ТОП 10:

Тема 11. Государственные реформы и контрреформы



Второй половины XIX в.

Прежде всего, необходимо выяснить объективные причины либеральных реформ. В исторической науке есть мнение о крепостном праве как вынужденной мере для предотвращения обезземеливания крестьян в аграрном государстве. Однако личное закрепощение крестьян, по мнению историков юридической школы, стало тормозить экономическое развитие и, прежде всего, товарно-денежные отношения. Малопроизводительный принудительный труд привел к деградации основной формы хозяйствования и низким темпам развития страны в целом.

В середине XIX в. произошла социальная дифференциация и обезземеливание крестьянства, что проявилось через отходничество и увеличение барщины. Росла помещичья задолженность государству. С другой стороны, начавшийся в стране промышленный переворот требовал как свободную квалифицированную рабочую силу, так и рынок сбыта. В то же время, подавляющая масса населения была нищей, что грозило ростом социальных конфликтов. Усложняло внутриполитическую ситуацию в стране поражение в Крымской войне. Без отмены крепостного права невозможно было укрепить и усовершенствовать государственную систему управления, кризис которой понимала просвещенная и мыслящая часть правящей элиты. Общество осознавало безнравственность крепостничества, его пагубное воздействие на все сферы жизни. Без реформ невозможно преодолеть отсталость страны, вернуть ей авторитет у передовых европейских держав. Во избежание революции снизу, правительство предпочло отменить крепостное право сверху.

В вопросе о подготовке реформы следует обратить внимание на обсуждение вариантов реформы. Кто из государственных и общественных деятелей помогал Александру II разрабатывать проекты реформ? Как они готовились? Отметим, что обсуждение проектов осуществлялось не только централизовано, но и на местах, в дворянских комитетах. Огромное влияние на ход разработки реформы оказала гласность. С начала 1858 г. на страницах прессы стало возможным открыто обсуждать крестьянский вопрос. В ходе острых дискуссий при неприятии большинством помещиков самой идеи освобождения крестьян выявилось несколько подходов: консервативный (П.А.Шувалов, П.П.Гагарин), либеральный (К.Д.Кавелин, А.М.Унковский, Н.А.Милютин), радикально-демократический (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов). Следует выяснить, какие условия выхода из крепостной зависимости предлагали деятели перечисленных направлений.

В окончательном законопроекте крестьяне получали личную свободу и установленный земельный надел, размер и условия получения которого зависели от региона проживания. По положению реформы крестьяне имели элементарные экономические и гражданские права (право на собственность, возможность заключать сделки, начинать свое дело, переходить в другие сословия, защищать свои права в суде и др.).

Однако реформа 1861 г. оставила много пережитков (земля оставалась в собственности помещиков, несправедливость «отрезания» земли, необоснованно высокие размеры выкупных платежей; с гражданско-правовых позиций крестьяне подвергались телесным наказаниям, не могли менять место жительства, были политически бесправны). В пореформенный период ощущалась явная нехватка земли, что послужило причиной крестьянского малоземелья. Сохранение крестьянской общины тормозило развитие капитализма в деревне.

Несмотря на недемократичность, явно продворянский характер, реформа 1861 г. была величайшим прогрессом в русской истории. Она дала свободу миллионам людей и способствовала модернизации социально-экономической, политической и культурной жизни страны. Ликвидация крепостничества неизбежно привела к изменению всех общественных отношений. За реформой 1861 г. последовало изменение местного управления, судебных учреждений, реформирование армии и системы образования. Реформы 60-70 гг. XIX в. были направлены на приведение в соответствие со временем важнейших социальных институтов, но при сохранении сословного строя и даже укреплении самодержавного политического режима.

Преобразования должны были способствовать ускоренному развитию отечественной промышленности, укрепить военную мощь России. В данном вопросе внимание следует уделить основным принципам, заложенным в реформировании. В судебной реформе(1864 г.) это бессословность, независимость суда, гласность, состязательность, введение суда присяжных заседателей, изменение структуры местного суда. Реформа суда способствовала либерализации общественной жизни, становлению правового общества. Земская реформа (1864 г.) определяла самоуправление земских учреждений, отличавшееся представительностью и участием всех сословий. Городская реформа (1870 г.) создавала новую систему городского самоуправления, функции, и возможности которой были аналогичны земским. Реформа системы образования (1863 – 1864 гг.) расширяла сферу начального и среднего образования, увеличивала самостоятельность университетов. Реформа печати (1865 г.) отменяла предварительную цензуру книг и журналов. Военная реформа (с 1860 г. по 1874 г.) осуществляла переход к всеобщей воинской повинности, создавала образовательные военные учреждения, делила страну на военные округи, перевооружила армию и флот. Необходимо упомянуть о программе М.Г. Лорис-Меликова, направленной на продолжение реформ.

Преобразования внутриполитической жизни постепенно вели к формированию гражданского общества в России. Однако реформы, проводимые в рамках абсолютизма, имели во многом незавершенный, ограниченный характер. Разрушение традиционной структуры общества, появление новых слоев и групп населения, активизация общественных движений породили кризис и последующую реакцию правительства.

Во второй части темы необходимо выяснить главные причины контрреформ Александра III: экономические, политические, идеологические. Основным среди них можно назвать острый экономический кризис, охвативший сельское хозяйство страны и деятельность революционных организаций. Высшая власть и сам народ видели в реформаторстве источник бед для страны, традиционалистские установки были сильнее новаторства. Правительство предполагало установление внутренней стабильности государства в возвращении к дореформенной России. Немалую роль сыграл в этом и субъективный фактор – консерватизм самого императора.

В данном вопросе следует обозначить, по каким направлениям развивалось контрреформаторское движение и, каковы его основные результаты. Политика в сфере государственного управления была направлена на восстановление позиций самодержавия, особенно в системе местного самоуправления, усилении административно-полицейского контроля (1889 г. институт Земских начальников), насаждении полицейского режима в стране (1881 г. «Положение о мерах к охранению государственной безопасности»), повышении и укреплении позиций дворянства в местном самоуправлении (1890 г. Земская контрреформа, 1892г. Городовое положение), в суде была ограничена гласность, изымались дела о «сопротивлении властям» (1887 г., 1889 г. Судебная контрреформа). Сильным ограничениям подвергалось образование и печать: ужесточился административный контроль над образованием, дворянству дали преимущества в получении высшего образования (Университетский устав 1884 г., «Циркуляр о кухаркиных детях» 1887 г., «Временные правила о печати» 1882 г.). Благодаря всем этим мерам, в т.ч. и усилению репрессивных органов, во время правления Александра III властям практически удалось подавить революционное движение. В то же время получили распространение идеи «национальной самобытности» в области культуры, идеологии и в национальных отношениях.

Отвечая социально-экономическим потребностям страны, правительство провело ряд мер либерального характера в поддержке отечественной промышленности и рыночных отношений, по улучшению положения крестьянства, регламентации отношений между рабочими и предпринимателями. Однако в целом курс, проводимый Александром III, не отвечал экономическим и политическим потребностям времени, реакционная политика подрывала престиж самодержавия в различных слоях общества, что послужило причиной общественно-политического кризиса начала ХХ в.

Основные понятия и термины.

Крестьянская реформа, выкупные платежи, временнообязанные крестьяне, отрезки, мировые посредники, гласный суд, присяжные заседатели, имущественный и образовательный цензы, земство, народничество, «Земля и воля», «Народная воля», прусский и американский пути развития, марксизм.

Даты для запоминания:

1855-1881 гг. - царствование Александра II.

19 февраля 1861 г. - подписание Манифеста об освобождении крестьян.

1861 г. - образование тайного общества «Земля и воля».

1863 г. - принятие либерального университетского устава.

1864 г. - земская реформа.

1864 г. - судебная реформа.

1865 г. - реформа в области цензуры.

1870 г. - реформа городского управления.

1874 г. - военная реформа Д. А. Милютина.

1 марта 1881 г. - убийство царя Александра II Освободителя народовольцами.

1881-1894 гг. - царствование Александра III.

14 августа 1881 г. - принятие закона о чрезвычайном положении.

1882 г. – введены «временные правила о печати». Ужесточение цензуры.

1884 г. - принятие нового университетского устава, отмена университетской автономии.

1887 г. - циркуляр министра народного просвещения «о кухаркиных детях».

1890 г. - земская «контрреформа».

1892 г. - городская «контрреформа».







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.247.139 (0.006 с.)