделившийся йод оттитровали 25,50 см3 раствора тиосульфата натрия с молярной концентрацией 0,1025 моль/дм3.

89. Для приготовления титрованного раствора навеска х.ч. нитрата серебра массой 1,7000 г растворена в мерной колбе вместимостью 1000 см3. Вычислить молярную концентрацию эквивалента и титр раствора, титриметрический фактор пересчёта по хлорид - иону.

90. Рассчитать массу навески бромида калия, чтобы на её титрование было затрачено не более 25,00 см3 0,0500 моль/дм3 раствора нитрата серебра с

Кп = 1,0800.

91. Рассчитать объём раствора нитрата серебра с титром, равным 0,008840 г/дм3, идущий на титрование 20,00 см3 раствора, полученного растворением 0,1289 г хлорида калия в мерной колбе вместимостью 200 см3?

92. Точную навеску 0,1116 г поваренной соли растворили в произвольной объёме воды, добавили 40,00 см3 0,0954 моль/дм3 раствора нитрата серебра, избыток его оттитровали 19,35 см3 0,1000 моль/дм3 раствора тиоцианата аммония с Кп = 1,0500. Определить массовую долю хлорида натрия в образце.

93. 1,4790 г хлорида калия растворили в мерной колбе вместимостью 250 см3. 25,00 см3 полученного раствора обработали 50,00 см3 0,1000 моль/дм3 раствора нитрата серебра (Кп = 0,9580). На титрование остатка нитрата серебра расходуется 25,50 см3 0,1000 моль/дм3 раствора тиоцианата аммония (Кп = 0,8352). Рассчитать массовую долю хлора в навеске вещества.

94. Какую навеску трилона Б надо взять для приготовления 250 см3 раствора с титром, равным 0,009125 г/см3?

95. Раствор трилона Б приготовили растворением 4,4500 г в 1 дм3 воды. Вычислить молярную концентрацию эквивалента и Кп полученного раствора.

96. Навеску сульфата магния массой 1,2150 г растворили в мерной колбе вместимостью 100 см3. На титрование 10,00 см3 полученного разведения расходуется 9,00 см3 0,1000 моль/дм3 раствора трилона Б (Кп = 1,0200). Определить массовую долю магния в растворе.

97. Какую навеску безводного сульфата магния надо взять для установки поправочного коэффициента 0,1000 моль/дм3 раствора трилона Б, чтобы на ее титрование израсходовалось 20,00 см3 его.

98. Рассчитать массовую долю сульфата меди в образце, если на его навеску массой 0,5768 г израсходовано 14,25 см3 0,2000 моль/дм3 раствора трилона Б.

99. Вычислить массу алюминия в навеске, если к ней добавлено 20,00 см2 0,0452 моль/дм3 раствора трилона Б, а на титрование избытка затрачено

6,05 см3 0,0500 моль/дм3 раствора сульфата цинка.

100. Рассчитать объём 0,1000 моль/дм3 трилона Б с Кп=1,0500, который должен расходоваться на титрование 0,2000 г безводного сульфата магния

101. Навеску дихромата калия массой 0,1471 г растворили в мерной колбе вместимостью 500 см3. При толщине кюветы 1 см оптическая плотность полученного раство­ра равна 0,736 (λ= 350 нм). Вычислить молярный и удельный коэффициенты поглоще­ния раствора дихромата калия при указанной длине волны.

102. Определить предел обнаружения меди (II) для реакции с аммиаком, если при длине волны 620 нм толщина слоя 5 см, оптическая плотность раствора 0,550, а молярный коэффициент поглощения при данной длине волны 1200 дм3 моль-1 см-1.

103. Оптическое поглощение раствора вещества в кювете толщиной



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.210 (0.012 с.)