ТОП 10:

Мистика в новое и новейшее время



 

История мистики в новое и новейшее время составила бы многотомный свод скандальных разоблачений мошенников, авантюристов и маньяков, выдававших себя за всесильных чародеев и ясновидцев.

На пороге мистицизма нового времени стоял немецкий мистик Якоб Беме (1575–1624). Его сочинения явились источником для многих мистиков.

Беме, основываясь только на Библии и случайно прочтенных им сочинениях некоторых мистиков, создал собственную философско–религиозно–мистическую концепцию, сочетающую естествознание с теологией и мистикой. В качестве источника своего учения Беме называет «непосредственное божественное откровение». Концепция Беме сводится к следующему. Первоначально бог находился в состоянии вечного покоя и сам себя не сознавал. Затем он вгляделся в самого себя, сделал себя своим зеркалом и разделился натрое; бог есть господство любви. Человек первоначально был предназначен властвовать над всеми стихиями и, стоя выше животных желаний, должен был производить детей одной девственной мудростью. Но человек сам низверг себя на степень животной жизни; так как у него появились желания, то бог дал женщину; человек поддался искушению и был покорен земным духом. Но бог послал на землю свое собственное сердце сына, чтобы попрать смерть в человеческой душе. В будущем предстоит конец света (…конец всего сущего), и тогда человек вновь соединится с богом.

Среди продолжателей Беме самым известным теософом нового времени является Эммануил Сведенборг (1688–1772).

Он был натуралистом и математиком; известны его труды по алгебре, метрологии, космологии, механике, инженерии, геологии. Но вот вдруг в жизни Сведенборга происходит перелом: он оставляет науку и обращается к мистике. Историк мистики А. Леманн раскрывает тайну этого перелома. Оказывается, Сведенборг пережил жизненную трагедию: он был отвергнут любимой девушкой и, оставшись на всю жизнь холостяком, заболел острой формой эротомании, приступы которой сопровождались порнографическими «видениями». Мистика Сведенборга со всеми его «видениями» и «беседами с духами» есть просто результат психического расстройства на эротической почве. Сведенборг считается основателем современного спиритизма.

С конца XVIII — начала XIX в. в Европе и США происходят своеобразные специализация и дифференциация мистики: возникают в качестве самостоятельных направлений спиритизм, магнетизм, телепатия, теософия и др. Рассмотрим некоторые из этих направлений.

 

СПИРИТИЗМ

 

Начало развития спиритизма в новое время связано с деятельностью американца Эндрью Джемсона Дэвиса (1826–1900), который прославился своими «видениями», «беседами с духами» и «пророчествами». Дэвис родился в семье бедного сапожника на маленькой ферме в Блуминг–Грове штата Нью–Йорк; мать Эндрью страдала истерией, отец был алкоголиком; в школу Эндрью пошел только в десятилетнем возрасте, но вскоре прекратил занятия ввиду полного отсутствия способностей к усвоению наук. Через некоторое время одна очень набожная вдова–фермерша наняла молодого Дэвиса в качестве пастуха к себе на ферму, и вот именно здесь происходит «просветление» будущего апостола спиритизма. Приученный своей хозяйкой к длительным церковным службам и ревностному изучению катехизиса, Дэвис научился приводить себя в состояние религиозного экстаза и в это время «пророчествовал». Вскоре юный Дэвис приобрел репутацию ясновидца. Слава Дэвиса в 1843 г. дошла до некоего Левингстона, который занимался гипнозом и нашел в семнадцатилетнем Дэвисе подходящего медиума, т. е. посредника между людьми и «миром духов». Совместно с Дэвисом и при участии священника Смита Левинг–стон в течение нескольких лет гастролировал по городам США, демонстрируя беседы Дэвиса с духами умерших. Как это ни удивительно, но полуграмотный Дэвис оставил после себя большое литературное наследство. По–видимому, он не писал, а диктовал свои книги, вызывавшие бурную реакцию читателей: одни возмущались скандальным невежеством Дэвиса, другие приходили в восторг от его «откровений». Дэвис издал следующие книги: «Принципы природы, ее божественные откровения и голос к человечеству», «Философия общения с духами», «Великая гармония» и «Магический жезл».

В 1850 г. Дэвис был приглашен властями к расследованию .действий нечистой силы» в селе Гайдсвиле, где в семье Фуксов якобы был открыт ,стук столов» и откуда началось так называемое «столоверчение», занятие, типичное и поныне для всех спиритических кружков и обществ.

В 70–е годы прошлого столетия и в начале XX столетия имели место попытки некоторых лиц распространить спиритизм и в России. Большая заслуга в разоблачении спиритизма как мошенничества и грубого суеверия принадлежит Д. И. Менделееву. Д. И. Менделеев указал на то, что при известном состоянии сильного нервного возбуждения людям может пригрезиться такое, чего в действительности нет и не бывает. К тому же само по себе непосредственное чувственное восприятие человеком объективного мира отнюдь не всегда соответствует действительному положению вещей: между сущностью и кажимостью явления, как правило, дистанция огромного размера. Что касается столоверчения, «хождения блюдца», то и это объясняется просто: причина подобных явлений в незаметных глазу, бессознательных движениях рук участников спиритического сеанса, в результате чего блюдце начинает двигаться, стол стучать и т. п. «Спиритические явления, — писал Д. И. Менделеев, — происходят от бессознательных движений или сознательного обмана…»

Ф. Энгельс показал, как явления гипноза в середине прошлого века стали областью шарлатанских махинаций для любителей легкой наживы, действовавших нередко под покровительством духовенства, которое охотно поддерживало тогда и поддерживает теперь версию о «божественном» и «сверхъестественном» происхождении гипнотических явлений, якобы доказывающих существование бессмертной души. И нет ничего удивительного в том, что истолкованные подобным образом «чудесные» факты гипнотического внушения послужили поводом для спиритических мистерий. Дело дошло до того, что в популярных журналах в Англии, Германии, Франции, США стали печатать фотографии духов, якобы вызванных спиритами из «загробного мира».

Спиритизм и поныне в моде в западном мире, несмотря на то что наука вынесла ему свой приговор. «Свободный мир» открывает прежде всего свободу для шарлатанства, откровенного обмана масс. Ныне на Западе существуют официально зарегистрированные спиритические общества и клубы, издается специальная литература, в которой пропагандируется спиритизм. Дикое суеверие продолжает существовать при поддержке тех сил, которым выгодно распространение мистицизма, затемняющего сознание людей.

 

ТЕОСОФИЯ

 

В 1875 г. в Нью–Йорке в торжественной обстановке было основано новое мистическое течение — теософическое общество Е. П. Блаватской (1831–1891) при ближайшем участии некоего предприимчивого янки, который называл себя так: «английский полковник Олкотт». Термин «теософия» (от греческого theos божество и sophia — мудрость) означает буквально «богомудрие» или «богопозна–ние». Теософическое общество выдвинуло следующую программу: а) организовать всечеловеческое братство без различия пола, национальности и религии; б) изучать все философские и религиозные учения, особенно Древнего Востока; в) изучать таинственные и необъяснимые явления природы и развивать сверхчувственные силы человека. Свои идеи Блаватская и Олкотт пропагандировали на многочисленных собраниях теософического общества, а также в периодических изданиях и монографической литературе. Так, Блаватская в 80–е годы прошлого столетия издавала журналы «Люцифер» на английском языке (в Лондоне), «Теософическое обозрение» и «Голубой лотос» на французском языке (в Париже). Кроме того, Блаватская опубликовала монографии «Секретная доктрина, синтез науки, религии и философии», «Ключ к теософии» и множество статей в прессе. Ее партнер «английский полковник Олкотт» опубликовал объемистое сочинение «Люди с того света». Так как Блаватская выступала против материализма, атеизма и пролетарского социалистического движения, то в буржуазных кругах у нее не было недостатка в покровителях и приверженцах. Получая значительные денежные субсидии от богачей, Блаватская вела широкую пропаганду теософических идей, сопровождая эту пропаганду активной организационной работой. И хотя ее теософические «феномены» были многократно разоблачены как тонкое фокусничество и шарлатанство, Блаватской все же удалось завербовать в свое общество около 60 тыс. человек. В настоящее время в теософическом обществе, филиалы которого имеются во многих странах капиталистического мира, насчитывается около 150 тыс. человек.

 

АНТРОПОСОФИЯ

 

На почве теософии в первой четверти XX в. в Германии складывается мистическое учение, получившее название антропософии, что в переводе означает «мудрость о человеке» (от греческого antropos — «человек», so–phia — «мудрость»). Его основателем был горячий приверженец теософии Рудольф Штейнер.

Антропософия представляет собой смесь из сочинений средневековых мистиков и их более поздних единомышленников, а также элементов философских учений Фихте и Шеллинга. В отличие от теософии, антропософия утверждает, что познание бога осуществимо лишь через непосредственную связь с потусторонним миром. Человеческая сущность обожествляется, но открывается только «посвященным». Правящие классы буржуазного общества проявляют интерес к антропософии и потому, что она, отрицая реальность земного мира и земных дел, отрицает борьбу с социальной несправедливостью, идеи и выводы научного социализма, прямо становится на защиту капитализма.

Ныне происходит значительная активизация деятельности последователей Рудольфа Штейнера. В швейцарском городе Дорнахе функционирует международный центр антропософии. Он имеет союзы в разных странах мира. В последнее время предпринимаются попытки экспортировать антропософию в социалистические страны. В частности, отдельные эмиссары Международного центра, посещавшие СССР в качестве туристов, старались распространить антропософскую литературу на русском языке, стремились организовать антропософские кружки среди молодежи нашей страны. Подобного рода попытки имеют место и в настоящее время.

 

МАНТИКА

 

 

Гадание и его типы

 

Мантика, или гадание, есть мнимое, воображаемое «искусство» угадывания настоящего и будущего.

Возникновение гадания как мнимого чудодейственного искусства избранных и особо одаренных лиц относится, по–видимому, к эпохе материнского рода, когда разделение труда зашло уже достаточно далеко и привело к отделению труда умственного от труда физического, а вместе с тем и к выделению особой категории лиц, монополизировавших духовное влияние в родовых группах (колдуны, знахари, маги и т. п.).

Существующие у разных народов бесчисленно многообразные способы гадания классифицируются в специальной литературе по двум формально–типологическим признакам: гадание по внешним «знамениям» и гадание по «внутреннему просветлению» (ясновидение).

К первому типу относятся следующие виды гадания: по небесным телам (астрология); по огню (пиромантия); по метеорологическим явлениям (гром, град, радуга и т. п.); по воде; по лопаточной кости (скапулимантия); по решету (коскиномантия); по «священным» книгам (библиомантия); по старинным стихам (рапсодомантия); по птицам и их полету (орнитомантия); по внутренностям животных (гаруспиция); по строению человеческого тела (морфоскопия и физиогномика); по строению руки (хиромантия); по цифрам (арифмомантия); по «дрожанию Земли» (геомантия); по кофейной гуще, по бобам, по воску, по олову, по игральным картам; по дыму (ливаномантия); по чаше с водой (каттабомантия); по движениям змей (офиомантия); по зеркалу (катанстромантия); по движениям жука (критомантия).

Ко второму типу относятся следующие виды гадания: по сновидениям (онейроскопия и онейрокритика); по «непосредственному откровению» (пресмология и ясновидение); по «показаниям покойника» (некромантия).

Гадание является дичайшим предрассудком, порожденным мистикой.

Мы рассмотрим здесь некоторые факты, относящиеся к истории и практике гадания, поскольку эта «оккультная наука» пользуется еще заметным влиянием на простых и доверчивых людей.

 

 

Коскиномантия

 

Гадание по решету (коскиномантия) было распространено в средневековой Европе, в Аравии и у среднеазиатских народов для разгадывания воров. Оно и в наше время бытует для этой же цели кое–где в Англии и ФРГ. Известны случаи коскино–мантии и в нашей стране. Гадающий держит решето подвешенным на нити на одном пальце с таким расчетом, чтобы оно могло медленно поворачиваться; на чьем имени решето остановится (на ободе решета наносится риска, а имена подозреваемых в воровстве выписываются на бумажках, которые раскладываются по кругу), тот и есть вор. Этот способ гадания часто приводил к острым конфликтам на почве необоснованных обвинений в воровстве.

Родственницей коскиномантии по методу является клеромантия — гадание с помощью жребия. Простейшим способом гадания этого рода является бросание монеты с загадыванием чего–нибудь «на орла» или «на решку». Клеромантический характер носят также гадания по игральным картам.

 

 

Библиомантия

 

К библиомантии относится несколько способов гадания. Простейший способ состоит в том, что гадающий с маху раскрывает какую–нибудь книгу и смотрит, о чем идет речь на открытой странице; что там написано, того и следует ожидать. В старой Руси этот способ гадания был настолько распространен, что ради него была издана «Гадальная книга пророка и царя Давида». Впрочем, подобные издания проникали в Россию из Западной Европы, где во времена средневековья они были весьма распространены. К библиомантии относится также гадание «по рафлям» — разграфленному листу бумаги, где в каждой клетке написано или нарисовано что–нибудь загаданное. На раф–ли, т. е. на гадательный лист, бросали горошину или пшеничное зерно; на какой клетке оно остановится, то и сбудется. Лет сто назад на сельских ярмарках продавались подобные — рафли под названием «Колесо фортуны» и «Случаи описания».

 

 

Рапсодомантия

 

Рапсодомантия — это та же, в сущности, библиомантия в древнегреческом варианте. Для гадания брали не любую книгу, а произведения Гомера и Гесиода.

 

 

Орнитомантия

 

Орнитомантия — гадание по крику, полету, посадке и поведению как диких, так и домашних птиц. Орнитомантия была развита в Древней Греции, где ей придавалось большое общественное значение. В дореволюционной России была известна орнитомантия в виде гадания «на курицу» и «на петуха»: как они клюют зерно, когда и как они поют, какого цвета курица попадется в руки ночью в курятнике. Все подобные «показания» принимались в расчет как имеющие таинственный смысл. Признаком большого несчастья считалось, если курица вдруг голосила петухом.

 

 

Астрология

 

Астрология является, по–видимому, одной из древнейших оккультных наук и самым распространенным способом гадания.

Легко объяснимо то пристальное и настороженное внимание наших далеких предков, с которым они наблюдали небесные явления, как чрезвычайные, так и закономерно повторяющиеся: лунные и солнечные затмения, движения комет и метеоров, плавные перемещения созвездий и звезд. Давно было замечено, что явления небесные оказывают очевидное влияние на явления земные. Нельзя сказать, что наши предки были неправы, когда они констатировали связь между этими двумя рядами явлений. Но в том, что касается объяснения этой связи, им явно недоставало широты взглядов и знаний. А там, где останавливается знание, начинает своевольничать мистика.

В мрачные времена средневековья астрология в Западной Европе получила весьма широкое распространение; при каждом правителе европейских государств состоял на службе астролог (звездочет), влияние которого на политику государств было очень велико. Более того, в некоторых университетах (в Париже, Падуе и других городах) существовали кафедры астрологии и курс астрологии считался научной дисциплиной. Астрологи занимались предсказанием человеческих судеб и даже судеб народов и государств по «показаниям» небесных тел. Фантасмагорические расчеты астролога о судьбе отдельного человека или даже целого народа или государства называются гороскопом. Еще и теперь в капиталистических странах астрологи составляют гороскопы и публикуют их в календарях и массовых периодических изданиях.

 

 

Мантика и современность

 

Вера в возможность предсказания будущего относится к числу наиболее распространенных и устойчивых мистических заблуждений. Поэтому вполне понятно, что в этой области подвизается особенно много «специалистов». Не удивительно, что в капиталистических странах есть даже специальные «учебные заведения», где готовят профессиональных «предсказателей судеб». Так, в Чикаго существует «Колледж универсальной правды», в НьюЙорке — «Американский колледж астральных наук», в Сан–Франциско — «Колледж магов». Во Франции официально зарегистрированы в качестве налогоплательщиков 34 тыс. профессиональных хиромантов, причем в одном только Париже их проживает 6 тыс. человек; подсчитано, что ежедневно они дают своим клиентам 50 тыс. прорицаний. Так процветает самый бессовестный обман, самое беззастенчивое шарлатанство.

 

ЧАРОДЕЙСТВО

 

Чародейство, колдовство, волхвование, ведовство, кудесничество — все это синонимы так называемой магии. Магия есть мнимое, воображаемое искусство или умение влиять на окружающий мир с помощью неких «непостижимых», или «таинственных», или «чудесных» манипуляций. Круг магических манипуляций очень широк: это могут быть слова (заклинания, заговоры, молитвы), предметы (амулеты, обереги), письмена и различные действия.

К настоящему времени описаны и систематизированы многие тысячи колдовских обрядов и церемоний, известных в разные времена у разных народов.

 

 

Виды магических действий

 

Магические приемы необходимо различать по следующим признакам:

а) по степени сложности;

б) по общей направленности;

в) по психологическому механизму действия;

г) по целевому назначению.

По степени сложности магические приемы подразделяются следующим образом. Индивидуальное магическое действие. Например, человек верит, будто черная кошка, перебегающая дорогу, предсказывает несчастье; чтобы уберечься от воображаемой беды, человек совершает магическое действие: плюет три раза через левое плечо.

Индивидуальный или групповой магический обряд отличается большей сложностью, представляя собой систему нескольких действий. Таковы, например, приемы так называемой лечебной магии. Вот магический обряд лечения от туберкулеза легких: больного купают в воде, зачерпнутой из трех колодцев, настоянной на мусоре из трех изб и сдобренной мхом с трех крыш. Считается, что в магическом обряде отдельные действия должны производиться всегда лишь в определенном порядке с точнейшим соблюдением определенных условий.

Коллективная магическая церемония. Например, чтобы не допустить в деревню моровое поветрие, в полночь голые старухи с причитаниями и заклинаниями опахивают деревню, т. е. проводят борозду сохой или плугом вокруг деревни.

В зависимости от общей направленности, различают агрессивные, или протрептические, и оборонительные, или профилактические, типы магии. В свою очередь в составе обоих магических направлений выделяются типы магии, которые отличаются друг от друга своим психологическим механизмом.

К протрептическим типам магии относятся: контактная магия; воображаемая магическая сила передается или придается человеку путем непосредственного взаимодействия с носителем магической силы; например, ношение талисманов, употребление магических снадобий и т. п.; инициальная (начинательная, трансмиссионная, инцепционная) магия; ввиду недосягаемости объекта колдовства, скажем, из–за дальности расстояния, при магической манипуляции производится только начало желаемого действия, а окончание же его возлагается на магическую силу; например, австралийский колдун, желая поразить врага из соседнего племени, производит такую процедуру: он направляет заостренную палочку в сторону врага и шепчет при этом проклятия, полагая, что после этого колдовства враг будет поражен либо смертью, либо мучительной болезнью; парциальная (контагиозная) магия; магические манипуляции производятся не с объектом колдовства, а с его частью или заменителем; например, колдун, желая причинить вред врагу, стремится добыть его волосы, или часть одежды, или испражнения и т. п.; над одним из таких «заместителей» врага произносятся проклятия; считается, что после этой процедуры враг будет повержен; имитативная (гомеопатическая, си–мильная) магия; колдовство производится над изображением или подобием объекта колдовства; например, у первобытных народов широко распространены магические охотничьи или военные пляски перед изображениями зверя или врага; при этом участники магической церемонии мечут копья или дротики в соответствующие изображения и полагают, что на охоте или в сражении события будут происходить именно так, как они происходили во время магической пляски.

К защитным (профилактическим) типам магии относятся следующие:

отгоняющая (апотрепеическая) магия — ношение амулетов от «дурного глаза» и т. п.;

очистительная (катартическая) магия — ритуальные омовения и окуривания, прыганье через костер и т. п.

По целевому назначению магические приемы подразделяются следующим образом: лечебная, вредоносная, или злая, или черная магия, военная, любовная, промысловая, земледельческая, скотоводческая магия.

 

МИСТИКА В НАШИ ДНИ

 

Может показаться парадоксальным, но в нашу эпоху огромных завоеваний человеческого разума мистика не только удерживает свои позиции, но и укрепляет их в западных странах. Это — проявление духовного кризиса буржуазного общества, порожденного общим кризисом капитализма. В условиях общей неустойчивости, неуверенности в завтрашнем дне, бесперспективности существования жители западных стран видят единственный для себя выход в мистических переживаниях. А буржуазные государства оказывают всяческую поддержку современным магам и чародеям, затемняющим сознание трудящихся, мешающим им увидеть реальные процессы, происходящие в обществе.

Именно поэтому статистика свидетельствует о росте мистических настроений в западном мире. Десятки тысяч астрологов, медиумов, колдунов открыто действуют в США, ФРГ, Италии, Франции и других буржуазных странах. Они объединяются в мистические общества, официально регистрируемые властями, издают свои газеты и журналы, созывают конференции, симпозиумы, съезды. На Западе существуют целые фирмы, занимающиеся бизнесом на мистике. Там не в диковинку гадательные автоматы на улицах, справочные бюро, толкующие сны. Регулярно печатаются в периодических изданиях гороскопы, за которыми следят миллионы людей, пытающихся заглянуть в будущее, узнать свою судьбу.

Известно, что к знаменитым гадалкам обращаются видные политические деятели, бизнесмены. В крупнейших буржуазных издательствах выпускается огромное количество литературы, пропагандирующей теософию, антропософию, прочие «оккультные науки».

В последнее время в буржуазных странах отмечается рост разного рода мистических обществ и сект, шумная реклама сопровождает деятельность секты «Божественный свет» и ее пророка Гуру Махарайджи, побывавшего во многих капиталистических странах и выступавшего с изложением своего учения в самых крупных концертных и спортивных залах мира. И он нашел немало последователей. Ведь он обещает людям избавление от страха перед будущим, от неуверенности, тяжкой жизни, пессимизма. Все это, по его словам, можно преодолеть с помощью мистического ухода от волнующих людей проблем, веры в «учителя», в качестве которого он предлагает себя. Именно мистические переживания дают возможность отключиться от реальности со всеми ее невзгодами и переживаниями. А техника такого отключения заключена в различных упражнениях системы йогов, которая и рекомендуется последователям новоявленного «пророка».

Широкой поддержкой влиятельных кругов на Западе пользуется мистическая секта, созданная еще одним пророком — Сан Мыонг My ном. Это объясняется ее антикоммунистической направленностью, ибо, по словам Муна, все беды на земле происходят от коммунизма. Главной целью он объявил борьбу с коммунизмом. Но внимание простых людей он привлек иным: обещанием избавить тех, кто последует за ним, от наркомании, алкоголизма, тревожного состояния духа. Людей, попавших в созданные им общины, он заставляет трудиться на себя по 16 часов в сутки, а взамен пичкает их проповедями, внушая, что следует отказаться от своих дум, предоставив право мыслить своим духовным наставникам. Делается все возможное, чтобы погрузить людей в состояние отрешенности от мира, в своеобразную спячку, в забытье, которое и должно принести им облегчение.

Получило распространение в США и ряде других стран и «Международное общество сознания Кришны», основанное выходцем из Индии Ачарья Бхактиведанта Свами Прабхупадой. Он попросту погружает своих последователей в гипнотический сон, обставляя этот процесс мистическими ритуалами. Истинное успокоение, объявляет он, лишь в достижении нирваны, отрешении от суеты мира.

Буржуазная пресса рекламирует «Международное общество социальной медитации», возглавляемое «всемирно известным йогом» Махариши Махешем. Вступившим в общество предлагается пройти учебно–тренировочный курс по «трансцендентальной медитации», которая якобы избавляет от навязчивых мыслей, от всяких беспокойств, напряженного состояния и т. п. Сеансы, которые проводит Махариши Махеш, сопровождаются пением, проводятся в полутемных помещениях, где мерцают свечи. Ведь «медитация» представляет собой «уход от мыслей о реальном мире», «слияние с бесконечностью». Именно так рекламируют ее в западном мире. В действительности же это определенная система приемов, с помощью которых человек как бы отключается от окружающей действительности, погружается в самого себя, отвлекаясь от всего, что его тревожит и волнует. Не случайно кое–кто на Западе заявляет, что «трансцендентальная медитация» является «наиболее серьезным путем решения научных проблем современности». Не случайно то, что, по данным западной прессы, общество Махариши Махеша получает субсидии от Информационного агентства США, которое является одним из центров международного антикоммунизма.

Невозможно даже перечислить все мистические секты и общества, которые расплодились ныне в буржуазных странах, они получают помощь и поддержку от правящих классов. И это понятно. Еще В. И. Ленин писал: …..наступил такой исторический момент, когда командующая буржуазия, из страха перед растущим и крепнущим пролетариатом, поддерживает все отсталое, отмирающее, средневековое. Отживающая буржуазия соединяется со всеми отжившими и отживающими силами, чтобы сохранить колеблющееся наемное рабство» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 23, с. 166).

К сожалению, с проявлениями мистицизма приходится встречаться и в нашей стране. Есть люди, которые пытаются реанимировать давно разоблаченную лженауку астрологию. Они обращаются к буржуазной прессе, где постоянно печатаются гороскопы, перепечатывают, а подчас и распространяют их. Кое–кто занимается и спиритизмом. В последнее время обнаружились приверженцы мистических сект, обосновавшихся на Западе, в частности «Международного общества сознания Кришны». Чаще всего это молодые люди, у которых не сложились твердые мировоззренческие принципы.

Следует иметь в виду, что западные реакционные круги пытаются экспортировать в нашу страну мистические идейки с целью идеологического разложения молодежи. По нелегальным каналам к нам забрасываются религиозно–мистическая литература, рекламные проспекты мистических обществ. В последние годы в страну приезжают эмиссары таких обществ, стремящиеся устанавливать контакты с молодыми людьми, сколачивать группы своих последователей. Кое–где у нас не уделяется должного внимания этой целенаправленной деятельности классового противника. Ведь сплошь и рядом мистические учения не пропагандируют открыто антикоммунистических идей. А это подчас притупляет бдительность. Мистицизм же на деле направлен на разложение научного, материалистического миропонимания. Он призван уводить людей в мир фантастических грез и мечтаний, а следовательно, от тех насущных проблем, которые стоят перед молодыми. Именно поэтому спецслужбы империалистических держав оказывают всяческое содействие проникновению мистических взглядов и представлений в среду молодежи социалистических стран. При этом используются самые разнообразные методы. И долг партийных комитетов, общественных организаций давать отпор любым попыткам протаскивать мистицизм в нашу жизнь.

Одной из важных задач атеистического воспитания является разоблачение мистики и суеверий, формирование у молодого поколения правильного к ним отношения, принципиальной оценки любых проявлений этих пережитков прошлого.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Атеистический словарь. 2–е изд. М., 1986.

Басилов В. Избранники духов. М., 1984.

Великович Л. Капитализм и религия. М., 1984.

Григулевич И. Пророки «новой истины». М., 1983.

Мезенцев В. Энциклопедия чудес. М., 1974.

Митрохин Л. Религии «Нового века». М., 1985.

Неманов И., Рожнов В., Рожнова М. Когда духи показывают когти. М., 1969.

Парнов Е. Трон Люцифера. Критические очерки магии и оккультизма. М., 1985.

Рожнов В. Пророки и чудотворцы. Этюды о мистицизме. М., 1977.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь. 2–е изд. М., 1985.

Шахнович М. Мистика в свете науки. Л., 1967.

Шахнович М. Приметы верные и суеверные. Атеистические очерки народного знания и бытового суеверия. Л., 1984.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.02 с.)