Крестьяне передавали им право собственности на свои земельные участки, получая их обратно на условиях выполнения определенных повинностей, уплаты оброка и Т. П. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крестьяне передавали им право собственности на свои земельные участки, получая их обратно на условиях выполнения определенных повинностей, уплаты оброка и Т. П.



В процессе установления власти крупных землевладельцев над крестьянами в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая сама крупным земельным собственником.

Договоры коммендации (покровительства) возникли прежде всего в отношениях крестьян с католической церковью, монастырями. Они не всегда были связаны с потерей свободы и прав собственности на земельный участок коммендируемого, так как это имело место в случае договора самозакабаления. Но, раз попав под такое покровительство, свободные крестьяне постепенно теряли свою личную свободу и через несколько поколений в большинстве своем становились крепостными.

Договор прекария был непосредственно связан с передачей земли. Он влек за собой возникновение условного держания земли, передаваемой во временное пользование, сопровождался возникновением тех или иных обязанностей прекариста в пользу крупного землевладельца. Существовало три формы прекария: “прекарий данный” – своеобразная форма аренды земли, на основании которой безземельный или малоземельный крестьянин получал участок земли во временное пользование. По договору “прекарий возмещенный” прекарист первоначально отдавал свой участок земли землевладельцу и получал его обратно во владение. Этот вид прекария возникал, как правило, вследствие залога земли в обеспечение долга. По договору “прекарий подаренный” прекарист (чаще всего под прямым нажимом землевладельца), уже попавший в ту или иную экономическую зависимость, отдавал свой участок господину, а затем получал от него свой и дополнительный участок земли, но уже в качестве держания.

Владелец прекария обладал правом судебной защиты против третьих лиц, но только не в отношении землевладельца. Прекарий мог быть взят обратно землевладельцем в любую минуту. По мере того как число подвластных магнату людей – прекаристов, коммендируемых – росло, он приобретал над ними все большую власть.

Государство всемерно содействовало укреплению этой власти. В капитулярии 787 г., например, запрещалось кому-либо принимать под покровительство людей, оставивших сеньора без его разрешения. Постепенно вассальные связи, или отношения зависимости, охватывают всех свободных людей.

В IX в. крупные бенефициарии добиваются права передавать бенефиции по наследству. На смену бенефицию приходит феод. Крупные феодалы превращаются в суверенов, обладающих политической властью в своих владениях.

Государственный строй. В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления.

П е р в о е направление, особенно характерное для начального этапа(V – VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы.

В т о р о е – определялось развитием органов вотчинного управления.

Т р е т ь е – было связано с постепенным превращением государственной власти франкских монархов в “частную” власть государей – сеньоров, с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на втором этапе развития франкского общества (VIII – IX вв.).

Завоевание Галлии стало мощным импульсом создания нового государственного аппарата у франков. Оно потребовало организации управления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключительное положение единоличного правителя. Одной из важнейших его политических акций, укрепивших позиции франкского государства за счет поддержки галло-римского клира, было принятие христианства. На смену старой родовой общине окончательно приходит территориальная община (марка), а вместе с ней и территориальное деление на округа (паги), сотни. “Салическая правда” говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления. Общенародного племенного собрания в это время у франков уже не было. Оно было заменено смотром войска – сначала в марте (“мартовские поля”), затем (при Каролингах) – в мае (“майские поля”). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания, выполнявшие судебные функции под председательством тунгинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права, были представителями общин.

Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Она отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена. Сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним выплачивали вергельд.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.72.53 (0.005 с.)