Кафедра теоретической и практической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра теоретической и практической психологии



Имени Д.И. Менделеева»

 

Кафедра теоретической и практической психологии

 

Т.Н. Жданова

Система заданий для самостоятельной работы студентов

По предмету «Социальная психология»

Методические рекомендации

 

 

 

Тобольск

Печатается по решению

Кафедры теоретической и практической психологии

УДК 301. 151

ББК 88. 5

Ж 42

Жданова Т.Н. Система заданий для самостоятельной работы студентов по предмету « Социальная психология». Методические рекомендации. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2014. – 36 с. – 100 экз.

 

Рецензент: к. псх. н., доцент кафедры теоретической и практической психологии Ковязина И.В.

 

Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов педагогического ВУЗа, изучающих курс «Социальная психология».

Методические рекомендации включают планы семинарских занятий; вопросы для самостоятельной работы; тесты, задания и задачи; список основной и дополнительной литературы.

 

 

 

© Жданова Татьяна Николаевна, 2014

© ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2014

Содержание

Выписка из ГОС ВПС…………………………………………………………………………. Пояснительная записка ……………………………………………………………………….  
Общие методические рекомендации к выполнению семинарских занятий и самостоятельной работы………………………………………………………………………  
Часть 1. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям ………  
Часть 2. Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ……….  
Вопросы к зачету (экзамену)…..……………………………………………………………...  
Рекомендуемая и использованная литература………………………………………………  

Выписка из Госстандарта

Социально - психологические явления. Социализация, социальное поведение, социальное познание, социальные качества личности, социальная психология личности. Виды и феномены взаимодействия, человек как субъект взаимодействия, общение и взаимодействие. Групповые феномены. Практическая социальная психология. Социальная психология в образовании.

Пояснительная записка

Методические рекомендации по дисциплине «Социальная психология» составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Содержание курса «Социальная психология» ориентировано на студентов, имеющих запас знаний и представлений, полученных из курса психологии человека.

Дисциплина изучаются на 1 курсе во 2 семестре. По окончанию разделов курса студенты сдают зачет (экзамен).

Курс включает аудиторные (лекции, семинары) и самостоятельные виды занятий (конспектирование литературы, написание реферата, решение тестов, заданий и задач), индивидуальная работа и работа в подгруппах.

Цель курса: способствовать пониманию механизмов и закономерностей поведения, деятельности и общения людей, включенных в различные социальные группы.

В результате изучения разделов «Социальной психологии» студенты должны

знать:

- психологию малой группы, особенности группового поведения;

- психологические механизмы социализации личности;

- закономерности и механизмы общения.

уметь:

- применять психологические знания в учебной и профессиональной деятельности;

- анализировать процессы развития межличностных отношений в учебной группе;

- соблюдать правила разрешения конфликтных ситуаций в коллективе;

- анализировать и решать проблемные ситуации.

владеть:

- способами осуществления психолого-педагогической поддержки;

- различными средствами коммуникации в профессионально-педагогической деятельности;

-способами взаимодействия с субъектами образовательного процесса (учащимися, родителями, коллегами) в условиях поликультурной образовательной среды;

- навыками социально-психологического анализа и разрешения конкретных педагогических ситуаций.

 

 

Общие методические рекомендации к выполнению семинарских занятий и самостоятельной работы

При подготовке к семинарским занятиям необходимо использовать рекомендованную литературу; подбирать материал в соответствии с планом семинарского занятия; при конспектировании выделять ведущие положения, идеи, ключевые определения темы; прочитанный и законспектированный материал необходимо обобщить, сделать выводы, отразить свою точку зрения; при использовании другой литературы обязательно указать все выходные данные дополнительного источника.

Предлагаемые тесты предназначены для контроля текущих знаний, относятся к заданиям закрытого и открытого типа. К каждому вопросу закрытого типа предложено четыре варианта ответов. В большинстве случаев правильным может быть только один ответ – тот, который наиболее полно отражает содержание вопроса. За правильный вариант ответа начисляется 1 балл. Тесты открытого типа предполагают самостоятельный поиск варианта ответа, оцениваются в 2 балла.

Решение задач и ситуаций требует всестороннего психолого-педагогического анализа условий и обстоятельств ситуации.

Часть 1. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Задания

1. Подумайте, как может меняться предмет исследования социальной психологии, если рассматривать её как: а) часть социологии; б) часть психологии; в) самостоятельную область исследования, находящуюся между психологией и социологией в качестве независимой дисциплины. Определите три предмета исследования социальной психологии, исходя из каждой позиции.

2. О какой психологической школе, внесшей вклад в развитие социальной психологии, идет речь:

а) человек – биологический организм, реагирующий рефлекторно на внешние раздражители. Обладает способностью к научению, адаптируется к окружающей среде по закону эффекта: «удовольствие впечатывает, боль стирает». Может имитировать других людей, ассимилируя тем самым их опыт…. Пластичен, формируется обществом, которое создает внешние стимульные условия, действующие как сигналы и подкрепление поведения. Может вступать во взаимодействие с другими людьми (организмами). Его поведение при этом представляет «функцию от вознаграждения, тип и объем человеческого поведения зависят от типа и объема вознаграждения и наказания, которое оно доставляет».

б) альтруистические потребности человека определяют его поведение, а не животные инстинкты. Главенствующая роль в поведении человека отводиться его стремлению к самосовершенствованию и самовыражению.

Задания

1. Может ли одна и та же группа быть одновременно отнесена к «референтной», «профессиональной», «большой», «естественной», «социальной», «неформальной», «номинальной»? Если да, то обоснуйте свой ответ. Если нет, то какую (какие) из названных групп надо исключить?

2. В каком из воспроизведенных отношений находятся пары понятий:

  А, В  

 

 


В
А

А
В

В
А

В
А

а б в г д

Общественные отношения – межличностные отношения

Большая группа – малая группа

Формальная группа – диффузная группа

Малая группа – студенческая группа

Лидер – руководитель, группа – личность

Неформальная группа – референтная группа.

3. Какой социально-психологический механизм описан в знаменитой сказке Х. Андерсена о голом короле? Этот тот случай, когда человек делает вид, что согласен с группой, но на самом деле он просто не хочет «выделяться», чтобы не нарушить единодушия группы.

4. Известно, что в группе, которая характеризуется как малая, реальная, контактная, неформальная, сплоченная есть два человека, которые обладают следующими качествами:

первый – умный, веселый, выдумщик, терпеливый, аккуратный;

второй – умный, остроумный, фантазер, невыдержанный, небрежный.

Кто из них, по вашему мнению, скорее всего, будет лидером в этой группе? Докажите свой ответ

5. Какой социально-психологический механизм взаимовлияния людей друг на друга характерен для персонажа Майский жук из сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка». Сначала Майский жук искренне думал, что Дюймовочка очень красива, но перестал в это верить под влиянием своих собратьев, которые уверяли его, что она некрасива, так как не похожа на жука.

Семинар 4. Изучение межличностных отношений

1. Структура межличностных отношений в малой группе.

2. Социометрический эксперимент.

Литература:

· Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2008. – С.170 – 178.

· Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2003. – С. 189-209.

· Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001. – С. 103-118.

· Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. – С.106 – 139, 206-221.

· Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2008. – С. 386 – 394.

 

Методические рекомендации:

Перед семинарским занятием необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть следующие проблемы:

По вопросу 1 (Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская «Социальная психология малой группы»)

· многоуровневая структура межличностных отношений

По вопросу 2 (Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская «Социальная психология малой группы», Е.В. Андриенко «Социальная психология», А.А Реан, Я.Л. Коломинский «Социальная педагогическая психология»):

· социометрия как метод изучения групповой структуры;

· социометрическая структура группы;

· процедура проведения социометрии: этапы, критерии выбора, обработка и интерпретация результатов.

 

Задания

1. Составьте перечень критериев для социометрии подростков (старших школьников, студентов).

1. коммуникативный положительный.

2. коммуникативный отрицательный.

3. гностический положительный.

4. гностический отрицательный.

2. Выполните по предлагаемым данным социометрию группы. Составьте социоматрицу, социограмму, подсчитайте индексы для пяти членов группы, определите коэффициент групповой сплоченности. Сделайте выводы.

Группа из 9 человек (из них юноши 1, 8,6,9).

1-й выбрал 2 и 8, отверг 4 и 6;

2-й выбрал 8 и 1, отверг 7 и 9;

3-й выбрал 8 и 9, отверг 1 и 4;

4-й выбрал 7 и 5, отверг 1 и 6;

5-й выбрал 4 и 8, отверг 3 и 6;

6-й выбрал 8, отверг 1 и 4;

7-й выбрал 2 и 8, отверг 1 и 6;

8-й выбрал 2 и 4, отверг 3;

9-й выбрал 5 и 8, отверг 7 и 6.

Образец (вариант) оформления социоматрицы:

Ф.И. выбирающего члена группы Ф.И. выбираемого члена группы
                  + - всего
1.   +   -   -   -        
2. +                      
3. -                      
4. -                      
5.                        
6.                        
7.                        
8.                        
9.                        
Количество полученных выборов                        
- положительных                        
- отрицательных                        
Количество взаимных выборов                        
- положительных                        
- отрицательных                        

 

 
Условные обозначения: «+» положительный выбор, «-» отрицательный выбор, взаимный выбор.

 

Образец (вариант) оформления социограммы:

 

 

Условные обозначения: —> позитивный односторонний выбор, <—> позитивный обоюдный выбор, ----> негативный односторонний выбор, <----> негативный обоюдный выбор.

Социометрические индексы позволяют представить результаты опроса в количественной форме.

Индекс социометрического статуса индивида в группе (S)

S = ∑ (R+ - R-), n - 1

 

где S - социометрический статус данного члена группы; R - полученные им выборы и отклонения; n - кол-во членов в группе.

Индекс групповой сплоченности (Сn)

Сn = К, ∑BB

 

где Сn - показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне; К - общее число взаимных выборов, сделанных членами группы; ∑BB - максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.

Показатель К определяется по социометрической матрице, а ∑BB рассчитывается по формуле:

где n - число членов группы.

Показатель хорошей групповой сплоченности – 0,6-0,7

 

3. Группа из 5 человек. 3 – мужчины (№ 2,3,4) и 2 – женщины (№ 1 и 5). В результате социометрического исследования каждый из них получил по 4 выбора. При какой инструкции это возможно.

4. Составьте специальные социально-психологические и методические рекомендации для учителя по улучшению социометрической структуры группы и изменению социометрического статуса некоторых учеников класса.

5. Подготовьте памятку для учителя, включающую в себя этические правила использования социометрической методики в педагогической деятельности. Подумайте, какие негативные социально-психологические явления могут возникнуть в классе (или любой другой группе) при нарушении этики проведения социометрического исследования?

Задания

1. «Личность формируется обществом» и «личность формируется в обществе». Какое высказывание, на ваш взгляд, является наиболее правильным? Обоснуйте свою точку зрения.

2. «Учу не я, а город» (Сократ).

а) О каком социально-психологическом процессе идет речь? Дайте определение.

б) Назовите условия осуществления данного социально-психологического процесса, используя предложенный афоризм.

в) Какое из условий является доминирующим с Вашей точки зрения. Докажите свою точку зрения.

3. Из предложенных понятий выстройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим:

· сознание, нравственный идеал, личность, человек, направленность, мировоззрение

· самосознание, «Я-концепция», личность, «Я-идеальное», человек, сознание

4. Прочитайте внимательно пословицу. Определите, какой социально-психологический феномен в ней отражён: «Жгуча крапива, да в щах уварится».

5. "Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека" (французский психолог Анри Пьерон). Согласны ли вы с данным высказыванием? Обоснуйте свою точку зрения.

Семинар 6. Психологические механизмы регуляции социального поведения

1. Социальная установка и реальное поведение.

2. Социальные стереотипы.

3. Теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера и когнитивного равновесия Ф. Хайдера.

Литература:

· Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2008. – С.281-295.

· Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2008. – С. 212-213.

· Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.- СПб., 1999. – С.322-332, 335-338.

· Социальная психология / под ред. П.А. Златина. – М., 2006. – С. 169-189.

· Социальная психология / под ред. Е.Н. Волковой. – М., 2007. – С. 221-232.

· Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения / Хрестоматия. Состав. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.,2003. - С. 204-209.

Методические рекомендации:

Перед семинарским занятием необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть следующие проблемы:

По вопросу 1 (Е.В. Андриенко «Социальная психология», Г.М. Андреева «Социальная психология», «Социальная психология» / под. ред. Е.Н. Волковой):

· понятие социальной установки;

· традиции и этапы изучения социальных установок;

· структура социальной установки;

· функции социальных установок в регуляции социального поведения личности.

По вопросу 2 (Г.М. Андреева «Социальная психология», Т.Г. Стефаненко «Социальные стереотипы и межэтнические отношения», А.А. Реан, Я.Л. Коломинский «Социальная педагогическая психология»):

· происхождение понятия «социальный стереотип»;

· стереотипизация как механизм межличностного познания;

· виды стереотипов и их характеристика.

По 3 вопросу (Социальная психология / под ред. П.А. Златина) раскрыть содержание теорий когнитивного дисбаланса/баланса (Л.Фестингера /Ф. Хайдера)

Задания

1. Отметьте, ложно или истинно каждое из приведенных утверждений

а) Термины «аттитюд» и «социальная установка» являются синонимами ______.

б) Использование шкал в качестве метода измерения аттитюдов было впервые предложено Л. Тернстоуном ______.

в) В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах когнитивного диссонанса______.

Семинар 7-8. Закономерности общения и взаимодействия людей.

1. Общение: понятие, структура, функции, виды и средства общения.

2. Общение как восприятие людьми друг друга.

3. Место взаимодействия в структуре общения. Взаимодействие как организация совместной деятельности.

4. Психологические факторы, влияющие на затруднения в общении.

5. Манипуляция в общении.

6. Психологическая защита личности.

7. Особенности общения в современном мире.

Литература:

· Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2008. – 71-137.

· Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2008. – 203 – 250.

· Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 1994. С. 290 – 373.

· Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия. // Психологический журнал. – 1993. - № 4.

· Крысько В.Г. Социальная психология. – М., 2006. – С. 86-115.

· Лабунская В.А. и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 288 с.

· Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2008. – С. 73-105.

· Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002. С.129 – 133.

Методические рекомендации:

Перед семинарским занятием необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть следующие проблемы:

По вопросу 1 (Е.В. Андриенко «Социальная психология», Г.М. Андреева «Социальная психология»):

· понятие общения;

· историческое развитие форм общения;

· функции и виды общения;

· структура общения;

· понятие коммуникации;

· вербальная и невербальная коммуникация.

По вопросу 2 (Г.М. Андреева «Социальная психология», В.Г. Крысько «Социальная психология», Е.В. Андриенко «Социальная психология»):

· понятие социальной перцепции;

· функции социальной перцепции;

· механизмы социальной перцепции (идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция);

· эффекты межличностного восприятия (ореола, первичности и новизны, стереотипизация).

По вопросу 3 (Г.М. Андреева «Социальная психология»)

· взаимодействие в структуре общения;

· теория взаимозависимости;

· типы и стили взаимодействий.

По вопросу 4 (Е.В. Андриенко «Социальная психология», В.А. Лабунская В.А. и др. «Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция»):

· нарушения, барьеры, трудности общения

· коммуникативный барьер как психологическое препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации;

· типы коммуникативных барьеров.

По вопросу 5 (статья Е.Л. Доценко «Манипуляция: психологическое определении, понятие»):

  • понятие манипуляции в общении;
  • средства и механизмы манипулятивного воздействия;
  • распознавание манипуляции и защита от нее.

По вопросам 6 (Л. Хьел, Д. Зиглер «Теории личности», Р.М. Грановская «Элементы практической психологии»):

  • понятие психологической защиты;
  • конструктивная и деструктивная роль психологической защиты;
  • защитные механизмы взрослого человека;
  • детские способы психологической защиты;
  • преодоление психологической защиты.

По вопросу 7 раскройте основные тенденции общения в современном мире (Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача).

Задания

1. Выберите из предлагаемых определений то, которое, на ваш взгляд, с наибольшей полнотой и точностью отражает сущность и содержание понятие «общение».

«Общение – обмен информацией между людьми, их взаимодействие» (Р.С. Немов).

«Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» (Психологический словарь. М., 1996).

«Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, обмен действиями, восприятие и понимание партнера» (Краткий психологический словарь. М., 1998).

«Понятие «общение в широком смысле» включает в себя всю совокупность социальных отношений, поскольку социальное отношение – экономическое, политическое или идеологическое – имеет свою социально-психологическую сторону и проявляется в непосредственном или опосредованном контакте между людьми» (Б.Д. Парыгин).

2. Двенадцать бурлаков молча тянут баржу. Общение это или нет?

3. Лектор произносит монолог, а аудитория не задает ни вопроса, не подает ни одной реплики, не записывает, но слушает, а слышит ли, понимает ли – сказать трудно. Можно ли это считать общением между лектором и аудиторией?

4. Какой вид влияние использует отец в рассказе Л.Н. Толстого «Косточка»?

Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Пред обедом мать сочла сливы и видит одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел». Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь». Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.

5. Укажите к какому виду психологической защиты могут быть отнесены следующие защитные действия: ушел, хлопнув дверью; «Я с тобой не хочу говорить»; «Да он просто хулиган».

6. Какой механизм межличностного восприятия отражен в высказываниях: «встань на моё место», «Побудь в моей шкуре».

 

Семинар 9. Межличностный конфликт

  1. Конфликт и его структура.
  2. Стадии возникновения и развития конфликта.
  3. Стратегия поведения в конфликте.

Литература:

· Анцупов И.Я., Шипилов А.Н. Конфликтология – М., 1999.

· Гришина Н.В. Психология конфликта – СПб., 2000.

· Козырев Г.Н. Введение в конфликтологию – М., 2000.

· Самоукина Н.В. Игры, в которые играют... Психологический практикум – Феникс.. 1996.

· Социальная психология / под ред. Е.Н. Волковой. – М., 2007. – С.120-126.

· Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение – М.. 1997.

Методические рекомендации:

Перед семинарским занятием необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть следующие проблемы:

По вопросу 1 (Г.И. Козырёв «Введение в конфликтологию», А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов «Конфликтология», В.П. Шейнов «Конфликты в нашей жизни», «Социальная психология» / под ред. Е.Н. Волковой.):

· понятие конфликта;

· природа конфликта и его функции;

· типы конфликтов;

· педагогический конфликт;

По вопросу 2 (Г.И. Козырёв «Введение в конфликтологию» и др.):

· динамика конфликта или стадии протекания конфликтов;

По вопросу 3 (Г.И. Козырёв «Введение в конфликтологию», А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов «Конфликтология», В.П. Шейнов «Конфликты в нашей жизни»):

· стратегии поведения участников конфликта;

· сотрудничество как один из конструктивных способов выхода из конфликта;

· индивидуально - типологические различия реагирования на ситуацию конфликта;

· понятие «конфликтной личности»;

· принципы, правила управления конфликтом.

 

Тест «Природа конфликта»

1. Эффективным приемом разрешения конфликта выступает

а) перемещение критики на другой объект

б) обмен любезностями

в) конструктивная критика с указанием положительных моментов

г) избегание критики

2. Одним из принципов преодоления межличностного конфликта выступает

а) сокрытия эмоции

б) пассивность

в) субъективность

г) корректность

3. Основным препятствием разумного выхода из конфликтной ситуации является:

а) эмоциональная сторона конфликта

б) рациональная сторона конфликта

в) прагматизм

г) нарушение правил общения.

4. Конфликт, в основе которого лежит деловая, профессиональная, служебная целесообразность – это конфликт

а) деструктивный

б) ролевой

в) конструктивный

г) функциональный

5. Участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые отличаются от основных, исходных по сравнению с Вашими - это

а) партнер

б) клиент

в) конкурент

г) оппонент

6. Урегулирование разногласий путем взаимных уступок определяется как

а) сотрудничество

б) компромисс

в) игнорирование

г) приспособление

7. Определение, объединяющее спор, стычку, ссору

а) столкновение

б) противоречие

в) несогласованность

г) разногласие

8. Временное состояние эмоционального расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении поставленной цели, определяется понятием

а) утомление

б) фрустрация

в) вялость

г) усталость

9. Серьезное разногласие, спор, столкновение определяется как

а) диалог

б) дискуссия

в) конфликт

г) полемика

10. Состояние повышенного беспокойства, возникающее в зависимости от конкретной социальной обстановки – это тревожность

а) личностная

б) коммуникативная

в) деятельностная

г) ситуационная

11. Конфликт, при котором к одному человеку предъявляются противоречивые требования – это конфликт

а) межличностный

б) межгрупповой

в) ролевой

г) деловой

12. Предмет, события, действия, вызывающие конфликтную ситуацию, объединяются термином

а) причина конфликта

б) фактор конфликта

в) объект конфликта

г) цель конфликта

13. Типы конфликтов: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межколлективные, межгосударственные сгруппированы по

а) проблемно-деятельностному признаку

б) степени вовлеченности людей в конфликт

в) степени остроты противоречий

г) продолжительности протекания конфликтов

14. Инцидент между людьми, носящий, как правило, непримиримый, эмоционально окрашенный, устойчивый характер, это конфликт

а) межличностный

б) деловой

в) внутриличностный

г) межгрупповой

Задание

1. Ознакомиться с порядком применения и интерпретации теста К. Томаса (методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению).

2. Проведите самодиагностику с помощью теста описания поведения К. Томаса.

3. Проанализируйте собственные результаты исследования.

Литература:

  • Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 1998. – С.470- 475.
  • Бостанджиева Т.М. Программа заданий по психологии в период государственной педагогической практики. – Тобольск. – 2006.

Часть 2. Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ

Задания

1. Директор библиотеки добивается увеличения ассигнований из городских фондов для покупки книг. С этой целью он решил заручиться поддержкой жителей города и провел обследование, спрашивая читателей библиотеки: «Хотите ли вы, чтобы в библиотеке было больше книг?». Этот вопрос он задал десяти читателям, девять из которых ответили утвердительно. Десятый не имел определенного мнения. На этом основании директор библиотеки сделал следующий вывод: «Девяносто процентов жителей нашего города высказались в пользу того, чтобы на покупку книг выделялось больше средств. Против выделения дополнительных средств не высказался ни один человек». Напишите ваше мнение по поводу примененного этим библиотекарем метода обследования с точки зрения: отбора реципиентов; объема выборки; формулировки вопроса; заключения.

2. О каком именно наблюдении идет речь?

В известном исследовании Курта Левина испытуемые находились 10-15 минут в пустой комнате, ожидая, что за ними вот-вот зайдут, и не подозревали о проводившемся наблюдении. Каждый из них, оказавшись в такой ситуации, начинал рассматривать окружающие вещи; его действия определялись тем, что он видит. Вещи как бы притягивали к себе, обуславливая поведение, которое К. Левин назвал полевым.

3. Дайте характеристику следующему эксперименту?

В экспериментах С. Милграма один человек или компании в размере 2,3,4,5,10 и 15 человек останавливались посреди оживленного нью-йоркского тротуара и смотрели вверх. Естественно, что при этом вокруг них собирались прохожие и также задирали головы. Выяснилось, что процент присоединившихся возрастал при увеличении размера группы до пяти человек….

 

Самостоятельная работа 2. Прикладная социальная психология

1. Прикладные исследования социальной психологии.

2. Социальная психология в образовании.

3. Социальные проблемы политической, организационной, юридической психологии.

Литература:

· Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2008. – С. 311– 325, 325 - 345.

· Коломинский Я.Л. Дифференциация социальной психологии и некоторые проблемы развития. Хрестоматия социальная психология в трудах отечественных психологов. Составитель Свенцицкий А.Л. – СПб., 2000. – С.15 -20.

· Крысько В.Г. Социальная психология. – М., 2006. – С. 266-325.

· Психология / под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2000. - С. 562-579.

· Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. – Минск, 1998.

· Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2008. – С. 564 - 594.

· Социальная психология / под ред. Е.Н. Волковой. – М., 2007. – С.277–322.

 

Методические рекомендации:

При выполнении самостоятельной работы необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть следующие проблемы:

По вопросу 1. (Г.М. Андреева «Социальная психология»):

· специфика прикладного исследования в социальной психологии;

· проблемы практической социальной психологии.

По вопросу 2,3 (Г.М. Андреева «Социальная психология», Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача, В.Г.Крысько «Социальная психология», В.Н. Дружинин Психология):

· особенности педагогической и возрастной социальной психологии;

· особенности политической психологии; психологии управления и развития организации;

· особенности социальной юридической психологии.

 

Задания

1. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.

Чувство толпы всегда просты и гиперболичны. Она не знает ни сомнений, ни уверенности. Толпа немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у неё в непоколебимую уверенность, зерно антипатии – в дикую ненависть. Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое. Чем, на ваш взгляд, объясняется страх человека перед толпой?

2. Заполните таблицу:

Типы стихийных групп Краткая характеристика Длительность существования
Толпа    
Масса    
Публика    

Самостоятельная работа 4. Этнопсихология как особое направление социальной психологии

Задание 1. Конспект статей:

· Грановская Р.М., Никольская И.М. Законы межэтнических отношений.

· Мосейко А.Н. К проблеме национального характера.

· Фетисов М.В. Национальная психология и политика.

Задание 2. Словарь.

Этнопсихология, этноцентризм, этнический стереотип, национальное самосознание, национальный характер.

Литература:

  • Бостанджиева Т.М. Хрестоматия по социальной психологии. – Тобольск. –2005. – С.16-18, 47-52.
  • Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского – М., 1996.
  • Социальная психология / под ред. Е.Н. Волковой. – М., 2007. – С.152-159.

Методические рекомендации:

К заданию 1:

1) Выберите одну из предложенных статей, сделайте конспект, используя следующие приемы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.249 с.)