Раздел 2. Группа как социально-психологический феномен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Группа как социально-психологический феномен



Самостоятельная работа 3. Психологические особенности больших групп

1. Классификация больших социальных групп.

2. Социально-психологические механизмы возникновения и динамики толпы.

3. Деструктивные культы, их психологическая характеристика.

 

Литература:

· Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2008. –С. 149 -184.

· Лебон Г. Душа толпы. Социальная психология: Хрестоматия / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая – М., 2003.- С. 42 - 48.

· Пронин И.П. Психологические аспекты влияния деструктивных культов на личность // Вопросы психологии - № 6 – 2003.

· Психология господства и подчинения. Хрестоматия / сост. А.Г. Чернявская. М., 1998.

· Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2008. – С. 198 – 221.

· Социальная психология / под ред. Е.Н. Волковой. – М., 2007. – С.137-165.

Методические рекомендации:

При выполнении самостоятельной работы необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть следующие проблемы:

По вопросу 1 (Г.М. Андреева «Социальная психология», «Социальная психология» / под. ред. Е.Н. Волковой):

  • структура психологии больших организованных групп;
  • стихийные группы: общая характеристика.

По вопросу 2 (Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача):

  • социально-психологическая сущность толпы;
  • характеристика различных видов толпы;
  • особенности поведения личности в толпе;
  • понятие паники;
  • социально-психологические механизмы возникновения и развития толпы (внушение, заражение).

По вопросу 3 (И.П. Пронин Психологические аспекты влияния деструктивных культов на личность):

· причины, способствующие вовлечению молодежи в культовые организации;

· механизмы манипуляции сознанием в деструктивных культах;

· негативные последствия секты на личность.

 

Тест «Психологические особенности больших социальных групп»

1. К способам воздействия большой социальной группы на человека относятся (указать три правильных ответа)

а)заражение

б) альтруизм

в) внушение

г) подражание

2. Большие группы людей, противостоящие друг другу по экономическим интересам, социальному положению и идеологическим взглядам называются….

3. Особенностями поведения человека в толпе, по мнению авторов теории «психологии масс», является

а)повышение интеллектуальных возможностей

б) утрата личной ответственности

в) повышение личной ответственности

г) повышение самоконтроля

4. Группа людей, совместно выражающих чувства радости, горя, гнева - … толпа

а) экспрессивная

б) конвенциональная

в) действующая

г) спасающаяся

5. Контактная, неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих её индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно

а) масса

б) толпа

в) публика

г) аудитория

6. Бесструктурное скопление на короткий период людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания, называется:

а) толпой

б) массой

в) аудиторией

г) группой

7. К большой социальной группе можно отнести

а) производительный коллектив

б) государство

в) семью

г) учебный класс

8. Особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха изучает психология

а) народов

б) масс

в) религии

г) общая

9. Психологические особенности людей различных народов и культур изучает:

а) политическая психология

б) социальная психология

в) этнопсихология

г) сравнительная психология

10. К базовым понятиям национального самосознания в этнопсихологии относят (указать 2 правильных ответа)

а) патриотизм

б) альтруизм

в) национализм

г) архетип

11. Отрасль социальной психологии, изучающая этнические особенности групп, называется

12. Процесс, при котором этническая группа и ее члены теряют свою культуру, но не устанавливают тесных контактов с другой культурой, называется:

а) интеграция

б) маргинализация

в) конфронтация

г) коммуникация

 

Задания

1. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.

Чувство толпы всегда просты и гиперболичны. Она не знает ни сомнений, ни уверенности. Толпа немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у неё в непоколебимую уверенность, зерно антипатии – в дикую ненависть. Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое. Чем, на ваш взгляд, объясняется страх человека перед толпой?

2. Заполните таблицу:

Типы стихийных групп Краткая характеристика Длительность существования
Толпа    
Масса    
Публика    

Самостоятельная работа 4. Этнопсихология как особое направление социальной психологии

Задание 1. Конспект статей:

· Грановская Р.М., Никольская И.М. Законы межэтнических отношений.

· Мосейко А.Н. К проблеме национального характера.

· Фетисов М.В. Национальная психология и политика.

Задание 2. Словарь.

Этнопсихология, этноцентризм, этнический стереотип, национальное самосознание, национальный характер.

Литература:

  • Бостанджиева Т.М. Хрестоматия по социальной психологии. – Тобольск. –2005. – С.16-18, 47-52.
  • Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского – М., 1996.
  • Социальная психология / под ред. Е.Н. Волковой. – М., 2007. – С.152-159.

Методические рекомендации:

К заданию 1:

1) Выберите одну из предложенных статей, сделайте конспект, используя следующие приемы:

  • прочитайте статью;
  • выделите главную, существенную информацию, определите главные мысли в тексте;
  • систематизируйте материал, объясните значение некоторых терминов, понятий и обозначений.

Основное отличие конспекта от текста - отсутствие или значительное снижение избыточности, т.е. удаление отдельных слов или частей текста, не выражающих существенной информации, а также замена развернутых оборотов текста более лаконичными словосочетаниями (свертывание).

Важное значение имеет правильное оформление конспекта. Он должен иметь:

  • четкую структуру, при этом подзаголовки, основные положения, выводы и т.п. следует выделять, записывая их разными чернилами или разными штрихами, а также применяя систему пометок, подчеркиваний;
  • в конспекте необходимо оставлять широкие поля, на которых можно записать свои мысли, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе конспектирования.

2) Работая со статьями необходимо обратить внимание на особенности психики людей различных народов и культур, на проблемы национальных особенностей, особенности национального характера, на закономерности формирования национального самосознания, этнических стереотипов.

К заданию 2:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.011 с.)