Межбанковский кредит как основной источник заемных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межбанковский кредит как основной источник заемных средств



Под межбанковским кредитом (МБК) понимаются кредиты, предоставляемые банками друг другу.

Основными участниками межбанковского кредитного рынка являются: Банк России и КБ.

КБ может выступать на рынке межбанковских кредитов в роли кредитора и заемщика.

Особенности МБК как источника заемных средств:

Предоставляется в рамках корреспондентских отношений, при выборе банка для сотрудничества на рынке МБК учитывается его финансовое положение и деловая репутация

Имеет краткосрочный характер, основная масса кредитов предоставляется на срок от 1 до 30 дней

Используется банками для быстрого пополнения ресурсов и для оперативного поддержания ликвидности

МБК достаточно дорогой источник ресурсов

Не подлежит резервированию на счете Банка России (в отличие от депозитов по нему не устанавливаются депозитные требования, и поэтому вся сумма получения МБК может быть использована банком для прибыльных вложений)

 

 

Организация безналичных расчётов в коммерческом банке: сущность и принципы организации безналичных расчетов, виды банковских счетов; действующие формы безналичных расчетов, их характеристика; организация вексельных расчетов.

Денежный оборот в условиях рыночной модели экономики обслуживает не только рыночные, но и распределительные отношения в хозяйстве, включающие в себя финансовые отношения, связанные с существованием федерального, регионального и местного бюджетов; кредитные отношения, связанные с предоставлением центральным банком кредитов правительству, а также кредитов коммерческим банкам.

Подавляющее большинство расчетов между фирмами осуществляется в безналичном порядке путем перечисления средств со счета плательщика на счет их получателя, а также путем зачета взаимных требований. Предпринимательские фирмы хранят денежные средства на счетах в банке, куда поступают все причитающиеся им платежи и откуда перечисляются средства по обязательствам фирмы. Безналичные расчеты по сравнению с налично-денежными расчетами сокращают издержки обращения, т.к. в данном случае отпадает необходимость в перевозке и хранении наличных денег.

Основными законодательно-нормативными документами, регламентирующими в настоящее время общие подходы к организации расчетов в РФ и единый документооборот в коммерческих банках, являются:

Гражданский кодекс РФ, гл. 45 "Банковский счет", гл. 46 "Расчеты" (ч. 2); Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; Положение ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 12.04.2001 г. № 2-П.

Принципы организации безналичных расчетов - это основополагающие начала их осуществления. Соблюдение принципов предпринимательскими фирмами и банками позволяет обеспечить соответствие безналичных расчетов предъявляемым к ним требованиям своевременности, надежности, эффективности.

При осуществлении безналичных расчетов соблюдаются следующие основные принципы:

1) первый принцип - правовой режим осуществления безналичных расчетов. Этот принцип требует, чтобы поведение участников расчетных взаимоотношений соответствовало нормам права, правовой ответственности;

2) второй принцип - осуществление безналичных расчетов по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода денежных средств. Необходимая предпосылка осуществления безналичных расчетов - это наличие банковских счетов как у фирм-поставщиков, так и у фирм-покупателей;

3) третий принцип - свобода выбора форм безналичных расчетов предпринимательскими фирмами в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности;

4) четвертый принцип - наличие согласия плательщика на совершение платежа по его банковскому счету, т.е. перечисление средств по счетам фирм осуществляется по поручению плательщика или с его согласия (акцепта). Это дает возможность предприятию-покупателю контролировать выполнение поставщиком основных условий договора, нарушение которых может вызвать частичный или полный отказ от акцепта платежа;

5) пятый принцип - осуществление платежей с расчетного счета в пределах имеющихся на нем средств. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений от фирмы и других документов на списание (календарная очередность).

6) шестой принцип - срочность платежа. Значение этого принципа заключается в том, что средства, непрерывно расходуемые на производство товаров, оказание услуг, должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными хозяйственными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном итоге - к платежному кризису предпринимательской фирмы;

7) седьмой принцип - списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа;

8) восьмой принцип - контроль всех участников безналичных расчетов за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения;

9) девятый принцип - принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий. Данный принцип заключается в том, что нарушения договорных обязательств в области безналичных расчетов влекут за собой возможность применения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки.

Расчетные счета. Расчетный счет открывается юридическому лицу - резиденту, которое является коммерческой организацией, а также физическому лицу - индивидуальному предпринимателю, которое действует без образования юридического лица для ведения расчетно-денежных операций его деятельности.

2)Текущие счета. Текущие счета открываются по законодательству РФ юридическим лицам - резидентам, являющимся некоммерческими организациями (общественные, религиозные, благотворительные фонды и другие).

3) Бюджетные счета открываются предприятиям, организациям и учреждениям, которым выделяются средства за счет бюджетов для целевого их использования. Средства с таких счетов расходуются строго по целевому назначению.

4) Корреспондентские счета - счета, которые банки открывают друг у друга, в том числе в Центральном банке РФ. Корреспондентские счета могут открываться как в рублях, так и в иностранной валюте. Различают два вида корреспондентских счетов: ностро - счет банка, открытый в другом банке (<наш счет у них>), лоро - счет другого банка, открытый в нашем банке (<их счет у нас>).

Отдельно выделяют:

1. Ссудные счета – счета, открываемые банком клиентами, при выдаче кредита, используются для учета выданных ссуд и движения по ним (погашения).

2. Депозитные счета – открываются клиентам для накопления денежных средств, на них аккумулируются средства, которые банк использует для проведения активных операций. Бывают: срочные и до востребования.

В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов:

1. платежные поручения представляют собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия-получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка. Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью осуществляются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям.

2. платежные требования-поручения представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в трех экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты.

3. чеки - письменные распоряжения плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки. Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке (например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т. д.). Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек - это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, которое и предъявляет чек в свой банк для оплаты.

4. аккредитивы - это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов. Аккредитивная форма расчетов используется только в иногороднем обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

 

 

Кредитные операции коммерческого банка: нормативно-правовое регулирование кредитной деятельности банков; организация кредитного процесса в банке, этапы кредитного процесса; характеристика основных форм обеспечения возвратности банковских кредитов.

 

КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ И КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЕЛЯТСЯ НА:

АКТИВНЫЕ И ПАСИВНЫЕ.

В первом случае банк (кредитное учреждение) является кредитором, т.е. стороной, дающей кредит (ссужающей деньги) и размещающей денежные средства в форме депозитов (вкладов), во втором – дебитором, т.е. стороной, берущей кредит и принимающей денежные средства в форме депозитов (вкладов). Т. е. и активные, и пассивные кредитные операции предполагают использование как кредитов (ссуд), так и депозитов (вкладов). Иначе говоря, кредитные операции включают в себя:

ССУДНЫЕ ОПЕРАЦИИ И ДЕПОЗИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ.

Таким образом, ССУДНЫЕ ОПЕРАЦИИ – это действие работников банков (кредитных учреждений) по предоставлению и (или) получению кредитов, и их возврату и оплате соответствующих процентов, а ДЕПОЗИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ – действие тех же работников по размещению и (или) привлечению к себе вкладов, их возврату и оплате причитающихся процентов.

Среди нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность банков в РФ, в первую очередь, необходимо выделить Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ " О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) ". Закон «О ЦБР» устанавливает основы функционирования Центрального Банка России. Он носит комплексный характер, включая различные нормы регулирующие как устройство и положение ЦБР в государстве, денежную политику, так и нормы регулирующие особенности трудовых отношений с служащими ЦБР. Главой Х ФЗ" О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) " определяется банковское регулирование и банковский надзор в РФ. Органом банковского регулирования и банковского надзора является Банк России, который осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России,

обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Банк России вправе устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.
Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;

2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;
3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

5) нормативы ликвидности кредитной организации;

6) нормативы достаточности собственных средств (капитала);

7) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

9) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

10) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по валютному, процентному и иным финансовым рискам.

Основная работа по организации кредитного процесса в банке может быть представлена в виде следующих этапов:

§ формирование портфеля кредитных заявок;

§ проведение переговоров с потенциальным клиентом;

§ принятие решения о целесообразности выдачи кредита и форме его предоставления;

§ оформление кредитного дела;

§ работа с клиентом после получения им ссуды;

возврат кредита с процентами и закрытие кредитного дела.

Первый этап включает в себя сбор информации о спросе на кредит, ее анализ и предварительный отбор заявок. На данном этапе перед кредитным работником стоит задача подготовиться к проведению переговоров и получить наиболее полную информацию о потенциальном заемщике.

На втором этапе основная цель банка — окончательное определение кредитоспособности и финансового положения клиента с целью заключения кредитного договора на более выгодных для банка условиях.

На третьем этапе банком принимается решение о возможности и форме предоставления ссуды.

На этом же этапе ответственный исполнитель кредитного отдела банка должен осуществлять комплексный анализ предоставленных документов, определить обеспечение либо залогом либо поручительствами, либо гарантиями, либо страховыми свидетельствами.

На четвертом этапе в случае положительного решения вопроса о целесообразности предоставления кредита ответственный исполнитель подготавливает проект кредитного договора в соответствии с условиями, согласованными с заемщиком.

На пятом этапе банк проводит работу с клиентом уже после получения им ссуды. Эта работа предполагает проведение контроля за исполнением кредитного договора и поиск новых форм сотрудничества с клиентом.

На шестом этапе осуществляется возврат кредита с процентами и закрытие кредитного дела. Это завершающий этап кредитных взаимоотношений банка с заемщиком.

Под формой обеспечения возвратности ссуд понимают конкретный источник погашения имеющегося долга, юридическое оформление права кредитора на его исполнение, организацию контроля банка за достаточностью и приемлемостью данного источника. Формы:

1) Залог имущества означает, что кредитор – залогодержатель вправе реализовать это имущество, если обеспеченное залогом имущество не будет выполнено; залог должен обеспечить не только возврат ссуды, но и уплату соответствующих процентов и неустоек по договору, предусмотренных в случае его невыполнения. Возникает в силу договора или закона. Наибольшее распространение имеет залог в силу договора, когда должник добровольно отдает имущество в залог, заключая об этом договор с кредитором. Виды залога:

При котором предмет залога может оставаться у залогодателя, имеет наибольшее распространение.

При котором предмет залога передается в распоряжение, во владение залогодержателю.

Операции с залоговым имуществом осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ «О залоге».

2) Договор-поручительство. Поручитель обязуется перед кредитором другого лица (заемщика) отвечать за исполнение последним своего обязательства. Поручительство создает для кредитора большую вероятность реального удовлетворения его требования к должнику; заемщик и поручитель отвечают перед кредитором как солидарные должники. Договор-поручительство совершается в письменной форме, может заверяться нотариально.

3) Гарантия – это особый вид договора-поручительства, применяемый для обеспечения обязательства только между юридическими лицами. В качестве гаранта может выступать вышестоящая организация (министерство, ведомство, ассоциация, объединение), арендодатель, учредитель и любые другие организации, включая банки. Условие – устойчивость финансового положения гаранта.

4) Страхование кредитных рисков – в соответствии с Федеральным законом «О страховании» и др. введена форма обеспечения возвратности ссуд, страхование ответственности заемщиков за непогашение кредита. Для снижения кредитных рисков кредитор требует у заемщика (юридического лица) договор со страховой компанией на предмет залога.

5) Переуступка (цессия) в пользу банка требований и счетов заемщика третьему лицу. Оформляется специальным соглашением или договором. Банк имеет право воспользоваться поступившей выручкой только для погашения выданного кредита и уплаты процентов по нему. Предприятие уступает банку дебитору задолженность.

 

 

33. Кассовые операции коммерческого банка: содержание и нормативно-правовое регулирование кассовых операций банка; лимит остатка кассы предприятия; порядок приема наличных денег в кассу банка и порядок выдачи наличных денег.

Кассовыми называются операции, связанные с инкассацией, приемом, хранением, выдачей наличных денег, иностранной валюты и других ценностей. Для их комплексного выполнения существует кассовый узел. В его составе:

• хранилище ценностей;

• операционные кассы;

• помещение по приему и выдаче денег инкассаторам;

• кладовая (сейфовая) комната;

• другие помещения для кассовых операций.

Расширение кассового обслуживания населения достигается кредитными организациями в результате открытия касс вне кассового узла. Эти кассы совершают операции по приему и выдаче вкладов, продаже и покупке ценных бумаг, приему коммунальных и других платежей от физических лиц. Операционные кассы вне кассового узла, расположенные в организациях, осуществляют также выдачу средств для выплаты заработной платы, выплат социального характера и проведения других операций, на выполнение которых коммерческий банк имеет лицензию.

Кредитная организация имеет право устанавливать банкоматы и платежно-расчетные терминалы. Коммерческие банки, осуществляющие операции с иностранной валютой, открывают обменные пункты. По операциям с денежной наличностью кредитные организации обслуживаются расчетно-кассовыми центрами Банка России, устанавливающими для каждой из них минимальный размер денежной наличности, т.е. остаток денег по операционной кассе.

Кассовые операции являются одной из банковских операций кредитных организаций, право на осуществление которых регламентировано Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности». В соответствии со статьей 5 (пункт 5) данные операции трактуются как «Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц».

Согласно указанному закону все банковские операции и другие сделки, в том числе и кассовые, осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

Основным документом, регламентирующим кассовые операции является Положение Центрального банка Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. N 318-П

О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации". Согласно этому Положению кредитные организации и открытые в соответствии с нормативными актами Банка России внутренние структурные подразделения кредитной организации (далее - ВСП) могут осуществлять следующие кассовые операции - прием, выдачу, размен, обмен, обработку, включающую в себя пересчет, сортировку, формирование, упаковку наличных денег.

Кассовые операции по приему, выдаче, размену, обмену, обработке наличных денег осуществляются с находящимися на обслуживании в кредитной организации, ВСП клиентами - юридическими лицами (в том числе другими кредитными организациями, ВСП других кредитных организаций), физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физическими лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, и физическими лицами.

Кроме этого, кредитные организации должны руководствоваться в своей работе различными указаниями и письмами Банка России касательно кассовых операций. На основании нормативных документов кредитная организация разрабатывает свои положения о кассовых подразделениях, должностные инструкции кассовых работников, а также регламенты и порядки проведения работ.

Под кассой понимают и участок бухучета, что используется при отражении данных о движении наличности и денежной документации. Лимитом кассы называют сумму денег, которые могут постоянно быть в кассе фирмы.

Такие суммы устанавливает Центральный банк России с учетом определенных условий и их используют на ежедневные расходы. Если в конце дня в кассе будет сумма, которая превысит лимит, то средства вносят из касс в банковское учреждение, на расчетные счета.

Цель установления лимита кассы – уменьшение наличных сумм в обращении. Ведь основным способом расчетов – не через кассы, а через банковские учреждения (безналичным способом).

имиты денежных средств в кассе устанавливаются на основании распоряжения руководителя предприятия. В распоряжении прописывается сумма лимита и дата, с которой он будет действовать. Раскрывают также правила определения лимитных сумм.

Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждое учреждение банка имеет операционную кассу. В ее состав могут входить: приходные кассы, расходные кассы, приходно-расходные кассы, кассы для размена денег, вечерние кассы, кассы пересчета денежной наличности. В крупных банках при большом объеме движения де­нежной наличности перечисленные кассы организуются отдельно. В небольших банках работа может осуществляться через приходно-расходную кассу Руководитель банка самостоятельно решает вопрос о структуре операцион­ной кассы и численности кассовых работников.

С каждым кассовым и инкассаторским работником, выполняющим операции с наличными деньгами и другими ценностями, заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

По решению руководителя банка операции с ценностями могут осуществляться группами материально ответственных лиц, с которыми заключаются договоры о коллективной (бригадной) материальной ответственности.

Прием наличных денег от предприятий и организаций производится, в ос­новном при личной явке клиента в его присутствии. Работа приходной кассы организована таким образом, чтобы клиенты банка имели возможность сдать выручку в течение операционного дня (дневная касса) и после операционно­го дня (вечерняя касса).

Документом на прием наличности в приходную кассу банка является объявление на взнос наличными, представляющее собой комплект докумен­тов, состоящий из трех частей: объявления, ордера и квитанции. При взносе денег по объявлению клиент передает его бухгалтерскому работнику, веду­щему лицевой счет данного клиента. Бухгалтерский работник проверяет пра­вильность заполнения документа, отражает сумму денег в кассовом журнале по приходу, указывая род операции, номер документа, символ кассовых обо­ротов и передает подписанное им объявление в приходную кассу.

Кассир приходной кассы ведет ежедневные записи о принятых от клиен­тов и сданных заведующему кассой денежных суммах в книге учета принятых и выданных денег (ценностей). В конце операционного дня на основании при­ходных документов кассир составляет справку о сумме принятых денег и ко­личестве поступивших в кассу денежных документов и сверяет сумму по справ­ке с суммой фактически принятыхим денег. Справка подписывается касси­ром и указанные в ней кассовые обороты сверяются с кассовыми журналами бухгалтеров. Сверка оформляется подписями кассира в кассовых журна­лах и бухгалтеров на справке кассира. Денежная наличность, принятая в течение операционного дня, вместе с приходными документами и справкой о сумме принятых денег сдается кассиром заведующему кассой под расписку в книге учета принятых и выданных денег (ценностей).

Все поступившие в течение операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в операционную кассу банка и зачислены на соответству­ющие счета клиентов в тот же рабочий день.

Прием банком денежной наличности в послеоперационное время произво­дится вечерними кассами. Деньги, принятые вечерней кассой, должны быть за­числены на соответствующие счета клиентов банка не позднее следующего ра­бочего дня. При приеме денежной наличности непосредственно от организации вноситель сдает деньги в вечернюю кассу также по объявлению на взнос налич­ными. Оформление объявления и прием денег от клиентов проводятся аналогич­но порядку осуществления этих операций в операционное время банка.

По окончании приема денег вечерней кассой кассир и операционный ра­ботник производят сверку их фактического наличия с данными приходных документов и кассового журнала по приходу и подписывают кассовый жур­нал. Наличные деньги, приходные кассовые документы, кассовый журнал и печать по окончании операций вечерней кассы хранятся в сейфе, который сдается под охрану. Утром следующего дня работники вечерней кассы при­нимают сейф от охраны и сдают деньги и приходные документы заведующе­му кассой под расписку в кассовом журнале.

Другой канал поступления наличных денег в банк — через аппарат инкас­сации. Банк может осуществлять инкассацию и доставку своих денежных средств и ценностей, а также денежных средств и ценностей клиентов соб­ственными силами и средствами либо на договорных условиях через другие организации, осуществляющие операции по инкассации и входящие в банковскую систему Российской федерации.

Прием наличных денег от физических лиц осуществляется по приходным кассовым ордерам.

Выдача наличных денег предприятиям и организациям с их банковских счетов производится по денежным чекам.

Денежные чеки являются бланками строгой отчетности и выдаются кли­енту в виде чековых книжек. Каждая выдача чековой книжки регистрируется операционным работником банка в регистрационной карточке клиента с ука­занием даты выдачи и номеров чеков с первого до последнего.

Заполненный денежный чек клиент предъявляет бухгалтерскому работ­нику, который проверяет правильность заполнения чека и сверяет соответ­ствие печати и подписей должностных лиц предприятия с образцами. В блан­ке чека должны быть указаны сумма, дата выписки чека, наименование полу­чателя, счет, с которого снимаются деньги, и подпись чекодателя. Сумма прописью пишется без абзаца с заглавной буквы. Свободные строки прочер­киваются, а на оборотной стороне денежного чека клиент обязан указать, для какой цели берутся деньги. Сведения о назначении платежа на обороте де­нежных чеков также заверяются подписями чекодателя.

Получив денежный чек, кассир:

• проверяет наличие подписей должностных лиц кредитной организации, оформивших и проверивших денежный чек, и тождественность этих подпи­сей имеющимся у кассира образцам;

• сличает сумму, поставленную в денежном чеке цифрами, с суммой, указан­ной прописью;

• проверяет наличие на денежном чеке расписки клиента в получении денег, сведений о предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяюще­го личность получателя денег;

• подготавливает сумму денег, подлежащую выдаче;

• вызывает получателя денег по номеру чека и спрашивает у него сумму полу­чаемых денег;

• сверяет номер контрольной марки с номером на чеке и приклеивает конт­рольную марку к чеку;

•повторно пересчитывает подготовленную к выдаче сумму денег в присутствии клиента;

•выдает деньги получателю и подписывает чек.

Совершение операций, при которых клиент, не внося денег, предъявляет одновременно чек и объявление на взнос наличными, не допускается.

Клиент имеет право по своему желанию пересчитать в банке полученные деньги полистно. Доставка денег в помещение для их пересчета клиентами и пересчет осуществляются в присутствии одного из работников кассового под­разделения банка.

Выдача наличных денег физическим лицам осуществляется по расходным кассовым ордерам.

 

 

34. Налоговое планирование: классификация налогового планирования, методы и этапы налогового планирования; особенности налогового планирования для отдельных видов налогов, налоговые льготы, их влияние на налоговое планирование хозяйствующего субъекта.

Налоговое планирование представляет это часть финансовой деятельности организации. Налоги составляют значительную часть затрат любого предприятия, причем эти затраты представляют собой обязательные регулярные платежи. Поэтому мероприятия по планированию этих платежей являются непременным условием эффективной финансовой стратегии любого предприятия, независимо от его формы собственности и вида деятельности.

Выделяются следующие методы налогового планирования:

1. Классическое налоговое планирование – это планирование правильной и своевременной уплаты налогов. Такое планирование состоит из организации правильного налогового учета и отчетности, планирования экономической деятельности в рамках, определенных законом, и своевременной уплаты налогов.

2. Оптимизационное налоговое планирование – при котором налогоплательщик за счет использования пробелов и льгот существующего законодательства планирует и осуществляет свою экономическую деятельность так, чтобы платить возможно меньше налогов. Иногда такое налоговое планирование называют также налоговой оптимизацией.

3. Противозаконное налоговое планирование – налогоплательщик использует противозаконные методы в целях уменьшения налоговых платежей. Таким образом, противозаконное налоговое планирование смыкается с понятием уклонения от налогов и уличенные в нем налогоплательщики подвергаются соответствующим санкциям.

Налоговое планирование сложный многофакторный процесс. С некоторой долей условности принято считать, что этот процесс проходит четыре этапа.

На первом этапе, решается вопрос о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов и дочерних компаний. При этом учитывается не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, условия налоговых соглашений и т. п.

На втором этапе производится выбор оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица.

Сущность третьего этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятельности. Производится анализ форм сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия, правильное использование льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение налогового законодательства и т. п.

На четвертом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов иприбыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

Налоговое планирование хозяйствующих субъектов (планирование на микроуровне) является частью финансового планирования их деятельно­сти и означает использование учетной и амортизационной политики пред­приятия, а также льгот по налогу и законных вычетов из налоговой базы и других установленных законом методов для оптимизации налоговых обязательств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.09 с.)