Тема 1. Предмет и методы исторической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и методы исторической науки.



Понятие и классификация исторического источника

Изучение исторической науки предполагает комплексный подход: с одной стороны, это сам процесс развития человечества, с другой - система наук, исследующих прошлое развитие природы и человечества. Привести примеры вспомогательных исторических дисциплин.

История должна представляться единым процессом эволюции природы и общества. Поэтому объектом изучения истории будет являться совокупность фактического материала прошлого и настоящего. Важно понимать, что служит объектом изучения и предметом истории, знать основные научные принципы (историзма, объективности, социального подхода, альтернативности) и на что они опираются в получении исторических знаний. При изучении методов истории важно классифицировать их по временному признаку (хронологический, метод периодизации и др.) и по выявлению закономерностей (сравнительно-исторический, ретроспективный, структурно-системный). Особое внимание следует уделить понятию и классификации исторического источника.

Тема предусматривает обзорное ознакомление с отечественной историографией.

Тема 2. Восточные славяне. Становление и развитие

Древнерусского государства

Важность данной темы в постановке ее первого вопроса: «Откуда есть пошла Русская земля?». Здесь необходимо раскрыть процесс великого переселения народов и в его рамках понять источники и пути происхождения славян. По вопросу этногенеза восточных славян существует множество версий, каждая из которых связана с определенной группой источников: Скифо-сарматская, Скифо-балтийская (А.И.Соболевский), Прибалтийская (А.А.Шахматов) миграционные теории. Следует обратить внимание на процесс миграции, славяне не были исконными жителями своей земли - все версии говорят о процессе расселения.

Преобладает миграционная теория Дунайская, или балканская, лежащая в основе «Повести временных лет». Автор Повести Нестор первый определяет территорию славян по верховьям рек Дуная и Дравы, под натиском римлян они распространились на Вислу и Днепр. Дунайскую прародину славян признавали такие крупнейшие ученые, как С.М.Соловьев и В.О.Ключевский. По мнению последнего, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье и образовали здесь военный союз племен во главе с племенем волынян-дулебов. Продолжительная борьба с Византией объединила восточное славянство в единое целое В VI в. славяне громили Восточную Европу и переходили за Дунай. Следствием этого и было постепенное заселение Балканского полуострова славянами. Нашествие в VII в. аваров дало толчок движению славян в разные стороны. На западе образуется ряд славянских государств: Чехия, Болгария, Хорватия, Сербские княжества. Восточная ветвь расселилась по Днепру и его притокам, распространившись далее на восток и до озера Ильмень. В современной исторической науке существует две точки зрения по поводу прародины славян: одни исследователи утверждают, что это территория между Одером и Вислой, другие – между Одером и Средним Днепром.

Далее следует в комплексе рассмотреть источники, сообщающие о происхождении славян. Первые достаточно скудные письменные сведения об ареале расселения, хозяйственной деятельности, их быте и нравах содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов. Плиний Старший и Корнелий Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитающих между германскими племенами и сарматами. Более полное представление дают византийские авторы (Прокопий Кесарийский, Фиофилакт Симокатта, Маврикий), т.к. с VI-VII в. славяне начинают угрожать Восточно-Римской империи. Причем Иордан возводил современных ему славян венедов, склавин и антов к одному корню и тем самым зафиксировал начало их разделения. Некогда единый славянский мир в результате миграций, взаимодействия с разной этнической средой, в которой они расселялись (финно-угры, балты, ираноязычные племена) начинает распадаться.

Используя карту, необходимо изучить ареал расселения восточных славян, выяснить их основные занятия, в т.ч. формы земледелия, промыслы, показать пути внешней торговли. Следует обратить внимание на общественное устройство, обозначить переход от родовой демократии к военной в период общинного строя древних славян. Кроме того, происходили изменения в самой общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща, приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных территорией, традициями и верованиями. Повесть временных лет (ПВЛ) приводит сведения о первых князьях, но не у всех племенных союзов. Усложняются и верования восточных славян, на смену неразделимому культу Рода славян-охотников с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы.

Один из важных вопросов данной темы – проблема возникновения государства. На становление древнерусского государства повлияло завоевание одних славянских племен другими, и одновременно это процесс внутреннего развития народа.Современные ученые выделяют в этом процессе три главных аспекта: славянский, варяжский и русский. Два последних менее изучены, несмотря на обилие исследовательской литературы. Причиной тому – противоречивые и недостоверные источники, полная утрата варяжского этноса. При изучении норманнской теории происхождения государственности на Руси следует обратить внимание на причины ее появления в XVIII в. На каком основании были сделаны выводы об извечной отсталости славян? Привести примеры фальсификации источников, подтасовки фактов норманистами. Большинство отечественных историков оспаривали эту теорию, основываясь на неопровержимом факте: начало складывания государственности у славян имело место до варягов, т.е. приход Рюрика к власти никак не связан с зарождением государства.

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов. Процесс формирования российской государственности имел свои особенности, основа которых в геополитической ситуации страны. Россия занимает промежуточное положение между Западом и Востоком, отсюда и ее особенности восточных и западных образований. К тому же, внешняя опасность заставляла объединяться народы с различными типами хозяйствования, языка, культуры под знаком сильной государственной власти.

Отметим многофакторность процесса. Экономическое развитие. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VII - IX вв. Развитие земледелия, особенно пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки. На севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий большую роль играли промыслы и внешняя торговля. В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную) общину. Пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Однако социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Примером тому, сохранившаяся в лесных районах подсека, из-за своей трудоемкости требовавшей усилий всего рода.

Социально-политические развитие. Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускорили становление княжеской власти. Повышалась роль князей и дружины в значении обороны племени от внешних врагов и в регулировании внутренних споров. Межплеменная борьба приводила к складыванию союзов племен во главе с наиболее сильным племенем и его князем, где речь идет уже о наследственной власти, независящей от народных (вечевых) собраний.

В духовном отношении становлению государственности способствовала эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на себя управленческие и судебные функции внутри общины, рос его престиж. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных отношений к государственным.

К внешнеполитическим предпосылкам следует отнести то давление, которое оказывали на славянский мир его соседи хазары и норманны. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Со временем это привело к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие князья на Руси назывались по примеру Хазарского каганата хаканами (каганами). Долгое время эталоном государственно-политического устройства считалась Византийская империя. Войны также усиливали расслоение общества, что влекло за собой господство княжеской дружины над массами.

Политическая история Древней Руси выдвигает проблему взаимоотношений Земли и Власти. Земля представляется как славянское самоуправление, строившееся «снизу вверх». Власть, принесенная руссами, наоборот, выстраивалась как структура «сверху - вниз». Уместно разобрать политическую организацию Киевской Руси. Следует обратить внимание, что по форме правления Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию. Здесь необходимо изучить составляющие элементы этого правления: монархический (Великий князь Киевский), аристократический (дружина - Совет старших дружинников и младшая), демократический (вече) и их основные функции.

Основные понятия и термины.

Скифы, сарматы, готы, гунны, хазары, булгары, печенеги, половцы, «Великое переселение народов», нормандская теория, вече, этнос, община, род, подсечно-огневое земледелие, перелог, бортничество, кремль.

Даты для запоминания:

Нач. I тыс. н.э. – первые письменные свидетельства о славянах.

III – IV вв. н.э. – Великое переселение народов. Заселение Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

VI в. – выделение отдельных ветвей славянства.

862 г. - приглашение Рюрика на княжение.

Тема 3. Киевская Русь

В вопросе о первых Рюриковичах предпочтительно привести обзор их деятельности от Рюрика до Владимира Мономаха. Отметим, что в ранний период единство разных земель поддерживалось практически только личностью киевского правителя. На примере правления Владимира I и др. видно, что не было еще какой-либо закономерной системы наследования власти: побеждал сильнейший или наиболее удачливый. Князья-родичи не были постоянными владельцами земель, каждый владел наследием поочередно. Это были подвижные владельцы: порядок старшинства соответствовал политико-экономическому значению областей. Великие князья были старшими в роде, но сама верховная власть являлась собирательной, т.е. принадлежала всему роду. По определению В.О.Ключевского, это был порядок «лествичного восхождения».

Завершающим этапом создания государства считается замена Владимиром I племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Не случайно, поэтому великий князь воспринимается через летописи и былины как глава государства, организующий его охрану, а не как воин.

Обязательно здесь нужно упомянуть о принятии монотеистической религии, усиливающей процесс сакрализации княжеской власти. Следует ознакомиться не только с летописным рассказом о выборе веры, но и понять реальные причины предпочтения православной религии. Выяснить, в чем главное значение христианства как внутри страны, так и международном уровне. Заметим, что старые языческие верования наложили своеобразный отпечаток на православие русского народа.

Также необходимо изучить влияние церкви в Древней Руси на политику, общество и народный быт. Церковь представляла собой особую феодально-религиозную организацию с определенной зависимостью от государства. Во главе ее стоял митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Русская церковь оказала большое влияние на духовную жизнь общества, смягчила нравы, сформировала общечеловеческие ценности.

Нельзя обойти вниманием общественно-социальное развитие общества, получившее отражение в письменных памятниках Древней Руси. Социальные отношения Киевской Руси первой половины IX в. представлены ее договорами с греками. В них отражены представления о «Законе Русском» - нормах обычного права руссов, в основе которых кровнородственные принципы «кровь за кровь» - равное наказание за равное преступление, а с другой стороны достаточно терпимое отношение к покушениям на частную собственность. Предусматривая только штрафные санкции, русское право выглядит более гуманно по сравнению с византийским или западноевропейским правом.

В «Русской Правде» уже совершенно определенно выводятся социальные слои и защита их частной собственности. Свободное население Руси – «люди» (отсюда сбор дани – «полюдье»). В своде законов княжьи люди, их собственность постоянно противопоставляются смердам. Зависимое население было представлено целой иерархией смердов (учитывалось кому они принадлежали, городскому или сельскому населению), холопов, закупов, челяди, изгоев. «Русская Правда» приводит степени зависимости, варианты попадания в холопство, зависимость степени наказания от положения человека в обществе. Правда Ярослава ограничивает право кровной мести кругом ближайших родственников, предлагая варианты денежных штрафов. Особняком стоят статьи о наследстве собственности, правах женщин и несовершеннолетних детей.

Правда Ярославичей, принятая после новгородских восстаний 60-70 гг. XI в., была дополнена статьями, защищающими имущество феодала и его вотчину. Ее статьи изобилуют феодально-зависимым населением.

Особенно следует подчеркнуть, что в социально-экономическом строе Киевской Руси главным богатством была земля. Причем крестьяне, которые обрабатывали землю, являлись ее держателями, поэтому работать на себя феодал (собственники земли: боярин или князь) мог заставить только с помощью внеэкономического принуждения.

Необходимо знать формы принуждения: земельная рента, барщина, оброк. Получила распространение форма организации производства – феодальная вотчина на правах наследственного владения. Владение землей было привилегией людей, несущих воинскую или государственную службу.

Большинство свободного населения жило в городах, где главным занятием было ремесло и торговля. В этой части вопроса необходимо перечислить основные торговые артерии Киевской Руси, придавая особое значение внешним экономическим связям. По карте можно изучить соседей Руси, обратить внимание на характер взаимоотношений с Волжской Булгарией, Хазарией, Византией, Западной Европой.

Основные понятия и термины.

Община, боярство, вотчина, феодализм, вассальные отношения, община, язычество, христианство, генезис, князь, холопы, ислам, иудаизм, варяги, волость, холоп, закуп, смерд, вира, дань, «Русская Правда», вече, союз племен, генезис, князь, ополчение, дружина, полюдье, изгои, волхвы, лествичная система, военная демократия, дань.

Даты для запоминания:

882 г. - объединение Киева и Новгорода под властью Олега.

912 - 945 гг. - княжение Игоря.

945 - 964 гг. – княжение Ольги.

964 - 972 гг. - княжение Святослава.

980 - 1015 гг. - княжение Владимира I.

988 г. - принятие христианства на Руси.

1019-1054 гг. - княжение Ярослава Мудрого. Составление «Русской правды».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.023 с.)