Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Организационные формы обучения математике
Похожие статьи вашей тематики
4.1 Формы организации учебных занятий по математике в начальных классах
4.2 Урок математики в начальных классах
4.3 Подготовка учителя к уроку
4.4 Уроки-экскурсии по математике
4.5 Домашние учебные занятия учащихся
4.6 Внеурочные учебные занятия по математике
Формы организации учебных занятий по математике в начальных классах
Формы организации обучения - это виды занятий, на которых осуществляется обучение детей математике. Организация обучения в начальной школе осуществляется в различных формах, каждая из них отличается от других характером деятельности учителя и учащихся, составом обучаемых, режимом учебной работы.
· Основными формами организации учебной работы учащихся в начальной школе являются: урок, домашние учебные занятия, внеурочные учебные занятия, экскурсии.
Уроки – обязательные систематические занятия, проводимые по строгому расписанию со всеми учащимися данного класса.
Все другие формы организации учебной работы по математике (экскурсии, индивидуальные и групповые внеурочные занятия, домашние учебные занятия) тесно связаны с уроком.
Домашние учебные занятия проводятся по заданию учителя, она направлена на повторение и закрепление учебного материала, а также на развитие интереса учащихся к математике.
Экскурсии – особый тип занятий. Проводимый вне школы и требующий специальной методики. Экскурсии могут быть частью как классно-урочных, так и внеклассных занятий.
Внеурочные занятия по математике можно разделить на два вида:
1) занятия с учащимися, которые не успевают усваивать программный материал – индивидуальные и групповые дополнительные занятия;
2) занятия с учащимися, проявляющими интерес и способности к
математике - внеклассная работа по математике.
Каждая из форм входит в систему начального образования и обеспечивает усвоение учебного материала. На уроках и при выполнении домашних заданий происходит усвоение учебного материала, предусмотренного стандартом. Углубленное изучение вопросов возможно на внеклассных занятиях. Интерес учащихся к математике развивается активно, если организована внеклассная работа по математике. Таким образом, используя эти дополняющие друг друга формы обучения, можно обеспечить целостность образования и решить триединые задачи обучения: образовательные, воспитательные и развивающие.
Примерная схема анализа урока
Общие сведения об уроке: школа, класс, предмет, Ф.И.О. учителя, тема урока, цель и тип.
1) Оценка реализации задач урока:
– четкость постановки задач учителем;
– эффективность их решения.
2) Оценка организации урока:
– готовность учителя и учащихся к уроку;
– мобилизующее начало урока;
– рациональное распределение времени этапов урока;
– соответствие структуры урока его типу;
– нормирование и дифференциация домашнего задания;
– подведение итогов урока.
3) Оценка реализации дидактических принципов с точки зрения оптимальности их сочетания:
– научность и доступность;
– наглядность и абстрактность;
– систематичность и последовательность.
4) Оценка содержания урока:
– объем фактического материала, соответствие программе;
– связь теории с практическими заданиями;
– связь текущего и ранее изученного материала;
– повторение пройденного;
– внутрипредметные и межпредметные связи, связь с жизнью.
5) Оценка методов, форм и средств обучения:
– целесообразность их выбора;
– наличие обратной связи "учитель-ученик";
– методы проверки и оценки знаний учащихся;
– дифференцированный подход;
– сочетание коллективной, групповой, индивидуальной работы учащихся;
– средства достижения и поддержки внимания учащихся и развития интереса к предмету.
6) Психологический микроклимат на уроке:
– взаимоотношения учителя и учащихся;
– справедливость требований и объективность оценок;
– меры поощрения деятельности учащихся.
7) Оценка здоровьесберегающих условий урока:
– соблюдение санитарно-гигиенических норм.
8) Оценка результативности урока:
– эффективность урока;
– ценные стороны и недостатки;
– предложения учителю.
5. Типы и виды уроков математики. ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ
(различные подходы)
ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ
| Урок изучения нового материала
| Урок применения и совершенст- вования знаний
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Комбиниро- ванные уроки
| Контрольные уроки
| Урок-лекция. Урок-беседа.
Урок-рассказ. Урок-решение познавательных задач. Урок теоретическое исследование. Лабораторная работа. Урок-дискуссия. Киноурок с анализом.
| Лабораторно- практические работы. Урок-сочинение. Студенческое практическое исследование. Выполнение упражнений. Выполнение практических работ. Урок-деловая игра. Урок-консуль- тация.
| Урок-лекция. Урок-дискуссия. Урок-конференция. Киноурок с анализом. Урок-семинар. Урок-деловая игра.
| Сочетание различных типов урока. Комбиниро- ванный урок.
| Письменная контрольная работа. Устный опрос. Письменный опрос. Урок- зачет. Урок- викторина. Урок-соревно- вание. Урок-взаимо- контроля. Урок-смотр знаний.
|
Классификация уроков
По дидактической цели
| По методики их проведения
| По организации
| Урок сообщения нового материала:
| Лекция беседа, рассказ
самостоятельное изучение
| урок-лекция
урок-деловая игра
| Тренировочный урок
| решение задач под руководством учителя
самостоятельные работы
лабораторные работы
| Урок-практикум
Урок-соревнование
Урок с дидактической игрой
| урок повторения
| обобщающая лекция
сообщения учащихся
самостоятельно
| Комбинированный урок
Урок-консультация
Урок-дискуссия
| Урок проверки знаний
| фронтальный опрос, тест, устная или письменная контрольная работа, зачёт
индивидуальная беседа
| Урок-зачёт
Урок-семинар
|
Формы работы на уроке
Индивидуальная Пары сменного состава
Коллективная Пары смешанного состава (сильный учит слабого)
Фронтальная по уровню развития интеллекта
Групповая по психофизическим особенностям Координатор Исполнитель Скептик Рационализатор
Типы уроков
№
| Название
| Цель и структура
| Вид учебных занятий
| 1.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Цель - изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. Организация начала урока:
· Подготовка учащихся к усвоению.
· Изучение нового материала
· Первичная проверка усвоения знаний.
· Первичное закрепление знаний.
· Контроль и самопроверка знаний
· Подведение итогов урока
· Информация о домашнем задании.
| Лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум.
| 2.
| Урок закрепления знаний
| Цель - вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Логика закрепления знаний:
· актуализация опорных знаний;
· определение границ возможностей)применения этих знаний.
· пробное применение знаний;
· упражнения по образцу и в сходныхусловиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний;
· упражнения с переносом знаний в новые условия.
| Практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
| 3.
| Урок комплексного применения ЗУН учащимися
| Цель - усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Логика - процесса комплексного применения ЗУН:
· актуализация ЗУН, необходимых длятворческого применения знаний.
· обобщение и систематизация знаний испособов деятельности.
· усвоение образца комплексногоприменения ЗУН.
· применение обобщенных ЗУН в новыхусловиях.
· контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
| Практикум,
лабораторная работа, семинар.
| 4.
| Урок обобщения и
систематизации
знаний
| Цель - усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему.
· подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов,литературы.
· вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов.
· обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися)
· подведение итогов, обобщение единичных знаний учителем
| семинар, конференция, круглый стол.
| 5.
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
| Цель - определение уровня овладения знаниями. Коррекция знаний, умений, навыков. В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.
· уровень осознанно воспринятого изафиксированного в памяти знания.
· уровень готовности применять знанияпо образцу и в сходных условиях.
· уровень готовности к творческомуприменению знаний. Это значит: на 2 уровне и научился переносить в новые условия
| Контрольная работа, зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний.
| 6.
| Комбинированный урок
| · Организационный этап
· Этап проверки домашнего задания
· Этап всесторонней проверки знаний
· Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоениюнового материала.
· Этап усвоения новых знаний.
· Этап закрепления знаний.
· Этап информации учащихся о
· домашнем задании и инструктаж по
· его выполнению.
| | | Самоанализ урока
| Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками?
Какие особенности класса были учтены при планировании урока?
Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи?
Чем обосновывался выбор структуры и типа урока?
Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)?
Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные) были созданы на уроке?
Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели?
Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не будет ли перегрузки учащихся?
Какие выводы на будущее можно сделать из результата урока?
| |
6.Методы начального обучения математике
|
Вопрос о методах начального обучения математике и их классификации всегда служил предметом внимания со стороны методистов. В большинстве современных методических руководств этой проблеме посвящаются специальные главы, в которых раскрываются основные черты отдельных методов и, показываются условия их практического применения в процессе обучения.
Накопленный опыт работы в этой области и возможность использования последних достижений педагогической психологии позволяют дать характеристику современных методов начального обучения математике и установить те направления, в которых должна идти их дальнейшая разработка.
Начальный курс математики состоит из нескольких разделов, разных по своему содержанию. Сюда входит: решение задач; изучение арифметических действий и формирование вычислительных навыков; изучение мер и формирование измерительных навыков; изучение геометрического материала и развитие пространственных представлений. Каждый из этих разделов, имея свое особое содержание, умеет в то же время и свою, частную, методику, свои методы, которые находятся в соответствии со спецификой содержания и формой учебных занятий.
Так, в методике обучения детей решению задач на первый план выдвигается в качестве методического приема логический разбор условия задачи с использованием анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и др.; рассмотрение различных вариантов задач как средство выделения в них существенных и несущественных признаков для обобщения и т.д.
Но при изучении мер и геометрического материала на первый план выступает иной метод — лабораторный, для которого характерно сочетание умственной работы с физической. В нем соединяются наблюдения и сопоставления с измерениями, черчением, вырезыванием, моделированием и др.
Изучение же арифметических действий происходит на основе использования методов и приемов, свойственных только этому разделу и отличных от методов, используемых в других разделах математики.
Эти методы и приемы — специфичные и особенные для каждого раздела математики — подробно рассматриваются в соответствующих главах данной книги, поэтому здесь на них мы не останавливаемся.
Но в содержании разных разделов курса начальной математики есть не только различное, но и общее— то, что обеспечивает единство этого курса: число, мера, количественные отношения, функциональные зависимости; есть также общие закономерности усвоения математических знаний учащимися.
Поэтому, разрабатывая методы обучения математике, нужно учитывать психолого-дидактические закономерности общего характера, которые проявляются в общих методах и принципах, имеющих отношение к курсу в целом.
|
|