Тест «Группа как социально-психологический феномен» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест «Группа как социально-психологический феномен»



1. Группа, с которой ребенок соотносит себя и чьи нормы, ценности являются эталонными для его поведения и самооценки, называется

а) антиреферентность

б) статической

в) референтной

г) неформальной

2. К малой группе относится

а) формальная группа

б) толпа

в) масса

г) публика

3. К признакам малой группы не относится

а) наличие двух или более людей

б) восприятие и понимание людьми друг друга

в) осуществление непрерывных контактов

г) наличие общей цели

4. К стихийным группам не относится

а) референтная группа

б) толпа

в) публика

г) масса

5. Нормативная функция референтной группы заключается в том, чтобы

а) устанавливать определенные стандарты поведения и заставлять индивидов следовать им

б) ранжировать групповые санкции

в) распределять социальные роли

г) стать эталоном, с помощью которого индивид может оценивать

себя и других

6. Определенные правила, выработанные и принятые группой, которым должно подчиняться поведение членов, чтобы ее деятельность была возможна, называется

а) системой санкций

б) групповыми нормами

в) групповыми процессами

г) групповыми ценностями

7. Отношение значимости, связывающее человека с другим человеком или группой лиц, называется

а) фасилитацией

б) ригидностью

в) конформизмом

г) референтностью

8. Педагогический коллектив является группой

а) большой

б) формальной

в) референтной

г) условной

9. Понятие первичной группы было впервые введено

а) Г. Олпортом

б) Ч. Кули

в) Дж. Морено

г) Ч. Осгутом

10. Группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на её ценности и нормы, определяется как …

а) формальная

б) контактная

в) референтная

г) малая

11. Основные характеристики социальной роли не включают в себя …

а) масштаб

б) задатки

в) мотивацию

г) эмоциональность

12. Изменение поведения или убеждений индивида в результате реального или воображаемого давления группы характеризуется как феномен

а) одобрения

б) конформизма

в) уступчивости

г) конфликтности

13. Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы называется

а) компромиссом

б) константностью

в) конформностью

г) толерантностью

14.Феномен группового влияния, представляющий собой усиление доминантных реакций индивида в присутствии других лиц, называется

а) деперсонализацией

б) аффилиацией

в) социальной фасилитацией

г) деиндивидуализацией

15. Внешний конформизм проявляется:

а) во внешнем согласии

б) внешнее согласие при внутреннем несогласии

в) в отказе от своей позиции в пользу группового решения

г) при отсутствии требуемых норм поведения

16. Конформизм не проявляется в том случае, если у личности (выбрать три правильных ответа):

а) высокий социальный статус

б) высокая заработная плата

в) высшее образование

г) непререкаемый авторитет

д) твердые убеждения

е) высокая популярность в обществе

17. Увеличение сплоченности группы приводит, как правило, к:

а) стремлению членов группы уменьшить свой личный вклад в совместную деятельность

б) желание ослабить влияние группы и перейти в другую

в) уменьшению влияния группы на ее членов

г)усилению влияния группы на ее членов

18. Лидер – это тот, кто лучше других

а) относится к остальным членам группы

б) осознает критерии общности группы

в) знает историю группы

г) выполняет общегрупповые нормы

19. Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется:

а) руководством

б) доминированием

в) управлением

г) лидерством

20. К функциям лидера относится (выбрать два правильных ответа):

а) распределение ролей, контроль и психологическая поддержка членов группы

б) выдвижение идей и претворение их в жизнь группы

в) заражение группы, быть примером для членов группы анализировать результаты совместной деятельности

г) организация деятельности группы по постановке целей, распределение обязанностей, контроль, анализ результатов деятельности.

21. Осуществляемый групповой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи называется:

а) групповой идентификацией

б) групповой дискуссией

в) групповым самоопределением

г) групповым принятием решения

22. Особое качество группы, высший уровень ее развития обозначается термином:

а) кооперацией

б) коллектив

в) корпорацией

г) ассоциацией

23. Конформность поведения в группе не зависит от…

а) возраста участников группы

б) социального статуса участников группы

в) гендерных особенностей участников группы

г) количества человек в группе

24. Тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами, называется

а) компромиссом

б) манипуляцией

в) приспособлением

г) избеганием

25. Авторитарный, демократический и попустительский стили лидерства выделил

а) К. Левин

б) Д. Майерс

в) А.В. Петровский

г) Т. Шибутани

26. Присутствующая в поведении людей тенденция прилагать меньше усилий в коллективной деятельности на общий результат, нежели в случае индивидуальной ответственности, называется …

а) социальной леностью

б) групповой поляризацией

в) социальной фасилитацией

г) деиндивидуализацией

Задания

1. Может ли одна и та же группа быть одновременно отнесена к «референтной», «профессиональной», «большой», «естественной», «социальной», «неформальной», «номинальной»? Если да, то обоснуйте свой ответ. Если нет, то какую (какие) из названных групп надо исключить?

2. В каком из воспроизведенных отношений находятся пары понятий:

  А, В  

 

 


В
А

А
В

В
А

В
А

а б в г д

Общественные отношения – межличностные отношения

Большая группа – малая группа

Формальная группа – диффузная группа

Малая группа – студенческая группа

Лидер – руководитель, группа – личность

Неформальная группа – референтная группа.

3. Какой социально-психологический механизм описан в знаменитой сказке Х. Андерсена о голом короле? Этот тот случай, когда человек делает вид, что согласен с группой, но на самом деле он просто не хочет «выделяться», чтобы не нарушить единодушия группы.

4. Известно, что в группе, которая характеризуется как малая, реальная, контактная, неформальная, сплоченная есть два человека, которые обладают следующими качествами:

первый – умный, веселый, выдумщик, терпеливый, аккуратный;

второй – умный, остроумный, фантазер, невыдержанный, небрежный.

Кто из них, по вашему мнению, скорее всего, будет лидером в этой группе? Докажите свой ответ

5. Какой социально-психологический механизм взаимовлияния людей друг на друга характерен для персонажа Майский жук из сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка». Сначала Майский жук искренне думал, что Дюймовочка очень красива, но перестал в это верить под влиянием своих собратьев, которые уверяли его, что она некрасива, так как не похожа на жука.

Семинар 4. Изучение межличностных отношений

1. Структура межличностных отношений в малой группе.

2. Социометрический эксперимент.

Литература:

· Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2008. – С.170 – 178.

· Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2003. – С. 189-209.

· Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001. – С. 103-118.

· Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. – С.106 – 139, 206-221.

· Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2008. – С. 386 – 394.

 

Методические рекомендации:

Перед семинарским занятием необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть следующие проблемы:

По вопросу 1 (Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская «Социальная психология малой группы»)

· многоуровневая структура межличностных отношений

По вопросу 2 (Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская «Социальная психология малой группы», Е.В. Андриенко «Социальная психология», А.А Реан, Я.Л. Коломинский «Социальная педагогическая психология»):

· социометрия как метод изучения групповой структуры;

· социометрическая структура группы;

· процедура проведения социометрии: этапы, критерии выбора, обработка и интерпретация результатов.

 

Задания

1. Составьте перечень критериев для социометрии подростков (старших школьников, студентов).

1. коммуникативный положительный.

2. коммуникативный отрицательный.

3. гностический положительный.

4. гностический отрицательный.

2. Выполните по предлагаемым данным социометрию группы. Составьте социоматрицу, социограмму, подсчитайте индексы для пяти членов группы, определите коэффициент групповой сплоченности. Сделайте выводы.

Группа из 9 человек (из них юноши 1, 8,6,9).

1-й выбрал 2 и 8, отверг 4 и 6;

2-й выбрал 8 и 1, отверг 7 и 9;

3-й выбрал 8 и 9, отверг 1 и 4;

4-й выбрал 7 и 5, отверг 1 и 6;

5-й выбрал 4 и 8, отверг 3 и 6;

6-й выбрал 8, отверг 1 и 4;

7-й выбрал 2 и 8, отверг 1 и 6;

8-й выбрал 2 и 4, отверг 3;

9-й выбрал 5 и 8, отверг 7 и 6.

Образец (вариант) оформления социоматрицы:

Ф.И. выбирающего члена группы Ф.И. выбираемого члена группы
                  + - всего
1.   +   -   -   -        
2. +                      
3. -                      
4. -                      
5.                        
6.                        
7.                        
8.                        
9.                        
Количество полученных выборов                        
- положительных                        
- отрицательных                        
Количество взаимных выборов                        
- положительных                        
- отрицательных                        

 

 
Условные обозначения: «+» положительный выбор, «-» отрицательный выбор, взаимный выбор.

 

Образец (вариант) оформления социограммы:

 

 

Условные обозначения: —> позитивный односторонний выбор, <—> позитивный обоюдный выбор, ----> негативный односторонний выбор, <----> негативный обоюдный выбор.

Социометрические индексы позволяют представить результаты опроса в количественной форме.

Индекс социометрического статуса индивида в группе (S)

S = ∑ (R+ - R-), n - 1

 

где S - социометрический статус данного члена группы; R - полученные им выборы и отклонения; n - кол-во членов в группе.

Индекс групповой сплоченности (Сn)

Сn = К, ∑BB

 

где Сn - показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне; К - общее число взаимных выборов, сделанных членами группы; ∑BB - максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.

Показатель К определяется по социометрической матрице, а ∑BB рассчитывается по формуле:

где n - число членов группы.

Показатель хорошей групповой сплоченности – 0,6-0,7

 

3. Группа из 5 человек. 3 – мужчины (№ 2,3,4) и 2 – женщины (№ 1 и 5). В результате социометрического исследования каждый из них получил по 4 выбора. При какой инструкции это возможно.

4. Составьте специальные социально-психологические и методические рекомендации для учителя по улучшению социометрической структуры группы и изменению социометрического статуса некоторых учеников класса.

5. Подготовьте памятку для учителя, включающую в себя этические правила использования социометрической методики в педагогической деятельности. Подумайте, какие негативные социально-психологические явления могут возникнуть в классе (или любой другой группе) при нарушении этики проведения социометрического исследования?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 2196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.054 с.)