Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Петровская модернизация России
Начать изучение материала следует с выяснения предпосылок реформ. Россия как экономически, так и в военном отношении отставала от европейских стран, что представляло опасность для ее суверенитета и внешнеполитических амбиций. Бунташный XVII в. требовал укрепления позиций правящего класса, совершенствования аппарата управления, реформирования финансовой и налоговой систем, активизации внешней и внутренней торговли. Само общество закостенело патриархально, образование и культура не имели даже светского характера. Преобразования осуществлялись под воздействием военных потребностей страны, поэтому реформирование государства будет происходить в интересах военной реформы. Вся Россия будет работать на армию и флот. Успеху реформ немало способствовал тот факт, что инициатором их был сам Петр I, человек недюжинного ума и железной воли. Здесь следует обратить внимание на методы проведения реформ. Царем и его ближайшими сподвижниками осознавалась необходимость преобразований, но общество не было готово, это и породило насильственный характер реформ. Начало преобразований Петра I связано с организацией в 1695 г. первого Азовского похода и последующего Великого посольства. Именно там он усвоил европейские идеалы, положенные в преобразование страны. Однако будущая европеизация страны будет сочетаться с укреплением самодержавия и крепостничества. Изучать реформы предпочтительно не в хронологической последовательности, а систематизировать по отраслевому признаку. При этом особенное внимание следует уделить тому, какие классы затрагивала реформа, созданию новых учреждений, жизнеспособности преобразований и отношению к ним общества. Россия создала собственную военно-промышленную базу на Урале и в Карелии. В целях подготовки к войне была проведена первая городская реформа 1699 г., усилено налогообложение для потребностей армии. Для введения единой системы обучения военному делу были открыты военные учебные заведения; принят воинский и морской уставы. В экономической отрасли преобразования в основном коснулись промышленности и торговли, где правительство проводило политику меркантилизма. Главное внимание было направлено на тяжелую промышленность, металлургию. Легкая промышленность, в виде мануфактур, также выпускала продукцию для военных нужд.
Особенностью развития экономики того времени было вмешательство и контроль государства, принудительный характер труда крепостных. Развитие торговли то же во многом стимулировалось государством, заинтересованном в торговых поборах. Обороты и значение внешней торговли выросли за счет Балтийского моря. В 1724 г. в России был введен таможенный протекционистский тариф, защищающий отечественную промышленность от иностранной конкуренции. Вывоз товара стал превышать ввоз в 2 раза. Следует отметить также наиболее важные реформы в социальной сфере (Указ о единонаследии), в финансовой (введение подушной подати), в управлении (реформирование центрального управления, создание коллегий и Сената, введение губернской системы управления, Табель о рангах, Генеральный регламент), в церковной (ликвидация патриаршества, учреждение Синода), в образовании и культуре (светский характер образования, создание Академии Наук, реформа календаря). В крестьянском вопросе государство проводило жесткую крепостническую политику. На крестьянство легло основное бремя войны и модернизации страны. Власть постоянно увеличивала налоги и государственные повинности, был образован новый разряд государственных крестьян. Введение паспортов препятствовало бегству крестьян. Итогом значительного ухудшения положения народных масс стали крестьянские восстания и массовое бегство. Завершить тему следует анализом петровской модернизации. Отметим, что преобразования, вызванные непрерывными войнами, не всегда отвечали внутреннему развитию и потребностям общества. Неоднозначны взгляды историков на оценку реформ. Этой теме посвящена масса исследовательской литературы. По своей мощности преобразование не имело аналогов даже в европейской истории, и, несомненно, оно отложило свой отпечаток на последующее развитие страны. Основные понятия и термины. Империя, Сенат, коллегии, Синод, губернии, рекрутчина, абсолютизм, бюрократия, корпоративность, магистрат, меркантилизм, рационализм, модернизация, монополия, Генеральный регламент, «Великое посольство».
Даты для запоминания: 1682-1696 гг. - двоецарствие Ивана V и Петра I. 1682 -1725 гг. - царствование Петра I. 1682 г. – отмена местничества. 1695 г. и 1696 г. - азовские походы. 1699 г. - введение нового летоисчисления. 1700-1721 гг. - Северная война. 1703 г. - основание Петербурга. 1709 г. - Полтавская битва. 1711 г. - учреждение Сената. 1714 г. - Указ о единонаследии. 1718-1721- учреждение коллегий. 1721 г. - церковная реформа. Провозглашение России империей. 1722 г. - введение Табели о рангах. 1724 г. учреждение Академии наук. 1722 -1723 гг. - Каспийский поход.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.006 с.) |