Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационные формы обучения математике

Поиск

4.1 Формы организации учебных занятий по математике в начальных классах

4.2 Урок математики в начальных классах

4.3 Подготовка учителя к уроку

4.4 Уроки-экскурсии по математике

4.5 Домашние учебные занятия учащихся

4.6 Внеурочные учебные занятия по математике

Формы организации учебных занятий по математике в начальных классах

Формы организации обучения - это виды занятий, на которых осуществля­ется обучение детей математике. Организация обучения в начальной школе осуществляется в различных формах, каждая из них отличается от других ха­рактером деятельности учителя и учащихся, составом обучаемых, режимом учебной работы.

· Основными формами организации учебной работы учащихся в началь­ной школе являются: урок, домашние учебные занятия, внеурочные учебные занятия, экскурсии.

Уроки – обязательные систематические занятия, проводимые по строгому расписанию со всеми учащимися данного класса.

Все другие формы организации учебной работы по математике (экскур­сии, индивидуальные и групповые внеурочные занятия, домашние учебные за­нятия) тесно связаны с уроком.

Домашние учебные занятия проводятся по заданию учителя, она направ­лена на повторение и закрепление учебного материала, а также на развитие ин­тереса учащихся к математике.

Экскурсии – особый тип занятий. Проводимый вне школы и требующий специальной методики. Экскурсии могут быть частью как классно-урочных, так и внеклассных занятий.

Внеурочные занятия по математике можно разделить на два вида:

1) занятия с учащимися, которые не успевают усваивать программный ма­те­риал – индивидуальные и групповые дополнительные занятия;

2) занятия с учащимися, проявляющими интерес и способности к

математике - внеклассная работа по математике.

Каждая из форм входит в систему начального образования и обеспечивает усвоение учебного материала. На уроках и при выполнении домашних заданий происходит усвоение учебного материала, предусмотренного стандартом. Уг­лубленное изучение вопросов возможно на внеклассных занятиях. Интерес учащихся к математике развивается активно, если организована внеклассная работа по математике. Таким образом, используя эти дополняющие друг друга формы обучения, можно обеспечить целостность образования и решить трие­диные задачи обучения: образовательные, воспитательные и развивающие.

 

 

Примерная схема анализа урока

Общие сведения об уроке: школа, класс, предмет, Ф.И.О. учителя, тема урока, цель и тип.

1) Оценка реализации задач урока:

– четкость постановки задач учителем;

– эффективность их решения.

2) Оценка организации урока:

– готовность учителя и учащихся к уроку;

– мобилизующее начало урока;

– рациональное распределение времени этапов урока;

– соответствие структуры урока его типу;

– нормирование и дифференциация домашнего задания;

– подведение итогов урока.

3) Оценка реализации дидактических принципов с точки зрения оптимальности их сочетания:

– научность и доступность;

– наглядность и абстрактность;

– систематичность и последовательность.

4) Оценка содержания урока:

– объем фактического материала, соответствие программе;

– связь теории с практическими заданиями;

– связь текущего и ранее изученного материала;

– повторение пройденного;

– внутрипредметные и межпредметные связи, связь с жизнью.

5) Оценка методов, форм и средств обучения:

– целесообразность их выбора;

– наличие обратной связи "учитель-ученик";

– методы проверки и оценки знаний учащихся;

– дифференцированный подход;

– сочетание коллективной, групповой, индивидуальной работы учащихся;

– средства достижения и поддержки внимания учащихся и развития интереса к предмету.

6) Психологический микроклимат на уроке:

– взаимоотношения учителя и учащихся;

– справедливость требований и объективность оценок;

– меры поощрения деятельности учащихся.

7) Оценка здоровьесберегающих условий урока:

– соблюдение санитарно-гигиенических норм.

8) Оценка результативности урока:

– эффективность урока;

– ценные стороны и недостатки;

– предложения учителю.


5. Типы и виды уроков математики.
ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ

(различные подходы)

ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ
Урок изучения нового материала Урок применения и совершенст- вования знаний Урок обобщения и систематизации знаний Комбиниро- ванные уроки Контрольные уроки
Урок-лекция. Урок-беседа. Урок-рассказ. Урок-решение познавательных задач. Урок теоретическое исследование. Лабораторная работа. Урок-дискуссия. Киноурок с анализом. Лабораторно- практические работы. Урок-сочинение. Студенческое практическое исследование. Выполнение упражнений. Выполнение практических работ. Урок-деловая игра. Урок-консуль- тация. Урок-лекция. Урок-дискуссия. Урок-конференция. Киноурок с анализом. Урок-семинар. Урок-деловая игра. Сочетание различных типов урока. Комбиниро- ванный урок. Письменная контрольная работа. Устный опрос. Письменный опрос. Урок- зачет. Урок- викторина. Урок-соревно- вание. Урок-взаимо- контроля. Урок-смотр знаний.

Классификация уроков

По дидактической цели По методики их проведения По организации
Урок сообщения нового материала: Лекция беседа, рассказ самостоятельное изучение урок-лекция урок-деловая игра
Тренировочный урок решение задач под руководством учителя самостоятельные работы лабораторные работы Урок-практикум Урок-соревнование Урок с дидактической игрой
урок повторения обобщающая лекция сообщения учащихся самостоятельно Комбинированный урок Урок-консультация Урок-дискуссия
Урок проверки знаний фронтальный опрос, тест, устная или письменная контрольная работа, зачёт индивидуальная беседа Урок-зачёт Урок-семинар

Формы работы на уроке

Индивидуальная
Пары сменного состава

Коллективная
Пары смешанного состава (сильный учит слабого)

Фронтальная
по уровню развития интеллекта

Групповая
по психофизическим особенностям
Координатор
Исполнитель
Скептик
Рационализатор

Типы уроков

Название Цель и структура Вид учебных занятий
1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель - изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. Организация начала урока: · Подготовка учащихся к усвоению. · Изучение нового материала · Первичная проверка усвоения знаний. · Первичное закрепление знаний. · Контроль и самопроверка знаний · Подведение итогов урока · Информация о домашнем задании. Лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум.
2. Урок закрепления знаний Цель - вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Логика закрепления знаний: · актуализация опорных знаний; · определение границ возможностей)применения этих знаний. · пробное применение знаний; · упражнения по образцу и в сходныхусловиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний; · упражнения с переносом знаний в новые условия. Практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
3. Урок комплексного применения ЗУН учащимися Цель - усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Логика - процесса комплексного применения ЗУН: · актуализация ЗУН, необходимых длятворческого применения знаний. · обобщение и систематизация знаний испособов деятельности. · усвоение образца комплексногоприменения ЗУН. · применение обобщенных ЗУН в новыхусловиях. · контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков. Практикум, лабораторная работа, семинар.
4. Урок обобщения и систематизации знаний Цель - усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему. · подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов,литературы. · вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. · обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися) · подведение итогов, обобщение единичных знаний учителем семинар, конференция, круглый стол.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся Цель - определение уровня овладения знаниями. Коррекция знаний, умений, навыков. В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях. · уровень осознанно воспринятого изафиксированного в памяти знания. · уровень готовности применять знанияпо образцу и в сходных условиях. · уровень готовности к творческомуприменению знаний. Это значит: на 2 уровне и научился переносить в новые условия Контрольная работа, зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний.
6. Комбинированный урок · Организационный этап · Этап проверки домашнего задания · Этап всесторонней проверки знаний · Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоениюнового материала. · Этап усвоения новых знаний. · Этап закрепления знаний. · Этап информации учащихся о · домашнем задании и инструктаж по · его выполнению.  
  Самоанализ урока Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками? Какие особенности класса были учтены при планировании урока? Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи? Чем обосновывался выбор структуры и типа урока? Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)? Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные) были созданы на уроке? Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели? Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не будет ли перегрузки учащихся? Какие выводы на будущее можно сделать из результата урока?  

 

6.Методы начального обучения математике

 

Вопрос о методах начального обучения математике и их классификации всегда служил предметом внимания со стороны методистов. В большинстве современных методических руководств этой проблеме посвящаются специальные главы, в которых раскрываются основные черты отдельных методов и, показываются условия их практического применения в процессе обучения. Накопленный опыт работы в этой области и возможность использования последних достижений педагогической психологии позволяют дать характеристику современных методов начального обучения математике и установить те направления, в которых должна идти их дальнейшая разработка. Начальный курс математики состоит из нескольких разделов, разных по своему содержанию. Сюда входит: решение задач; изучение арифметических действий и формирование вычислительных навыков; изучение мер и формирование измерительных навыков; изучение геометрического материала и развитие пространственных представлений. Каждый из этих разделов, имея свое особое содержание, умеет в то же время и свою, частную, методику, свои методы, которые находятся в соответствии со спецификой содержания и формой учебных занятий. Так, в методике обучения детей решению задач на первый план выдвигается в качестве методического приема логический разбор условия задачи с использованием анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и др.; рассмотрение различных вариантов задач как средство выделения в них существенных и несущественных признаков для обобщения и т.д. Но при изучении мер и геометрического материала на первый план выступает иной метод — лабораторный, для которого характерно сочетание умственной работы с физической. В нем соединяются наблюдения и сопоставления с измерениями, черчением, вырезыванием, моделированием и др. Изучение же арифметических действий происходит на основе использования методов и приемов, свойственных только этому разделу и отличных от методов, используемых в других разделах математики. Эти методы и приемы — специфичные и особенные для каждого раздела математики — подробно рассматриваются в соответствующих главах данной книги, поэтому здесь на них мы не останавливаемся. Но в содержании разных разделов курса начальной математики есть не только различное, но и общее— то, что обеспечивает единство этого курса: число, мера, количественные отношения, функциональные зависимости; есть также общие закономерности усвоения математических знаний учащимися. Поэтому, разрабатывая методы обучения математике, нужно учитывать психолого-дидактические закономерности общего характера, которые проявляются в общих методах и принципах, имеющих отношение к курсу в целом.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 3726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.231 (0.012 с.)