Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов



 

Независимость аудитора — один из принципов аудита, за­ключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, род­ственной или какой-либо иной заинтересованности на прове­ряемом экономическом субъекте, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также ка­кой-либо зависимости от третьей стороны, собственников или руководителей аудиторской организации, в которой работает аудитор.

В заключении или другом документе, составленном в ре­зультате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких-либо оговорок заявить о своей неза­висимости в отношении клиента как по формальным, так и по фактическим обстоятельствам.

Требования к аудитору в части обеспечения независимо­сти и критерии определения того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативной базой аудитор­ской деятельности. В соответствии с Законом об аудиторской деятельности (ст. 12) аудит не может осуществляться:

1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и веде­ние бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгал­терской) отчетности;

2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, су­пруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

3) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бух­галтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (роди­тели, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отноше­нии, аудируемых лиц, для которых эти аудиторские органи­зации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, име­ющих общих учредителей (участников) с этой аудиторской организацией;

6) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, — в отношении этих лиц.

Если систематизировать приведенные основания, можно сделать вывод, что при проведении обязательной аудитор­ский проверки аудиторы не должны иметь зависимости от проверяемого предприятия:

- финансовой (материальной);

- родственной (с лицами, несущими ответственность за ор­иентацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности);

- должностной.

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание со­путствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в ре­зультате аудита.

Таким образом, аудитор обязан внимательно следить за тем, чтобы не нарушался принцип независимости на всех стадиях проведения аудита, и принимать необходимые меры для устранения возникших обстоятельств. В случае установ­ления фактов, свидетельствующих об утрате независимости и невозможности устранения соответствующих обстоятельств, следует отказаться от дальнейшего проведения аудита.

Внутренний аудит

 

Организация внутрипроизводственного аудита не отно­сится к вопросам, регламентируемым законодательно госу­дарством. Это прерогатива самого предприятия. Между тем от эффективности его функционирования зависит не только сохранность активов экономического субъекта, но и работоспособность самого предприятия. Внутренний аудит спосо­бен совершенствовать систему управления.

Осуществление функций внутреннего аудита может быть возложено на специальные службы или отдельных аудиторов, состоящих в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоров), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешних аудиторов. Служба внутреннего аудита может быть создана как самостоятельное подразделение аппарата управления, при этом она подчиняется только руководителю организации. Междуна­родный опыт организации предлагает также возможным вы­несение внутреннего аудита за рамки предприятия с подчине­нием совету директоров или учредителям.

Внутренний аудит — это организованная на экономиче­ском субъекте в интересах его собственников и регламенти­рованная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгал­терского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К структурам внутреннего аудита от­носятся назначаемые собственниками экономического субъ­екта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы. Отличительной особен­ностью данного определения является то, что к институтам внутреннего аудита, помимо внутренних аудиторов, отнесены также ревизоры и ревизион­ные комиссии.

Для определения места внутреннего аудита в системе конт­роля необходимо определиться с его структурой. Из элементов системы внутреннего аудита можно выделить наиболее существенные факторы.

Субъекты контроля — специалисты, осуществляющие вну­тренний аудит. Чем выше их профессиональная квалифика­ция и объективность, тем выше результаты контроля. Требо­вания к знаниям и умениям работников внутреннего аудита включают: знание особенностей функционирования пред­приятия, структуры управления; владение техникой и мето­дикой проведения проверок; знание норм законодательства; умение правильно определить круг вопросов, подлежащих внутренней и внешней проверке; способность обобщать ре­зультаты отдельных проверок для выработки комплекса реко­мендаций.

Объект внутреннего аудита — это управляемое звено системы управления организацией, воспринимающее контрольное действие. Объекты выбираются в соответствии с целями.

Метод внутреннего аудита организации — это способ достижения цели, который характеризуется использованием как общенаучных методических приемов исследования объектов контроля, так и собственных методических приемов (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, логическая проверка, сканирование, письменный и устный опросы и др.), а также специфических приемовсмежных экономических наук (приемы экономиче­ского анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

Для достижения указанной цели внутренний аудит должен быть нацелен на решение следующих задач:

1) оценку экономической эффективности деятельности Организации как в целом, так и каждой из его управленческих структур и центров ответственности;

2) прогнозирование экономического развития организа­ции на перспективу с учетом влияния всех возможных внеш­них и внутренних факторов;

3) минимизацию расходов и потерь во взаимоотношениях с бюджетом, другими государственными структурами и парт­нерами.

В зависимости от специфики организации, особенностей ее организационной структуры и задач, поставленных администрацией, задачи конкретной аудиторской службы могут быть различными. В практической деятельности внутренние аудиторы должны руководствоваться требованиями норм за­конодательства РФ, а также учредительными документами, приказами по предприятию (если входит в его структуру) и должностными инструкциями.

Мотивацией организации внутреннего аудита на крупных и средних предприятиях служат:

- усложнение системы законодательства;

- стремление управлять финансовыми ситуациями;

- усиление эффективности управления деятельностью са­мого предприятия и его структурных подразделений;

- контроль за рациональным использованием ресурсов;

- выполнение обязательств;

- эффективность системы учета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.009 с.)