Военные реформы в России в xVI-XX вв. И их значение для реформирования вс РФ на современном этапе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Военные реформы в России в xVI-XX вв. И их значение для реформирования вс РФ на современном этапе.



Многими поколениями учёных доказано наличие протогосударственных образований восточных славян, которые вели оборонительные войны против агрессии соседних племён. С востока это были кочевники, с запада – германские племена. Вместе с тем уже в VI веке славяне успешно воевали против Византии – одного из самых цивилизованных и могущественных государств того времени. Многие писатели начала первого тысячелетия н.э. свидетельствовали о наличии у славян организованной и эффективной военной силы. Это свидетельствует о том, что они не только на равных противостояли цивилизованным народам того времени, но по многим направлениям бытия навязывали им свою волю с помощью важнейшего для того времени средством – военной силой, то есть находились на высокой стадии цивилизационного развития.

Многие столетия борьбы с многочисленными азиатскими агрессорами, с могущественной Восточной Римской империей - Византией, с Хазарским каганатом на юге, скандинавами и франками на северо-западе славянские племена отстояли свою независимость и объединились в союзы племён. В этой непрерывной борьбе складывалась государственность, крепла военная организация, возникало чувство необходимости единства славянского этноса. Военная сила русичей была надёжным средством, способствующим становлению и развитию Русского государства. Однако феодальная раздробленность Руси XIII-XIV вв. сильно ослабила как экономическую, так и военную мощь не в полной мере ещё окрепшего государства.

В условиях объединения русских земель под властью Москвы, укрепления Великого Московского княжества стала создаваться и новая военная организация. Во второй половине XIV века создаётся поместное войско. На смену младшим и старшим дружинникам пришли организованные группы феодалов, во главе которых стоял боярин или служивый князь. В XV веке в годы правления Великого князя московского с 1462 года Ивана III поместное войско составляло основу военной организации.

При великом князе «всея Руси» Иване Грозном (правил с 1533 по 1584 гг.) территория Русского государства стала быстро прирастать новыми землями. Поместное войско перестало обеспечивать военную безопасность общества. Возникла необходимость проведения ряда военных преобразований. В 1550 году из «лучших» детей боярских была сформирована «Избранная тысяча». В 1552 году были произведены структурные изменения военной организации. Полки поместной конницы получили сотенную структуру. Командование сотнями осуществляли сотенные головы. Совершенствуется система государственного и военного управления и финансирования «служилых людей». В качестве царского «пожалования» им предоставлялись поместья за счёт уравнительного «землемерия» и излишков земли у «вельмож, оскудевших службой», то есть тех, «кто землю держит, а службы с неё не платит».

Создаётся приказная система. Создаются Разрядный приказ — основной орган военного управления, Посольский, Стрелецкий и другие. В 1556 было составлено Уложение о службе, которое представляло собой часть единого «Приговора царского о кормлениях и о службе». Данный акт фактически законодательно завершает процесс перестройки войска Русского государства в XVI веке.

Военная организация как системы включала в себя: поместное войско; стрелецкое войско; выделение артиллерии (наряда) в самостоятельный род войск; централизация системы снабжения; создание постоянной сторожевой службы на юге; использование огнестрельного оружия и др. особого внимания заслуживает создание во время правления Ивана IV финансово-экономической службы. Регулярное материальное и денежное обеспечение русского войска было организовано в XVI в., что подтверждает создание Различные приказы: Посольского (1549 г.), Разрядного (1-я половина XVI в.), Стрелецкого (1571 г.) и других приказов. Они ведали начислением и раздачей денежного содержания за ратную службу.

Преодоление смуты начала XVII века создало условия для укрепления государства, сплочения русских земель, создания единого экономического пространства. Начали возникать первые мануфактуры. Завершился длительный процесс складывания Российского централизованного государства. Достигнутое ранее политическое единство русских земель теперь было закреплено их экономическим объединением. В то же время усиливается феодально-крепостнический гнет. В середине столетия с принятием Соборного уложения (1649 г.) окончательно оформляется общегосударственная система крепостного права.

Кроме внутренних задач, состоявших в дальнейшем укреплении положения и господства феодалов, перед Российским государством стояли и важные внешнеполитические проблемы, которые определились ещё в конце XV-XVI вв.: воссоединение левобережной Украины с Россией, получение выхода к Балтийскому Чёрному морям и оборона южных рубежей страны от турецко-крымских набегов. Всё семнадцатое столетие было заполнено борьбой с сильными и многочисленными противниками - Польшей, Швецией, Турцией и её вассалом Крымом, которые покушались на государственную целостность и независимость России. В связи с вхождением в состав России Восточной Сибири и Камчатки правительству нужно было разрабатывать и претворять в жизнь восточное направление внешней политики.

Эволюция государственного строя в сторону абсолютизма и необходимость проведения много векторной внешней политики обусловили изменения в организации вооружённых сил России. Для охраны страны от внешних и внутренних угроз были необходимы такие вооруженные силы, которые постоянно находились бы в достаточно высокой степени боеспособности. Нужна была регулярная армия, к формированию которой и приступило правительство в 30-х гг. XVII в. Но осуществить военные преобразования в короткие сроки не позволяли проблемы, возникшие в предшествующие десятилетия. Нужны были политическая решимость и воля. Эти качества по объективным обстоятельствам были воплощены в личности Петра Романова.

История реформирования вооруженных сил XVIII в. неразрывно связана с именем Петра I. Его реформы начались на рубеже XVII-XVIII вв. и продолжались по нарастающей вплоть до его смерти. Во многом Петр I действовал без заранее разработанного плана, исходя из практических потребностей и своего видения существующих проблем. Осуществлённые им преобразования в экономике, финансах, в образовании, науке, культуре, в области государственного управления и другие свидетельствуют о колоссально объёмном взгляде будущего императора на общество. Что касается военной реформы, то он фактически в юношеском возрасте осознал её необходимость.

Неудачи начального периода войны со Швецией (Северная война 1700-1721 гг.) стали импульсом ускоренного реформирования армии и флота. Первейшей задачей военной реформы Пётр I выдвинул завершение процесса создания регулярной армии и флота[29]. С этой целью:

- введена рекрутская система комплектования (рекрутировали определённое количество человек в возрасте 20-30 лет пожизненно, офицерский корпус комплектовался в основном из дворян);

- определена организационная структура военной силы, которая состояла из полевой армии (состояла из пехоты, артиллерии и кавалерии), гарнизонных войск, ландмилиции (охрана границы), иррегулярные части;

- осуществлена централизация системы военного управления. Приказы были заменены Военной коллегией, для управления сухопутными войсками, и Адмиралтейств-коллегия – орган управления ВМФ. На время войны создавался Полевой (Генеральный) штаб. Учреждена должность генерал-комиссара (1700 г.) и подчинение ему Особого приказа, который занимался денежным снабжением армии;

- создаётся система обучения и воспитания;

- совершенствуется военно-техническое оснащение армии и флота. Войско потребляло более 70 процентов годового бюджета;

- создание правовых основ функционирования армии и флота. В 1716 г. был разработан и утверждён Устав воинский, в 1720 – Устав морской. Были изданы указы, регулирующие самые различные отношения в Армии и на Флоте;

- разработан свод правил поведения и отношения военнослужащих между собой, их отношения к службе, обществу и государству, то есть, военный этикет.

В после петровскую эпоху каждый император вносил тот или иной вклад в развитие русской армии. При Екатерине Великой произошли некоторые изменения в комплектовании армии. После была отменена обязательная служба дворян и упорядочен призыв рекрутов. Проведённые меры положительно сказались на русском военном искусстве, которое стало образцом и предметом гордости. В целом же военная организация сохранила петровские традиции и соответствовала мировым стандартам. Армия была той силой, которую императоры использовали в качестве инструмента внешней политики. В целом же военная система, созданная правительством Петра I, оказалась настолько устойчивой, что без существенных измене­ний продержалась до второй половины XIX века.

В первой половине XIX века были осуществлены некоторые военные преобразования. В частности, Александр I в сентябре 1802 года подписал Манифест “Об учреждении министерств” вместо упразднявшихся коллегий, которые как органы исполнительной власти были учреждены еще Петром I. Были модернизирован высший судебно-административный орган – Сенат. Было образовано Министерство сухопутных сил во главе с министром и военной коллегией. Но системные и глубокие преобразования государства и общества проведены не были.

Крымская война 1853-1856 гг. со всей очевидностью поставила диагноз власти: низкая компетентность в решении государственных проблем, что привело к отставанию России от многих стран Западной Европы. Это отставание принимает размеры опасные для национального суверенитета. Но в обществе всегда есть определённое количество людей со здоровым иммунитетом от политической близорукости. Такими людьми были император Александра II, обученный и воспитанный Жуковским В.А., Сперанским М.М., Д.А. Милютин - военный министр с 1861 года и другие ревнители Отечества. Что касается военной сферы они осознавали нехватку мобилизационных резервов, физиологическую усталость солдат и младших командиров, вызванную продолжительностью и общей тягостью службы, дефицит офицерских кадров, физическое и моральное старение оружия, несоответствие правовой основы для развития вооружённых сил.

На военную реформу, безусловно, положительно повлияли отмена 19 февраля 1861 года крепостного права и вся совокупность других реформ, которые получили общее название «великих». Тем не менее, реформа военного ведомства осуществлялась достаточно медленными темпами. Только на её подготовку ушло более десяти лет. Это было обусловлено, во-первых фундаментальностью, с которой поводились намеченные меры, во-вторых, сложностью стоящих перед реформаторами задач, в-третьих, нехваткой необходимых ресурсов, в-четвёртых, сопротивлением военной реформе отдельной части генералитета и чиновничества.

Цели и задачи реформы определялись исходя из текущего состояния военно-политической обстановки, возможных военных угроз в ближайшей и отдалённой исторической перспективе, из экономических и духовных возможностей страны. Содержание очередной военной реформы по своему смыслу в основном повторяет содержание ранее проведённых реформ, только на новом цивилизационном уровне, т.е. с учётом возникших проблем.

Милютин Д.А. начал военную реформу с разработки и принятия ряда НПА. Важнейшими из них были Положение о военном округе (1864 г.), Положение о полевом управлении войсками в военное время (1868 г.), Устав о воинской повинности (1874 г.) и др. Принятые НПА предусматривали: замену рекрутской системы всесословной повинностью; создание обученного резерва; перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией; реорганизация боевой подготовки войск, офицерских кадров (замена кадетских корпусов гимназиями, создание военных и юнкерских училищ); принятие военно-судебного устава.

Основным новшеством в области реорганизации военного управления явилась военно-окружная реформа. Вся территория России делилась на 15 военных округов. Во главе округа стоял командующий войсками. Как правило, он яв­лялся и генерал-губернатором, что обеспечивало единство военной и гражданской власти в одном лице. Каждый округ представлял со­бой одновременно орган строевого управления и орган военно-адми­нистративного устройства, сосредотачивая в себе все функции военного управления. Это давало возможность оперативно руководить войсками и быстро мобилизовать их (за 30-40 дней вместо прежних 3-6 месяцев).

Военно-окружная система создавала большие преимущества в оперативном руководстве войсками. Система управления стала более гибкой, приблизилась непосредственно к войскам, сократились сроки мобилизации. В случае войны военно-окружное управление легко превращалось в штаб действующей армии, что было очень важно для пограничных округов. Кроме того, с 1867 г. в подчинение военного министра была передана вся артиллерия, гвардия, инженерные войска и военные учебные заведения, ранее имевшие свои управления. Тем самым была достигнута централизация военного управления.

В итоге, военные реформы в целом сыграли важную роль в повы­шении боеспособности русской армии. Победоносно была завершена русско-турецкая войн 1877 – 1878 гг. Однако экономическая отсталость не позволяла поддерживать боеспособность вооружённых сил на должном уровне длительное время, к тому же слабая подготовка высшего командного состава стали причиной поражения Русской армии в войне с Японией. По этой причине возникла необходимость военных преобразований в 1905-1912 гг.

В целях восстановления боеспособности армии и флота необходимо было принять меры по их укреплению. Для усиления централизации военного управления в 1905 г. был создан Государственный Совет Обороны. Генеральный штаб стал самостоятельным, независимым от Военного министерства органом. Ему передавались все вопросы подготовки страны к войне. Создаётся Морской Генеральный штаб. Положительным стало введение территориальной системы комплектования, сокращение сроков действительной военной службы для рядового состава, улучшение социального положения всех категорий военнослужащих, омоложение офицерского корпуса, принятие новых уставов и наставлений и др. Проведённое реформирование вооружённых сил России в 1905 – 1912 гг. привело ко многим позитивным изменениям в военном управлении, организационно-штатной структуре, в военно-техническом оснащении армии и флота.

Военная реформа в начале XX века способствовала созданию в России самой многочисленной в мире армии – свыше 1,4 млн. человек, а после мобилизации – более 5,3 млн. На её вооружении находи­лось более 7 тыс. орудий, из них 240 тяжёлых, более 4 тыс. пулемётов си­стемы "Максим", 263 самолёта, 4 тыс. автомобилей. Главным родом войск была пехота, её удельный вес в сухопутных войсках составлял 70%, артиллерии – 15%, кавалерии – 8%. Высшим тактическим соединением был армейский корпус. В таком качестве Армия России вступила в Первую мировую войну, в горниле которой могла выстоять, но была уничтожена в пламени революций.

Руководство Советской России в первый период своего существования вынуждено было привлекать на свою сторону личный состав старой армии. Однако, большевики ещё до своего прихода к власти исходили из программной установки на слом старой армии и замены её всеобщим вооружением народа. В период Первой русской революции (1905 – 1907 гг.) уже создавались в крупных городах боевые отряды и дружины из числа рабочих под руководством Советов рабочих и солдатских депутатов, получившие название «Красной гвардии». В октябре-ноябре 1917 г. в отрядах Красной гвардии насчитывалось около 200 тысяч бойцов. Набор в эту структуру осуществлялся на добровольческом принципе, как переходной формы в условиях огромной усталости народа от войны. В январе 1918 г. было опубликовано "Положение об организации Социалистической Армии". Ядром ее стала Красная гвардия, а 15 (28) января 1918 г. Ленин подписал Декрет о создании РККА на добровольческих началах и учреждении при Наркомате по военным делам Всероссийской коллегии по организации и управлению РККА. Верховным руководящим органом Красной Армии согласно декрету являлся СНК. Одновременно с Красной Армией, как её составная часть, создавался и Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. 28 января (11 февраля) 1918 г. СНК издал декрет об организации Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота.

Преобразования военной организации нового государства проводились фактически перманентно. Первая военная реформа была поведена в 1924 – 1925 гг., которая затронула все вопросы военного строительства. В 30-е годы была поставлена задача технического переоснащения РККА, но вместе с тем уделялось большое внимание совершенствованию военного управления. В июне 1934 г. был упразднён Реввоенсовет СССР, и создан Наркомат обороны (НКО). В 1938 г. был создан Главный совет РККА. но уже на правах бывшего Реввоенсовета. В сентябре 1935 г. штаб РККА был преобразован в Генштаб РККА, с расширением функций, что способствовало усилению его роли в руковод­стве войсками. В 1936 году был создан Наркомат оборонной промышленности.

Важную роль в укреплении военной организации и в обеспечении военной безопасности общества сыграло принятие 1 сентября 1939 г. Закона о всеобщей воинской обязанности. Закон создал правовую базу для развёртывания массо­вой армии и её дальнейшего совершенствования. Была разработана программа технического перевооружения Красной Армии и Флота, создания единой централизованной системы командования вооружёнными силами страны, организационная перестройка Красной Армии. Выдвинутые цели и задачи решены не были. План был рассчитан на несколько лет. Только первый этап перевооружения предполагалось завершить только в 1942 году.

Тем не менее военная политика 30-х годов давала свои положительные результаты. Военное производство с каждым годом наращивало темпы. К 1938 году оборонная промышленность производила ок. 5,5 тыс. боевых самолётов, почти 2,5 тыс. танков и более 12,5 тыс. орудий в год. Больше стало уделяться внимания подготовке военных кадров. К началу войны, действо­вало 19 академий, 10 военных факультетов в гражданских вузах, 7 высших военно-морских училищ, 203 училища и множество крат­косрочных курсов младших лейтенантов, в которых обучалось в общей сложности свыше 300 тыс. слушателей и курсантов[30]. В 1938 году Красная Армия дала отпор милитаристской Японии у оз. Хасан и в районе Халхин-Гола.

Негативное влияние играла волюнтаристическая политика главы государства И.В. Сталина. Массовые репрессии и "чистки" армии в 1937 – 1938 гг. подрывали боеспособность Красной Армии и ослабляло оборону СССР накануне Великой Отечественной войне, что пагубно сказа­лось в первый её период.

Во время социальной трагедии 1941-1945 годов советский народ жил целью: «Всё для фронта! Всё для победы!». В настоящее время проблематично представить не только все ужасы войны с фашизмом, но и трудности перехода от военного к мирному времени. К тому же этот переход осуществлялся под угрозой, бывшей в то время единственной ядерной державой, США. Давно является общеизвестной реакция президента этой страны Г. Трумэна на доклад в 1945 году о готовности испытания ядерной бомбы: «Если эта бомба взорвется, у меня будет хорошая дубина против этих русских парней». Но несмотря ни на что военная реформа в СССР была проведена. Сократили численность Армии и Флота. Только в 1955-1957 гг. личного состава уменьшилось на 2,14 млн. В 1960 году Вооружённые Силы СССР были сокращены ещё на 1,2 млн. человек. Создание ракетного оружия повлекло бессмысленное уничтожение боевых кораблей и самолётов. В 1949 году Советский Союз создал свою ядерную бомбу, а в 1953 году первым в мире испытал водородное оружие.

Необходимость перманентного реформирования военной организации обусловливается возрастанием темпов смены новых видов вооружений и боевой техники, навязываемая Западом гонкой вооружений. К середине 80-х годов в СССР возникла необходимость радикальных военных перемен. Она была обусловлена негативными явлениями в обществе и продолжающейся «холодной войной». Переход к новому политическому мышлению предусматривал отказ от жёсткой конфронтации государств с различным политическим строем. Была принята оборонительная военная доктрина. Произошло сокращение военного бюджета и уменьшение объёмов военного производства, началась ликвидация ракет средней и малой дальности, одностороннее сокращение ВС на 500 тыс. человек. Были проведены и другие мероприятия. Реформа не завершена из-за распада СССР.

История создания, развития и реформирования Вооружённых Сил является составной частью общей истории России. Исторический опыт свидетельствует, что недооценка их значения для страны всегда приводила к огромным людским потерям, к экономическому упадку и к позорному поражению в войне.

Современная военная реформа явилась логическим продолжением реформы 80-х годов прошлого столетия, то есть, когда существовал Советский союз. После его разрушения политическая и социально-экономическая ситуация еще больше осложнилась. В этих условиях нужно было создавать новую военную организацию. Особенность решения этой задачи заключалась в том, что основа её сохранилась в лице Советских Вооружённых Сил. Поэтому вполне приемлемо было говорить о возможности их реформирования. Реформа была объявлена, но без учёта опыта прошлого и без оценки военно-политической ситуации на мировой арене. Цель и задачи реформы сводились к сокращению численности личного состава Вооружённых Сил и урезанию военного бюджета. Остальные стороны военной реформы (перевооружение ВС, переход на профессиональную основу, создание социальных условий службы личного состава и т. д.) практически не реализовывались в связи с отсутствием финансовых и иных возможностей.

 

Какие же уроки следует извлечь из военных реформ, проведённых в различные периоды российской истории?

Важнейшими уроками являются:

1. Исторический опыт наглядно свидетельствует, что несвоевременность и неправильное направление военной реформы, непрофессионализм реформаторов всегда ведет к катастрофическим последствиям, как для общества, так и для его вооружённых сил, в частности, к падению политического авторитета государства на международной арене.

2. Военная реформа должна преследовать цель создания такой военной организации, которая могла бы противостоять внешним военным угрозам и при этом не подрывать экономическую основу государства и общества.

3. Военная реформа должна носить комплексный характер, то есть включать в себя коренные преобразования в правовой, военно-технической, военно-научной, военно-социальной сфере, изменение организационно-штатной структуры и другие.

4. Реформа должна поддерживаться личным составом и способствовать укреплению морального духа личного состава, а не подрывать его. Офицерский корпус должен быть активным участником военной реформы, а проводимая им воспитательная работа должна быть в центре внимания реформаторов на всех уровнях.

5. Использование зарубежного опыта военных реформ должно быть критическим, сочетаться с боевыми традициями Армии и Флота. Механическое насаждение «достижений» зарубежных армий в армейскую действительность России не может привести к необходимому положительному результату.

6. Все военные реформы вследствие просчётов военно-политического руководства страны начинались со значительным опозданием и под влиянием поражений России в различных войнах, носили половинчатый характер и не доводились до конца по различным объективным и субъективным причинам. Недооценка уроков прошлого, незнание истории, ведет к повторению ошибок, к низкой эффективности проводимых мероприятий по реформированию современных ВС РФ.

Не следует предавать забвению субъективный фактор не только реформирования, но и функционирования военной организации. Никогда не снижать престижа ратного труда. Необходимо помнить о том, что воин является основным творцом победы в войне. Об этом красноречиво свидетельствует военная история России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.022 с.)