Проблемы становления теории безопасности общества и государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы становления теории безопасности общества и государства.



Проблема безопасности носит всеобщий характер. Все субъекты живой природы с момента её возникновения, так или иначе, подвергаются опасностям и вынуждены тем или иным способом обеспечивать собственную безопасность. Для социальной среды эта проблема является особенно актуальной.

Несмотря на историческую непрекращаемость опасностей и необходимость противостояния им научное осмысление понятия «безопасность» началось совсем недавно. Многие исследователи отмечают, что термин «национальная безопасность» появился относительно недавно. Они утверждают, что впервые термин «национальная безопасность» был употреблен в 1904 году в послании президента Т. Рузвельта конгрессу США, где он обосновал включение зоны Панамского канала под американскую юрисдикцию интересами «национальной безопасности».

Использование понятия «национальная безопасность» применительно к российской действительности не совсем точно. Оно является таковым для США, где понятия «нация», «общество» и «государство» фактически отождествляются. В России это далеко не так. Когда, в 90-е годы XX в., встал вопрос о названии разрабатываемого документа по обеспечению безопасности предлагались различные варианты, в том числе: «общественная безопасность», «государственная безопасность» и др. Одержали верх подражатели всего американского. Безопасность в официальном политическом лексиконе нашей страны стала «национальной», следовательно, произошло элементарное заимствование. Но базовым понятием все-таки является «безопасность». Достаточно обратиться к истории становления этого понятия.

Необходимость обеспечения безопасности, как жизненно важной проблемы, возникла одновременно с появлением человеческого общества. Дошедшие до нас письменные источники древности свидетельствуют об этом. Стремление к безопасности явилось одной из главных причин объединения древних предков под эгидой государства. Древнейший источник права законы царя Хаммурапи Древнего Вавилона середины XVIII в. до н. э. регулировали всю совокупность отношений подданных империи того времени, следовательно, обеспечивали их безопасность. Мыслители Древней Греции уделяли большое внимание проблемам обеспечения безопасности. В частности, Платон считал, что стражи должны ставить целью всей своей жизни ревностное служение государственной пользе и охраняли бы государство от внешних врагов, а внутри оберегали бы дружественных граждан. Аристотель считал, что государство должно, прежде всего, обеспечивать людей пропитанием, орудиями труда и иметь вооружённую силу «как для поддержания власти против неповинующихся внутри государства, так и против внешних врагов, если они попытаются нанести обиду"[18] Древнеримский политический деятель, оратор и философ Цицерон к этой проблеме подошёл исключительно системно: «Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь... избегать всего того, что кажется вредоносным, и приобретать, и добывать себе все необходимое для жизни»[19].

До сих пор актуальны высказывания английского философа Т. Гоббса, который в своей работе "Левиафан" (1651 г.) показывает диалектическое единство и взаимообусловленность безопасности личности, общества и государства. По его мнению, добро и зло кроются в поведении людей, живущих в обществе, поэтому задача безопасности личности и общества заключается в выработке определенных правил поведения между людьми. Так или иначе на проблемы безопасности обращали внимание Н. Макиавелли, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо и многие другие мыслители Европы эпохи Возрождения. На рубеже XVII-XVIII вв. в Западе стали разрабатываться правовые документы, непосредственно защищающие человека. Это такие документы, как: английский Билль о правах 1689 г. американская Декларация независимости 1776 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., которая прямо провозгласила, что безопасность наряду со свободой, собственностью и сопротивлением угнетению входит в число естественных прав человека.

Мыслители России проблему безопасности не оставили без внимания. Русский политик, писатель, князь, полководец войска Ивана Грозного А. Курбский (1528—1583), И. Пересветов (XVI века; годы жизни неизвестны) — русский философ права, писатель. Государственная деятельность Петра Первого всецело была направлена на укрепление мощи Русского государства и обеспечение его безопасности.

В XIX в. понятие «безопасность» начинает применяться довольно часто. В 1819 году будущий декабрист генерал И.Г. Бурцев использовал понятие «безопасность народная». Нельзя не напомнить о том, что проблемами безопасности был озабочен выдающийся государственный деятель России XIX в. М.М. Сперанский (1772-1839). Вся его теоретическая деятельность и практика на государственной службе были пронизаны заботой о безопасности. Хотя он и не занимался разработкой теории этой проблемы, но судя по использованию этого понятия, он не только прекрасно осознавал необходимость обеспечения безопасности, но и представлял решение этой проблемы исключительно масштабно и системно. Масштабность взглядов была выражена, например, в цели человеческих сообществ. «Не та цель общежития, - писал он в «Философских размышлениях о праве и государстве», - чтоб сделать каждого окончательно счастливым, но цель: 1) обезопасить каждого (выделено – В.Щ.), 2) удостоверить труд, 3) приуготовить к высшему порядку, воспитать»[20]. Из трёх, по его убеждению, целей на первое место поставлена цель – обеспечение безопасности каждого. Масштабность видения проблемы была продемонстрирована в работе «Введение к Уложению государственных законов» М.М. Сперанский делает весьма важное обобщение: «Общий предмет всех законов есть учредить отношения людей к общей безопасности лиц и имуществ» (выделено – В. Щ.). Системность подхода к проблеме проявляется в видении наличия опасности, в определении объектов опасности (лица и имущество), виды опасностей (вешние и внутренние), в предложении конкретных средств по её предотвращению. По его мнению, внешнюю безопасность должны обеспечивать Сухопутные и Морские силы, а охранение внутренней безопасности - полиция[21].

Наряду с разработкой проектов государственных реформ, кодификации российского законодательства, вклада в русскую философию, в теорию государства и права М.М. Сперанский заложил основы теории проблем безопасности. Но они остаются до настоящего времени неизвестными и невостребованными. В 1871 году в Санкт-Петербурге выходит учебник русского ученого И.Е. Андриевского "Полицейское право", состоящий их двух частей: учение о безопасности и учение о благосостоянии. В первой части учебника рассматриваются опасности, могущие явиться от злой воли человека, как для отдельного гражданина, так и для целого общества и государства, и что особенно важно, исследуются пути их предупреждения и удаления. "Для жизни человека, развития его способностей и возможности достижения человеческих целей необходимы известные условия: между ними главнейшее место занимают безопасность и благосостояние, - утверждает автор. - Условие безопасности обеспечивается предупреждением или пресечением опасностей, могущих грозить, как от злой воли других людей, так и от сил природы и различных несчастных случаев"[22].

Несколько позже понятие «безопасность» было использовано Карамзиным Н.Н. в работе «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». В 1881 году после убийства Александра II было введено «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», в котором использован термин «государственная безопасность» в отношении общества в целом. В Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона определялось: «Безопасность личная и имущественная является главнейшим залогом человеческого развития. Отсутствие безопасности личности и собственности равносильно отсутствию всякой связи между человеческими усилиями и достижением целей, для которых они делаются[23]». Ряд учёных этого периода, например, А.Д. Градовский, Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев выдвинули идею обеспечения безопасности государства и общества силами самого многонационального народа в тесном взаимодействии с государством.

В советский период политики руководствовались выводом, сделанным В.И. Лениным на основе анализа агрессивной сущности империализма о том, что «всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться»[24]. Проблема разработки теории безопасности была заменена обоснованием агрессивной природы империализма и необходимости защиты СССР и его союзников от агрессии капиталистического запада. Например, VIII съезд РКП(б) рассмотрел программу военного строительства социалистического государства. Военные вопросы и пути обеспечения защиты Советского государства обсуждались на всех съездах партии и заседаниях её ЦК. Вся история существования СССР свидетельствует о том, что эпицентром внимания власти была проблема обеспечения безопасности государства. В 1936 г. в Конституции победившего социализма был законодательно закреплен термин "государственная безопасность».

Краткий исторический экскурс в становление понятия «безопасность» свидетельствует о том, что задачи обеспечения возникли ранее, чем само понятие. Но возникновение понятия, постоянное его использования и включение в словари Ефрона, Даля, Ожегова и многие другие не означало наличия теории безопасности. Не было глубоко проникновения в сущность этого феномена. Это обусловлено тем, что обеспечение безопасности было всецело функцией государства. Например, в нашей стране уже в царствование Ивана Грозного была создана Тайная канцелярия. Пётр I создал Тайный приказ, а Александра I - специальное отделение жандармской полиции. В 1934 г в составе НКВД СССР было создано Главное управление государственной безопасности. В США в 1947 году был принят закон о национальной безопасности, который стал правовой основой создания Совета национальной безопасности (СНБ) и Центрального разведывательного управление (ЦРУ).

Основными задачами органов обеспечения безопасности были борьба против внешней агрессии, с государственными преступлениями, диверсиями, вредительствами, охрана государственной тайны, выполнение спецзаданий правительств по обеспечению государственной безопасности и общественного порядка. В дела этих органов государство не позволяло никому вмешиваться, поэтому не было условий для создания теории проблем безопасности.

Ещё на стадии крушения СССР по-новому стали оценить проблемы безопасности. Прежде всего, до не виданных ранее масштабов возросла активность изучения и исследования проблем безопасности. Активно стали создаваться научные и общественные организации. В 1992 году генералом запаса Л.И. Шершневым был создан «Фонд международной и национальной безопасности», основными направлениями работы которого стали издания информационного сборника «Безопасность», проведение научно-практических конференций, теоретических семинаров, «круглых столов» и других форм исследования и изучения феномена безопасности. В 1998 году начинает издаваться книжная серия под общим названием «Безопасность России», а в 2000 г. Институт социально-политических исследований РАН организовал издание журнала «Безопасность Евразии». Активно стали исследовать и изучать тематику безопасности Российская академия государственной службы при Президенте РФ (РАГС), Московский государственный университет и другие научные и учебные заведения.

Предпринимаются первые шаги по доведению до сознания широких масс населения сути всевозможных опасностей. Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. и Приказом Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 г. № 169 с 1 сентября 1991 года в государственных общеобразовательных учебных заведениях был введён курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Учебный предмет ОБЖ предназначен для воспитания культуры безопасности, подготовки обучаемых к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных, в том числе ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера, формирования у них здорового и безопасного образа жизни, умений и навыков оказания первой помощи, получения начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, подготовки по основам военной службы, а также приобретения навыков в области ГО. В последующем курс ОБЖ вменён рядом Федеральных законов: «О безопасности», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О радиационной безопасности граждан», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др., а также ряда Постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности личности, общества и государства. В июне 1992 г. Указом Президента РФ № 547 образуется Совет Безопасности Российской Федерации. Были созданы органы коллективного обеспечения безопасности союзнических с Россией государств (ОДКБ, ШОС и др.).

После распада СССР правовая основа обеспечения государственной безопасности продолжает интенсивно развиваться. Прежде всего, это касается Конституции Российской Федерации. В статье 71 Основного закона устанавливается, что «в ведении Российской Федерации находятся... оборона и безопасность; оборонное производство», а ст. 114 обязывает правительство осуществлять «меры по обороне страны». Статья 55 ч.3 предусматривает ограничение прав и свобод человека и гражданина специальным «федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Но до принятия Основного закона страны был принят ряд законодательных актов, регулирующих проблемы безопасности. В принятом в 1992 году закона Российской Федерации "О безопасности" было закреплено понятие «безопасности», определены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. В июне 1996 года Президент Российской Федерации выступил с Посланием Федеральному Собранию по проблеме национальной безопасности. Фактически впервые на официальном уровне использовано понятие «национальная безопасность». По Посланию высший законодательный орган провёл парламентские слушания "О концепции национальной безопасности России" и принял соответствующее постановление. В Послании дано определение исследуемому понятию: "Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства… Основными задачами политики национальной безопасности… являются обеспечение безопасности и развития граждан и общества, укрепление российской государственности, укрепление нынешних геополитических рубежей и территорий и обеспечение достойной роли и места России в мировой политике. На основе политики национальной безопасности и во взаимосвязи с ней разрабатываются военная доктрина, концепция внешней политики, концепция военного строительства, стратегии экономической, информационной, экологической и других видов безопасности»[25].

Наряду с федеральными законами вопросы безопасности стали регулироваться документами, принятыми подзаконными актами (указами Президента и постановлениями Правительства): «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации»; «О Концепции внешней политики»; «Об утверждении доктрины информационной безопасности»; «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации».

Среди подзаконных нормативно-правовых актов особая роль стала придаваться документу под названием Стратегия. Её первичный вариант был утверждён Президентом Российской Федерации под названием «Концепция национальной безопасности Российской Федерации». Новая редакция была принята в 2000 г. В 2009 году была утверждена «Стратегия национальной безопасности до 2020 года», а в 2015 году в соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» была принята «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации». Принятый документ призван «консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации».

Принятые нормативно-правовые акты, регулирующие проблемы обеспечения безопасности, с одной стороны, стимулируют развитие теории безопасности, а с другой, их основные положения и нормы представляют собой важнейшие теоретические обобщения и выводы. В ныне действующей Стратегии, например, используются следующие основные понятия (раздел I): национальная безопасность Российской Федерации; национальные интересы; угроза национальной безопасности; обеспечение национальной безопасности; стратегические национальные приоритеты; система обеспечения национальной безопасности. Кроме того, анализируется характер современного мира и место России в этом мире (раздел II) даётся характеристика национальных интересов и стратегических национальных приоритетов (раздел III), определяются основные направления обеспечения национальной безопасности (раздел IV), организационные, нормативно-правовые и информационные основы реализации Стратегии (раздел V) и основные показатели состояния национальной безопасности (раздел VI).

Активно применяются международные акты: Устав Организации Объединенных Наций, Конвенция о защите гражданского населения во время войны, Всеобщая декларация прав человека, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Устав Совета Европы, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств и другие.

Результатами активной и напряжённой деятельности большого числа учёных и законодателей стало создание основ общей теории безопасности и разработка правовых основ обеспечения безопасности. Содержание теории национальной безопасности составляют её понятия. Основными из них являются: национальные интересы; угроза национальной безопасности; обеспечение национальной безопасности; стратегические национальные приоритеты; система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Стратегия национальной безопасности определяет безопасность России как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасности включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности. Безусловным является то, что не все вопросы безопасности являются теоретическими разработанными.

Из всех видов безопасности особое место занимает безопасность военная. Характер и направления деятельности государства по предотвращению военных угроз определены Военной доктриной Российской Федерации. История возникновения этого документа более продолжительна по сравнению с историей Стратегии. Военная доктрина - система официальных взглядов и положений, устанавливающая направления военного строительства, подготовки страны и вооружённых сил к войне, способы и формы её ведения.

Зарождением военной доктрины как военно-политической категории можно считать взгляды полководцев и теоретиков Древнего Китая, эпохи Александра Македонского, а так же многих других стран и народов. Важным этапом развития доктрины стали доктринальные положения и государственные установки на военное строительство и ведение войны стали нормы, закреплённые в воинских уставах. Первый устав в Россиибыл принятпри правлении Ивана Грозного князем М.И. Воротынскимв1571 г. «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе». Он действовал до принятия «Устава ратных, пушечных и других дел, касающихся военной науки» (1607 г). Пётр I в1716 г. принял «Устав воинский», а в 1720 году Устав морской. Уставы Петра I были отменены лишь во время военной реформы во второй половине XIX века.

В 1911 году в военной печати, в частности на страницах газеты «Русский инвалид» начинается дискуссия о военной доктрине государства. Но после критической публикации А. Незнамова император Николай Второй накладывает запрет на научную полемику: «Дискуссию прекратить, а Незнамову передать, что доктрина – это я» Полемика стала тише, но полностью не прекратилась. В Советской России в обсуждении проблемы выработки и принятия военной доктрины участвовали руководители военного ведомства Л. Троцкий и М. Фрунзе, которые пришли к выводу о нецелесообразности создания единой военной доктрины. Проблемы обеспечения военной безопасности взяла на себя правящая партия рабочего класса. В решениях её съездов и постановлениях пленумов ЦК партии определялась военная политика. В рядах белой эмиграции проблема военной доктрины продолжала обсуждаться до начала Второй мировой войны.

Очередная попытка разработки военной доктрины была предпринята уже в период перестройки. На состоявшемся в мае 1987 г. в Берлине совещании Политического консультативного комитета был принят документ «О военной доктрине государств—участников Варшавского Договора». В процессе развала СССР возник хаос. Но в любом хаосе непременно есть зародыши порядка. Одним из таких ростков порядка стало здравомыслие отдельных граждан. Не имеет принципиального значения кто и когда предложил разработать и принять Военную доктрину. 2 ноября 1993 года был издан Указ № 1833, утвердивший «Основные положения военной доктрины РФ.

Обострение старых и возникновение новых внутренних угроз (в частности, терроризм, вооруженный сепаратизм в Северо-Кавказском регионе) явилось одной из причин принятия новой Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 7063. В отличие от действовавшего ранее документа, в Военной доктрине, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 14612 раскрываются используемые в ней основные понятия. Исходя из содержания данных определений, со сферой обеспечения внутренней безопасности непосредственным образом связаны такие понятия как «военная безопасность Российской Федерации»; «военная опасность»; «военная угроза»; «военный конфликт»; «внутренний вооруженный конфликт». Однако определяя военную безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять», авторы не дают классификацию внешних и внутренних военных угроз (хотя таковая содержится в прежней редакции). Указываются основные внешние и внутренние военные опасности.

Динамичность современного мира подтверждают события, происшедшие на Украине. Буквально в считанные мгновения в историческом измерении изменился мир и место России в этом мире. Некоторые положения Военной доктрины перестали соответствовать требованиям момента. Указом Президента РФ № 815 от 25 декабря 2014 года была принята новая Военная доктрина РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 4019; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.024 с.)