Философская мысль Древнего Востока (Индия и Китай) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская мысль Древнего Востока (Индия и Китай)



Философская мысль Древнего Востока (Индия и Китай)

Общее понятие и характерные черты китайской философии

1. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

§ VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

§ III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;

§»).

§

§ КОНФУЦИАНСТВО, название, которое европейские ученые дали большому направлению общественной и религиозной мысли Китая, начавшему формироваться на рубеже 6 и 5 вв. до н. э. и связано с именем философа Конфуция.

§ Основа основ — уважение старших

§ ЛЕГИЗМ, «Школа закона», представляет собой сформировавшееся в 4-3вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь

 

§ МОИЗМ, «школа Мо» (мо цзя), древнекитайское философско-религиозное учение, сформировавшееся в 5-4 вв. до н.э. и получившее широкое распространение в 4-3 вв. до н.э. во многом благодаря своим популистским установкам, методологически фундированной аргументации и широкой практической деятельности его адептов, сплоченных в военно-религиозный «орден» и способных на такие радикальные акции, как массовое самоубийство (более 180 человек во главе с Мэн Шэном) и казнь собственного сына (Фу Дунем).[6]

Древнеиндийская философия

1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

§ XV — VI вв. до н. э. — ведический период;

§ VI — И вв. до н. э. — эпический период;

§ II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.

Веды (дословно — «знания») — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Веды, как правило, включали в себя:

• «священное писание», религиозные гимны («самхиты»); • описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов; • книги лесных отшельников («араньяки»); • философские комментарии к Ведам («упанишады»).

Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI — II вв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.

В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:

§ буддизм;

§ джайнизм;

§ чарвана-лакаята.

Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение:

§ йога;

§ веданта;

§ вайшешина;

§ ньяя;

§ миманса;

§ санкхья.

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.). В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.

В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).

3. Для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.

§ Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.

§ Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)

§ Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.

Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами.

§ Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе

 

 

Билет № 2

Билет № 3

Билет № 4

Основные формы движения.

 

Первой исторической формой философского мышления была натурфилософия, то есть философское учение о природе, философия природы. Она представляла собой целостное знание о природе и ее развитии, фактически сливалась с природными науками.

В античном мире философия была «наукой наук», в ходе исторического развития от нее отделились специальные области научных знаний – астрономия, физика, математика, химия, история, социология, логика и т.д. Отделение философии от специальных наук способствовало формированию специфического философского исследования: Что составляет сущность природы, Вселенной? В каком соотношении находятся сознание и внешний мир? Что такое человек и ка­ково его место в мире? Способна ли она познать и преобразовать мир, если да, то каким образом?

Зарождение философии исторически протекало с развитием научных знаний, с формированием потребности в теоретическом исследовании. Вначале философия отвечала на вопросы, которые уже были поставлены религиозно – мифологическим мировоззрением. Однако смысл разрешения этих проблем уже был другим, он базировался на теоретическом анализе этих вопросов, который включал логику и практику. Первые мыслители античного мира главным образом стремились уяснить происхождение разнообразных природных явлений.

С развитием философии возникают различные философские теории и дисциплины, формируется ее предмет, то есть круг вопросов, которые она изучает. Общая структура предмета включает в себя следующие разделы:

· Онтология – учение о бытии или о сущности всего существующего;

· Гносеология – теория познания;

· Логика – наука о формах последовательного мышления.

Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я. понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.

Мутазалиты

В переводе с арабского это слово переводится как обособившиеся", отделившиеся. Основатель - Васыл Ибн-Ата. Мутазалиты пытались обосновать основные догматы ислама: предопределения, единобожия, справедливости Бога. Использовали логические и философские доводы для оправдания теологических проблем. Допускали свободу человеческой воли. Отрицали такой атрибут Бога, как речь, полагая, что слова языка условны. Коран сотворен не Мухаммедом, а Аллахом и передан Мухаммеду через откровение.

Авиценна (980-1037)

Из всех философов арабоязычного Востока наиболее близок к Аристотелю. Это касается, прежде всего, его онтологии и гносеологии. Космология Авиценны формировалась под влиянием неоплатонизма. Он считал основной философской наукой метафизику, изучающую бытие. Последнее бывает 4-х родов: бестелесные духовные сущности, главной из которых считается Бог; затем идет бытие телесных вещей; в-третьих, под бытием понимают предметы, попеременно то имеющие телесную оболочку, то нет; наконец, бытие телесных вещей. Отношения между Богом и миром Авиценна понимает так: в Боге сущность совпадает с существованием, а мир телесных вещей получается через эманацию божественной энергии. В вопросах познаваемости мира стоит на позиции гностицизма. Человеческий разум с помощью логики может подняться до сознания божественного. Проблема универсалий решается с позиций номинализма: реально общее существует только в мышлении, но не в вещах. Классификация наук почти такая же, как у Аристотеля.

Аль-Фараби (870-950)

Известен своими комментариями к Аристотелю. Создал систему философских воззрений, охватывающую все стороны жизни. Автор классификации наук, в которой первостепенное место принадлежит "божественной науке" метафизике, а последнее - догматическому богословию. Взаимоотношения Бога и мира строятся согласно креационизму: мир и человек получаются через эманацию божественной энергии. Признавая важную роль разума в познании, тем не менее, подчинял его вере. Главной целью человеческой жизни считал счастье, а условием его достижения полагал свободу воли.

Ибн - Рушд (Аверроис) 1126-1198

Считается наиболее выдающимся мыслителем мусульманского Востока. Он широко известен своими комментариями к Аристотелю. Про него говорили: "Аристотель объяснил природу, а Аверроис объяснил Аристотеля". Философия и теология трактуются как имеющие разные степени компетенции: философия познает сотворенный мир, а теология направлена на познание божественного. Аверроис исходит при объяснении мира из того, что он не сотворен, а существует извечно. Бог отождествляется с действующими в мире природными силами. Индивидуальное бессмертие человеческой души отвергается, но разум в целом объявляется бессмертным.

 

 

Основные формы движения.

Движение существует в разнообразных формах. Разнообразие форм движения как атрибута материи определяет многообразие форм организации материи.

Фридрих Энгельс на разных уровнях системной организации материи выделил несколько основных форм движения:

физическая (механическое, тепловое движение, электромагнитные, гравитационные, атомные и ядерные процессы, движение элементарных частиц и т. п. — Подвижность электронов и ионов; Динамика (физика), Кинематика, Физическая кинетика);

химическая (изменение свойств и структуры тел в химических реакциях вследствие превращения молекул — Молекулярно-кинетическая теория, Химическая кинетика, Химическая термодинамика)

биологическая (охватывает все жизненные процессы — Движение (биология); в медико-фармацевтическом аспекте — Фармакокинетика, Фармакодинамика, Метаболизм)

социально-общественная (включает в себя процессы общественной жизни, а также мышления — Общественное движение (социология))

географическая (пространственное перемещение)

Энгельс также указывает на преемственную связь между всеми формами движения материи: высшие формы не сводимы к низшим, но обязательно их подразумевают.

Каждая из них имеет свои специфические особенности и посредством своего качественного своеобразия не может быть сведена к другой или какой-то одной «универсальной» форме. Однако все формы движения неразрывно связаны между собой, могут взаимно превращаться друг в друга (например, электромагнитная — в тепловую и механическую;)

а сама температура [теплового движения] представляет собой просто меру интенсивности молекулярного движения).

Билет № 5

Ценности и идеалы.

 

 

Одним из глобальных проблем человечества стала проблема экологии.

Развитие соц. экологии послужило мощным импульсом выдвижения перед человеком новых ценностей - сохранения экосистем, отношения к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения к живому и т.д. Тенденции к экологической переориентации этики обнаруживается в различных этических концепциях: - учение А. Швейцера о благоговейном отношении к жизни, - этика природы американского эколога Леопольда, - космическая этика Циолковского, - этика любви к жизни, разработанная советским биологом Филатовым и др. Проблемы соц. экологии принято относить к наиболее острым и неотложным в числе глобальных проблем современности, от решения которых зависят возможности выживания как самого человека, так и всего живого на земле. Необходимым условием их решения является признание приоритета общечеловеческих ценностей, утверждаемое новым мышлением, как основы широкого международного сотрудничества различных соц., политических, национальных, классовых и др. Сил в преодолении технических, экологических опасностей, которыми чревата гонка вооружений, неконтролируемый НТП, антропогенные воздействия на среду обитания человека. В целом исторически развивающаяся деятельность человека в современных условиях обретает новую размерность - она не может считаться действительно разумной, осмысленной и целесообразной, если игнорирует требования и императивы, диктуемые экологией. Научный аспект - как преобразовывать и использовать природу с максимальной эффективностью не разрушая ее при этом? Социально-философский аспект - как преобразовывать природу не разрушая человека? Этико-гуманистический - аспект как преобразовывать природу не уничтожая другие формы жизни. Как вместо человека потребляющего получить человека созидающего.

Ценности и идеалы.

ИДЕА́Л

1.То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений.

2.Совершенное воплощение

«Идеал» как специальное понятие ценностного, в частности, морального сознания и этического рассуждения формируется в просветительской и романтической мысли. Однако в историко-философском анализе оно может быть реконструировано и в отношении иных, более ранних эпох путём вычленения представителей о высшем благе (подлинное блаженство), конечном предназначении человека или его доминирующих обязанностей.

Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.

Билет № 6

Категории философии.

 

Главная цель познания — достижение научной истины.

Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру. Но истина имеет множество аспектов, она может быть рассмотрена с самых различных точек зрения: логической, социологической, гносеологической, наконец, богословской.

Что же такое истина? Истоки так называемой классической философской концепции истины восходят к эпохе античности. Долгое время классическая концепция истины доминировала в теории познания. В главном она исходила из положения: что утверждается мыслью, действительно имеет место. И в этом смысле понятие соответствия мыслей действительности совпадает с понятием “адекватность”. Иными словами, истина — это свойство субъекта, состоящее в согласии мышления с самим собой, с его априорными (доопытными) формами. Так, в частности, полагал И. Кант. Впоследствии под истиной стали подразумевать свойство самих идеальных объектов, безотносительных к человеческому познанию, и особый вид духовных ценностей.. Не только философы, но и представители частных наук сталкиваются с вопросом, что понимать под действительностью, как воспринимать реальность или реальный мир? Материалисты и идеалисты понятие действительности, реальности отождествляют с понятием объективного мира, т.е. с тем, что существует вне и независимо от человека и человечества. Однако и сам человек — часть объективного мира. Поэтому, не учитывая этого обстоятельства, прояснить вопрос об истине просто невозможно.

Критерии истины формируются, в том числе, из разных подходов к познавательной деятельности. Например, для сторонников чувственного познания важнейший критерий истины – чувственный опыт; для рационалистов нет яснее критерия, чем доказательность и неоспоримость свойств объектов познания, а также последовательное и логическое выведение нового знания.

 

При более широком рассмотрении вопроса, можно выделить также такие критерии, как:

Практика

Миле́тская школа, миле́тцы — первая древнегреческая научно-философская школа основанная Фалесом в Милете, древнегреческой колонии в Малой Азии в 1-й пол. VI в. до н. э. Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя философия в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического, так и практического), главный интерес всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Вообще вопрос о взаимном отношении материального и духовного принципов, естественно, еще не ставился, он был сформулирован позже. Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен.

Философские категории - предельно широкие понятия, в которых мыслятся всеобщие, существенные стороны, свойства, связи и отношения бытия. В системе философских категорий условно можно выделить три важнейшие группы.

Первая и важнейшая группа категорий - всеобщие, применяемые в анализе любых философских проблем. Это категории бытия (в отечественной литературе эти категории принято называть категориями диалектики).

Вторую группу составляют категории специфические, относящиеся к различным разделам философии. Так, онтология выявляет и определенным образом интерпретирует смысл таких категорий, как бытие и небытие, субстанция, единство мира, материя, сознание, пространство, время, движение и др. Натурфилософия, гносеология, антропология, праксиология, социальная философия, философия глобалистики также располагают собственным категориальным аппаратом. Раскрытие содержания названных категорий осуществляется в соответствующих разделах нашего учебного пособия (главы 3 - 10).

3. Третью группу образуют категории специальных философских дисциплин: логики, этики, эстетики. Например, в этике сформировалась система категорий, специфичных именно для данной области философского знания и смежных с этикой разделов философии - антропологии, социальной философии, аксиологии (благо, добро и зло, честь и достоинство, смысл жизни и счастье и другие). Категориями логики являются понятия, суждения, умозаключения, аргументация и т.д. В эстетике используются категории прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное и т. д. В данной главе мы обратимся к рассмотрению всеобщих категорий.

Философская мысль Древнего Востока (Индия и Китай)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 6868; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.034 с.)