В системе физического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В системе физического воспитания



Легкая атлетика является одним из основных видов спорта в системе физического воспитания. И прежде чем говорить о ее месте в этой системе, необходимо определиться с понятием «система».

Понятием «система» пользуются, когда имеют в виду нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Именно таким целостным образованием является система физического воспитания, созданная и успешно функционирующая в нашей стране.

Известно, что физическое воспитание – общественное явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития. Идеи, направляющие социальную практику физического воспитания, и формы ее организации всегда обусловлены конкретными общественными отношениями создаваемых в условиях различных общественных формаций.

Поэтому, понятие «система физического воспитания» отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, т.е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков и др.).

Специалисты в области теории и методики физического воспитания (Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Н.Г. Озолин, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов и др.) считают, что определяющими положениями системы физического воспитания будут:

- идеологические основы, выраженные в ее социальных целевых установках, принципах и других отправных идеях;

- теоретико-методические основы, которые представляют целостную концепцию, объединяющую научно-практические знания о закономерностях, правилах, средствах и методах физического воспитания;

- программно-нормативные основы, т. е. программный материал, отобранный и систематизированный согласно целевым установкам, принятой концепции и нормативам, установленными в качестве критериев физической подготовленности;

- организационные структуры, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание в обществе.

Так, например, П.Ф. Лесгафт, в своем фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888-1901 гг.), изложил принцип научной обоснованности физического образования на базе использования методов исследования – педагогических, медико-биологических, психологических; разработал принципы профессиональной подготовки специалистов по физическому образованию. Им была представлена классификация физических упражнений; установлена взаимосвязь физического образования с умственным и эстетическим воспитанием; показана образовательная роль двигательных действий в трудовой, военной и повседневной жизни человека и др.

Он, как и Г. Демени, считал, что система должна состоять из небольшого количества естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, борьбы, простых гимнастических упражнений, игр и экскурсий.

П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что на первом этапе физического образования детей школьного возраста следует «научить основным необходимым движениям: правильно бегать, прыгать, метать, выполнять движения различными звеньями тела».

На втором – необходимо «научить ребенка выполнять упражнения с более высокой нагрузкой: умение бежать не только правильно, но и быстро, прыгать дальше и выше и пр.».

На третьем этапе физического образования П.Ф.Лесгафт предлагал «выполнять упражнения по времени и характеру прилагаемых усилий, ориентированию в пространстве. На этом этапе школьников учили пробегать определенное расстояние в установленное время, метать в цель и т.д.».

Оценивая критически и анализируя систему физического образования П.Ф. Лесгафта, можно найти достаточное количество ошибочных положений. Например, он был противником снарядовой гимнастики. И все же его система для своего времени была одной из передовых в мире. Но, к сожалению, в России она не стала основой национального физического воспитания, так как царское правительство не имело государственной программы в этой области образования, а страна не располагала, ни квалифицированными специалистами, ни специальной материально-технической базой.

Однако многие ее положения не утратили своего значения до настоящего времени.

Раскрывая большую значимость легкоатлетических упражнений и легкой атлетики как вида спорта в системе физического воспитания, в первую очередь необходимо отметить их прикладной характер.

Известно, что прикладной характер физических упражнений, того или иного вида спорта определяется тем, насколько приобретенные с их помощью качества и навыки могут быть полезны в жизни и практической деятельности. В этом плане, легкоатлетические упражнения не имеет себе равных. Двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки и метания), которые приобретаются в ходе занятий легкой атлетикой, физические качества (быстрота, сила, выносливость и ловкость), которые развиваются в ходе занятий, находят самое широкое применение, как в трудовой деятельности, так и в военном деле.

Разнообразие легкоатлетических упражнений и широкие возможности варьирования нагрузки в ходьбе, беге, прыжках и метаниях позволяют успешно использовать их в занятиях людей разного возраста, пола и разной степени физической подготовленности.

Занятия по легкой атлетике проводятся, как правило, на свежем воздухе. Легкоатлетические упражнения воздействуют на все группы мышц, укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность органов дыхания, сердечно-сосудистой и других систем организма человека.

Таким образом, с помощью легкоатлетических упражнений полностью решается задача гармоничного, разностороннего физического развития человека.

Особенно большое значение имеет легкая атлетика для формирования растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения. Все вышесказанное определяет оздоровительную направленность занятий легкоатлетическими упражнениями.

Легкая атлетика имеет большое воспитательное значение. Занятия легкоатлетическими упражнениями формируют характер, закаливают волю человека, приучают его не бояться трудностей, смело преодолевать их. Систематическая тренировка, подготовка к соревнованиям, достижение высоких спортивных результатов невозможны без соблюдения правильного режима, организации всей тренировочной работы. Занятия в коллективе, участие в командных соревнованиях воспитывают коллективизм, ответственность, патриотизм.

Образовательное значение легкой атлетики заключается в том, что в процессе занятий человек приобретает чрезвычайно полезные двигательные навыки, знания в области физической культуры, спортивной тренировки, самоконтроля, режима питания и гигиены.

В коллективах физической культуры, в высших и средних учебных заведениях и других организациях легкая атлетика занимает ведущее место.

Научность легкой атлетики заключается в том, что специалисты многих наук изучают характер, структуру, особенности использования легкоатлетических упражнений в занятиях различных возрастных групп.

Выполненные исследования касаются многих сторон этого вида двигательной деятельности человека.

Велико и зрелищное, эстетическое значение легкой атлетики. Соревнования по ходьбе, бегу, прыжкам, метаниям и особенно в эстафетном беге представляют собой захватывающее зрелище.

Для оценки достижений в легкой атлетике, стимулирования занятий этим видом спорта и лучшей организации соревнований введены спортивные разряды, которые периодически пересматриваются с учетом мировых достижений и массового развития видов легкой атлетики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.007 с.)