Король выступал прежде всего как охранитель мира, как исполнитель судебных решений общины. Его графы, соцебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Король выступал прежде всего как охранитель мира, как исполнитель судебных решений общины. Его графы, соцебароны выполняли в основном полицейские и фискальные функции.



Королевские предписания, согласно “Салической правде”, касаются незначительного круга государственных дел – призыва в войско, вызова в суд. Но “Салическая правда” свидетельствует и об усилении власти королей. Король прямо вторгался во внутриобщинные дела, в ее поземельные отношения, разрешал чужаку селиться на общинной земле.

Власть франкских королей передавалась по наследству. Все нити государственного управления постепенно сосредоточивались в королевском дворце, в руках королевских слуг и приближенных. Вместе с усложнением государственного управления функции королевских слуг все больше дифференцировались. Среди них выделяются дворцовый граф, референдарий, камерарий. Д в о р ц о в ы й г р а ф выполнял главным образом судебные функции, руководил судебными поединками, наблюдал за исполнением приговора. Р е ф е р е н д а р и й ведал королевскими документами, оформлял акты, предписания короля и пр. К а м е р а р и й следил за поступлениями в королевскую казну, за сохранностью имущества дворца.

В VI – VII вв. главным управителем королевского дворца, а затем и главой королевской администрации становится палатный мэр, или майордом.

Формирование местных органов власти происходит в это время под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами, как римские наместники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоминается. Понятия “граф” и “судья” становятся однозначными, их назначение входит в исключительную компетенцию королевской власти.

Вместе с тем вновь возникающие органы государственного аппарата франков, копируя некоторые позднеримские государственные порядки, имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражающие интересы германской служилой знати и крупных галло-римских землевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так, широко использовались на государственной службе дружинники короля. Первоначально состоящая из королевского военного отряда свободных франков дружина, а следовательно и государственный аппарат, пополнялись не только романизированными галлами, отличающимися своим образованием, знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявшими придворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевской власти, в разрушении старого племенного сепаратизма, в укреплении новых порядков, суливших им обогащение и социальный престиж.

Расширение участия феодальной знати в управлении государством, “сеньоризация” государственных должностей привели к потере королевской властью той относительной самостоятельности, которой она пользовалась ранее. Это произошло не сразу, а в тот период, когда крупное землевладение приобрело уже значительные размеры. В это время большую власть присваивает созданный еще ранее Королевский совет, состоявший из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серьезного решения.

Знати постепенно передавались ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаблением власти королей все больше независимости, административных и судебных функций приобретали графы, герцоги, епископы, аббаты, ставшие крупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы.

В 673 г. светская власть добилась подтверждения Хильпериком II статьи 12 изданного в 614 г. эдикта, который запрещал назначение “должностного лица, как и подчиненного ему человека”, если они не были местными землевладельцами. Следовательно, функции управления закреплялись за крупными местными феодалами. В дальнейшем важнейшие должности в государстве стали наследственными.

С середины VII в., в эпоху так называемых ленивых королей, знать уже непосредственно берет бразды правления в свои руки, отстраняя короля. Сначала это делалось за счет все большего усиления роли и значения должности майордома, а затем путем прямого смещения короля. Ярким примером этому может служить смена королевской династии у франков. Еще в VII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной. Благодаря проведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единство франкского государства, переживавшего длительный период политической дестабилизации, расчленения. Сын и преемник Карла Мартелла, не желая даже формально признавать короля, произвел государственный переворот, заточил последнего царствующего Меровинга в монастырь и занял его престол.

Аграрный переворот VIII в. способствовал дальнейшему развитию собственно феодального государства, той административной системы, в которой главную роль начали играть органы вотчинского управления. Новой перестройке аппарата управления способствовало широкое распространение в это время иммунитетных грамот, в силу которых территория, принадлежащая владельцу иммунитета, изымалась (частично или полностью) из ведения государственных властей в судебных, податных, административных делах. Вотчинник, таким образом, получал политическую власть над своими крестьянами. Иммунитетные грамоты, как правило, санкционировали уже сложившиеся отношения политической зависимости крестьян от своих сеньоров – вотчинников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.004 с.)