ТОП 10:

Так, вместе с превращением власти монарха-вождя во власть государя-сеньора на смену раннефеодальной монархии постепенно приходила новая феодальная государственная форма – сеньориальная монархия.



Основные черты права. «Салическая правда». Преступления и наказания. Суд и судебный процесс

 

Источники раннефеодального права. Наиболее полное представление о раннефеодальном праве дают так называемые “варварские правды”, в которых были записаны многообразные правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений германцев. Одной из самых древних является “Салическая правда”, составленная в правление Хлодвига в конце V – начале VI в. “Рипуарская правда” – судебник другого франкского племени в своей основной части сложился в VI в., “Бургундская правда” – в конце V – начале VI в., “Вестготская правда” (в ее первой, полной редакции) – в V – VII вв. “Аллеманская правда” появилась не ранее VIII в., “Саксонская” и “Тюрингская” – в конце VIII – начале IX в. Близки по своему характеру “варварским правдам” и скандинавские провинциальные судебники XIII – XIV вв.

“Варварские правды” не были единственным источником раннефеодального права. С укреплением королевской власти появились королевские повеления, распоряжения, которые сначала дополняли правды, а впоследствии оформлялись отдельно. К ним относились, например, капитулярии франкских королей.

К источником раннефеодального права можно отнести также и иммунитетные грамоты, выдаваемые королем крупным феодалам, формулы-грамоты, устанавливающие образцы документов, с помощью которых оформлялись разного рода сделки – дарения, купли-продажи и пр. Основным же источником права оставался обычай, определявший партикуляризм раннефеодального права.

Регулирование имущественных отношений в “Салической правде”. В этом правовом документе нет еще однозначного понятия собственности. К движимым вещам, находившихся в собственности отдельных лиц или семей, применялся термин “свой” в отличие от термина “чужой”. Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Большинство предписаний “Салической правды” посвящено охране права на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также овец, коз, собак, голубей, пчел, свиней и пр.

По-новому закрепляет “Салическая правда” право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю, луга и леса. Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение изгороди (XV, 5). Наказуема не только кража в пределах дома или двора высоким штрафом (45 – 63 солида; 2 – 3 солида стоила у франков корова), но и простое проникновение на территорию виллы после захода солнца. Все это свидетельствует о том, что приусадебный участок перешел в частную собственность.

В “Салической правде” ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего (IX, 5). Но на основании эдикта короля Хильперика (561 – 584 гг.) земля по наследству уже могла переходить не только к сыновьям, но и к дочерям, братьям, сестрам умершего.

“Салическая правда” знала институт приобретенной давности. Если в течение года и одного дня ни один из членов общины не высказывал протеста против поселения “чужака”, его землевладение начинало охраняться правом. В этом титуле “Салической правды” по существу санкционируется присвоение общинной земли приближенными короля.

Договорные отношения не получили значительного развития у франков. Это характерная черта права раннефеодального общества, которому свойственны мелкокрестьянское натуральное хозяйство, слабое развитие товарно-денежных отношений. В “Салической правде” отсутствуют указания на общие условия действительности договоров, но свободное волеизъявление сторон подразумевается при заключении таких договоров, как купля-продажа, мена, поклажа, залог, заем, ссуда, дарение.

“Салическая правда” знает весьма своеобразный договор дарения – аффатомию, который заключался в пользу третьего лица. Суть аффатомии сводилась к тому, что собственник передавал свое имущество или часть его какому-либо доверенному лицу, которое не приходилось ему родственником, с обязанностью последнего через год передавать имущество назначенным наследникам. С помощью аффатомии вводился фактически не известный ранее франкам институт наследования по завещанию.

Брак и семья. Семья у франков носила патриархальный характер, но власть отца не была столь широкой, как, например, в Риме.

Браку предшествовал сговор между семьями жениха и невесты. Запрещались браки с рядом родственников и свойственников. Такие браки объявлялись недействительными, а дети, рожденные от них, – незаконнорожденными. Браки с рабами влекли за собой потерю свободы, простое сожительство с рабыней – штраф в 15 солидов, со свободной – 45 солидов. По Капитулярию I к “Салической правде” женщина, вступившая в брак с рабом, объявлялась вне закона, ее имущество поступало в казну, родственники могли безнаказанно убить ее.

Незамужняя женщина у германцев пользовалась некоторой самостоятельностью. Тем не менее, она не могла вторично выйти замуж без разрешения суда и уплаты определенной суммы родственникам умершего мужа.

Особенностью старогерманского обычного права было то, что женщина обладала собственным имуществом, приданым, которое ей предоставлялось не отцом, а мужем в качестве “брачного дара”. Капитулярий I закрепляет особый правовой режим приданого.

Женщина не могла ни дарить, ни продавать свое приданое. После ее смерти оно переходило к ее детям. В случае повторного брака часть приданого вдовы передавалась ближайшим родственникам мужа, при их отсутствии – в казну.

“Салическая правда” ничего не говорит о разводе, обычное же право германцев допускало свободу развода, не требуя ни согласия родственников, ни других формальных оснований.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.004 с.)