Определение легкой атлетики, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение легкой атлетики,



Как вида спорта

 

Легкая атлетика – вид спорта, который, несмотря на свою древность, продолжает быть самым распространенным и популярным в мире.

Археологические находки – вазы, медальоны, монеты, скульптуры – помогают представить сегодня, как у древних греков, а позже римлян и других древних народов проходили состязания, которые теперь называют легкоатлетическими.

Происхождение названия «легкая атлетика» связывают с представлениями древних греков о физических упражнениях. Все физические упражнения древние греки называли атлетикой, в переводе на русский язык – борьба, упражнение. В Древней Греции атлетами называли тех, кто соревновался в силе и ловкости.

Все физические упражнения греки делили на «легкие» и «тяжелые». К легким они относили бег, прыжки, метание, стрельбу из лука, плавание и некоторые другие упражнения, развивающие ловкость, быстроту, выносливость. Борьбу, кулачный бой и другие упражнения, которые развивали силу, греки относили к тяжелым упражнениям.

Физические упражнения входили в «пентатлон» (пятиборье), которое играло важную роль в системе физического воспитания греков. Пятиборье состояло из: прыжка в длину, метания копья, бега на один стадий, метания диска и панкратиона (сочетание борьбы с кулачным боем). «Из упражнений, составляющих пятиборье, бег, метания и прыжки причислялись к более легким, между тем как борьба и кулачный бой считались трудными упражнениями и соединялись под общим названием панкратион» - писал П.Ф. Лесгафт.

Называя этот вид спорта легкой атлетикой, древние греки не предполагали, что через тысячелетия название это прозвучит насмешкой.

Известно, что легкая атлетика требует от спортсмена предельного напряжения воли, проявления выносливости, силы, быстроты и ловкости. Все эти качества проявляются в соперничестве между людьми. Именно соперничество позволяет говорить о двигательных возможностях человека.

Спортивные соревнования являются одной из главных сторон спортивной деятельности. Развитие физических качеств, освоение техники и тактики в избранном виде легкой атлетики, материально техническое обеспечение и многие факторы подготовки спортсмена находят свое выражение в соревновательном результате. При этом соревнования не только подводят итог всей подготовки спортсмена, но и сами служат действенным средством его развития и воспитания.

Призы, спортивные звания, реализация тренировочных усилий, самоутверждение и другие стимулы влияют на формирование и динамику развития личности. Соревновательные ситуации выступают как способ достижения цели, благодаря чему соревнования приобретают целевое, социальное значение.

Социальная значимость соревнований и спортивного результата, показанного спортсменом, очень велика и сказывается на судьбах участников соревнований.

Спортивные состязания являются определенным итогом всего периода подготовки спортсмена, выбранной методики и стратегии, проверкой новых спортивных технологий. Они позволяют наметить перспективы и целесообразность дальнейшей тренировочной работы тренера и спортсмена.

Несмотря на постоянное совершенствование правил, и других условий соревнований, в них велика доля непредсказуемости, неопределенности – как в определении победителей, так и в способах достижения победы. Непредсказуемость и зрелищность больше всего ценится спортсменами и болельщиками. Это и является привлекательным фоном спортивных соревнований.

В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, можно увидеть греческие и римские медальоны, монеты с изображением бегунов. Так, на красивой глиняной вазе, изготовленной и расписанной греческими мастерами в V до н.э., изображены, соревнующиеся в беге, спортсмены. Есть в коллекции ваза с изображением атлета, прыгающего в длину. Атлет держит в руках что-то вроде современных гантелей. Древние считали, что такие гантели точнее направляли движения рук прыгуна, способствовали более точной его посадке. Летописи также говорят, что если у приземлившегося атлета одна нога оказывалась дальше другой, прыжок не засчитывался.

Римская мозаика сохранила соревнования девушек- атлетов в беге, прыжках в длину, метании диска.

В те далекие времена не было секундомеров, а расстояния измерялись длиной стопы жреца храма Зевса.. Так, легенда, которая относится к XIII веку до н.э., рассказывает, что Геракл, «дистанцию для бега в один стадий, отмерил сам. Отмерив, расстояние, равное 600 своим ступням (192,27 м), он принял участие в пентатлоне, где и одержал победы».

Сопоставляя многочисленные сведения об Олимпийских играх, можно представить себе, как проходил праздник в этот период.

В начале Игр атлеты в сопровождении судей-элланодиков давали клятву у алтаря Зевса, совершали жертвоприношения. В клятве утверждалось, что атлет происходит от эллинов, является свободорожденным, что над ним не тяготеет преступление, за ним нет недоимок, что он готовился к Играм не менее 10 месяцев, что он будет состязаться честно. Элланодики клялись в том, что они будут судить по чести и совести, не будут поддаваться на подкупы, угрозы и уговоры.

Вслед за этим из Священной рощи появлялся феокол – верховный жрец в период Олимпийских игр. Сопровождавший его слуга нес срезанные ножом ветви священной оливы, из которых готовился венок победителю.

Один из элланодиков читал имена участников, написанные на левкоме (специальные таблицы). Имя каждого участника громко повторяет глашатай, опрашивая при этом, нет ли возражений у зрителей против того или иного атлета.

В первый день – жеребьевка в беге на один стадий: из урны атлеты вынимали костяные дощечки с написанными на них буквами алфавита. Те 4 атлета, у которых на табличках одинаковые буквы, составляют один забег. После жеребьевки бегуны проходят в палатку, где они раздеваются, их тела массируются и натираются оливковым маслом. Элланодики занимают места под навесом. Напротив – на белом жертвенном камне сидит жрица богини Деметры, единственная женщина, имеющая право присутствовать на Играх.

Существовали определенные правила ведения спортивной борьбы. Так, старт в беге давался по сигналу, а участник, совершивший нарушение правил старта (фальстарт), подвергался наказанию. Бегуны пользовались на старте для упора ног специальной плитой (балбис).

Каждый участник соревнований в беге бежал по отдельной дорожке. По сигналу трубы атлеты выходят на старт, занимают исходное положение на каменной плите, в которой сделаны углубления для ступней. Звучит команда: «Апите!». И бег начинается: атлеты бегут по прямой к столбу, который расположен в конце дистанции. Победители четверок встречаются между собой в финальном забеге, где и определяется чемпион в этом виде программы.

Таким же образом проходили соревнования и в диауле, только в этом случае атлет, добегая до столба, поворачивал вокруг него и возвращался назад, преодолевая, таким образом, 2 стадия (384,54 м). В долихосе старт был общим, а длина дистанции доходила до 24 стадий (4614,48 м).

Своеобразно проводились соревнования по прыжкам в длину.

Участники соревнования совершали разбег, как и в наше время, отталкивались от прочерченной на плите черты и приземлялись в яму с песком, держа в руках гантели. Они были каменными или металлическими, весили от 1,5 до 4,5 кг.

Соревнования по прыжкам сопровождались звуками флейты. Право играть на олимпийских состязаниях было большей частью для музыканта, приносило ему славу, наиболее искусных чествовали, как олимпийцев. В Альтисе среди статуй победителей находилось изображение флейтиста Пифокрита, который завоевал своим искусством право помогать атлетам в состязаниях.

Считается, что предшественником диска был плоский камень. Позднее судьи-элланодики приносили из храма смазанные маслом бронзовые диски, которые хранились в кожаных мешочках. Самый легкий диск, найденный в раскопках, весил 1,2 кг, а самый тяжелый – 5,7 кг. Метали диск с возвышения – балбиса, заступать за черту категорически запрещалось.

Для удобства метания копья к древку прикреплялась кожаная петля, носившая название «эмма». Атлет вставлял указательный и средний палец в петлю кожаного ремешка, длиной 30 см, который привязывали к середине копья и обматывали вокруг древка. Атлет натягивал петлю, обхватывал плотно древко, и в момент броска копье приобретало вращательное движение.

Сегодня трудно судить о результатах древних атлетов и о том, как они достигались. Так, например, есть данные, говорящие о том, что спартанский атлет Эхион в прыжках в длину достиг результата 55 ступней (17,66 м). Есть сведения, что этот результат складывался из трех прыжков. Следовательно, достижение атлета в одном прыжке превышало пять с половиной метров (5,55 м).

О достижениях древних в отдельных видах легкой атлетики приходится судить по различным косвенным данным, которые не всегда достоверны. Так, большим мастером в метании диска, считался Фаилос. Известен и его результат – немногим менее 25 м.

Неплохим дискоболом был Флегий, который на тренировках метал диск через реку Алфей, ширина которой в настоящее время равняется 50 м.

По преданию юный бегун Полимнестрон не только легко догонял козу из стада, но и зайца (!).

Именно в этот период в Олимпии были созданы «Дискобол» Мирона, «Дорифор» (копьеносец) Поликлета, статуя Ники Пэония. На Олимпийских играх этого времени читал свои произведения историк Геродот, выступали философы Хилон и Фалес, это были годы расцвета таланта, выдающегося поэта Древней Греции Пиндара.

Вызванное к жизни экономическими условиями разделение труда во многих сферах жизни, естественно, не миновало и спорт, выразившись в нем в виде профессионализации. Атлеты начали превращаться из свободного состязателя в узкого специалиста, который, стремясь добиться при помощи олимпийской победы известных материальных благ, стал совершенствовать как технику физических упражнений, так и систему подготовки к этим престижным соревнованиям. В этот период происходит и социальное разделение участников Игр: легкая атлетика, кулачный бой, борьба.

Профессиональные тенденции греческого атлетизма привели к целому ряду негативных сдвигов в характере Олимпийских состязаний, которые осуждались философами, мыслителями и педагогами Эллады (Ксенофан, Еврипид, Платон, Аристотель).

 

 

И хотя подлинной причиной упадка греческого спорта и гибели Олимпии был кризис общественного развития Греции, все же именно в это время началась явная поляризация физической культуры, ее разделение, которое, в конце концов, стало началом гибели античного периода Олимпийской истории.

Подлинного расцвета легкоатлетический спорт достиг в древней Греции. Спортивные состязания в этой стране приобрели популярность еще в самые отдаленные времена. Но эти состязания-праздники носили в большинстве случаев местный характер. Затем в местечке Олимпия, у подножия холма Кронос, где находился знаменитый храм Зевса и где были построены многочисленные гимназии и палестры для занятий физическими упражнениями, а также стадион с ипподромом, стали проводиться общенациональные, всенародные соревнования, получившие название Олимпийских игр.

В Спарте физическое воспитание носило прикладной, военизированный характер. Только воспитав сильных, закаленных воинов, спартанцы могли обеспечить свое государство над превышавшими их по численности государственными рабами – илотами.

Греки были хорошо подготовлены к участию в Олимпийских играх, умели и любили состязания. Увлечение греков спортом, в частности легкой атлетикой, нашло свое отражение во многих архитектурных, скульптурных и литературных памятниках, оставшихся в наследство поколению от древнего мира.

Первые документальные сведения об Олимпийских играх древности относятся к 776 году до н. э. – эллинский период. На Олимпийские игры стекалось множество людей из различных городов Греции. О значении и популярности этого всенародного спортивного праздника говорит тот факт, что во время олимпиад по всей стране прекращались войны.

Вся, спортивная часть праздника состояла из бега на один стадий (192,27 м), или, как тогда называли, дромос. Из описаний известно даже имя победителя этих соревнований: им стал повар из Элиды Корэб.

В 776 лет до н. э. уже существовали системы тренировок в беге, прыжках и метаниях. По многим видам физических упражнений проводились соревнования (агон), которые проходили по определенным правилам.

В гомеровских поэмах «Илиада» и «Одиссея» отчетливо видно, что греческая агонистика сформировалась в военной среде родовой аристократии и представляла собой традиционный способ проявления и демонстрации мужества, выносливости, ловкости и силы. Стремление к идеалу мужской добродетели, как писал Гомер в «Илиаде», - «всегда быть первым и вести других за собой». По словам Ю.М. Чернецкого: – «Ни одно из известных нам обществ не было так ориентировано на агон, как древнегреческое».

Эллинский период античной Олимпийской истории характерен постоянным расширением программы игр. Первые 14 Олимпиад праздник проходил в один день и состоял из ритуальных торжеств и состязаний в беге на один стадий. В 774 году до н.э. в программу Игр вводится диаул – бег на 2 стадия (384,52 м). На Играх 15 Олимпиады, в 720 году до н.э. в программу был включен – долихос – длинный бег (от 7 до 24 стадий, т.е. 1345,89 м и 4614,48 м).

История рассказывает, что на этих Играх Орсипп Мегарский, участник бега на стадий, потерял во время соревнований свою набедренную повязку, но вырвал победу. С тех пор якобы атлеты выступали на состязаниях обнаженными.

В последующие века до н. э. в Олимпийских играх участвовали преимущественно атлеты-профессионалы. Это привело к увеличению случаев обмана, нечестных приемов. Игры стали похожи на жестокие состязания гладиаторов и потеряли свое значение общественного праздника. Олимпийские игры прекратили свое существование в связи с утратой Грецией самостоятельности и переходом ее под власть Рима.

В 393 г. н. э. римской император Феодосй I, под давлением духовенства, специальным декретом упраздняет Олимпийские игры.

Однако, не смотря на это, мы должны быть благодарны древним за то, что они дали миру столь прекрасный вид спорта и возможность соперничества в нем, проявления лучших физических качеств человека, широкого общения между народами, формированию культуры тела и движений.

В эпоху Возрождения народы вновь обратились к культурному наследию греков, однако спорт не получил в это время достаточного развития. Лишь в XVIII в. бег, прыжки и метания начинают возрождаться в гимнастических системах физического воспитания буржуазного общества. Возрождается также интерес к Олимпийским играм. Мысль о возобновлении греческих олимпиад высказывали, в частности, немецкие деятели физического воспитания Гутс Мутс (1759-1839) и А.Фит (1763-1836).

История современной легкой атлетики берет свое начало на Британских островах. В манускриптах XII в. уже упоминаются легкоатлетические соревнования лондонцев. В XVII в. популярным становится бег по большим дорогам между городами и на ипподромах.

В 1770 г. был зафиксирован первый результат в часовом беге – 17 км 300 м. Большое распространение приобретают выступления профессионалов. Так, в 1803 г. некий Д.Тодд пробежал от Гайд-парка до Оксбридж Рой расстояние около мили за 4 мин 10 с.

В 1837 году состоялись первые соревнования по бегу на дистанцию около 2 км. Участниками соревнований были учащиеся колледжа г. Регби.

Во второй половине XIX в. в Англии стали проводиться регулярные соревнования любителей легкой атлетики. Так, в 1864 году, состоялась первая встреча между атлетами Оксфордского и Кембриджского университетов.

В 1866 году впервые было проведено национальное первенство. В 1865 г. был основан Лондонский атлетический клуб, который проводил первые первенства страны по легкой атлетике. Впервые национальное первенство было проведено в 1866 году.

В 1880 году в Англии была основана любительская легкоатлетическая ассоциация, получившая права высшего органа по легкой атлетике.

Несколько позже легкоатлетический спорт начал развиваться в США. Так же как и в Англии, любители спорта в США в первое время отдали дань профессиональному бегу. Особенно в моде были многочасовые и многодневные пробеги.

Первое в США легкоатлетическое соревнование на открытом воздухе состоялось в 1871 г., университетское первенство в 1874 г., а чемпионат страны в 1875 г.

Параллельно с развитием в Англии и США легкая атлетика распространяется во многих странах европейского контингента: вначале во Франции, несколько позже в Германии, Скандинавских странах. Таким образом, к концу XIX в. легкоатлетический спорт становится известным в большинстве европейских стран.

Подлинное возрождение легкой атлетики в наше время связано с возобновлением Олимпийских игр.

24 марта 1896 г. на Мраморном стадионе в Афинах орудийный салют в честь открытия Игр возвестил о начале новой эры в развитии мирового спорта, следовательно, и легкой атлетики.

Наибольший успех выпал в Афинах на долю легкой атлетики. Первым олимпийским чемпионом современности стал студент Гарвардского университета (США) Джеймс Конноли, который прыгнул тройным прыжком на 13,71 м, опередив более чем на метр серебряного призера. Кстати, Д. Конноли стал еще обладателем серебряной награды в прыжках в высоту (176 см) и бронзовой – в прыжках в длину (5 м 84 см). Американские атлеты сумели завоевать в соревнованиях по легкой атлетике 9 золотых медалей из 12.

Но героем Олимпийских игр в Афинах стал греческий легкоатлет-марафонец Спиридон Луис.

Уже задолго до начала этого состязания пресса довела ажиотаж вокруг него до небывалой высоты: победа в марафонском беге признавалась делом чести, событием общенационального масштаба. Накануне соревнований посыпались посулы будущему победителю: ему обещали бесплатное пожизненное снабжение молоком, продуктами, одеждой, лечением. Ему обещали в подарок тонну шоколада, 10 коров, 30 овец, бочку вина, золотой кубок Мишеля Бреаля и, наконец... дочку богача Авероффа с приданым в 1 миллион драхм. Но для того, чтобы получить все обещанное, победитель должен быть греком!

На стадион первым вбежал почтальон из местечка Марузи Спиридон Луис! Весь стадион стоя приветствовал бегуна, который стал впоследствии национальным героем Греции. В честь победителя был исполнен гимн Греции. Спиридон Луис с лихвой вознаградил зрителей за неудачи греческих легкоатлетов в других видах соревнований.

Уместно будет напомнить историю этого состязания. Когда стало известно о том, что возрождены Игры античной Греции, к Кубертену обратился французский ученый-филолог Мишель Бреаль: «Если Организационный комитет Афинской Олимпиады склонен был бы включить в программы соревнований бег, возрождающий прославленный подвиг солдата из Марафона, я охотно согласился бы пожертвовать награду для победителя в этом марафонском беге».

Игры I Олимпиады современности оказали исключительно большое влияние на последующее развитие международного спортивного движения и легкоатлетического спорта. Именно они начали свое превращение физической культуры и легкой атлетики в событие огромного социального значения.

17 июля 1912 года в Стокгольме на заседании представителей легкоатлетических ассоциаций 15-ти стран, в том числе и России, была создана Международная ассоциация федераций легкой атлетики (ИААФ). С этого года началась официальная регистрация мировых рекордов.

В 1983 г. в Хельсинки был проведен первый чемпионат мира по легкой атлетике.

В настоящее время ИААФ является международной организацией, объединяющей национальные федерации, которые культивируют легкую атлетику в своих странах, соблюдая устав и правила ИААФ.

 

Характеристика



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.042 с.)