Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аналогичный метод картирования электрической активности мозга был применен М. Б. Костюниной при распознавании эмо-Содержание книги
Поиск на нашем сайте
циональных состояний на фотографиях человеческих лиц. В случае, когда эмоции опознавались, центры интеграции в альфа-диапазоне частот выявлялись преимущественно в теменно-височно-за-тылочных областях коры левого полушария. Если эмоции не опознавались, центры интеграции были локализованы в лобных отделах полушарий и в правой теменной зоне коры. Электрофизиологические данные М. Б. Костюниной, с одной стороны, еще раз подтверждают наблюдения нейропсихологов о важной роли правого полушария в распознавании эмоциональной экспрессии, а с другой стороны, совпадают с выводом В. Д. Глезера о локализации механизма инвариантного опознания образов в левом полушарии мозга. Одну из лучших моделей экспериментального исследования творчества как поиска чего-то неизвестного и трудно прогнозируемого предложил К. К. Монахов. Испытуемым демонстрировали картинки с двойным изображением, одно из которых было легко узнаваемым, а второе замаскированным. При опознании каждого из этих изображений субъект должен был нажать на кнопку. При этом производилось картирование коэффициентов взаимосвязей электрических процессов различных областей коры. До момента предъявления картинки зоны наибольших связей располагались в области левого лобного полюса и в правой центральной области. В момент опознания первого изображения через 2 с после появления картинки резко повысились взаимосвязи в лобных отделах. За 8— 7 с перед нажатием на кнопку, сообщающем об опознании второго скрытого изображения, произошло резкое увеличение взаимосвязей в правой лобной области. Позднее этот пик исчезает, и за 2—1 с перед нажатием на кнопку топокарта становится похожей на фон. Высокая активность лобной, затылочной и теменной областей правого полушария зарегистрирована у лиц с наиболее продуктивными ответами при решении задач, требующих развитого воображения. По мнению Я. А. Альтмана, возникновение звуковых ритмических образов у поэтов связано с деятельностью правой слуховой височной области коры. Появление слов и рифм свидетельствует о вовлечении левого полушария. Еще раз подчеркнув крайнюю ограниченность сведений о нейрофизиологических механизмах творчества, я попытаюсь наметить хотя бы самую грубую схему участия различных мозговых образований в реализации творческого акта в качестве своеобразной программы дальнейших экспериментальных исследований (таблица 3).
Можно предполагать, что ядрам миндалевидного комплекса принадлежит важная роль в выделении той доминирующей мотивации, которая инициирует поиск недостающей информации для решения возникшей перед субъектом задачи. Что касается второго образования лимбической системы — гиппокампа, то именно его участие обеспечивает расширение набора следов, извлекаемых из памяти (прежде всего — из нижневисочной коры) и служащих материалом для формирования гипотез. Сами эти гипотезы, по-видимому, генерируются в лобных отделах правого полушария, где одновременно происходит их первоначальная неосознаваемая оценка, отметающая заведомо не относящиеся к данной задаче варианты. Следует также принять во внимание, что нейроны гиппокампа — детекторы новизны — способны откликаться не только на новый стимул, но и на новую комбинацию следов, хранящихся в памяти. Совместная деятельность миндалины, гиппокампа и префрон-тальной коры реализует феномен инсайта, в который вовлекается и хвостатое ядро, где найдены нейроны, отражающие стадию предрешения и момент решения при отсроченном выборе. Взаимодействие между передними отделами левого и правого полушарий представляет тот физиологический субстрат, благодаря функционированию которого возникает отмечаемый творческими личностями диалог двух голосов — фантазирующего и критического, осуществляется осознанный логический отбор гипотез для их последующей проверки практикой. Функциональная асимметрия двух полушарий мозга, в сущности, служит сегодня наиболее приемлемой нейробиологической основой взаимодействия осознаваемых и неосознаваемых компонентов творческого процесса. Таблица 3
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.134 (0.011 с.) |