Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
До сих пор не существует общепринятой классификации потребностей человека. У маслоу их 15, у мак дауголла — 18, у
Меррей и Пьерона — 20. Причиной подобной разноголосицы является отсутствие классифицирующего принципа подобного атомному весу элементов в периодической системе Менделеева. Для нас совместно с П. М. Ершовым ключевым принципом послужили идеи В. И. Вернадского и А. А. Ухтомского о развитии как освоении расширяющихся в пространстве и времени (хронотопе) сред обитания: геосферы, био-социосферы среди других живых существ и ноосферы, если понимать под последней интеллектуальное освоение окружающего мира. Таким образом, потребности делятся на витальные, социальные и идеальные потребности познания и творчества. Сходную классификацию мы находим у Платона, Г. Гегеля, Т. Джефферсона и Ф. М. Достоевского. Филогенетические предшественники этих трех групп потребностей человека обнаруживаются у высших животных в виде сложнейших безусловных рефлексов по И. П. Павлову или инстинктов, если использовать терминологию современных этологов (рис. 4). Рис. 4. Потребности человека и их филогенетические предшественники в виде сложнейших безусловных рефлексов (инстинктов) у высших животных. Свои многообразные потребности животные удовлетворяют с помощью генетически запрограммированных врожденных (безусловных) рефлексов и путем обучения, т. е. выработки индивидуально приобретенных условнорефлекторных навыков. Сложнейшие безусловные рефлексы (инстинкты) и возникающие на их Основе индивидуальные формы поведения можно объединить в три основные группы. I. Витальные безусловные рефлексы обеспечивают индивидуальное и видовое сохранение живых существ. К их числу относятся пищевой, питьевой, регуляции сна, оборонительный (включая ориентировочно-оборонительный рефлекс «биологической осторожности»), рефлекс экономии сил и многие другие. Два признака могут служить дефинитивным критерием для отнесения данного рефлекса к группе витальных: 1) неудовлетворение соответствующей потребности ведет к физической гибели особи; Реализация безусловного рефлекса не требует участия другой особи того же вида. В сфере витальных безусловных рефлексов мы хотим особо выделить присущую животным потребность в экономии сил, поскольку на протяжении эволюции она играет важную роль в модификации навыков, обеспечивающих удовлетворение всех других мотиваций.
В опытах с хорьками и домашними кошками животные должны были нажимать на рычаг, чтобы получить доступ к кормушке с пищей. Если необходимое число нажатий возрастало, животные открывали кормушку реже, но, открыв ее, съедали больше, чем достигалась явная экономия сил и времени, затрачиваемых на добывание корма. Если крысам предложить два способа добывания пищи, они предпочтут тот, который требует меньше усилий. Эта специфическая потребность достаточно индивидуализирована, что при определенной организации эксперимента ведет к выявлению среди крыс «работников» и «паразитов». Хотя «паразит» быстро обучается добывать пищу с помощью специального рычага, при наличии в клетке другой «работающей» крысы он перестает пользоваться рычагом и предпочитает питаться кормом, добытым «работником». В других опытах кормушку с пищей размещали за бассейном. При сухом бассейне все крысы питались самостоятельно. После заполнения бассейна водой они достигали кормушки вплавь, но только при одиночном содержании. Стоило объединить крыс в группу, как одни из них продолжали доставлять пищу в жилую клетку, а другие пользовались кормом, принесенным «добытчиками». Когда крысам, обученным добывать воду нажатием на рычаг, предоставляли свободный доступ к поилке, инструментальная реакция быстро угасала У «паразитов» и значительно дольше сохранялась у «работников». Деление на «работников» и «паразитов» не зависит ни от пола животного, ни от его положения в групповой иерархии, в то время как поедание корма всецело определяется зоосоциаль-ным рангом. П. Ролевые (зоосоциальные) инстинкты могут быть реализованы только путем взаимодействия с другими особями своего вида. Эти безусловные и условные рефлексы лежат в основе полового, родительского, территориального поведения, в основе феномена эмоционального резонанса («сопереживания») и формирования групповой иерархии, где отдельно взятая особь неизменно выступает в роли брачного партнера, родителя или детеныша, «хозяина» территории или «пришельца», лидера или ведомого. Н. Тинберген справедливо считает общественным поведением любое взаимодействие между двумя и более особями одного и того же вида.
Поддержание сложных иерархических отношений в группе (стаде, стае) — важный фактор эволюции, поскольку зоосоциаль-ный ранг тесно связан с репродуктивными функциями. У приматов высокоранговому самцу принадлежит преимущественный доступ к пище и самкам. С эволюционной точки зрения понятно, почему доминирующие самцы убивают детенышей, родившихся от их предшественника. Но сохранение порядка в группе оказывается столь существенным, что доминирующий самец-гамадрил способен убить и собственного детеныша, если он чрезмерно отвлекает внимание членов группы и тем самым дестабилизирует ее. Иными словами, иерархическая зоосоциальная мотивация оказывается сильнее родительского инстинкта. В 70% случаев мыши-доминанты атакуют наиболее близких к ним агрессивных субдоминантов. Это уменьшает конфликты между субдоминантами и стабилизирует группу. При наличии соответствующих условий высокоранговые субдоминанты вынуждены эмигрировать. Власть зоосоциальных норм столь сильна, что даже при искусственном раздражении электрическим током «центров агрессии» в гипоталамусе, обезьяны преимущественно нападают на подчиненных самцов. Хотя зоосоциальное поведение имеет врожденную основу, его проявления во многом зависят от наличной ситуации и онтогенетического опыта. Так, увеличение числа членов сообщества макак усиливает агрессивность в отношении низкоранговых, молодых и неполовозрелых самцов, а повреждение медиальной области миндалины снижает уровень агрессив-
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.006 с.) |