История становления и развития международного гуманитарного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История становления и развития международного гуманитарного права.



Право войны имеет историю сопоставимую с историей войн. Уже в период борьбы племён в первобытно-общинной формации, которая в большой степени носила биологический характер, обнаруживается ряд обычаев, которые гуманизировали эту борьбу. Об этом свидетельствуют археологические артефакты, нашедшие отражение в литературно-научных источниках. Богатый материал по данной проблеме имеется, например, в работах Коробчевского Д.А. «Психология войны», изданной в 1892 году, в многотомном труде Ф. Ф. Мартенса «Современное международное право цивилизованных народов» (1905 г.), в работе Першица А.И., Семёнова Ю.И., Шнирельмана В.А. «Война и мир в ранней истории человечества» (1994 г.) и многих других.

Вот лишь некоторые примеры ведения войн древности. В эпоху неолита раненым во время столкновения племён оказывалась медицинская помощь. Изучение сохранившихся немногочисленных первобытных племен в Океании, джунглях Латинской Америки, даёт материал о том, что многие племена заранее предупреждают о начале боевых действий и не начинают их до тех пор, пока племя к ним не подготовятся. Гибель воина с той или другой стороны в ходе сражения становилась причиной приостановления войны на определённое время.

Но известны и прямо противоположные факты. О жестокости войн в древнем мире Ф. Ф. Мартенс – один из теоретиков гуманитарного права России пишет: "...Война в древности объявлялась не только неприятельскому государству и его вооруженным защитникам, но вообще всем лицам, которые находились на неприятельской территории. Жизнь и собственность мирного населения... отдавались на произвол победителя. Захваченные в плен неприятельские лица без различия пола и возраста подлежали смертной казни или обращались в рабов. Они считались собственностью своих захватителей"[44].

В цивилизационных сообществах обычаи, традиции, сформировавшиеся в условиях дикости, становились нормами в процессе появления государства. Уже во втором тысячелетии до н.э. правители некоторых царств Китая требовали гуманного отношения к населению, не принимавшему участия в боевых действиях, предусматривали защиту пожилых людей молодёжи, запрещали уничтожать жилища и сооружения не военного характера, изымать необходимое пропитание для населения, уничтожать природу. Укоренялись нормы, запрещавшие убийство военнопленных, и предусматривавшие их освобождение после окончания войны. Идеи гуманизма были закреплены в Кодексе "Си Ма".

Принципы гуманизма войны стали основой военной философии, начало которой было положено Сунь-цзы в «Трактате о военном искусстве». Они выражены в сформулированных целях войны, ее чётком планировании, стратегии войны и других факторах, исследуемых древним автором. Вот его основные поучения. Цель войны - «это борьба за выгоды. Получение выгоды и есть победа». В отношении планирования войны отмечалось: «Кто – ещё до сражения – побеждает предварительным расчётом, у того шансов много; кто – ещё до сражения - не побеждает расчётом, у того шансов мало. У кого шансов много, побеждает; у кого шансов мало – не побеждает…». Относительно стратегии войны Сунь-цзы учит: «Самая лучшая война – разбить замыслы противника; на следующем месте – разбить его союзы; на следующем месте – разбить его войска». Приведённые положения учения о войне свидетельствуют о стремлении полководца-теоретика беречь людей, проливать меньше крови и экономить материальные ценности.

Подобные правила ведения войны имели место в городах-государствах Шумера Вавилоне, где предусматривалась определенная процедура объявления войны и мирное урегулирования конфликта путем подписания мирного договора. Один из первых в мире правовой источник - Кодекс Хаммурапи (1750 г. до н.э.) предусматривал защиту слабого от сильного. В Древней Индии Законы Ману требовали от монарха защищать не только свой народ во время войны и материальные ценности своей страны, но и не допускать применения тех видов оружия, которые причиняли сильные увечья противнику и уничтожали необходимые для жизни материальные ценности. В Древнем Египте считалось необходимым "накормить голодного, напоить жаждущего, одеть раздетого, дать кров путешествующему, освободить заключенного, вылечить больного, похоронить умершего".

В Древнем Риме война не только регулировалась правом, ставшим фактором развития социума, но и был создан специальный орган - коллегия фециалов, без санкции которого не могла начаться война. В случае несанкционированного возникновения конфликта члены коллегии принимали участие в мирном его разрешении и только после без результативности регулирования после сложных и длительных процедур прибегали к оружию. Римляне завоевали почти весь цивилизованный и полуцивилизованный мир, но официальных заявлений о мировом господстве не провозглашалось. Несмотря на то, что римляне никого не считали себе равными, тем не менее, они относились с уважением к завоёванным народам. Союзники пользовались особыми привилегиями: им давали италийское гражданство, а правителей завоёванных государств наделяли статусом «друга и союзника римского народа», позволяли сохранить традиционную систему управления. Военным не разрешалось ставить перед собой цели нанесения армии противника невосполнимого ущерба. В отличие от многих завоевателей до Рима и после его подобного гуманизма не наблюдалось. Мало примеров того, чтобы завоеватель сплачивал совершенно разные народы и создавал цивилизацию, которая по истечению более чем тысячелетия после своей гибели оставалась примером для современного развития. Иное отношение римлян было к восставшим рабам под предводительством Спартака. Более 6 тысяч побеждённых рабов было распято вдоль А́ппиевой дороги, соединяющей Рим с Грецией, Египтом и Малой Азией.

После гибели Римской империи центром социально-политического развития стала материковая Европа. Но её цивилизационный путь начался с более низкого уровня по сравнению с достижениями античной культуры. Тем не менее, существовали и предпосылки для поступательного развития сообщества. Ими были: более передовая по сравнению с рабовладельческой система хозяйства и прогрессивная для того времени идеология в форме христианства; начавшая в XII веке рецепция римского права и другие. Но предпосылки, способствующие общественному прогрессу, не оказывали желаемого влияния на гуманизацию социально-политической жизни, тем более на гуманизацию войны.

Нельзя оставить без внимания деятельность отцов-основателей христианской церкви. Лозунг "справедливой войны", провозглашённый Блаженным Августином, фактически легитимировал войну. Церковь во время крестовых походов заботилась о приумножении и сохранении собственного богатства и наделяла воюющих правом на неограниченное насилие, как в отношении армий, так в отношении мирного населения. Во время крестовых походов и иных религиозных войн церковь открыто призывала к полному физическому истреблению „неверных и еретиков". Не может быть предано забвению зверства крестоносцев, совершивших ими на святой земле в 1099 г. Захватив Иерусалим, они полностью уничтожили население города. В эпоху средневековья право войны, вырабатываемое тысячелетиями, было предано забвению.

При рассмотрении вопроса становления гуманитарного права и влияния религиозных традиций и учений на этот процесс необходимо обратить внимание на такой источник ислама, как Коран. Священный источник мусульман требует вести боевые действия только против тех, у кого есть в руках оружие. В главе 2, стих 190, говорится: "И сражайся с именем Аллаха против тех, кто сражается против тебя, но не будь агрессивным. Верь, Аллах любит не агрессоров". В главе 2, стих 191, говорится: "И не сражайся с теми, кто в мечети, но если они сражаются с тобой, убей их". Пророк говорил: "Пленные — ваши братья. По воле бога они в ваших руках. Они в вашей воле, лечите их так, как вы лечите себя, дайте им пищу, одежду, кров. Не требуйте от них делать то, что им не по силам; лучше помогите им делать то, что они могут делать".

В XI- XII веках возникло рыцарство - привилегированное военно-земледельческое сословие в Западной Европе, основными ценностями которого были: вера, честь, доблесть, благородство, верность. За несколько сот лет функционирования это братств сыграло определенную роль в гуманизации войн эпохи средневековья. Но нормы ими установленные действовали только в отношениях между христианами и знатью, феодалами

Мыслители позднего средневековья не отличались высокой степенью гуманизма. Итальянскому государственному деятелю и писателю Н. Макиавелли, например, был присущ рационализм, трезвый взгляд на реальную действительность, поэтому он не рассматривал мир в качестве цели международных отношений и не призывал государства бороться за мир и безопасность. Отдавая предпочтение военным средствам разрешения межгосударственных конфликтов, отмечая, что государства не связаны никакими ограничениями в принятии решений о войне, он крайне отрицательно относился к практике наемных войск, считая, что это одна из причин частых военных конфликтов, "ввиду того, что эти войска не руководствовались национальными интересами в погоне за наживой". Что же касается высказываний Макиавелли о правилах ведения военных действий, то следует заметить, здесь его взгляды не отличались высоким человеколюбием. По его мнению пленных врагов следует не держать в плену, а убивать, хотя в тоже время он призывал не причинять вред тем, у кого не было в руках оружия.

Пробуждение гуманистической мысли против войн и военных конфликтов, призывы к гуманизации отношений между воюющими сторонами начинаются в эпоху позднего Возрождения (конец XV — 90-е годы XVI века), бурно продолжает развиваться в эпоху Просвещения и в период первых буржуазных революций. В это время появляется плеяда гуманистов, ярых противников войны и последовательных сторонников мира. Среди них: Марселий Падуанский (1280-1343), Эразм Роттердамский (1469-1536), Себастьян Франк (1500-1543), Максимильен Сюлли (1559-1641), Гуго Гроций (1583-1645), Вильям Пен (1644-11718), Шарль И. де Сен-Пьер (1658-1743), Вольтер (1694-1778), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), Иммануил Кант (1724-1804), Гердер Готфрид (1744-1803), Иоганн Г. Фихте (1762-1814). Среди сторонников мира и необходимости регулирования войн особое место занимает В.Ф. Малиновский (1765-1814).

Проанализировать позиции названных выдающихся личностей по проблемам войны не представляется возможным, поэтому напомним кратко об идеях некоторых из них.

Основоположником права ведения войны считается Гуго Гроций. Обобщив весь предшествующий опыт регулирования ведение войн, прежде всего Древней Греции и Рима, он сделал вывод о том, что война не есть продукт божественной воли, а продукт человеческих интересов и страстей. В силу этого война, по мнению Гроция, поддерживается естественным правом. Г. Гроций обосновал возможность и необходимость справедливых в о йн и утверждал, что справедливость причин, побудивших государство прибегнуть к войне, не освобождает последнее от обязанности соблюдать законы войны. Но человек не может всецело погружаться в заботы войны, во время войны не позволять проявлению звериной силе, а нужно стремиться к миру и проявлять усердие для смягчения войны «человеколюбием, пока, чрезмерно подражая диким зверям, мы не разучились быть людьми».

Достойным продолжателем создания теории права войны стал французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо. В своей работе "Об общественном договоре" он на основе анализа динамики развития общества вскрыл его противоречия, обосновал причины возникновения войны и необходимость создания права её ведения. Одной из заслуг мыслителя является его вывод о том, что война - это отношение государств, а не отдельных индивидов между собой. Государства обязывают людей участвовать в войне, ими объявленной. Индивиды становятся врагами по требованию и воле государства, и не всё население стран участвует в войне. Поэтому следует различать участников войны от тех, кто в ней не участвует. Но и тех, и других требуется защищать соответствующими законами.

В XVII- начале XVIII вв. во всех странах Европы были созданы регулярные (профессиональные) армии – средство ведения войны. Вводится запрет на мародерство и грабежи. Гуманизация правил ведения военных действий находит отражение в договорной практике ряда государств. В них содержались положения, главная цель которых состояла в защите человека

Определённый вклад в гуманитарное развитие права войны внесла Россия. Во многих договорах заключённых нашей страной с другими странами в различные исторические периоды содержались положения, обязывавшее стороны щадить мирных жителей и не угонять в плен сельское население захваченных территорий, не уничтожать варварскими способами имущество и иные ценности. Начинает развиваться гуманистическая мысль. Например, В.Ф. Малиновский – один из отечественных гуманистов и просветителей в работе «Рассуждение о мире и войне», вышедшей в свет в 1802 г., отмечает наличие в жизни людей множество неизбежных зол и среди них война, «которая есть зло самопроизвольное и соединение всех зол в свете». «Война, - далее констатирует автор, - заключает в себе все бедствия, коим человек по природе может подвергнуться, соединяя всю свирепость зверей с искусством человеческого разума, устремленного на пагубу людей. Она есть адское чудовище, которого следы повсюду означаются кровию, которому везде последует отчаяние, ужас, скорбь, болезни, бедность и смерть»[45]

Творческий труд от первой и до последней страницы пронизан абсолютным неприятием войны, но автор прекрасно осознавал проблематичность устранения этого явления из жизни общества, поэтому настаивал на проведение мер, способствующих «облегчение зол войны». «Если война есть неизбежное зло, то, по крайней мере, должно ограничить ее свирепости; например, зачем переносить ее во все части света? Если ссорится Европа, должна ли Америка, Азия и Африка участвовать в кровопролитии?…»[46], - задаётся вопросом В.Ф. Малиновский. Работа изобилует мыслями, которые не потеряли своего значения и для сегодняшней реальности.

Во второй половине XIX в. началась активная разработка и кодификация гуманитарных норм, получивших название «право войны», а впоследствии международного гуманитарного права. Сторонники гуманизации войны выдвигали идею подписания соглашения о взятии на себя определённых коллективных обязательств по выполнению определённых правил в период ведения войны. Инициаторами реализации идеи коллективной разработки правил ведения войн и ответственности за их неисполнение стали Анри Дюнан, Палашиано и Арро, представители Швейцарии, Италии и Франции. Они приложили большие усилия по организации и проведению в августе 1864 года конгресса в Женеве, который принял конвенцию, состоящую из трёх частей: а) по отношению к раненым и больным воинам, б) по отношению к врачебному и вспомогательному персоналу в) по отношению к госпиталям и их материальной части. Из шестнадцати участников конгресса конвенцию подписали двенадцать. Со временем выявились некоторые недостатки принятых документов, но Женевская конвенция считается началом современного гуманитарного права (права войны). Начиная с Женевской конвенции 1864 г. началось создание системы современного МГП. Большое значение для становления МГП имела Петербургская декларация 1868 г. об отмене использования взрывчатых и зажигательных пуль. В документе ставилась задача гуманитарного права — определить "технические границы, при которых потребности войны должны отступать перед требованиями гуманности".

Далее основными вехами проведённая в 1874 г. по инициативе России в Брюсселе международная конференция по выработке кодекса законов и обычаев войны, который не был выработан, но конференция внесла значительный вклад в процесс развития и кодификации гуманитарного права. В частности, проект конвенции, который обсуждался на конференции, предусматривал, что военные действия должны направляться только против вооруженных сил и военных объектов. Тем самым провозглашался принцип защиты гражданского населения и гражданских объектов. Впервые выдвигалось требование уважать "религиозные убеждения, честь, жизнь и собственность мирного населения", не истреблять частную собственность без особой на то необходимости. В проекте конвенции нашел отражение также принцип защиты культурных и исторических ценностей.

Большую роль в развитии МГП сыграли две мирные конференции в Гааге в 1899 и 1907 годах, на которых были приняты международные конвенции о законах и обычаях войны. Первая была созвана по инициативе императора России Николая II 29 августа 1898 года. Конференция открылась 18 (6) мая, в день рождения Императора, и проходила по 29 (17) июля с участием 26 государств. Конференция приняла три конвенции и три декларации. Вторая мирная Гаагская конференция проходила со 2 (15) июня по 5 (18) октября 1907 года, в которой участвовали представители 44 государств. Третья Гаагская конференция была запланирована на 1915 год, но не состоялась в связи с Первой мировой войной. Принятые документы получили название "право Гааги". «О мирном решении международных столкновений»; «О законах и обычаях сухопутной войны»; «О применении к морской войне начал Женевской конвенции 10 августа 1864 года» кроме того были приняты 3 декларации: «О запрещении на пятилетний срок метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов»; «О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы»; «О неупотреблении пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом теле».

Вторая мировая война поставила серию вопросов, решение которых не требовало отлагательства. В 1949 г. международное сообщество собирается в Женеве и подписывает четыре конвенции, явившиеся логическим продолжением "права Гааги". Главное внимание в них было сосредоточено на проблеме защиты жертв войны. Эти четыре конвенции получили название "право Женевы". Начался поворотный пункт в становлении международного гуманитарного права как самостоятельной отрасли международного права.

Современные вооруженные конфликты проявили ряд новых элементов, которые требовали правового оформления. В частности, это проблема повстанцев в национально-освободительной войне, применение новых видов вооружений и средств ведения войны; новых категорий и подкатегорий вооруженных конфликтов. Был определён новый вид конфликтов – «немеждународные вооруженные конфликты. С целью урегулирования этих вопросов в Женеве в период с 1974 по 1977 г. работала Дипломатическая конференция, на которой были подписаны два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. Следующим этапом в развитии и кодификации международного гуманитарного права явилась Дипломатическая конференция по запрещению или ограничению конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, проходившая в два этапа в Женеве в 1979 и 1980 гг. Конференция приняла Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия. В 90-е годы прошлого столетия были приняты ряд международных НПА, в частности, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении, пересмотренные Протоколы, касающиеся ослепляющего лазерного оружия (Протокол IV (новый) к Конвенции 1980 г.), о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств, Конвенция о запрещении применения, накопления, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении.

2. Источники и содержание международного права в период вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право непрерывно развивается. За всю историю его развития в действии было более 500 нормативных актов, возведённых волей государств. Такая форма закрепления правовых норм (правил поведения) в юридической науке, обозначаются термином «источники права». В настоящее время нормы гуманитарного права воплощены в более чем 80 международных соглашениях. К источникам МГП относятся: международные договоры; декларации; конвенции; обычаи; прецеденты; общепризнанные нормы, принципы международного права; резолюции международных организаций; решения Международного комитета Красного Креста (МККК); нормы национального гуманитарного права.

Ниже приводится хронология принятия нормативно-правовых актов (НПА) международного гуманитарного права.

1864 г. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны.

1868 г. Санкт-Петербургская декларация (запрещение использовать на войне некоторые виды пуль).

1899 г. Гаагские конвенции, касающиеся, в частности, законов и обычаев сухопутной войны и применения к морской войне принципов Женевской конвенции 1864 г.

1906 г. Пересмотр и развитие Женевской конвенции 1864 г.

1907 г. Пересмотр Гаагских конвенций 1899 г. и принятие новых конвенций.

1925 г. Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств.

1929 г. Две Женевские конвенции:

- пересмотр и развитие Женевской конвенции 1906 г.;

- Женевская конвенция об обращении с военнопленными (новая).

1949 г. Четыре Женевских конвенции:

I. Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

II. Об улучшении участи раненых, больных лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

III. Об обращении с военнопленными;

IV. О защите гражданского населения (новая).

1954 г. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

1972 г. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия и об их уничтожении.

1977 г. Два Дополнительных протокола к четырем Женевским конвенциям 1949 г.. которые усиливают защиту жертв международных (Протокол I) и немеждународных (Протокол II) вооруженных конфликтов.

1980 г. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Эта конвенция включает:

· Протокол (I) о необнаруживаемых осколках;

· Протокол (II) о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств;

· Протокол (III) о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия.

1993 г. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении.

1995г. Протокол, касающийся ослепляющего лазерного оружия (Протокол IV (новый) к Конвенции 1980 г.).

1996г. Пересмотренный Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II (пересмотренный) к Конвенции 1980 г.).

1997г. Конвенция о запрещении применения, накопления, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении.

Международное гуманитарное право(МГП) представляет собой применяемую в период вооруженных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся обычаев ведения боевых действий[47].МГП является отраслью международного публичного права и состоит из права Женевы и права Гааги (называемым также "правом вооруженных конфликтов", "правом войны" или "законами и обычаями войны"). Право Гааги устанавливает права и обязанности сторон, ведущих военные действия. Женевское право, или собственно гуманитарное право, охраняет интересы участников войны, и лиц, так или иначе, с ней связанных. Цель МГП - облегчить, насколько возможно, бедствия и лишения, приносимые боевыми действиями. МГП при любых обстоятельствах обеспечивает гуманное обращение во время вооруженных конфликтов лицам, непосредственно не принимающим участия в боевых действиях.

Содержание МГП включает в себя: определение основных видов военных конфликтов; порядок объявления войны; запрещение средств, форм и методов ведения войны; регламентирование действий воюющих сторон в отношении участников боевых действий, гражданского населения и других лиц, находящихся на территории ведения войн; правила окончания войны; ответственность сторон за нарушение норм международного гуманитарного права.

Определение основных видов военных конфликтов. Прежде всего, международное гуманитарное право различает военные конфликты между-народные и немеждународные. Под международным вооруженным конфликтом (войной) понимается вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами. (Классификация военных конфликтов дана так же в ныне действующей «Военной доктрине РФ»). При возникновении обоих видов конфликтов применяются нормы МГП, содержащиеся в четырех Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительном протоколе I 1977 года. Они вступают в силу с самого начала военных действий независимо от причин возникновения и характера конфликта. Немеждународный (внутренний) вооруженный конфликт - это вооруженное противоборство внутри одного государства между правительственными силами и антиправительственными отрядами (повстанцами, незаконными вооружёнными образованиями). Государство имеет право по своему усмотрению применять военную силу при этом своими действиями не нарушать норм МГП. Это же требование обязательно и для сил, противостоящих правительственным вооружённым силам. Нормы, регулирующие немеждународные вооруженные конфликты изложены в общей для всех четырех Женевских конвенций статье 3 и Дополнительном протоколе II.

Порядок объявления войны. Требование, обязывающее государства объявлять начало войны, было закреплено III Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 г. под воздействием варварского нападения японских военных морских судов на русские военные корабли в Порт-Артуре. К сожалению, до настоящего времени эта норма МГП выполняется далеко не всегда. В Преамбуле III Гаагской конвенции указывается: «Для обеспечения мирных отношений важно, чтобы военные действия не начинались без предварительного предупреждения». Таким образом, с принятием III Гаагской конвенции начало военных действий без предупреждения стало относиться к военным преступлениям.

Правовые последствия объявления войны: прекращение всех мирных отношений между воюющими государствами, в том числе дипломатических, консульских, торговых и иных; договоры между воюющими государствами прекращаются (если это двусторонний договор между воюющими) или приостанавливаются (если это многосторонний договор); начинают действовать договоры, специально рассчитанные на случай возникновения войны (Гаагские, Женевские конвенции и другие НПА); война разворачивается на определенной территории, которая становится театром войны; граждане неприятеля могут быть подвергнуты интернированию или переселению; воюющий вправе конфисковать всю государственную собственность неприятеля, находящуюся на его территории, за исключением имущества дипломатических или консульских учреждений; могут быть конфискованы и торговые суда государства-противника и его частных лиц, которые война застала в портах воюющего.

Объектами МГП являются люди, материальные объекты и культурные ценности.

Люди в условиях войны в соответствии с нормами четырёх Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов 1977 г. подразделяются на комбатантов и некомбатантов. Комбатанты (франц. combatant – воин, боец) -это лица, входящие в состав вооружённых сил воюющих сторон непосредственно участвующие в боевых действиях, т.е. сражающиеся. Некомбатанты – несражающиеся. К ним относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий непосредственного участия в этих действиях. Это интендантский и медицинский персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство и др. Несражающиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника. В тоже время оружие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества.

Все категории военнослужащих (комбатанты), в том числе раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, партизаны, личный состав ополчения и добровольческих отрядов, организованных движений сопротивления, стихийно восставшее население, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы войны, относятся к военнопленным и к ним должен применяться режим военного плена. Режим военного плена – военнопленные находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен; с ними всегда следует обращаться гуманно; ни один из них не может быть подвергнут физическому калечению, или научному, или медицинскому опыту; запрещается дискриминация по причинам расы, цвета кожи, религии, социального происхождения; на первом допросе военнопленный обязан ответить только на следующие четыре вопроса: фамилия и имя; воинское звание; дата рождения; личный номер. Военнопленный обязан предъявлять свое удостоверение личности при любом требовании. Удостоверение личности у военнопленного не изымается, а при отсутствии такового в сборных пунктах военнопленных объединения оформляется и выдается временное удостоверение личности.

К жертвам вооруженных конфликтов относятся: военнопленные, раненые и больные, лица из состава вооруженных сил, потерпевшие кораблекрушение на море, а также гражданское население, в том числе на оккупированных территориях. Под гражданским лицом понимается лицо, не принадлежащее ни к одной категории вооруженных сил. Гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. В случае сомнения относительного того, является ли какое-либо лицо гражданским лицом, оно считается гражданским лицом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 2666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.043 с.)